Научная статья на тему 'Идеологические корни и культурное значение космической философии К. Э. Циолковского'

Идеологические корни и культурное значение космической философии К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
295
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ / КОСМИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ / КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / K.E. TSIOLKOVSKY / COSMIC FUTURE OF HUMANITY / IDEOLOGICAL ROOTS / CULTURAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ван Жуньхуа

В статье проанализированы основные компоненты программы космического будущего человечества, представленной К.Э. Циолковским, охарактеризовано ее культурное значение. Автор приходит к заключению, что взгляды и воззрения К.Э. Циолковского сформировались в результате воздействия характерных черт эпохи, среди которых господствовавший культ техники, увлечение евгеникой, распространение идей социальной утопии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL ROOTS AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF COSMIC PHILOSOPHY OF K.E. TSIOLKOVSKY

The article analyzes the main components of the program of cosmic future of the humanity, presented by Tsiolkovsky K. E., and describes its cultural significance. It is concluded, that Tsiolkovsky’s views were developed under the influence of the typical features of the epoch, including the dominating technical worship, the passion for eugenics, and dissemination of social utopia ideas.

Текст научной работы на тему «Идеологические корни и культурное значение космической философии К. Э. Циолковского»

УДК 113 Ван Жуньхуа

кандидат филологических наук, доцент Центрального южного лесного технологического университета, КНР

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО [1]

Wang Runhua

PhD in Philology, Assistant Professor, China Central South University of Forestry and Technology (China)

IDEOLOGICAL ROOTS AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF COSMIC PHILOSOPHY OF K.E. TSIOLKOVSKY [1]

Аннотация:

В статье проанализированы основные компоненты программы космического будущего человечества, представленной К.Э. Циолковским, охарактеризовано ее культурное значение. Автор приходит к заключению, что взгляды и воззрения К.Э. Циолковского сформировались в результате воздействия характерных черт эпохи, среди которых господствовавший культ техники, увлечение евгеникой, распространение идей социальной утопии.

Ключевые слова:

К.Э. Циолковский, космическое будущее человечества, идеологические корни, культурное значение.

Summary:

The article analyzes the main components of the program of cosmic future of the humanity, presented by Tsiolkovsky K. E., and describes its cultural significance. It is concluded, that Tsiolkovsky’s views were developed under the influence of the typical features of the epoch, including the dominating technical worship, the passion for eugenics, and dissemination of social utopia ideas.

Keywords:

K.E. Tsiolkovsky, cosmic future of humanity, ideological roots, cultural significance.

Во второй половине XIX в. в результате череды научных исследований стало понятно, что смерть человечества - явление неизбежное. Все западные страны охватило чувство кризиса. В России, где только что было отменено крепостное право, наблюдались разного рода противоречия в социальной жизни. Была разрушена традиционная социальная структура, ядром которой являлась община, и сформировалась капиталистическая система. В конце XIX в. Россия вступила в период быстрого развития капиталистической промышленности. Традиционное мировоззрение ставилось под сомнение, углубился конфликт между новым и старым образом мышления. Не оставляли в покое страну продолжительные стихийные бедствия. В обществе царили пессимизм и разочарование, особенно в среде интеллигенции. Тяжелое моральное положение страны, суровые условия жизни населения - эти факторы побудили ученых и мыслителей, в том числе и К.Э. Циолковского, приступить к поиску выхода из трудного положения.

В то время специализированные российские журналы регулярно сообщали читателям о новейших успехах и открытиях, сделанных в области естественных наук. Именно эти вопросы становились предметом горячих споров и обсуждений. Многие относились к естественным наукам с большим интересом и энтузиазмом, что, в свою очередь, глубоко повлияло на формирование мировоззрения Циолковского, воспитало в нем культ науки. Теории Дарвина о борьбе за существование оказали особое влияние на К.Э. Циолковского, который согласился с описанным принципом, считая его движущей силой развития и совершенствования. Он утверждал, что каждое разумное существо есть воин, сражающийся за свое лучшее будущее. Для достижения и приближения лучшего будущего необходимо выполнение некоторых условий, а именно: преобразование системы «природа - человечество - общество», улучшение положения Земли, которое на данный момент несовершенно, развитие возможностей человечества до того уровня, чтобы стали возможны не только полеты в космос, но и дальнейшее освоение космического пространства, использование его ресурсов для улучшения качества жизни, создание в космосе условий для существования человечества.

К.Э. Циолковский был твердо убежден, что человечество сможет избежать катастрофы на Земле, только постигнув глубины принципов существования Вселенной, овладев основами науки и техники. Задумываясь о программе преобразования мира, он пытался заменить негармонический естественный процесс рядом целенаправленных действий. В «Космической философии» он выдвинул модель продолжительного развития человеческого общества, которая есть не что иное, как масштабная программа спасения человечества путем преобразования природы, общества и самого человечества.

Программу К.Э. Циолковского разделяют на два этапа: этап Земли и этап Космоса.

1. Этап Земли. Главная задача этого этапа состоит в преобразовании общественного устройства, изменении Земли и природы, а также повышении качества человека. Выполнение всех указанных условий и есть подготовительный этап перед вылетом человечества в космос.

Прежде всего необходимо построить идеальный социальный строй, который К.Э. Циолковский описывает следующим образом: каждому человеку должен быть предоставлен участок земли для занятия земледелием - так человек получит все необходимое для существования и обеспечения своей семьи.

Одновременно с этим особого развития требует промышленность. По мнению К.Э. Циолковского, богатства, которые земля таит в своих недрах, несметны. Овладев техникой, люди будут способны покорить природу, добраться до центра земли и добыть оттуда все необходимое для развития промышленного производства. Далее, используя технические средства, человек преобразует природу, включая воздух, море, пустыни, животных, растения и т. п., чтобы улучшить свою жизнь.

Кроме того, К.Э. Циолковский высоко оценивает роль гения-президента, который сможет объединить весь мир в единое целое. В результате выполнения всех условий, описанных выше, жизнь человечества заметно улучшится, люди получат достойные жилища, хорошую одежду, пищу, будут здоровы и избавятся от страха смерти.

2. Этап Космоса. К.Э. Циолковский считает, что Земля несовершенна и, живя на ней, трудно стать счастливым. По-настоящему счастливое будущее человечества обязательно будет связано с покорением космоса. К.Э. Циолковский разделяет процесс покорения космоса на два этапа: первый шаг - переселение к Солнечной системе, второй шаг - переселение к иным солнцам. В этом и состоит суть проекта о космическом будущем человечества, выдвинутого К.Э. Циолковским.

Теории К.Э. Циолковского являлись продуктом времени, в них, безусловно, остались глубокие следы эпохи. Причины возникновения воззрений учебного состоят в следующем.

Во-первых, К.Э. Циолковский верил, что техника находится превыше всего, эта мысль ярко отражена в разработанной им программе преобразования мира и солнечной системы. В XIX-XX вв. господствовал «культ техники», особенность которого заключалась в идеализировании и обожествлении средств техники, технический прогресс считался главной движущей силой развития общества. Под влиянием «технических настроений» К.Э. Циолковский решил, что преобразовать природу и человечество, построить прекрасное общество человечеству удастся только при помощи техники. Именно поэтому программа К.Э. Циолковского содержит множество технических факторов, злоупотребление которыми, однако, может привести к усугублению экологического кризиса. Не стоит забывать об этом.

Во-вторых, большое влияние на научные взгляды К.Э. Циолковского оказала евгеника, именно поэтому он выдвинул идею об улучшении человеческой породы. Вот некоторые догматы, характеризующие философию К.Э. Циолковского: браки возможны только между членами общества одного класса [1, с. 110]; детей могут иметь только избранные люди: более здоровые, способные к обильному размножению, склонные к плодотворной деятельности и долголетию, к усвоению истины [2, с. 183]; размножение преступников и неизлечимых больных и несовершенных людей запрещается; высшие разумные существа вправе уничтожить низшие существа с целью лишения их возможности иметь детей и т. д. Цитируемые выше идеи К.Э. Циолковского и эмоционально, и морально неприемлемы, а потому нередко подвержены осуждению. Но напомним, что подобные взгляды ученого сформировались под влиянием настроений той эпохи, которой принадлежал ученый.

Евгеника возникла в Англии в конце XIX - начале XX вв. Вскоре она распространилась и в Европе. Основной целью создания этой науки было повышение качества населения, улучшение моральных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств каждого члена общества, контролирование распространения нездоровых генов, уменьшение возникновения различных генетических заболеваний. Согласно догматам евгеники, только благодаря указанным мерам человечество сможет эффективно развиваться.

В 1920 г. в Советском Союзе было создано евгеническое общество, выпускавшее журнал о евгенике и проводившее объемную исследовательскую работу. В 1922 г. СССР присоединился к международному евгеническому комитету. Учение о евгенике было очень популярно в тогдашнем Советском Союзе. Многие ученые оказались под влиянием «модной» в то время науки, в числе «пострадавших» был и К.Э. Циолковский. Ученый выдвинул идею об улучшении человеческой породы, с тем чтобы люди стали более прекрасными, получили вечное счастье. Разумеется, благие намерения приверженцев евгеники были недостижимы из-за радикальности средств, предлагаемых для осуществления желаемого.

В-третьих, взгляды К.Э. Циолковского сформировались под влиянием такого общественного явления, как социальная утопия. К.Э. Циолковский потратил немало времени на поиски подходящего проекта по преобразованию общества, в том числе ученый детально изучил идею социальной утопии в истории. Именно К.Э. Циолковский развил и конкретизировал в русле социологии и социальной философии представления о пути социального прогресса, предложенные ранее Платоном, Т. Мором, Ш. Фурье и другими. Действительно, изучив подробно программу К.Э. Циолковского об улучшении общества и мира в контексте современной социально-культурной и технической реальности, отметим, что его идея имеет очевидную утопичность. Это вполне закономерно, если учесть, что утопия является одной из популярных российских идейно-культурных особенностей.

Механизм влияния культуры на жизнь общества достаточно сложен, любые культурные воззрения проверяются историей. Идея К.Э. Циолковского об освоении и использовании космического пространства с пользой для человечества была воспринята современной ученому социальной культурой, а в дальнейшем и впрямь повлияла на человеческое общество через космонавтику.

Программа К.Э. Циолковского заложила твердый фундамент для создания и развития космонавтики. Космонавтика и практическая космическая деятельность были созданы на основе космизма К.Э. Циолковского, программа К.Э. Циолковского предложила идеологическую основу и перспективный прогноз для практической космической деятельности.

К.Э. Циолковский утверждал, что, осваивая и используя возможности космоса, человечество получит большое развитие. Таким образом, он указал путь будущего развития, предоставил оптимистическую программу, имеющую большие перспективы. Современый космист Л. Лесков считал, что работу К.Э. Циолковского по праву можно назвать теоретическим исследованием стратегий выживания человечества. А. Урсул утверждал, что К.Э. Циолковский был одним из основоположников идеи устойчивого развития [3, с. 51]. Современный космист В. Казютинский также высоко оценил программу К.Э. Циолковского, считая, что она является «одной из вершин русского космизма» [4, с. 342], оказывая через космонавтику глубокое влияние на современную культуру.

Космонавтика стала одним из магистральных направлений разворачивающегося сейчас научно-технического прогресса. Будущее человечества тесно связано с развитием космонавтики, и это неоспоримый факт. «Новый гражданин космоса», как мы можем называть К.Э. Циолковского, высказался по этому поводу просто, но одновременно глубоко и содержательно: «Вселенная принадлежит человеку».

Ссылки и примечания:

1. Проект № 10Y004 (Central South University of Forestry and Technology), 11A132 (Департамент образования провинции Хунань). Статья была выполнена при поддержке Казютинского В.В. (доктора философских наук, Институт философии РАН).

2. Циолковский К.Э. Идеальный строй жизни // Космическая философия. М., 2001.

3. Циолковский К.Э. Мои идеи монизма в 1924 г. // Гений среди людей. М., 2002.

4. Урсул А.Д. Новая модель развития общества и освоение Космоса // Земля и Вселенная. 1993. № 5.

5. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского на рубеже XXI в. // Очерки о Вселенной. Калуга. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.