УДК 001.5:165:629.7
Батурин В.К.
К.Э. Циолковский как ученый и философ
Батурин Владимир Кириллович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института (Москва), действительный член РАЕН
E-mail: [email protected]
Статья представляет собой обзор основных интеллектуальных достижений К.Э. Циолковского, 155-летие со дня рождения которого отмечается в сентябре 2012 г. Дан анализ творчества Циолковского, с одной стороны, как ученого и изобретателя, с другой стороны - как одного из основателей особой космической философии, до сих пор являющейся остро дискуссионной.
Ключевые слова: достижения К.Э. Циолковского как ученого, воздухоплавание, реактивное движение, «космическая философия» Циолковского, принципы космизма.
В истории каждого народа - в истории человечества - есть личности, творчество и самая жизнь которых с течением времени все более мифологизируется. В этом отношении одной из наиболее ярких фигур ХХ века по праву может считаться фигура К.Э. Циолковского, интеллектуальное наследие которого и сегодня остается предметом острых дискуссий и мифотворчества, и уже тем самым заслуживает пристального исследовательского внимания.
Итак, приступим...
Главные достижения Циолковского как ученого
В 1883 г. К.Э. Циолковский пишет работу «Свободное пространство», в которой делает вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве, и с 1885 г. начинает активно заниматься вопросами воздухоплавания, полагая, что «воздухоплавание сделается богатством всех народов. Не будет человека, который бы прямо или косвенно не получил выгоды от аэростата... Человечество приобретет новый всемирный океан, дарованный ему как бы нарочно для того, чтобы связать людей в одно целое, в одну семью...»1. И далее: «...если осуществится наша мечта и человек полетит по воздуху, это будет огромным революционным переворотом. Ведь тогда сотрутся все границы между народами, и международные отношения примут совершенно другой вид»2.
Именно Циолковский на чердаке своего дома построил первую в мире примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями и которую так и называл - «воздуходувкой». Он же изобрел и стал целенаправленно применять аэродинамические весы, провел с их помощью первые опытные исследования сопротивления воздуха. Российский «Вестник опытной физики» опубликовал расширенное описание его опытов, признав их важными основами экспериментальной аэродинамики.
Именно Циолковский первым в мире не только предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект из-за того, что одновременно с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц - и как же в этом эпизоде узнаваемо наше Отечество, его власть предержащие (да и научное сообщество), и сегодня позволяющие себе роскошь «не замечать» достижений собственной науки и готовые с благоговением внимать новым Шварцам. Циолковский был твердо убежден, что в конце концов именно атмосфера станет «главным средством сообщения к обыденному перемещению людей и грузов». Но. 8 августа 1904 г. в Санкт-Петербурге прошел съезд воздухоплавателей, после которого К.Э. Циолковский с горечью отмечал: «А меня обошли!».
А между тем именно Циолковский первым в мире детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета - эти-то работы и были впоследствии использованы Николаем Жуковским при создании теории расчета крыла. Именно Циолковский в 1893 г. первым в мире предложил использовать вращающийся волчок (гироскоп) для автоматического регулирования воздушным полетом, чтобы облегчить летчику его напряженную работу, опередив тем самым на шестнадцать лет американского инженера Эльмера Сперри, построившего на данном принципе автопилот. «Когда достигнут автоматической управляемости, - писал К.Э. Циолковский, -
1 Циолковский К.Э. Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму // Аэростат металлический управляемый. Вып. 2-й. Калуга, 1893.
2 Там же.
Рисунок Циолковского из рукописи «Свободное пространство». 1883 г.
Рисунки пилотируемых космических кораблей из рукописей Циолковского.
Страница рукописи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Проект выхода человека в открытый космос. Рисунки Циолковского из «Альбома космических путешествий». 1933 г.
вернее - автоматической устойчивости (продольной и поперечной) совершенства двигателей, тогда аэроплан будет самым безопасным способом передвижения, потому что воздух - среда однообразная и приспособиться к его свойствам легче, чем к бесконечно разнообразным и часто неожиданным свойствам дороги»1.
Именно Циолковский первым в мире, заботясь о быстроте наземных передвижений, пришел в 1920-х гг. к смелому замыслу, получившему во второй половине ХХ в. не только признание, но и практическое воплощение в виде бесколесного транспорта, опирающегося на упругую и эластичную воздушную «подушку». «Эффект Циолковского», - так назвал данный принцип передвижения транспорта А.Л. Чижевский. Транспортные средства передвижения на воздушной подушке - это тоже гений Циолковского.
Именно Циолковский первым в мире в 1905 г. написал статью «Второе начало термодинамики»2, в которой подверг критике исходные положения и выводы учения об энтропии, доказывая, что во Вселенной существует беспрерывная периодическая повторяемость явлений, обратимость энергетических процессов, рассеяние энергии сменяется концентрацией и наоборот. Но. Рукопись попала на рецензию профессору Санкт-Петербургского университета О.Д. Хвольсону и получила (как и следовало ожидать) крайне отрицательный отзыв.
Именно Циолковский первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» колеса, опередив создание первого колесного шасси в самолете братьев Райт.
Он же первым в мире, словно предвидя будущее открытие лазера, ставил следующую инженерную задачу - фактически задачу именно сегодняшнего дня - космическую связь с помощью «параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны, электрических или даже световых...»3. Не было ни одной счетно-решающей машины, да и потребности жизни не предполагали еще обращения к числовым абстракциям, когда Константин Циолковский указывал: «...математика проникнет во все области знания»4.
Именно Циолковский первым в мире в 1926-1929 гг. решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю («формула Циолковского»), и именно он выяснил, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты5. Да, Циолковский учел не все факторы - на практике нужно еще учитывать притяжение небесных тел и сопротивление воздуха, там, где оно есть, - но это отнюдь не умаляет его заслуг.
Именно Циолковский первым в мире предложил оригинальный подход к движению реактивных аппаратов в космосе - ракетный поезд, многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т.д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. Именно об этом знаменитая работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»6. Но. Лишь спустя несколько лет удалось преодолеть сопротивление цензуры (!) и пристроить статью в петербургский журнал «Научное обозрение», в майском выпуске которого за 1903 г. она и была опубликована.
Именно Циолковский первым в мире особое внимание уделил ожидаемым перегрузкам на организм на начальном этапе полета, а также способам преодоления их последствий - борьбе с невесомостью. Это он первым четко и ясно сказал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». И еще: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за преде-
1 Циолковский К.Э. Возможен ли металлический аэростат // Наука и Жизнь. 1893. № 51-52.
2 Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. Калуга: Изд. Калужск. Об-ва «Изучение Природы Местного Края», 1914.
3 Циолковский К.Э. Будущее земли и человечества. Калуга, 1928.
4 Там же.
5 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Переиздание работ 1903 и 1911 гг. с некоторыми изменениями и дополнениями. Калуга, 1926.
6 Там же.
лы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»1. Именно Циолковский первым в мире рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли - интервал от трехсот до восьмисот километров над Землей, - высоты, на которых и осуществляются современные космические полеты.
Именно Циолковский первым в мире закладывает основы астроботаники, с убежденностью отстаивая идею разнообразия форм жизни во Вселенной.
Но то, как был взорван геоцентризм социально-исторического сознания указанием на объективную необходимость выхода человечества в космическое пространство - это не только технический гений Циолковского, это еще и Циолковский-философ.
Космическая философия Циолковского
Сам Константин Эдуардович отмечал в качестве главных своих достижений . философские работы, которых у него было написано более двухсот (!)2, и развивал он именно «космическую философию». Космос, по Циолковскому, представляет собой единый живой организм. К.Э. Циолковский провозглашал принцип монизма, который у него означал единство материального и духовного аспектов Вселенной, живой и неживой материи, единство человека и космоса, то есть включенность его в ритмы космической эволюции, выводимость этических норм из метафизики космоса, то есть единство знания и морали.
При этом «космическая философия» Циолковского опирается на идею «атома» - бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Для Циолковского гражданином Вселенной был не человек, а некий «атом-дух», неизвестный науке элемент мировой субстанции, который имеет свойство ощущения и может испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство3. Человек, по Циолковскому, - это всего лишь совокупность «атомов-духов», и его назначение, космический долг - действовать так, чтобы «им» (атомам) было хорошо (К.Э. Циолковский вообще настаивал на том, что в качестве абсолютной истины выступает этический императив, выражающий благо - «каждому чувствующему существу было всегда хорошо»4). Именно для этого человек и должен выходить в космос. Такое вот мировосприятие.
По Циолковскому, каждого человека посмертно ожидает «непрерывная радость» - «счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни». Более того, он сводит посмертную жизнь к бесконечным трансформациям комбинаций атомов-духов, в том числе тех, из которых состоит тело человека. Они могут «воплощаться» в тела высокоорганизованных существ космоса, где только и будут испытывать «субъективную радость». А времени между воплощениями для них нет, атомы-духи его субъективно не ощущают, хотя бы в физическом смысле прошли миллиарды и более («биллионы биллионов») лет. Циолковский детализирует: внутренний мир умершего не воспроизводится, он «истребляется» смертью». Встреч с родственниками или друзьями в загробной жизни не будет, космическая этика (по Циолковскому) отказывает человеку в том, что обещает ему христианство, - в бессмертии души5.
Отвергая претензии на личное бессмертие, К.Э. Циолковский включает человека в бесконечные космические круговороты. Посмертное спасение человека, по Циолковскому, состоит в бесконечной жизни составляющих его атомов-духов, которые он рассматривал как единство материального и духовного начал, сводя к ним и человеческую душу. Загробное счастье обеспечивается для всех - добрых и злых, праведников и грешников. Свои представления К.Э. Циолковский считал более утешительными, «чем обещания самых жизнерадостных религий». Идея Циолковского состояла в том, что нужно преобразовать Вселенную, заполнить ее высокоразвитой жизнью, и тогда всем «атомам-духам», а значит, человеку будет хорошо, комфортно. Для этого нужно переделать сначала земную, затем и космическую жизнь. Как это сделать? - по Циолковскому, с помощью . гениев, поскольку именно гении являются двигателем человеческого прогресса. И, соответственно, чем больше людей, тем больше нарождается гениев. Им он отводил почетную роль «производителей». Циолковский прямо писал о том, например, что гениальный и физически совершенный мужчина-производитель должен оплодотворить около тысячи женщин. Таким образом, по Циолковскому, род людской постепенно придет к гармонии и совершенству...6
У Циолковского как философа есть множество и других чрезвычайно неоднозначных решений, скажем, весьма странная идея освобождения человека от. страстей. Он считал, что на смену любви, ревности, ненависти и прочих душевных «недугов» придет эпическое спокойствие Будды, вечно пребывающего в нирване. Эмоции, полагал ученый, унижают человека и мешают ему жить.
Космическая философия Циолковского предполагает также расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем - полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Изменится и физическая основа человечества, которое из «вещественного» превратится в «лучистое»7.
С преобразованием космической жизни связана едва ли не самая неоднозначная (и наиболее критикуемая) идея Циолковского - об избавлении от так называемых несовершенных форм жизни: «Чтобы не было никаких страданий ни для совершенных, ни для других, недозрелых или начинающих свое развитие животных, надо уничтожить повсюду во Вселенной несовершенные зачатки жизни, притом для их собственного блага». Тогда примитивный гражданин Вселенной - атом-дух - «не сможет вселиться в дурное существо, ибо их совсем не будет». Поскольку же,
1 Циолковский К.Э. Будущее земли и человечества. Калуга. 1928.
2 Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001.
3 Космическая философия Циолковского К.Э. // Освоение космоса. Интернет-ресурс Омского государственного колледжа
управления и профессиональных технологий. 2011. 20 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://cosmos.ogkuipt.ru/tsiolkovskiy/kosmicheskaya-filosofiya.
4 Здесь и далее цит. по: Циолковский К.Э. Космическая философия.
5 Там же.
6 Космическая философия Циолковского К.Э. // Освоение космоса.
7 Циолковский К.Э. Космическая философия.
согласно «космической философии», «все живо» и «смерти нет», то и уничтожение жизни, по сути, невозможно -смерть означает новое рождение. Отсюда же у Циолковского и идея обязательно управляемого деторождения: «Целомудрие сохраняется так же тщательно, как и жизнь. Но молодые люди обоего пола сближаются без всякого препятствия и по взаимному согласию предполагают брак. Общество брак этот обсуждает. Председатель же его разрешает с правом произведения потомства более или менее многочисленного. Иногда утверждают брак, но не утверждают деторождение, если боятся плохого в каком-либо отношении потомства. Так же по согласию разводятся, но и развод утверждается председателем». И заключал: «Произвести несчастного - значит сделать величайшее зло невинной душе, равное примерно убийству или ещё хуже. Так пускай же его не будет. Пусть общество, не препятствуя бракам, решительно воспротивится неудачному деторождению».
Циолковский полагал, что космос буквально кишит жизнью, причем наша форма существования довольно примитивна. Он верил, что есть другие цивилизации, которым болезни, смерть, нищета не знакомы. Населяющие космос следят за нами, предоставляют землянам возможность пройти путь развития до их уровня. В случае необходимости они даже готовы нам помочь... Есть планеты, на которых жизнь значительно старше нашей, обитатели этих планет подобны людям, только более совершенны. Однако большинство обитателей космоса «приноровлено к жизни в эфире», т.е. устроены они принципиально иначе, чем мы, состоят из несравненно более разреженной материи. Роль этих «могущественных и мудрых» существ во Вселенной огромна. Именно они способны изменять мир. Отсюда и идея эволюции, направляемой космическим разумом, - она важнейшая для К.Э. Циолковского. В современной науке эти мысли пока не находят подтверждения. Более того, сегодня приобрела популярность альтернативная точка зрения - об отсутствии в нашей Г алактике высокоразвитых цивилизаций или даже нашем полном космическом одиночестве, однако проблема остается открытой и поиск внеземных цивилизаций по-прежнему ведется1.
При ближайшем рассмотрении мировоззренческая концепция К.Э. Циолковского представляет собой не что иное, как, с одной стороны, новый вариант «доктрины спасения», которую сам ее автор рассматривал в качестве «более оптимистической», чем все остальные, с другой стороны - формулировку ныне модного и широко известного антропного принципа2, в котором прослеживается не только объектный аспект (наше существование, обусловленное свойствами Вселенной), но и аспект деятельностный (мир таков, какой он есть как преобразуемый космическим разумом).
Органически завершают космическую философию Циолковского целых два принципа космизма: первый -знаменитый принцип «судьба существа зависит от судьбы Вселенной», который формулируется в связи с эволюционными трансформациями совокупностей атомов-духов, из которых и состоят разумные обитатели Вселенной; второй, сформулированный им вслед за Н.Ф. Федоровым, дополнительный по своему сущностному содержанию, - «судьба Вселенной зависит от преобразующей деятельности разума».
Несомненно, с Циолковским - философом можно соглашаться, можно быть противником его «космической философии» - одного нельзя отрицать: масштаба интеллектуального гения «калужского мечтателя» (вспомним слова В.Я. Брюсова: «Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу - заселить человечеством Вселенную!»3).
И последнее. «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей,- писал Циолковский в 1913 г., - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». Именно такую жизнь и прожил этот космический человек, и мы, россияне, по праву должны гордиться им - так же, как и многим другим отечественным. Русской философией, например. Но это уже тема другой статьи...
ЛИТЕРАТУРА
1. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма. М., 1996.
Kazyutinskii V.V. (1996). Kosmicheskaya filosofiya K.E. Tsiolkovskogo. Filosofiya russkogo kosmizma. Moskva.
2. Циолковский К.Э. Избранные труды. М., 1962.
Tsiolkovskii K.E. (1962). Izbrannye trudy. Moskva.
3. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.
Tsiolkovskii K.E. (2001). Kosmicheskaya filosofiya. Moskva.
4. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга, 2001.
Tsiolkovskii K.E. (2001). Ocherki o Vselennoi. Kaluga.
5. Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989.
Tsiolkovskii K.E. (1989). Promyshlennoe osvoenie kosmosa. Moskva.
6. Циолковский К.Э. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1964.
Tsiolkovskii K.E. (1964). Sobranie sochinenii: V 4 t. Moskva.
1 Так, продолжает действовать Проект по поиску внеземных цивилизаций и возможному вступлению с ними в контакт (SETI - Search for Extra Terrestrial Intelligence; см., напр.: Гиндилис Л.М. SETI: поиски внеземного разума. М.: Физматлит, 2004). С 1 февраля 1985 г. в США функционирует исследовательский центр SETI Institute, основанный в ноябре 1984 г. и насчитывающий сегодня около 150 человек ученых, преподавателей и обслуживающего персонала (подробнее см.: SETI Institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seti.org/node/647).
2 Считается, что термин «антропный принцип» (АП) впервые предложен английским математиком Б. Картером в 1973 г., однако можно с уверенностью говорить, что приоритет здесь принадлежит К.Э. Циолковскому. Упомянем также формулировки АП физика А.Л. Зельманова (1955) и историка науки Г.М. Идлиса (см., в частности: Зельманов А.Л. Некоторые философские аспекты современной космологии и смежных областей физики // Диалектика и современное естествознание. М., 1970. С. 395-400; Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как характерные свойства обитаемой космической системы // Изв. Астроф. ин-та КазССР. 1958. Т. 7. С. 40-53).
3 Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. / Под общ. ред. П.Г. Антокольского и др. М.: Худож. лит., 1973-1975. Т. 7.