ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2483: 5357-5359
К экологии ушастой совы Asio otus в центральной части Воронежской области
А.Ю.Соколов, М.В.Щекало
Александр Юрьевич Соколов, Мария Викторовна Щекало. Государственный природный заповедник «Белогорье», Борисовка, Белгородская область, Россия
Второе издание. Первая публикация в 2020*
В современной гнездовой фауне южной части Центрального Черноземья ушастая сова Asio otus является одним из самых обычных видов Strigiformes (Нумеров 1996; Соколов 2007; Венгеров, Лихацкий 2008; и др.). Из естественных и антропогенно трансформированных (агроценозы и др.) гнездовых биотопов в годы с суровыми зимами и низкой численностью мышевидных грызунов — основного вида добычи ушастых сов — в зимний период эти птицы обычно откочёвывают, гнездящиеся же в населённых пунктов ушастые совы ведут преимущественно оседлый образ жизни. При этом и в населённых пунктах, и в естественных местообитаниях зимой совы нередко образуют локальные скопления до 10-15 (иногда более) особей (Барабаш-Никифоров, Семаго 1963; Соколов 2007).
Активная синантропизация ушастой совы в конце ХХ и начале XXI века неоднократно отмечалась рядом авторов для разных регионов европейской части России (например: Воронецкий 1999). Не является в этом отношении исключением и территория Воронежской области (Соколов 2007; Нумеров, Мирошникова 2009; Соколов, Химин 2009). Этот вид в числе гнездящихся в населённых пунктах птиц для Воронежской губернии упоминался ещё в середине XIX века Н.А.Северцовым (1855).
Данное сообщение посвящено некоторым чертам экологии ушастых сов, синантропно гнездящихся в центральной части Воронежской области, а именно — на территории города Боброва, являющегося одним из административных районных центров указанного региона (официальная площадь города - 22 км2).
Первый достоверный случай гнездования ушастой совы в черте города Боброва зарегистрирован в 1995 году (Соколов 2007). В то время в границах города ещё сравнительно массово гнездились сороки Pica pica, гнездовые постройки которых и использовали для размножения ушастые совы. Однако уже в начале XXI столетия гнездовая численность сороки практически повсеместно в Воронежской области (за исключением разве что областного центра — Нумеров и др. 2013) снизилась до катастрофического уровня. К тому времени старые древесные насажде-
* Соколов А.Ю., Щекало М.В. 2020. К экологии ушастой совы в условиях центральной части Воронежской области IIПространственно-временные аспекты функционирования биосистем. Белгород: 120-122.
ния в Боброве, как и в ряде других провинциальных городов, стала активно заселять серая ворона Corvus cornix (например: Соколов 2010), тоже традиционно обеспечивающая ушастых сов «жилым фондом». Следует отметить, что в последнем случае в условиях ограниченности пригодных для размещения гнёзд насаждений (парков, скверов и т.п.), вероятно, между воронами и ушастыми совами периодически имели место конфликтные взаимоотношения. Но как бы там ни было, в черте города с конца 1990-х годов относительно постоянно гнездились до 3-5 пар ушастых сов (Соколов 2010).
Одним из мест продолжительного регулярного гнездования ушастых сов был центральный городской парк, в котором совы использовали сначала сорочье, а затем воронье гнездо. Примечательно, что в отличие от сов, гнездящихся в естественных или условно аналогичных таковым трансформированных биотопах, в норме каждой год меняющих гнёзда для размножения, совы в центральном парке подолгу занимали одно и то же гнездо (вероятно, в первую очередь из-за дефицита гнёзд).
Согласно неоднократным наблюдениям, к размножению «городские» совы приступали на 2-4 недели позже тех, которые гнездились в лесах, полезащитных лесополосах и т.п., то есть в начале мая (Соколов 2007; Соколов, Химин 2009). Единственной причиной такой задержки в данном случае представляется ожидание появления на деревьях зелёной листвы, которая обеспечивала занятым гнёздам дополнительную маскировку. При этом токовать брачные партнёры начинали уже в конце февраля (Соколов 2007). Примечательно, что в некоторых случаях фиксировалось токование в условиях города и в дневное время.
В случае с парой, гнездившейся в парке Боброва, по крайней мере пара взрослых, а в некоторые годы, видимо, и молодые из выводка оставались зимовать здесь же. Чаще всего для днёвок они использовали несколько елей, растущих в центральной части парка. При этом в еловой аллее, расположенной по крою парка и примыкающей к одной из центральных улиц города, ушастые совы ни разу замечены не были.
В 2014 году под одной из использовавшихся для массовой днёвки (не менее 5 птиц) елью в начале весны после схода снежного покрова были собраны довольно компактно лежавшие погадки (n = 67). В ходе их разбора были выявлены следующие пищевые объекты: Microtus arvalis -130 экз., Mus musculus - 19, Apodemus agrarius - 15, Apodemus uralen-sis - 15, Apodemus sp. - 16, Micromys minutus - 7, Passer sp. - 5.
Видовой состав грызунов явно свидетельствует о том, что по крайней мере в данную зиму совы вылетали охотиться за пределы города. Вероятно, в качестве одного из основных охотничьих биотопов они использовали подступающий с юго-востока к городской окраине пойменный луг, восточнее граничащий с пойменным лесом. Кратчайшее расстояние до этого участка от места днёвок составляет 1.8-2.2 км.
Вероятно, из-за низкой численности грызунов в репродуктивный период 2019 года и особенно экстремально засушливого 2020 года случаи размножения ушастых сов в Боброве достоверно не зарегистрированы. Стоит отметить, что неудовлетворительная кормовая база (в том числе по причине проводимой фермерами в центре Воронежской области активной борьбы с грызунами посредством использования химических препаратов, что негативно сказывается и в отношении других видов пернатых хищников, населяющих сходные с ушастой совой биотопы — например: Соколов 2020) в последние несколько лет обусловила сравнительную редкость или полное отсутствие ушастой совы во многих районах.
Что касается птиц, населявших в течение двух десятилетий цент -ральный парк города Боброва, то с 2017 года они были вынуждены сменить место гнездования, переселившись в частный жилой сектор, так как парковую территорию заняла пара воронов Corvus corax, с 2019 года начавшая здесь успешно размножаться (Соколов 2019).
Литер атур а
Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. 1963. Птицы юго-востока Чернозёмного центра. Воронеж: 1-210.
Венгеров П.Д., Лихацкий Ю.П. 2008. Птицы // Позвоночные животные Воронежского заповедника: аннотированный список. Воронеж, 2: 19-61. Воронецкий В.И. 1999. Синантропизация ушастой совы в Восточной Европе и факторы, определяющие этот процесс // Материалы 3-й конф. по хищным птицам Вост. Европы и Сев. Азии. Ставрополь, 2: 45-48. Нумеров А.Д. 1996. Класс Птицы Aves // Природные ресурсы Воронежской области. Позвоночные животные. Кадастр. Воронеж: 48-159. Нумеров А.Д., Венгеров П.Д., Киселёв О.Г., Борискин Д.А., Ветров Е.В., Киреев А.В., Смирнов С.В., Соколов А.Ю., Успенский К.В., Шилов К.А., Яковлев Ю.В. 2013. Атлас гнездящихся птиц города Воронежа. Воронеж: 1-360. Нумеров А.Д., Мирошникова Ю.Ю. 2009. Гнездовая экология и спектр питания ушастой совы в Воронежской области // Совы Северной Евразии: экология, пространственное и биотопическое распределение. М.: 6-11. Северцов Н.А. 1855. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии. М.: 1-430.
Соколов А.Ю. 2007. Птицы Бобровского Прибитюжья // Тр. Воронежского заповедника 25: 133-193.
Соколов А.Ю. (2010) 2013. К вопросу о синантропизации некоторых видов птиц в условиях центральной части Воронежской области // Рус. орнитол. журн. 22 (920): 2554-2555. EDN: RAUOHB.
Соколов А.Ю. 2019. Новый случай синантропного гнездования ворона Corvus corax в Воронежской области // Рус. орнитол. журн. 28 (1868): 6111-6113. EDN: JMTARQ. Соколов А.Ю. 2020. Попытки привлечения дневных хищных птиц на гнездование в Воронежской области: первоначальные перспективы и текущие результаты // Материалы 8-й Международ. конф. РГХП. Воронеж: 103-107. Соколов А.Ю., Химин А.Н. (2009) 2016. Совы центральной части Воронежской области // Рус. орнитол. журн. 25 (1240): 260-264. EDN: VEBNMD.