Научная статья на тему 'Проблема влияния русского космизма и «Космической философии» К. Э. Циолковского на освоение космического пространства'

Проблема влияния русского космизма и «Космической философии» К. Э. Циолковского на освоение космического пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1428
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / «КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» / К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОСМОНАВТИКА / КОСМОНАВТИКА / ПЛАН ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лыткин Владимир Владимирович

Рассматриваются связи между философскими идеями русского космизма, «Космической философией» К.Э. Циолковского, теоретической космонавтикой и их влиянием на развитие практической космонавтики. Автор приходит к выводу о непосредственном влиянии идей русского космизма и К.Э. Циолковского на прогресс науки и космической техники в ХХ в. и в более поздней перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF RUSSIAN COSMISM AND “COSMIC PHILOSOPHY” OF K.E.TSIOLKOVSKY FOR SPACE EXPLORATION

This article is devoted to the identification of linkages between the philosophical ideas of the Russian cosmism, “Cosmic philosophy” of K.E. Tsiolkovsky, the founder of the theory of space travels and their impact on the development of practical cosmonautics. The author finds the direct impact of the ideas of Russian cosmism and K.E. Tsiolkovsky on the progress of science and technology in the XX-th century and in a later term.

Текст научной работы на тему «Проблема влияния русского космизма и «Космической философии» К. Э. Циолковского на освоение космического пространства»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 1.091.470

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В.В. ЛЫТКИН

Статья представлена доктором философских наук, профессором Стрельченко В.И.

Рассматриваются связи между философскими идеями русского космизма, «Космической философией» К.Э. Циолковского, теоретической космонавтикой и их влиянием на развитие практической космонавтики. Автор приходит к выводу о непосредственном влиянии идей русского космизма и К.Э. Циолковского на прогресс науки и космической техники в ХХ в. и в более поздней перспективе.

Ключевые слова: русский космизм, «Космическая философия», К.Э. Циолковский, теоретическая космонавтика, космонавтика, план освоения космического пространства.

ХХ век останется в истории человеческой цивилизации как век величайших трагедий и величайших свершений и открытий, прежде всего, в области развития науки и техники. Лидирующее место в этом списке занимает космонавтика. Феномен её появления и бурного развития в середине столетия давно уже привлекает внимание исследователей истории науки и техники. Но многие аспекты здесь еще не вполне освещены и требуют дальнейшего изучения. Одним из таких аспектов выступает проблема влияния личности (ученого, изобретателя) на научно-технический прогресс. Здесь особый интерес вызывает личность К.Э. Циолковского. Научно-техническое, творческое и философское наследие К.Э. Циолковского разнообразно по содержанию и глубине разработанности отдельных проблем. Ему присущи гениальные прозрения, прежде всего, в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития [1]. Уже в начале ХХ века К.Э. Циолковский видел то огромное значение, которое могут иметь в будущем для человечества глобальные проблемы: угроза экологической катастрофы, демографическая проблема, космические катаклизмы, истощение сырьевых ресурсов и т.д.

Пожалуй, одну из первых попыток нарисовать мир будущего с точки зрения космизма предпринял В.Ф. Одоевский (1803-1869 гг.) - замечательный писатель, философ, педагог, музыкальный критик. В 1837 г. В.Ф. Одоевский высказывает идею о том, что космонавтика может стать средством разрешения проблем истощения сырьевых запасов на Земле [2, с. 43]. В философском отношении В.Ф. Одоевский нам интересен, прежде всего, своей идеей о возможности совершения космических путешествий и прикладной направленности будущей космонавтики. Уже на начальных стадиях оформления определилась характернейшая черта космизма - идея возможности использования космического пространства и различных объектов Вселенной для решения глобальных проблем Человечества.

Традиция русского космизма продолжается в творчестве и аскетическом подвижничестве Н.Ф. Федорова (1829-1903 гг.). Экстравагантный мыслитель, интеллектуал, друг В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого, всю свою жизнь работал над грандиозным проектом, «Философией общего дела». Взгляды Н. Ф. Федорова носили характер религиозно-этической утопии. Он считал, что целью эволюции человечества является достижение им «блаженного», т. е. совершенного и бессмертного существования. Нравственным же долгом будущего совершенного человечества («общего дела») станет работа по воскрешению, средствами науки и религии, всех умерших людей («праотцов» по терминологии Н.Ф. Федорова) к блаженной бессмертной жизни. Естественно, возникал вопрос необходимости размещения всех воскрешенных. Именно для этого,

по мнению Н.Ф. Федорова, необходимо изучать и осваивать планеты Солнечной системы [3, с. 236]. Таким образом, по мнению русского мыслителя, космическая колонизация необходима для поколений прошлого и поколений будущего человечества для решения нравственных и практических задач (перенаселение Земли).

Но настоящим классиком космизма становится К.Э. Циолковский (1857 -1935 гг.). Именно в его наследии парадоксально и счастливо соединились философские рассуждения о необходимости освоения космического пространства и теоретическая космонавтика, доказывающая возможность этого. К.Э. Циолковский жил в совершенно иных исторических условиях, в ином социальном окружении, в иной нравственной и научной парадигме. Так самого понятия «глобальных проблем человечества», например, просто еще не существовало. Они лишь начинали складываться, и именно в рамках космизма и «Космической философии» К.Э. Циолковского. Техническая революция была в самом своем начале, а современная техногенная и информационная цивилизация находились в зачаточном состоянии.

Логически неотъемлемой частью «Космической философии» К.Э. Циолковского является теоретическая космонавтика, теория межпланетных путешествий, идея космической эволюции человечества. Мы традиционно называем ученого «отцом космонавтики». Это справедливо, но не дает ответа на существенный вопрос: почему К.Э. Циолковский заинтересовался идеей космических путешествий, что подтолкнуло его к этому? Освоение космоса не было для ученого самоцелью. Не сделав этого допущения, мы не сможем понять сущности его «космической философии» и места теоретической космонавтики в его философских взглядах. В то же время, комплекс идей ученого был единым целым, а его отдельные части взаимно дополняли друг друга. Огромную роль в становлении научных основ космонавтики сыграли приоритетные работы К.Э. Циолковского, который в 1903 г. опубликовал свою фундаментальную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», определившую основные пути развития космонавтики и доказывающую возможность создания космических аппаратов на реактивной тяге [4]. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Циолковского в 1911-1912 гг. и 1926 г. [5; 6]. В этих работах К. Э. Циолковский выдвигает грандиозную программу освоения человечеством космического пространства. Как вывод из этих работ, К.Э. Циолковский формулирует 16 пунктов развития космонавтики, которые мы вправе назвать его программой последовательного освоения космического пространства [4, с. 326-327]. Рассмотрим и кратко прокомментируем эти пункты, ведущие свое начало от полетов на реактивных самолетах и заканчивающиеся освоением глубокого космоса, путешествием к другим галактикам.

1. Первые эксперименты на аэропланах с реактивными двигателями с подъемом до 5 км. «Цель этих опытов, - писал Циолковский, - умение управлять аэропланом (при значительной скорости движения), взрывной трубой и планированием» [4, с. 326]. Практическая реализация этого этапа была осуществлена в СССР и Германии в 40-х годах ХХ века.

2. Дальнейшее совершенствование ракетоплана, достижение больших скоростей и высот. Этот пункт на практике был подтвержден также в Германии, в США и в нашей стране.

3. Ракетоплан должен быть снабжен герметической кабиной с приборами, поглощающими вредные продукты выделения человека и запасом кислорода. Уже второй космический спутник (ИСЗ-2) с собакой Лайкой на борту, запущенный 3 ноября 1957 г., в целом отвечал всем этим требованиям (за исключением возможности возвращения на Землю).

4. Ракетоплан после дальнейших усовершенствований может, благодаря особым рулям и большим скоростям, летать в разреженном воздухе и даже достичь космического пространства [4, с. 326]. В конце сороковых годов ХХ в. этот этап был осуществлен при запусках вертикальных геофизических ракет на большие высоты (500 и более километров). Были проведены первые космические эксперименты на биологических объектах (мыши, крысы, собаки), показавшие хорошую переносимость животными экстремальных условий полета (перегрузки, невесомость, нервно-эмоциональный стресс).

5. Скорость ракетоплана достигает 8 км в секунду (первая космическая скорость) и ракета впервые выходит за пределы атмосферы. Полетав там, она спирально возвращается на Землю. Воздух тормозит ее движение, и ракета плавно приземляется [4, с. 327].

Нетрудно этот этап идентифицировать с первым полетом советского спутника Земли (СП-1), запущенного 4 октября 1957 г., и запуском 1-го биологического спутника, в сущности первого космического корабля, с собакой Лайкой на борту. После ряда запусков космических кораблей с биологическими объектами на борту в космос был отправлен человек. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил 108 минутный космический орбитальный полет. Он показал, что в условиях невесомости человек может активно работать, основные физиологические и психические функции заметно не изменяются.

6. Шестой этап является прямым продолжением предыдущего. Реактивные приборы все более и более удаляются от воздушной оболочки Земли и пребывают в космосе все дольше и дольше [4, с. 327]. Этот этап практическая космонавтика прошла в период от полетов на космических кораблях «Восток», «Восход» и «Союз» до начала полетов на орбитальных станциях, где пребывание космонавтов составляет достаточно длительные сроки, за счет пополнения запасов атмосферы, воды и продуктов питания.

7. «Делаются попытки избавиться от углекислого газа и других человеческих выделений с помощью подобранных мелкорослых растений, дающих в то же время питательные вещества. Над этим много, много работают и медленно достигают успеха» [4, с. 327]. В настоящее время над этой проблемой действительно много работают, но до успешного ее решения все еще весьма далеко. Идей космического растениеводства и создания искусственной космической биосферы, тем не менее, никто не отвергает.

8. Устраиваются космические скафандры для безопасного выхода из ракеты [4, с. 327]. Этот этап был пройден космонавтикой в короткие сроки. Первый в мире выход в скафандре в открытый космос был произведен советским космонавтом А.А. Леоновым на корабле «Восход» 18 марта 1965 г., т.е. всего через четыре года после полета первого космонавта.

9. Следующий пункт программы К.Э. Циолковского предполагает организацию космической оранжереи с целью получения кислорода и пищи для длительного автономного космического полета. Это, собственно, дальнейшее развитие принципа круговорота веществ в замкнутом пространстве ракетоплана (биосфера). Как и пункт 7 программы он пока не осуществлен из-за больших технических трудностей.

10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения [4, с. 327]. Этот этап освоения космического пространства реализуется в наши дни. Пример тому - Международная космическая станция, являющаяся переходным этапом к созданию действительно больших орбитальных станций. Проблема настолько значима для человечества, что, несмотря на ее грандиозность, она будет решаться уже в ближайшие десятилетия. Дальнейшие шаги в решении 10-го пункта программы, несомненно, потребуют совместных усилий многих государств и международных организаций.

11. Используют солнечную энергию не только для удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по Солнечной системе [4, с. 327]. Идея эта находит немало приверженцев среди современных специалистов (солнечный парус), хотя до ее осуществления весьма далеко. Тем не менее, работы по созданию «космического паруса» ведутся, включая их экспериментальную проверку. В работе «Труды о космической ракете (1903-1929 гг.)» К.Э. Циолковский более подробно рассматривает эту идею [5, с. 343].

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах Солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела. К. Э. Циолковский полагал, что космические поселения, построенные на малых планетах или вблизи планет смогут использовать вещество этих небесных тел для развития космической промышленности и как строительный материал для сооружения жилищ и других построек.

13. Развивается промышленность и размножаются невообразимо колонии [4, с. 327]. Эта стадия освоения космоса тесно связана с предыдущей, но одновременно в ней чувствуется определенная законченность большего этапа овладения человечеством околосолнечного пространства. Развивается промышленность в «эфирных городах», строятся все новые города, но а как же человек себя чувствует в этой империи будущего? Следующий пункт программы поясняет, что все это должно привести к огромному росту духовного потенциала человечества, к достижению им счастливой жизни.

14. Четырнадцатый пункт программы К.Э. Циолковского говорит не об интенсивном развитии, размножении и расселении человечества, а об интенсивном его совершенствовании. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное совершенство [4, с. 327]. Появляется новая генерация человечества - человек космический.

15. Этот пункт программы К.Э. Циолковского является продолжением пункта тринадцатого. Человечество не останавливается на рубежах освоения околосолнечного пространства, а устремляется дальше в глубины космоса. Очевидна и практическая необходимость дальнейшей экспансии человечества, неограниченный рост которого вызовет проблему перенаселенности Солнечной системы. «Население Солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути» [4, с. 327].

16. В последнем пункте программы К.Э. Циолковский дает футуристический прогноз далекого будущего развития Человечества. Он далек от финалистских сценариев развития жизни Человечества. Будучи убежденным прогрессистом, веря в безграничные возможности прогресса науки, техники и разума, он считает, что Человечество найдет выход из любой кризисной и катастрофической ситуации [4, с. 327].

Цивилизация, считал К. Э. Циолковский, достигнув на своей планете определенной степени научного и технического могущества, должна неизбежно и закономерно разорвать «земные цепи», распространиться в космическом пространстве, охватить не только Солнечную систему, но и другие миры. Следует подчеркнуть, что не техника или наука как таковые привлекали все внимание К.Э. Циолковского, а конечная цель этой техники и науки - счастье человека и Человечества в целом.

Таким образом, разнообразное, энциклопедически разнообразное научно-техническое творчество К. Э. Циолковского оказало непосредственное влияние на научно-технический прогресс в ХХ веке. Создание им теоретической космонавтики, теоретического ракетостроения и ракетоди-намики, непосредственное консультирование работ первых ракетных организаций в СССР во многом определило интерес к этой сфере деятельности, ее актуальность и перспективность. Создание К.Э. Циолковским «Космической философии» и теории межпланетных путешествий, плана освоения космического пространства стало эвристическим фундаментом для современной и будущей космонавтики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благонравов А.А. К.Э. Циолковский как ученый // Избранные труды / под ред. М.Я. Марова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 2007.

2. Одоевский В.Ф. 4338-й год. Петербургские письма. - М.,1926.

3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. - Верный, 1906. - Т. 1.

4. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903г.) // Избранные труды. - М., 1962. - С.136 - 166.

5. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911- 1912 гг.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 167 - 208.

6. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926 г.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 242-327.

7. Циолковский К.Э. Труды о космической ракете (1903-1929 гг.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 343-349.

8. Циолковский К.Э. Вне Земли. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.

THE INFLUENCE OF RUSSIAN COSMISM AND "COSMIC PHILOSOPHY" OF K.E.TSIOLKOVSKY FOR SPACE EXPLORATION

Lytkin V.V.

This article is devoted to the identification of linkages between the philosophical ideas of the Russian cosmism, "Cosmic philosophy" of K.E. Tsiolkovsky, the founder of the theory of space travels and their impact on the development of practical cosmonautics. The author finds the direct impact of the ideas of Russian cosmism and K.E. Tsiolkovsky on the progress of science and technology in the XX-th century and in a later term.

Key words: Russian cosmism, "Cosmic philosophy", K.E. Tsiolkovskiy, space, space exploration, the Plan of space exploration.

Сведения об авторе

Лыткин Владимир Владимирович, 1959 г.р., окончил Калужский государственный педагогический институт им. К.Э. Циолковского (1981), кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социальной антропологии и сервиса Института социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, автор более 60 научных работ, область научных интересов — научное творчество К.Э. Циолковского, история ракетно-космической науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.