ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ
© А.Я. ИВАНЮШКИН, 2014 УДК 613.94:92 Циолковский
А.Я. ИВАНЮШКИН
К.Э. Циолковский и русская евгеника*
Московский городской педагогический университет, 129226, Москва
В статье рассматриваются философские воззрения К.Э. Циолковского, среди которых важное место занимает идея евгеники — качественного преобразования в перспективе космического будущего человечества самой человеческой природы. Подчеркивается актуальность изучения философского наследия великого русского ученого в связи с современной биомедицинской революцией, ведущую роль в которой играют достижения генетики. В контексте истории евгеники в целом концепция преобразования человека в некое "автотрофное существо" оценивается как очередной "утопический проект" будущего человечества.
Ключевые слова: евгеника; биомедицинская революция; наука; философия; этика; космонавтика; утопия; сциентизм
K.E. TZIOLKOVSKIY AND RUSSIAN EUGENICS
A.Ya. Ivanyushkin The Moscow municipal pedagogic university, 129226, Moscow, Russia The article considers philosophical concepts of K.E. Tziolkovskiy, including an important idea of eugenics as a transformation of quality of human nature itself in the perspective of cosmic future of humankind. The actuality of study of philosophical estate of great researcher is emphasized in connection with actual biomedical revolution with achievements of genetics playing a leading role in it. In the context of history of eugenics the concept of transformation of human into certain "autotrophic entity " is valued as a next "utopiaproject" of future humankind.
Keywords: eugenics; biomedical revolution; science; philosophy; ethics; astronautics; utopia; scientism
В 2012 г. издательство "Белые альвы" выпустило книгу "Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских ученых (хрестоматия)", включившую работы более 10 авторов, в том числе Н.К. Кольцова, Ю.А. Фи-липченко, А.С. Серебровского [1]. Сразу подчеркнем: в первой трети ХХ века евгеника была вполне "респектабельным" направлением мировой науки, и работы отечественных ученых занимали здесь видное место. Однако в 1930—1940-е годы "евгенические программы" в нацистской Германии (насильственной стерилизации, насильственной эвтаназии и т. д.) на многие десятилетия придали самому слову "евгеника" абсолютно негативный смысл. В конце ХХ века известный отечественный генетик Н.П. Бочков говорил: "Для меня евгеника — это наука, которая была когда-то раньше и осталась в прошлом, как, скажем, алхимия" [2]. В то же время П. Д. Ти-щенко в "Новой философской энциклопедии" отмечает, что в современную эпоху биомедицинской революции идеи евгеники сохраняют свое значение в трансформированном виде: "... цели медицинской генетики ныне смещаются от обеспечения интересов популяции к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей. Возникает феномен, который В. Райт назвал «евгеникой домашнего изготовления»" [3].
В XXI веке человечество вступило в эпоху биотехнологий, т. е. "шестого технологического уклада", затрагивающего все основные сферы жизни человека ("пятый уклад" — это лидерство электроники, вычислительной
*Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 13-23-01005.
техники и т. д.). В контексте осмысления значения научных дискуссий о евгенике столетней давности наибольший интерес для нас представляют направления развития биотехнологий, связанные с обеспечением здоровья человека, потенциальной коррекцией его генома. Это, конечно, "клеточная биотехнология" — применение стволовых клеток, получение бифункциональных производных на основе противоопухолевых мини-антител против онко-маркера и т. д., а также "красная" биотехнология — создание генно-инженерных штаммов микроорганизмов с заданными свойствами, разработка вакцин нового поколения для профилактики и лечения гепатитов, СПИДа и ряда других заболеваний, разработка диагностических систем на основе биосенсоров и биочипов и т. д.1
Евгеника первой половины ХХ века в научном плане основывалась в основном на эволюционном учении Дарвина, клинической психиатрии и генетике, находящейся на начальном этапе своего развития. Научные представления о наследственности были еще почти целиком на уровне первоначальных эмпирических обобщений. Дискуссии ученых и философов о евгенике рубежа XX— XXI веков имеют предпосылкой прежде всего достижения современной генетики, началом начал в которой является экспериментальный метод, и главное — в такие
1 Другие направления: "белая", промышленная, биотехнология — производство кормового микробиологического белка, ферментных препаратов и т. д., "серая" биотехнология — производство биотоплива, " зеленая" — создание трансгенных сортов растений, устойчивых к основным фитопатогенам, и т. д.
[4, с. 7—16].
Контактная информация: Иванюшкин Александр Яковлевич, проф., e-mail: [email protected]
дискуссии все больше сегодня вновь вовлекаются специалисты медицинской генетики. Иными словами, идея евгеники требует проработки не только в фундаментально-научном, философском (мировоззренческом, методологическом), но и в историко-научном плане.
Основоположником научного этапа евгеники является Фрэнсис Гальтон (1822—1911), кстати, кузен Ч. Дарвина. В 1869 г. Гальтон публикует наиболее известный свой труд о наследственности человека "Наследственный гений: исследование его законов и следствий" (русский перевод был опубликован в 1875 г.). Деятельность Гальтона, посвященная собственно проблемам евгеники, относится к последним годам его жизни: в 1904 г. он создает при Лондонском университете национальную евгеническую лабораторию "Гальтоновскую лабораторию", а в 1909 г. публикует "Эссе о евгенике". В 1912 г., уже после смерти Гальтона, в Лондоне состоялся Международный евгенический конгресс, в 1921 и 1932 гг. такие конгрессы прошли в Нью-Йорке. В 1921— 1930 гг. в советской России существовало "Русское евгеническое общество", организованное крупнейшими отечественными учеными-генетиками Н.К. Кольцовым и Ю.А. Филипченко, в эти же годы выходил "Русский евгенический журнал" (аналогичный английский журнал начал выходить позже).
В названной выше хрестоматии "Русская евгеника" [1], даже в обширной вступительной статье В. Авдеева "Идеология русской евгеники", имя К.Э. Циолковского не упоминается. В настоящей нашей работе мы намерены восполнить этот пробел.
Философские исследования творчества К.Э. Циолковского относятся к такому направлению, как "русский кос -мизм", которое представляют славные имена отечественной философии и науки — Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский и др. По классификации С.Г. Семеновой, Циолковский относится преимущественно к естественнонаучному (наряду с религиозно-философским и поэтически-художественным) течению русского космизма [5]. Фигура Циолковского здесь является центральной. Вообще, само понятие "философия русского космизма" сформировалось в отечественном философском дискурсе в последней трети ХХ века и, несомненно, коренным образом связано с общепризнанным приоритетом России в освоении космоса.
Классическая работа Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами" вышла впервые в Петербурге в журнале "Научное обозрение" в 1903 г. и оказалась забытой. Честь восстановления, защиты приоритета отечественной науки здесь принадлежит Чижевскому (в тот момент 27-летнему ученому, основателю новой науки — гелиобиологии). В 1924 г. он издал в Калужской типографии 1 тыс. экземпляров книжки в два печатных листа под названием "Ракета в космическое пространство". Циолковский добавил к старому тексту фразу "Дело разгорается, и я зажег огонь"2 [6]. Чижевский, автор предисловия к этому второму изданию работы Циолковского, по найденным в Московском университете адресам разослал 250 экземпляров не только отечественным ученым, но и в научные институты, в библиотеки видным ученым 10 стран3. Книга германского проф. Германа Оберта "Ракета к пла-
2Мельчайшие детали этой истории преисполнены исторической символики: для того чтобы раздобыть бумагу для издания, Чижевский поехал в окрестности Калуги на бумажную фабрику, прочел здесь несколько лекций для рабочих и доставил на розвальнях бумагу в типографию.
нетам" вышла только в 1923 г. На целых 20 лет опередил его русский ученый! Между прочим, Оберт, получив в 1924 г. книгу Циолковского, написал ему в Калугу: "Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть"4 [6].
Насколько роль Циолковского в развитии космонавтики общеизвестна, настолько же малоизвестны его философские идеи, т. е. собственно его "философия космизма". Как пишет С.Г. Семенова, в советское время в школах, клубах и дворцах культуры плакаты и транспаранты принудительно тиражировали одну-единствен-ную мысль Циолковского: "Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе околосолнечное пространство" [7]. Вместе с тем до недавнего времени философские тексты его творческого наследия оставались неопубликованными, что требует объяснения.
Философские и научные концепции Циолковского представляют собой неразрывную целостность. Его гениальная работа 1903 г. о ракетостроении питалась интенциями главного его философского труда "Этика, или естественные основы нравственности" (в основном написан в 1902—1903 гг.). Мы относим Циолковского к плеяде русских философов "серебряного века", но он, конечно, стоит здесь особняком, у него не было академического философского образования, как, например, у Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева или И. А. Ильина. Но главное в том, что если его научные идеи формировались в контексте мировой научной мысли, то этого сказать о его философском учении нельзя.
Конечно, философское мировоззрение Циолковского по-своему целостно. Он неоднократно подчеркивает: "Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи ..." [8]. В то же время материализм Циолковского есть панпсихизм: в его понимании материя — это не та природная реальность, которую знают физики и химики, так как по сути своей она состоит из "атомов-духов". Этот "атом-дух" и есть "подлинный гражданин Вселенной". По Циолковскому, космос в целом есть живой организм, а эволюция есть универсальный закон всего сущего. В неживой материи бесконечные по своему числу "атомы-духи" как бы в спящем состоянии, они находятся вне времени и не обладают памятью. В живой материи, в растениях и животных в зависимости от их
3Можно вспомнить другой исторический факт: когда Д.И. Менделеев открыл в 1869 г. "периодический закон химических элементов", он был профессором химии Петербургского университета и уже имел международную известность. На следующий же день он собственноручно разослал копии составленной им "Системы элементов" авторитетным ученым-химикам Европы. Несмотря на это, в последующие несколько лет в научном сообществе шел спор о приоритете Менделеева.
4Глобальная технологическая революция начала XXI века заключается в интеграции достижений биотехнологий, нанотехнологий и информационных технологий. К "научно продвинутым странам" здесь эксперты относят США, Канаду, Германию, Южную Корею, Японию, Австралию и Израиль, среди "научно квалифицированных стран" называют Китай, Индию, Польшу и Россию. В настоящее время в России в области биомедицины имеется значительный разрыв между академическими разработками и их практической реализацией (в частности, в развитии "персонифицированной" терапии, экспресс-диагностики болезней человека и т. д.). Поскольку вопрос научного приоритета для таких ученых, как Циолковский и Чижевский, был органической частью их патриотизма, отметим и такое обстоятельство: "Важным для отечественной биотехнологии является создание условий для возврата российских специалистов из-за рубежа. Их опыт ... мог бы способствовать освоению и организации трансфера новейших передовых технологий в области живых систем" [4, с. 29].
места на эволюционной лестнице все в большей степени проявляется чувствительность, которая у человека достигает стадии разума. Процесс космической эволюции характеризуется двумя очевидными свойствами. Во-первых, эволюция происходит в бесконечном пространстве Вселенной, где имеется огромное множество таких звезд, как Солнце, и таких планет, как Земля. Во-вторых, продолжающаяся невообразимо длительное время эволюция закономерно ведет к появлению на таких планетах все более и более совершенных разумных существ.
Именно в этой части своего философского учения (философской антропологии) Циолковский многократно излагает идеи евгеники, правда, нигде не использует этот термин. Далее мы позволим себе привести довольно обширные извлечения из работ "Монизм Вселенной" (1925) и "Космическая философия" (1986) К.Э. Циолковского [8].
Природа человека очень несовершенна: "Человек сделал великий путь от "мертвой" материи к одноклеточным существам, а отсюда к своему нынешнему полуживотному состоянию. Остановится ли он на этом пути? Если и остановится, то не сейчас, ибо мы видим, какими гигантскими шагами прогрессирует в настоящее время наука, техника, обстановка жизни и социальное устройство человечества. Это указывает и на перемены в нем самом. Во всяком случае эти перемены должны произойти. Правда, пока сам человек мало изменяется. Те же остатки животных страстей, инстинктов, слабость ума, рутинность ..." [8]. Автор неоднократно определяет существующего человека "полуживотным", в то время как в космосе есть более совершенные разумные существа, и эти "высшие существа смотрят на человека с сожалением, как мы на собак или крыс" [8].
Не только природа самого человека несовершенна, но, может быть, еще более несовершенно устройство общества: "В отношении общественного развития он (человек. — А.И.) даже уступает муравьям и пчелам" [8]. И все-таки развитие науки и техники со временем приведет к кардинальным переменам, причем не только на Земле, но и во всей Солнечной системе и далее — системе Млечного пути: " Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле, которое будет соответствовать его (человека. — А.И.) свойствам и его ограниченности. Наступит объединение, прекратятся вследствие этого войны, так как не с кем будет воевать. Счастливое общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротой и с такою же быстротой улучшать человеческий быт. Это повлечет за собой усиленное размножение. Население возрастет в тысячу раз, отчего человек сделается истинным хозяином Земли. Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы и широко эксплуатировать океаны. Климат будет изменяться по желанию или надобности. Вся Земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды... Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей Солнечной системе. Посетят и изучат все ее планеты ... Окружат Солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников ... После заселения нашей Солнечной системы начнут заселяться иные солнечные системы нашего Млечного пути. С трудом отделится человек от Земли. Гораздо легче будет одолеть солнечное притяжение ввиду свободы движения в эфире и громадности лучистой энергии всего солнца, которой мог воспользоваться человек ..." [8].
Собственно "евгенический проект" Циолковского: "Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям... Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в различных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей или живущие без нее — одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры" [8].
Как видим, автор представляет себе итог эволюции человека в самом радикальном виде. Во-первых, в будущем человек вообще утратит телесную природу и превратится в автотрофное существо, питающееся непосредственно от солнца ("лучистую энергию"). Во-вторых, на этом пути природа человека подвергнется с целью адаптации к многообразию условий существования на Земле и в космосе самым разным трансформациям. В-третьих, в будущем человека ожидает неопределенно долгое продление жизни и далее бессмертие. Уместно вспомнить, что на формирование мировоззрения, становление личности Циолковского огромное влияние оказала встреча в 17 лет с оригинальнейшим русским философом Н.Ф. Федоровым, развивавшим и проповедовавшим идеи регуляции природы, борьбы со смертью и т. д.
Особенно важны, с нашей точки зрения, идеи Циолковского (несомненно, логичные в плане теории космической эволюции) о неравноценности форм жизни, о преимуществе, скажем так, "права на жизнь" более совершенных из этих форм: "Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственной солнечной энергией (как растение) ... Где на планетах встретят пустыню или недоразвившийся уродливый мир, там безболезненно ликвидируют его, заменяя своим миром. Где можно ожидать хороших плодов, там оставят его дораз-виваться ..." [8].
Далее автор исповедует своеобразную "негативную экоэтику": "Некоторая доля страданий в космосе есть горькая необходимость ввиду возможности обратного развития существ (регресса, попятного хода)... Когда люди поверят в возможность, хотя и малую, жить в образе животных (бессмертные "атомы-духи", составлявшие организм человека, после его смерти с некоторой долей вероятности могут стать частью организма животных. — А. И. ), то они более будут стараться ликвидировать мир животных. Это есть легкая угроза нам за нашу жестокость к низшим земным существам" [8].
Более того, последовательная "жестокость" автора "Монизма Вселенной" неумолимо приближает его также к идеологии расизма, когда он обосновывает "ликвидирование всех отставших родов" [8] В конце концов, диктуемая логикой космической эволюции "жестокость" оборачивается своеобразным "космическим колониализмом": "Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением" [8].
В используемых нами работах Циолковского вообще нет ссылок на какие-либо научные или философские источники, поэтому мы всего лишь можем предполагать, что он был знаком с главным научным трудом "Наследственный гений" Ф. Гальтона. Во всяком случае основную причину ускоренного развития науки и техники в обществе он видит в выявлении гениев: "Если бы были отысканы гении, то самые ужасные несчастия и горести,
которые даже кажутся нам сейчас неизбежными, были бы устранены! Гении совершали и совершают чудеса. Кому же это неизвестно!" [9].
Гении более совершенны, чем обычные люди, так сказать, по определению. Совершенствование природы человека должно заключаться в совершенствовании его мозга и освобождении его от страстей: "... со временем путем искусственного подбора может быть произведено существо без страстей, но с высоким разумом" [9]. Обсуждая вопрос о средствах достижения евгенических целей, Циолковский, не ссылаясь на уче-ных-евгеников своего времени, по сути, приводит их классические аргументы (цитируем по работе В.В. Ка-зютинского): "... род (гениев. — А.И.) должен продолжаться и улучшаться подходящими браками". Что же касается преступников, неполноценных в физическом, умственном и нравственном отношении людей, то они должны быть обречены на безбрачие или бесплодные браки [9].
Несомненно, самый авторитетный отечественный исследователь творческого наследия Циолковского В.В. Казютинский (изучавший не только опубликованные работы, но и его многочисленные рукописи) пишет о "чудовищной этической уязвимости" идей евгеники, социал-дарвинизма и расизма у Циолковского, подчеркивает, что эти идеи у современного читателя "способны вызвать шок" [9]. И далее дает объяснение этой стороны космической философии Циолковского: "... нормы этики заключены в самой природе, которая и предписывает их человеку" [9].
Итак, каковы исторические причины, социокультурные предпосылки, которые породили "евгенический проект" Циолковского?
1. Формирование личности Циолковского, его мировоззрения происходило в период бурного распространения идей дарвиновской теории эволюции. Эпоха в европейской науке с 1859 г., когда было опубликовано "Происхождение видов" Дарвина, до 1891 г., когда Дюбуа нашел на Яве первое палеонтологическое подтверждение существования в прошлом "обезьяночеловека", занимает в истории науки, философии и культуры в целом совершенно особое место. Это была не просто эпоха острейших научных дискуссий (с участием самого Дарвина, Уоллеса, Лайеля, Гершеля, Фохта, Гексли, Гекке-ля, Энгельса, Вирхова и др.), но такая эпоха, в которой сформировалась новая мировоззренческая парадигма — альтернативная библейской парадигме.
2. На рубеже XIX—XX веков как в науке (психиатрии, зарождающейся генетике) и философии (концепция социал-дарвинизма Г. Спенсера), так и в европейском общественном сознании в целом была исключительно популярна идея вырождения человеческого рода. В то время как собственно научная ценность идеи вырождения была незначительна, в мировоззренческом плане она выражала эсхатологическое мироощущение, связанное с наступлением нового века. Евгеника как наука и система социальных практик должна была стать "лекарством" от вырождения.
3. История евгенических идей есть особая линия эволюции утопического сознания. В "евгеническом проекте" Циолковского утопических идей, кажется, больше, чем у любого другого мыслителя этого направления. Например, он говорит о том, что со временем народонаселение Земли увеличится в 1000 раз (в то время оно составляло 1,5 млрд, значит, должно стать равным примерно 1500 млрд). Это сказано всего за полстолетия до
современного "демографического взрыва", в результате которого население Земли выросло до 7 млрд, что считается едва ли не важнейшей глобальной проблемой современного мира.
4. Мировоззрение Циолковского по сути есть воинствующий сциентизм, он убежден в том, что идеи, положения его космической философии являются по своей природе такой же истиной, как и расчеты, обосновавшие полет ракеты в космос: "Моя проповедь в моих глазах даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания... Ни один позитивист не может быть трезвее меня... Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки ..." [8].
5. С нашей точки зрения, особенность космической философии Циолковского заключается в том, что в этой философии (созданной в начале ХХ века) никак не разграничивается научное и философское знание (в современной философии науки эта проблема обозначается как "проблема демаркации"). Поэтому философское мировоззрение Циолковского есть вариант наивной натурфилософии. Хотя сам Циолковский считал свою космическую философию наиболее важным своим достижением, а ракету всего лишь средством реализации этих идей, в историю человечества он прежде всего вошел как "отец космонавтики".
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В.Б., ред. Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских ученых (хрестоматия). М.: Белые альвы; 2012.
2. Бочков Н.П. Наука, которая себя изжила. В кн.: Юдин Б.Г., ред. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдитори-ал УРСС; 1998.
3. Тищенко П.Д. Евгеника. В кн.: Новая философская энциклопедия. т. 2. М.: Мысль; 2001.
4. Скрябин К., ред. Биотехнология: взгляд в будущее. Первая половина XXI века. М.: Центр "Биоинженерия" РАН; 2008.
5. Семенова С.Г. Русский космизм. В кн.: Семенова С.Г., Гачева А.Г., сост. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс; 1993.
6. Колодный Л. Леонардо да Винчи ХХ века. Московский комсомолец. 2012, 22 апреля.
7. Семенова С.Г. Константин Эдуардович Циолковский (1857— 1935). В кн.: Семенова С.Г., Гачева А.Г., сост. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс; 1993.
8. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной; Космическая философия. В кн.: Семенова С.Г., Гачева А.Г., сост. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс; 1993.
9. Казютинский В.В. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии. В кн.: Фесенкова Л.В., ред. Стратегия выживания: космизм и экология. М.: Эдиториал УРСС; 1997.
REFERENCES
1. Avdeev W.B., ed. Russian eugenics. Collection of original works of Russian scientists. Moscow: Belye Al'vy; 2012 (in Russian).
2. BochkovN.P. Science, which has become obsolete. In: Yudin BG, Ed. Bioethics: principles, rules, problems. Moscow: Editorial URSS; 1998 (in Russian).
3. TishchenkoP.D. Eugenics. In.: New Encyclopedia of Philosophy. vol. 2. Moscow: Mysl; 2001 (in Russian).
4. Scryabin K., ed. Biotechnology: a look into the future. The first half of the XXI century. Moscow; 2008 (in Russian).
5. Semenova S.G. Russian cosmizm. In: Semynova S.G., Ga-cheva A.G., compilers. Russian cosmizm: An Anthology of philosophical thought. Moscow: Pedagogika-Press; 1993 (in Russian).
8. Tsiolkovskiy K.E. The monism ofthe universe; The cosmic philosophy. In: Semenova S.G., Gacheva A.G., compilers. Russian cosmizm: An Anthology of philosophical thought. Moscow: Pedagogika-Press; 1993 (in Russian).
9. Kazyutinsky V.V. Cosmizm and anticosmizm: contemporary debates. In: Fesenkova L.V., ed. The Survival Strategy: Cosmizm and Ecology. Moscow: Editorial URSS; 1997 (in Russian).
Поступила 03.07.13
© Г.И. МЕНДРИНА, Л. А. МОЧАЛИНА, 2014 УДК 617.7:92 Сватикова
Г.И. МЕНДРИНА, Л.А. МОЧАЛИНА
А.Г. Сватикова — первая в мире женщина, избранная заведующей кафедрой глазных болезней
ГБОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России, 634050, Томск
6. Kolodniy L. Leonardo da Vinci of the twentieth century. Mos-kovsky Komsomolets. 2012; 22 April (in Russian).
7. Semenova S.G. Konstantin Tsiolkovsky (1857—1935). In: Se-mynova S.G., Gacheva A.G., compilers. Russian cosmizm: An Anthology of philosophical thought. Moscow: Pedagogika-Press; 1993 (in Russian).
Статья посвящена первой в мире женщине, избранной в 1932 г. заведующей кафедрой глазных болезней, а также первой заведующей кафедрой на медицинском факультете (медицинском институте) Томского университета. А.Г. Сватикова, ученица проф. КХ. Орлова, была авторитетным клиницистом, опытным офтальмохирургом, крупным организатором здравоохранения (главный офтальмолог Томской области, председатель комиссии по здравоохранению Совета депутатов трудящихся Томской области нескольких созывов и др.), прекрасным педагогом и научным руководителем. С ее именем связаны ликвидация трахомы в Томской области, реабилитация слепых военнослужащих, диспансеризация больных глаукомой, создание школы для слепых и слабовидящих детей. Она и руководимый ею коллектив внесли существенный вклад в офтальмологию: исследование зрения школьников и меры профилактики близорукости, изменения органа зрения при различных видах патологии (инфекционные болезни и болезни с природной очаговостью, эпилепсия, болезни сердечно-сосудистой системы и др.).
Ключевые слова: история медицины; офтальмология; трахома; Томский университет (медицинский институт); Томск; Сибирь
A.G. SVATIKOVA: THE FIRST WOMAN IN THE WORLD ELECTED AS THE HEAD OF CHAIR
OF EYE DISEASES
G.I. Mendrina, L.A. Mochalina The Siberian state medical university of Ministry of Health of Russia, 634050 Tomsk, Russia The article is dedicated to the first woman in the world elected as the head of chair of eye diseases and the first female head of chair at medical faculty of Tomsk university in 1932. The disciple of professor Orlov, A.G. Svatikova was a competent clinician, experienced opthalmologic surgeon, prominent public health organizer (the chief ophthalmologist of Tomskaya oblast, chairman of public health commission of the Council of deputies of working people of several convocations, etc.), excellent pedagogue and research leader. With her name are directly related the liquidation of trachoma in Tomskaya oblast, rehabilitation of blind military servicemen, dispensarization of patients with glaucoma, organization of school for blind and visually impaired children. A.G. Svatrikova and her collective body made a significant input into ophthalmology through studies of schoolchildren vision and measures of prevention of short-sightedness, changes of organ of vision under different types ofpathology (infectious diseases and diseases with natural nidality, epilepsy, diseases of cardiovascular system, etc.).
Keywords: history of medicine; ophthalmology; trachoma; Tomsk university (medical institute);
Tomsk; Siberia
Не замыкаться в рамках узкой понятой специальности и быть хорошим офтальмологом и деятельным общественным врачом.
Завещание Л.Г. Беллярминова
Александра Григорьевна Сватикова — кавалер ордена Ленина, отличник здравоохранения, родилась 5 апреля 1886 г. в Ростове-на-Дону в семье народных учителей. Среднее образование получила в женской гимназии. В 1904 г. работала в отделе статистики в управлении Владикавказской железной дороги и одновременно училась на курсах сестер милосердия, работала в больницах Ростова внештатной сестрой милосердия, лечила раненых участников вооруженного восстания в 1905 г. в Ростове-на-Дону. В 1906—1909 гг. училась на медицинском фа-
культете Цюрихского университета, затем перевелась на III курс Санкт-Петербургского женского медицинского института, который с отличием окончила в 1913 г.
В 1907 г. А.Г. Сватикова вступила в брак с почетным гражданином Габриелем Абрамовичем Ашкинази. Они обвенчались в Свято-Троицко-Александро-Невской церкви при Российско-императорском Посольстве в Париже. Однако уже в 1911 г. этот брак был расторгнут с соизволения императора Николая II Священным Синодом. Формальным поводом развода "было "отпадение"
Контактная информация: Мочалина Людмила Алексеевна; e-mail: [email protected]