Научная статья на тему 'К. Г. Исупов. Эстетика исторического пространства: «Рим» Н. В. Гоголя'

К. Г. Исупов. Эстетика исторического пространства: «Рим» Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. Г. Исупов. Эстетика исторического пространства: «Рим» Н. В. Гоголя»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

К.Г. Исупов

ЭСТЕТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: «РИМ» Н.В. ГОГОЛЯ*

Реферируемая работа посвящена вопросам гоголевского историзма. Известно, что Н.В. Гоголь (1809-1852) увлекался проблемами всеобщей истории и какое-то время ее преподавал. В 1834 г. он был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но в 1835 г. оставил кафедру и занялся литературно-художественным творчеством. В 1836 г. Н.В. Гоголь уехал за границу, где пробыл до 1848 г., хотя дважды по делам наезжал в Россию. В Европе Гоголь ездил по разным странам (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Франция, Испания), но больше всего ему нравилась Италия и, конечно же, Рим, отмечают его биографы.

Повесть «Рим» (сам Гоголь дал ей подзаголовок «отрывок») рассматривается в реферируемой работе в двух аспектах: как словесно-образное воплощение философско-исторической концепции и как поэтика художественного времени и пространства (с. 59). В начале «отрывка» 25-летний римский князь, приехавший в Рим после 15 лет отсутствия, любуется красотой Аннунциаты, пре-

* Исупов К.Г. Эстетика исторического пространства: «Рим» Н.В. Гоголя // Исупов К.Г. Русская философская культура. - СПб.: Университетская книга, 2010. -С. 59-68. 88

Эстетика исторического пространства

красной дочери итальянского народа. В повести быстро пересказывается история жизни князя, обильная многими впечатлениями, когда он учился в итальянском городе Луке, а затем в Париже.

Далее в тексте «Рима» разворачивается антитеза «Рим - Париж». К.Г. Исупов полагает, что эта антитеза может быть прочитана как «Восток - Запад», поскольку относительно Парижа Рим и есть «Восток» (с. 61). Вначале эта антитеза развертывается как бы в пользу Парижа, но затем образ Парижа предстает глазам юного князя «набором беспорядочно слепленных фрагментов», он поражен «чудовищной наружностью» города-фантома, города-призрака (с. 61). В Париже князь чувствовал свое одиночество, поскольку во всем ему виделся призрак пустыни. «Размыкание тесного пространства и ощущение времени приходят к герою в форме воспоминания»: он стал вспоминать Италию в манящем свете (с. 62).

Герой возвращается в Рим в связи со смертью своего отца, старого князя, и необходимостью распорядиться судьбой сильно расстроенного отцом наследства. Молодой князь в Риме воспринимает прошлое Италии «во всех временных срезах одновременно», причем «синхронным временным перспективам Вечного города сопутствуют в тексте перспективы пространственные», т.е. все четыре чудных вида на все четыре стороны (с. 63).

«Взгляд на историю как на художественное произведение позволяет Гоголю мыслить о ней большими стилями архитектуры» (с. 64). Здесь К.Г. Исупов ссылается на статью Н.В. Гоголя «О Средних веках». Архитектурный образ, продолжает автор реферируемой работы, «стал художественной актуализацией историко-эстетической точки зрения, философской позицией повествователя и героя» гоголевской повести «Рим» (с. 64).

В историко-идеологическом плане антитеза «Париж - Рим», полагает К.Г. Исупов, прочитывается как «Петербург - Москва», поскольку «Гоголю важно было утвердить ту философско-историческую точку зрения, согласно которой "петербургский" путь представлялся "национально-историческим самообманом"» (с. 65), т.е. позиция Гоголя частично совпадает со славянофильской. «Кто сильно вжился в жизнь римскую, - говорил Гоголь Ф.В. Чижову, - тому после Рима только Москва и может нравиться» (цит. по: с. 66).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.