Из вышеописанных наблюдений следует, что в Ленинградской области скальный конёк является редким пролётным видом, единично встречающимся на побережьях и островах Финского залива и Ладожского озера; а также очень редким гнездящимся видом на внешних островах Финского залива.
Литератур а
Абрамов И.В., Храбрый В.М. 2024. Встречи скального конька Anthuspetrosus в Ленинградской области и первое свидетельство его гнездования на островах Финского залива // Рус. орнитол. журн. 33 (2417): 2105-2106. EDN: LMZITY. Антипин М.А., Гагинская А.Р. 2006. Птицы // Остров Гогланд. Результаты исследования
природных комплексов. СПб.: 26-27. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Alström P., Mild K. 2003. Pipits and Wagtails of Europe, Asia and North America. Identification
and Systematics (Helm Identification Guides). London. Gill F., Donsker D., Rasmussen P. (eds.) 2024. Waxbills, parrotfinches, munias, whydahs, Olive Warbler, accentors, pipits. IOC World Bird List Version 14.1. International Ornithologists' Union.
Kontiokorpi J., Rusanen P. 2014. Survey of springtime Arctic bird migration in Vyborg in 19882008 and in Kurortny district in 1999-2001 // Rep. Finnish Envir. Inst. 39: 1-68. Shirihai H., Svensson L. 2018. Handbook of Western Palearctic Birds. Vol. 1. Passerines: Larks
to Warblers. Bloomsbury Publishing. Renno O. 1993. Eesti linnuatlas. Tallinn.
Valkama J. 2019. Finsk rödlistning av skärpiplärka - Anthus petrosus. Finlands Artdatacenter.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2475: 4946-4951
Гнездовые адаптации некоторых птиц в условиях Бобровского Прибитюжья (Воронежская область)
А.Ю.Соколов
Александр Юрьевич Соколов. Государственный природный заповедник «Белогорье», посёлок Борисовка, Белгородская область, Россия. E-mail: [email protected]
Второе издание. Первая публикация в 2011*
По мере нарушения вследствие антропогенной трансформации естественных ландшафтов и появления при этом новых искусственных элементов, таких как искусственные водоёмы, лесополосы и другие насаждения, карьеры и т.п., у отдельных видов птиц возникают новые гнездовые адаптации как форма приспособления к новым условиям. Кроме
* Соколов А.Ю. 2011. Гнездовые адаптации некоторых видов птиц в условиях Бобровского Прибитюжья (Воронежская область) //Науч. вед. Белгород. ун-та 9 (104): 76-80.
того, вместе с синантропизацией птицы всё активнее используют для гнездования различные постройки человека, а также всевозможные технические сооружения. Некоторые из таких адаптаций в Бобровском При-битюжье проявились в последние два десятилетия.
Материалы собирались при непосредственном периодическом обследовании основных типов естественных и антропогенно трансформированных биотопов в центральной части Воронежской области (Бобровский, частично Таловский и Аннинский районы) в ходе пеших экскурсий в период с 1989 по 2010 год. Ежегодная протяжённость таких экскурсий составляла от 150 до 300 км. Основная часть исследований проводилась в гнездовой период птиц.
В ходе своих исследований в середине XIX века Н.А.Северцов (1950) отметил на гнездовании в населённых пунктах на территории Приби-тюжья 11 видов птиц. Пять из них: ушастая сова Asio otus, серая ворона Corvus cornix, серая славка Sylvia communis, славка-мельничек S. curruca и полевой воробей Passer montanus, — гнездились исключительно в садах. Постройки человека для гнездования использовались лишь б видами птиц (см. таблицу). Позже к ним добавились чёрный стриж Apus apus, удод Upupa epops, белая трясогузка Motacilla alba, серая мухоловка Muscicapa striata, обыкновенная горихвостка Phoenicurus phoenicurus, большая синица Parus major, полевой воробей (Огнёв, Воробьёв 1923; Ба-рабаш-Никифоров, Семаго 1963). Как видно из приведённых данных, 2/3 видов, гнездящихся в постройках человека, относятся к экологической группировке склерофилов. В природных условиях для гнездования им необходимы обнажения преимущественно твёрдых горных пород с наличием расщелин, ниш, карнизов и т.д. В последние годы этот список в Воронежской области пополнился ещё двумя видами — серой неясытью Strix aluco и горихвосткой-чернушкой Phoenicurus ochruros.
Горихвостка-чернушка в Бобровском Прибитюжье, где она является почти исключительно синантропным видом, впервые отмечена в 1990 году. На 1992 год численность гнездящихся птиц в квадрате ES3 по УТМ (50^50 км), включающем город Бобров и большую часть Бобровского административного района, немногим превышала 10 пар (Hagemaijer, Blair 1997). Первоначально эти горихвостки гнездились исключительно на высотных бетонно-кирпичных постройках. С середины 1990-х годов численность этого вида начала расти (Соколов 2007). В настоящее время плотность гнездящихся горихвосток-чернушек в городе Боброве доходит до 5-6 пар/км2 (Соколов 2010). Известные случаи гнездования их в естественных биотопах Воронежской области единичны (Венгеров и др. 2007).
Гнездование серой неясыти — типичного дуплогнездника — в постройках человека для Воронежской области впервые отмечено в Каменной степи (Турчин 1992). В Бобровском Прибитюжье известно гнездование одной пары в течение ряда лет на водонапорной башне в селе Хреновое,
у опушки Хреновского бора (Соколов, Химин 2009). Подобные случаи известны и для других регионов (Мальчевский, Пукинский 1983; Никифоров и др. 1989; Завьялов и др. 2009).
Видовой состав птиц, гнездящихся в постройках человека по данным исследований разных периодов
Вид Экологическая группировка Северцов 1950 Огнёв, Воробьёв 1923 Барабаш-Никифоров, Семаго 1963 Современные данные
Columba livia С + + + +
Athene noctua С + + + +
Strix aluco Д +
Apusapus С + + +
Upupa epops С + +
Hirundo rustica С + + + +
Delichon urbicum С + + + +
Motacilla alba Л + +
Corvus monedula С + + + +
Muscicapa striata Д + +
Phoenicurus phoenicurus Д + +
Phoenicurus ochruros С +
Parus major Д + +
Passer domesticus С + + + +
Passer montanus С + + +
Всего 6 8 13 15
Условные обозначения,: Д — дендрофилы, Л — лимнофилы, С — склерофилы.
Некоторые виды птиц начали охотно использовать для гнездования опоры линий электропередачи. Наиболее показательным примером в этом отношении являются врановые Corvidae. Одним из первых к гнездованию на опорах высоковольтных ЛЭП перешёл ворон Corvus corax. Возможно, данное обстоятельство способствовало заметному росту его численности на юге лесостепной зоны. На территории района исследований отмечены также случаи гнездования на опорах ЛЭП серой вороны и грача Corvus frugilegus. Два последних вида при этом используют для устройства гнёзд исключительно металлические решетчатые конструкции; их же в подавляющем большинстве использует и ворон.
В полых бетонных опорах высоковольтных ЛЭП устраивают гнёзда галки, образуя иногда небольшие полуколониальные поселения. В последние годы в некоторых регионах отмечены аналогичные гнездовые адаптации у таких видов, как сизоворонка Coracias garrulus и клинтух Columba oenas (Гаврилюк 2009; Ветров 2010; Белик и др. 2010). Немаловажным является то факт, что оба этих вида в обозримом прошлом в большинстве регионов лесостепной зоны перешли в категорию редких, отчасти, возможно, из-за недостатка пригодных для гнездования биотопов (Власов, Миронов 2008; Красная... 2005, 2006; и др.). В частности, в отношении клинтуха как один из возможных негативно повлиявших на него факторов в Бобровского Прибитюжья рассматривалось сведение
больших площадей старовозрастных дубрав (Соколов 2005). Встречи этих голубей в репродуктивный период (май-июнь) в агроценозах вдали от лесных массивов в Прибитюжье регистрируются с 2005 года. Все они приурочены к участкам с наличием высоковольтных ЛЭП с бетонными опорами, что вполне может свидетельствовать о проявлении описанной адаптации и в условиях данного района.
Типичным дуплогнездником, гнездящимся в дуплах, выдолбленных разными видами дятлов, а также нередко в искусственных гнездовьях является поползень Sitta europaea. В 2008 году в окрестностях посёлка Дугинка Бобровского района наблюдалось гнездование поползня в бетонной опоре железнодорожной ЛЭП. Птицы проникали во внутреннюю полость опоры через небольшое боковое отверстие, образовавшееся в верхней её части, по всей видимости, из-за частичного разрушения нестандартно тонкой стенки.
Как ещё одну форму адаптаций можно рассматривать гнездование в нетипичных для вида биотопах. В разной степени такие проявления присущи многим видам птиц. Наиболее интересны в этом отношении следующие примеры.
Характерными местообитаниями степного луня Circus macrourus на территории Центрального Черноземья до середины ХХ века были степные участки, балочные бурьянники и терновники, сельскохозяйственные поля (Барабаш-Никифоров, Семаго 1963). Активная трансформация естественных открытых ландшафтов в середине-конце ХХ века привела к катастрофическому снижению численности степного луня в Черноземье. В конце ХХ века гнездование степного луня в Воронежской области достоверно не регистрировалось; единственный случай отмечен в 2004 году (Венгеров 2004, 2005). В 2007 году отмечена сравнительно массовая инвазия степного луня на территорию региона (Сапельников и др. 2008). Во всех случаях пары этих луней гнездились (или пытались гнездиться) на заросших высокостебельной водно-болотной растительностью небольших водоёмах, расположенных в открытых ландшафтах (подобно болотным луням Circus aeruginosus). Гнёзда при этом располагались на заломах рогоза или кочках, окружённых водой (при глубине от 0.5 до 2 м). В частности, в Бобровском районе одна пара предприняла неудачную попытку гнездования на степном озере, а ещё одна пара успешно вывела птенцов на одном из водоёмов комплекса биологической очистки сточных вод (Соколов 2008).
Обыкновенный канюк Buteo buteo в середине XIX века в центральной части Воронежской области встречался исключительно на пролёте (Северцов 1950). Позже он начал активно заселять территорию региона, встречаясь на гнездовании исключительно в лесных массивах (Огнёв, Воробьёв 1923; Барабаш-Никифоров, Семаго 1963). В конце 1980-х годов отмечены гнездящиеся пары канюков в широких старовозрастных лесо-
полосах в Каменной степи (Турчин 1990). В настоящее время канюк в Прибитюжье и соседних районах широко осваивает и довольно узкие средневозрастные полезащитные насаждения, иногда гнездясь на сравнительно небольшой высоте на молодых деревьях (Соколов 2010).
В последние десятилетия рядом зоологов отмечено активное проникновение в населённые пункты ушастой совы (Воронецкий 1999; Бригадирова 2009; Нумеров, Мирошникова 2009; и др.). Не является исключением в этом плане и Бобровское Прибитюжье. На территории города Боброва гнездование ушастых сов наблюдается с 1995 года (Соколов, Хи-мин 2009). При дефиците гнездовых построек, основными поставщиками которых в данном случае являются сорока Pica pica и серая ворона, совы нередко по несколько лет размножаются в одних и тех же гнёздах, что в целом не типично для птиц, обитающих в естественных биотопах.
Как видно приведённых данных, полученных в Бобровском Прибитюжье, новые гнездовые адаптации в большей степени проявляются у синантропных видов и видов, населяющих антропогенно трансформированные ландшафты. Очевидно, и в дальнейшем следует ожидать как проявления новых адаптаций, так и появления их у новых видов птиц.
Литератур а
Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. 1963. Птицы юго-востока Чернозёмного центра. Воронеж: 1-210.
Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В. (2010) 2020. Ренессанс клинтуха Columba oenas в Восточной Европе: демографический потенциал новой адаптации // Рус. орнитол. журн. 29 (1949): 3255-3259. EDN: DWSGCE. Бригадирова О.В. 2009. Особенности экологии и динамики численности ушастой совы в городских парках Тульской области // Совы Северной Евразии. М.: 46-49. Венгеров П.Д. 2004. Современное состояние степного луня (Circus macrourus) в Воронежской области // Материалы раб. совещ. по проблемам ведения региональных Красных книг. Липецк: 103-106. Венгеров П.Д. 2005. Птицы и малоиспользуемые сельскохозяйственные земли Воронежской области. Воронеж: 1-152. Венгеров П.Д., Нумеров А.Д., Сапельников С.Ф. 2007. Фауна и население птиц меловых
обнажений Воронежской области // Тр. Воронежского заповедника 25: 109-132. Ветров В.В. 2010. Новые гнездящиеся птицы Луганской области и новые гнездовые адаптации // Птицы бассейна Северского Донца 15: 74-76. Власов А.А., Миронов В.И. 2008. Редкие птицы Курской области. Курск: 1-126. Воронецкий В.И. 1999. Синантропизация ушастой совы в Восточной Европе и факторы, определяющие этот процесс // Материалы 3-й конф. по хищным птицам Вост. Европы и Сев. Азии. Ставрополь, 2: 45-48. Гаврилюк М.Н. (2009) 2014. Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных столбах в
Черкасской области //Рус. орнитол. журн. 23 (1036): 2546-2548. EDN: SKDRDN. Завьялов Е.В., Якушев Н.Н., Табачишин В.Г., Мосолова Е.Ю. 2009. Вопросы экологической сегрегации серой и длиннохвостой неясытей на севере Нижнего Поволжья // Совы Северной Евразии. М.: 122-125. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники
и животные. 2005. Белгород: 1-532. Красная книга Липецкой области. Животные. 2006. Воронеж, 2: 1-256. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.
Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии: Справочник-
определитель гнёзд и яиц. Минск: 1-480. Нумеров А.Д., Мирошникова Ю.Ю. 2009. Гнездовая экология и спектр питания ушастой
совы в Воронежской области // Совы Северной Евразии. М.: 6-11. Огнёв С.И., Воробьёв К.А. 1923. Фауна наземных позвоночных Воронежской губернии. М.: 1-225.
Сапельников С.Ф., Венгеров П.Д., Нумеров А.Д., Соколов А.Ю. (2008) 2017. Степной лунь Circus macrourus в Воронежской области в 2007 году // Рус. орнитол. журн. 26 (1449): 2142-2145. EDN: YNEEOP. Северцов Н.А. 1950. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии. М.: 1-308.
Соколов А.Ю. (2005) 2016. О тенденциях изменения численности некоторых видов птиц в фауне Бобровского Прибитюжья // Рус. орнитол. журн. 25 (1305): 2401-2406. EDN: VZLOQH.
Соколов А.Ю. 2007. Птицы Бобровского Прибитюжья // Тр. Воронежского заповедника 25: 133-193.
Соколов А.Ю. 2008. Гнездование степного луня в Бобровском Прибитюжье Воронежской области // Материалы регион. совещ. «Проблемы ведения Красной книги». Липецк: 136-138. Соколов А.Ю. (2010) 2013. К вопросу о синантропизации некоторых видов птиц в условиях центральной части Воронежской области // Рус. орнитол. журн. 22 (920): 2554-2555. EDN: RAUOHB.
Соколов А.Ю. 2010. О гнездовании обыкновенного канюка в лесополосах в условиях центральной части Воронежской области // Современные проблемы зоологии позвоночных и паразитологии. Воронеж: 234-235. Соколов А.Ю., Химин А.Н. (2009) 2016. Совы центральной части Воронежской области // Рус.
орнитол. журн. 25 (1240): 260-264. EDN: VEBNMD. Турчин В.Г. 1990. Видовой состав и распределение хищных птиц в Каменной степи // Тез.
конф. молодых учёных. Липецк: 172. Турчин В.Г. 1992. Население сов Каменной степи // Тез. 6-й межвуз. науч. конф. молодых учёных. Липецк: 193.
Hagemaijer W.J., Blair M.J. (ed.) 1997. The EBCC Atlas of European Breeding Birds. London: 1-903.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2475: 4951-4953
О распространении и биологии малого перепелятника Accipiter gularis на Сахалине
В.А.Нечаев
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Малый перепелятник Accipiter gularis относится к числу редких гнездящихся птиц острова Сахалин. До последнего времени гнездование этого вида на Сахалине не было известно. Впервые его здесь отметил П.И.Супруненко; в 1880-х годах в долине реки Александровка добыта
* Нечаев В.А. 1983. О распространении и биологии малого перепелятника на острове Сахалин II Экология хищных птиц. М.: 87-89.