Научная статья на тему 'Евгеника: от утопии к науке и. . . от науки к утопии?'

Евгеника: от утопии к науке и. . . от науки к утопии? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5489
1048
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ / ЕВГЕНИКА / ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GENETIC TECHNOLOGIES IN PEDIATRICS / EUGENICS / ETHICAL AND LEGAL ISSUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванюшкин Александр Яковлевич, Лапин Юрий Ерминингельдович, Смирнов Владимир Иванович

Представлен историко-философский анализ феномена "евгеники домашнего изготовления" возможности "фабрикации" детей с заданными генетическими свойствами как части социальных и этико-правовых проблем использования современных генетических технологий в педиатрии. Обсуждаются исторические источники "евгенического проекта", особенности евгеники по Гальтону, рассматривается история евгеники как особая линия эволюции утопического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUGENICS: FROM A UTOPIA TO SCIENCE AND... FROM SCIENCE TO A UTOPIA?

Historical and philosophical analysis of the phenomenon of “homemade eugenics" the possibility of "fabrication" of children with desired genetic properties, as part of the social and ethical and legal problems of the use of modern genetic technologies in Pediatrics is presented. Historical sources of "eugenic project," especially on “eugenics according to Galton" being discussed, the history of eugenics is considered as a special line of evolution of utopian consciousness.

Текст научной работы на тему «Евгеника: от утопии к науке и. . . от науки к утопии?»

А.Я. Иванюшкин, Ю.Е. Лапин, В.И. Смирнов

-55 —

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 613.94:001

А.Я. Иванюшкин, Ю.Е. Лапин, В.И. Смирнов

ЕВГЕНИКА: ОТ УТОПИИ К НАУКЕ И ... ОТ НАУКИ К УТОПИИ?

ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62

Представлен историко-философский анализ феномена "евгеники домашнего изготовления" - возможности "фабрикации" детей с заданными генетическими свойствами как части социальных и этико-правовых проблем использования современных генетических технологий в педиатрии. Обсуждаются исторические источники "евгенического проекта", особенности евгеники по Гальтону, рассматривается история евгеники как особая линия эволюции утопического сознания.

Ключевые слова: генетические технологии в педиатрии, евгеника, этико-правовые проблемы A. Ya. Ivanyushkin, Yu. E. Lapin, V. I. Smirnov

EUGENICS: FROM A UTOPIA TO SCIENCE AND ... FROM SCIENCE TO A UTOPIA?

Federal State Budgetary Institution "Scientific Center of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991

Historical and philosophical analysis of the phenomenon of "homemade eugenics" - the possibility of "fabrication" of children with desired genetic properties, as part of the social and ethical and legal problems of the use of modern genetic technologies in Pediatrics is presented. Historical sources of "eugenic project," especially on "eugenics according to Galton" being discussed, the history of eugenics is considered as a special line of evolution of utopian consciousness.

Key words: genetic technologies in Pediatrics, eugenics, ethical and legal issues

Социальные и этико-правовые проблемы использования современных генетических технологий в педиатрии активно обсуждаются в последние годы. В условиях глобальной технологической революции, интегрирующей в ускоренном темпе достижения биотехнологии, нанотехнологий и информационных технологий, в медицинской и философской литературе обсуждается феномен "евгеники домашнего изготовления" - возможности "фабрикации" детей с заданными генетическими свойствами. в свое время известный специалист в области медицинской генетики Н.П. Бочков сказал, что евгеника - это "наука, которая себя изжила" [1]. В связи с этим вновь стал актуальным анализ исторических истоков "евгенического проекта".

Платон как основоположник евгеники

История научной евгеники связана с дарвинизмом и насчитывает более 100 лет, однако ее предыстория - более 2000 лет. Например, в сочинении Платона "Государство", описывающем идеальное (и, конечно, утопическое) общество, идеи евгеники занимают очень важное место. Евгеника, по Платону, означает систему социальных практик, воспроизводящих на высоком уровне природу высших сословий общества,в основном стражей как защитников государства, гаранта стабильности и процветания последнего.

Платон - сторонник социального равенства мужчин и женщин. В связи с этим важнейшие идеи его "евгенического проекта" таковы: "У нас и стражи, и их жены должны заниматься одним и тем же делом

Для корреспонденции: Иванюшкин Александр Яковлевич, д-р филос. наук, канд. мед. наук, проф., проф. общеуниверситетской каф. философии МГПУ вед. науч. сотр. НЦЗД РАМН, e-mail: [email protected]

.. .Раз у них и жилища, и трапезы будут общими .. .у них возникает стремление соединяться друг с другом ... Все жены этих мужей должны быть общими .И дети должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок, кто его отец .Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими .надо будет установить законом какие-то празднества, на которых мы будем сводить вместе девушек и юношей, достигших брачного возраста . Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших - нет ...". Рождение детей - это общественное дело; потомство должны производить родители цветущего возраста (женщины 20-40 лет, мужчины 25-55 лет); женщинам и мужчинам, вышедшим из оптимального детородного возраста, разрешается сходиться с кем угодно (инцест, конечно, запрещается), но они "должны особенно стараться, чтобы ни один зародыш не вышел на свет .а если ребенок (все-таки) родится .его .не выращивать" [6].

Платон был младшим современником Гиппократа. Как видим: если "отец медицины" запрещал искусственный аборт и эвтаназию, то автор "Государства" решал оба эти вопроса положительно.

Фрэнсис Гальтон: евгеника - "новая наука"

Основоположником научной евгеники является английский ученый (кузен Ч. Дарвина) сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911). И.И. Канаев, автор очень содержательной отечественной книги о Гальтоне1, подчеркивая необычайную разносторонность научных интересов последнего, замечает, что аутентичную научную биографию этого ученого в состоянии на-

'Все цитаты из работ Фрэнсиса Гальтона даются по работе И.И. Ка-наева.

писать только коллектив авторов, являющихся специалистами не только в области истории биологии, но и этнографии, географии, антропологии, криминалистики, психологии, статистики и метеорологии [3]. Отметим только два понятия, введенные в науку Гальтоном и известные сегодня практически каждому человеку: "антициклоны" в метеорологии и "дактилоскопия" в криминалистике.

Общеизвестно, что прогресс современной науки в огромной степени определяется использованием в ней математических методов. Гальтон говорил: "Считай все, что можешь считать!" [3). Прежде всего следует отметить вклад ученого в развитие такого метода, как антропометрия: в 70-е годы XIX века он исследовал рост и массу тела мальчиков в городских и сельских школах. Позднее он организовал антропометрические лаборатории, большинство инструментов и приборов для которых создал он сам. Кульминацией стало создание им метода дактилоскопии, его труд "Отпечатки пальцев" был опубликован в 1893 г.

Для Гальтона понятие антропометрии включало также и психометрию, формирование методов психологического тестирования связано с работами Гальтона [5]. В то же время позитивные научные результаты собственных работ Гальтона в этом направлении были, с нашей точки зрения, гораздо скромнее. Дело здесь, как мы полагаем, в некоторой механистичности мировоззрения ученого (особенно сильно сказавшегося на его понимании евгеники): для него физическое и психическое, материальное и идеальное имели одинаковый онтологический статус.

В главном своем научном труде "Наследственный гений: исследование его законов и следствий" (1869) автор исходит из аксиомы, что талант, и вообще психические свойства, наследственны так же, как физические свойства человека. Исследуя сотни генеалогий известных писателей, художников, судей, общественных деятелей и т.д., автор подчеркивает: "...я объявляю претензию на то, что я первый пытался разработать этот вопрос статистически" [3].

Выступления и публикации Гальтона, посвященные собственно евгенике, относятся уже к началу XX века, когда ему было более 80 лет ("Эссе о евгенике", 1909). Слово "евгеника" создал Гальтон, составив его из двух греческих (которые мы даем в латинизированной форме): "ей" - хороший, благой и "^епей^" - относящийся к рождению детей. Впервые термин "евгеника", обозначающий науку "об улучшении рода", Гальтон употребил в 1883 г. в работе "Исследования человеческой способности" [3]. "Эссе о евгенике" - это в основном сборник его докладов начиная с 1901 г. на собраниях в Антропологическом, Социологическом и т.д. обществах.

Следует заметить, что еще в 1866 г. в России вышла книга проф. В.М. Флоринского "Усовершенствование и вырождение человеческого рода" [10], где четко ставится проблема негативной евгеники, которую автор понимал, как "гигиену брака" - предупреждение рождения больного потомства. В настоящее время эта проблема решается в рамках медицинской генетики.

В кратком изложении теоретическая составляющая евгеники по Гальтону сводится к следующему. Поскольку человек является одним из биологических видов и как таковой есть продукт биологической эволюции, его природа заключается преимущественно в наследственности, наследственность значительно важнее факторов среды. По своей природе люди не равны: степень различия умственной силы даже в среде англичан огромна, что же касается негров, то они на три ступени ниже белых. Произвести высокодаровитую расу людей вполне реально - если бы общество затратило хотя бы одну двадцатую часть стоимости и труда, которые тратятся на улучшение пород собак и лошадей, то мы создали бы галактику гениев [3].

Таким образом, Гальтон больше делал акцент на позитивной евгенике: на основе рационального регулирования рождаемости можно усовершенствовать расу (породу), в конечном счете - весь человеческий род. Евгеника, по Гальтону, - это наука об "улучшении рода", в более широком смысле она применяется к животным и растениям, особенно же к человеку. Евгеника изучает "все условия, при которых могут быть произведены люди высокого типа" [3].

Историческое значение работы Гальтона "Эссе о евгенике" заключается в том, что здесь он выступает преимущественно как социальный мыслитель и моралист. Именно эта его последняя книга стала основой развития евгеники (не только как научного направления, но и как общественного движения) сначала в Англии, а потом и в других странах.

Приведем в нашей интерпретации краткое изложение евгенической программы Гальтона, разделив ее на две части.

1. Евгеника: цели и задачи общества.

а) научные исследования: наследственности человека, в частности применимость менделевской гипотезы к человеку; демографических проблем -влияния на браки различных условий (в особенности деятельности государственных учреждений), оценки с евгенических позиций качества потомства (изучение "биографий" семей);

б) информация: распространение в обществе знаний о наследственности; создание банка данных ("литературы") по проблемам евгеники.

в) евгеническое общественное движение: кооперация, сотрудничество с другими людьми и организациями, интересующимися евгеникой.

2. Евгеника: отношение человек - общество.

Ввиду исключительной важности этой части программы приведем слова самого Гальтона: "Сертификаты, т.е. удостоверения или свидетельства, возможные в будущем, об евгенической доброкачественности данного лица. Иначе говоря, исследование человека на предмет пригодности его к производству хорошего потомства и выдача ему соответственного удостоверения" [3].

В 1904 г. Гальтон создает (вкладывая собственные средства) при Лондонском университете национальную евгеническую лабораторию, ставшую впоследствии известной как "Гальтоновская лаборатория". В 1907 г. в Лондоне возникло "Общество евгениче-

ского воспитания", почетным президентом которого стал Гальтон, а среди его членов были Б. Шоу, Г. Уэллс и др. В 1908 г. Гальтон выступил перед обществом с докладом "Локальные ассоциации для содействия развитию евгеники", в котором предложил создавать местные евгенические комитеты, которые должны вести просветительскую деятельность, кооперироваться с местной интеллигенцией, политическими и филантропическими организациями и т.д.

В 1912 г., уже после смерти Гальтона, в Лондоне состоялся Международный евгенический конгресс, позднее^в 1921 и 1932 гг. такие конгрессы состоялись в Нью-Йорке. В 1925 г. ближайший друг и последователь Гальтона, возглавлявший "Гальтоновскую лабораторию" и ставший первым в мире профессором евгеники, начал издавать журнал "Евгенические анналы". В 1921-1930 гг. в советской России существовало "Русское евгеническое общество", организованное Н.К. Кольцовым и Ю.А. Филипченко, в эти же годы выходил "Русский евгенический журнал" (т.е. аналогичный английский журнал начинает выходить позднее).

Теоретическим основанием всех работ Гальтона, посвященных наследственности человека и далее - евгенике, был дарвинизм. Когда Дарвин опубликовал "Происхождение видов" (1859), Гальтону было 37 лет, и он был известен, но больше как путешественник, географ и этнограф. Естественно, что Гальтон был одним из первых читателей великой книги Дарвина: «Около того времени, когда появилось "Происхождение видов" Дарвина, я начал интересоваться географией человека и был известным образом подготовлен к оценке его точки зрения . мои последующие мысли всегда были окрашены ею. Некоторые идеи, которые я имел о человеческой наследственности, послужили закваской, и я написал "Наследственный гений"» [3, курсив наш. Авт.]. В свою очередь, Дарвин дал высокую оценку книге Гальтона "Наследственный гений" [3].

Несмотря на прямо-таки триумфальное распространение в обществе идей дарвинизма, это учение встретило не только яростную критику мировоззренческого характера, но и неоднозначные оценки в научном сообществе. В современной науке попытки критиковать как отдельные положения, так и теорию естественного отбора в целом не прекращаются. Например, известный американский генетик Р. Левон-тин писал: "Биологи-эволюционисты упорно игнорируют проблему эмпирической достаточности .Если переменные состояния или параметры, на которых построена теория, измерить невозможно или их измерение связано с такими ошибками, что невозможно сделать выбор между альтернативными гипотезами, теория становится пустым упражнением, никак не связанным с реальным миром" [9].

Для Гальтона в отношении теории естественного отбора нет никаких сомнений - ни философского, ни научного характера. Как выразилась Ю.В.Хен, дарвинизм явился для евгеники своеобразным пропуском в науку [11]. В генетике и сегодня можно встретить ссылки на работу Гальтона "Наследственный гений"

как сохраняющую научную ценность[8,9]. В то же время общий уровень знаний Гальтона о наследственности, как и Дарвина, был уровнем, доступным тому типу ученого, которого именовали "натуралист", это ученый, который еще не знает экспериментального метода менделя.

Видеть идейные предпосылки евгеники Гальтона только в дарвинизме было бы односторонне и близоруко. В 1857 г. французский психиатр Б.Морель опубликовал "трактат о вырождении". Необходимо различать позитивный вклад мореля в научную психиатрию и, скажем так, резонансные эффекты идеи вырождения в общественном сознании той эпохи. Некоторые научные интенции Мореля, трансформируясь в ходе дальнейшего развития клинической психиатрии, получили развитие на рубеже Х1Х-ХХ века. в учении о шизофрении Крепелина - Блейлера. В целом же его, по сути дела, фаталистическая концепция вырождения (согласно которой малозаметные психические расстройства в первом поколении в четвертом поколении приводят, например, к раннему слабоумию) представляется нам умозрительной натурфилософской схемой. На пороге хх века (именно когда Гальтон сосредоточился на создании своего учения о евгенике) для многих европейских интеллектуалов идея вырождения превратилась в парадигму нового мировоззрения, в котором нашло выражение эсхатологическое мироощущение, связанное с наступлением нового века. Евгеника должна была сначала стать "лекарством от вырождения", а затем через много поколений привести к достижению конечной (высшей) цели - совершенствованию человеческого рода.

Биограф Гальтона И.И. Канаев определяет некоторые положения его учения о евгенике как "академический расизм". В самом деле, в "Наследственном гении" Гальтон писал: "Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным ва-риететам человечества ." [3].

Вне сомнения Гальтон был знаком с 4-томным трудом французского дипломата и социального мыслителя Ж.-А. де Гобино (1816-1882) "Эссе о неравенстве человеческих рас" (1853-1855). По Гобино, от природы расы неравномерно наделены способностями и талантами. В процессе миграции происходит смешение чистых рас: смешение кровей улучшает низшие расы и ухудшает высшие. Высшая, арийская, раса почти совсем "растворилась" в этом "плавильном котле" низших народов.

с нашей точки зрения, в учении Гальтона о евгенике своеобразно переплелись и идея вырождения, и идея расизма. С самого начала учение Гальтона о евгенике было чревато своеобразным оборотничеством, которое сразу же обнаружилось, когда в нацистской Германии перешли "от слов" о расовой гигиене "к делу" - массовой насильственной стерилизации, эвтаназии и геноциду.

Наконец, нельзя хотя бы кратко не сказать еще об одном идейном течении, зародившемся в эти же годы, а именно социал-дарвинизме. Строго говоря, сам Дарвин к этому течению прямого отношения не имеет, его родоначальником является английский

философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Согласно Спенсеру, "закон эволюции"2 универсален и распространяется на биологию, психологию и социологию. Спенсер утверждал, что эволюция прогрессирует от монады к человеку и от дикаря к англичанину [2,7].

Таким образом, романтический евгенический проект Гальтона (улучшение человеческого рода) формировался не только на основе "чистой науки" дарвинизма, но прямо или косвенно был связан и с психиатрической теорией вырождения (имеющей в целом сомнительную научную ценность) и с реакционными социальными доктринами расизма и социал-дарвинизма.

Мы согласны с Л.В. Фесенковой [8, 9], которая рассматривает всю историю евгеники как особую линию эволюции утопического сознания. Рассмотрим подробнее под этим углом зрения евгенический проект Гальтона. Гальтон считает, что, следуя идеям евгеники, человек будет разумно, рационально направлять эволюцию своей природы, совершенствуя ее. Если бы он знал, что последующее более чем столетнее развитие генетики, социобиологии и т.д. почти нисколько не прояснило (если не забывать о критериях научного знания) вопрос о наследственной одаренности и тем более наследуемости социальных качеств человека.

Уже на первом этапе своей истории научная евгеника столкнулась с тремя, скажем так, роковыми вопросами. 1. Каково содержание той идеальной модели человека, которую подразумевают сторонники евгеники; 2. Кем должен быть тот "селекционер", который будет проводить в жизнь, практически осуществлять "евгенический проект"; 3. Какова должна быть судьба "отбракованного человеческого материала" - еще нерожденных или новорожденных детей, а может быть, вообще - и детей и взрослых.

Коснемся только ответа Гальтона на первый вопрос: в духе радикального биологизаторства он ставит человека в один ряд с другими биологическими видами, и в итоге "человек будущего" у него характеризуется: здоровьем, энергичностью, мужеством, одаренностью и расположением к людям [3]. С нашей точки зрения, такой (бессодержательный) ответ лучше всего говорит о том, что здесь в принципе не может быть однозначного ответа. Как писал К.Маркс: ".сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" [4].

Утопизм евгенических идей Гальтона во многом коренится в особенностях его мировоззрения. Мировоззрение Гальтона имеет ярко выраженные черты сциентизма, и в значительной степени именно по этой причине судьба его евгенических идей очень похожа на судьбу идей Цезаря Ламброзо. Невиданная

2«Спенсер неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал так называемый закон прогресса, предвосхищавший идею эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как биологическое подтверждение своего закона» [2].

популярность ламброзианства в начале XX века тоже во многом объяснялась "магией" сциентистских обещаний и надежд - раз и навсегда разрешить вековечную проблему причин преступлений. Суть "теории преступного человека" Ламброзо проста: некий человек совершает преступление, потому что это событие детерминировано его "особой биологической конституцией". Фиаско ламброзианства наступило гораздо раньше, уже в начале XX века. Потому что признание этой теории почти целиком отменяло институты юриспруденции, целью которых является определение меры виновности преступника, который в юриспруденции по определению является субъектом свободы воли.

Несостоятельность евгеники Гальтона обнаружилась несколько позднее: по мере введения в различных западных странах насильственной стерилизации, но особенно в осуществления программ расовой гигиены в нацистской Германии. После Второй мировой войны слово "евгеника" приобрело настолько одиозный смысл, что журнал гальтоновской лаборатории "Евгенические анналы" был переименован в "Анналы генетики человека".

Лично сэр Френсис Гальтон ни в коей мере не может нести ответственность за нацистские преступления против человечности (во всяком случае не больше, чем родоначальник евгеники Платон). Xарактеризуя же далее особенности мировоззрения, умонастроения Гальтона как основоположника научной евгеники, необходимо отметить в его текстах нотки учительства, своеобразного мессианства, т. е. ученого в нем замещает пропагандист и проповедник.

Когда Гальтон пытался дать ответ в общем-то на неразрешимый вопрос, какой должна быть идеальная модель человека, на бессознательном уровне, как мы полагаем, ответ у него был несколько другой. Для сэра Фрэнсиса Гальтона, английского аристократа викторианской эпохи - эпохи расцвета британской империи, содержание его евгенического идеала гораздо конкретнее прорисовывается в социальной плоскости: "Ни для одной нации высокая человеческая порода не является более необходимой, чем для нашей собственной, ибо мы насаждаем наше племя по всему миру и закладываем основы предрасположения и способностей будущих миллионов человечества" [3].

Излагая в 1904 г. в докладе социологическому обществу свое понимание евгеники, Гальтон, в частности говорил: "доведение евгеники до своего рода религии" [3]. Конечно, в устах Гальтона приведенная мысль есть метафора - на закате своей долгой жизни ученый мечтал о превращении евгеники в новое мировоззрение, новую этику, смысловое, нормативное содержание которых целиком определяется научными идеями евгеники. Вместе с этим слова "доведение евгеники до своего рода религии" представляются нам глубоко символичными: евгеника по Гальтону - это опять утопия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочков Н.П. Наука, которая себя изжила // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. С.437-451.

2. Грязное А.Ф. Спенсер // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Т. III. М.: Мысль, 2000. С. 619-620.

3. КанаевИ.И. Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Л.: Наука, 1972.

4. Маркс. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3. М.: Политиздат, 1955. С. 1-4.

5. Пишо П. Психологическое тестирование: пер. с франц. И. Кру-жилиной / 16-е изд. СПб.: "Питер", 2004.

6. Платон. Государство / Соч. в 3 томах. Т.3. 4.1. М.: Мысль, 1971. С. 89-454.

7. РьюзМ., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987; № 1: С. 94-108.

8. ФесенковаЛ.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. М.: ИФ РАН, 2003. 174 с.

9. Фесенкова Л.В. Евгеника и утопическое сознание (к вопросу об экологических перспективах человечества) // Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности / Отв. ред. Ю.В. Хен. М.: Канон+, 2005. С. 52-70.

10. Флоринский В.М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода // Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских ученых (хрестоматия) под общей ред. В.Б. Авдеева / Серия "Библиотека расовой мысли". М.: Белые альвы, 2012.

11. Хен Ю.В. Евгенический проект: "pro" и "contra". М.: ИФ РАН, 2003.

REFERENCES

1. BochkovN.P. The science, which has become outdated. In: Bioethics: principles, rules, problems. Моscоw: Editorial URSS, 1998: 437-51 (in Russian).

2. GryaznovA.F. Spencer. In: New encyclopedia of philosophy. vol 3. Moscow: Mysl; 2000: 619-20 (in Russian).

3. Kanaev I.I. Francis Galton (1822-1911). Leningrad: Nauka; 1972 (in Russian).

4. Marx K. Theses on Feuerbach. In: The Works of Marx K., Engels F. vol. 3. Moscow: Politizdat; 1955: 1-4 (in Russian).

5. Pichot P. The psychological testing. St. Petersburg: Piter; 2004 (in Russian).

6. Platon.The Republic. In: The Works of Plato. vol. 3. Moscow: Mysl;1971: 89-454 (in Russian).

7. RuseM., WilsonA.O. Darwinism and ethics. Voprosy filosofii. 1987; 1: 94-108 (in Russian).

8. Fesenkova L.V. Evolutionism: reflection of theory in culture. Moscow: IF RAN, 2003 (in Russian).

9. Fesenkova L.V. Eugenics and utopian consciousness (in terms of environmental perspectives). In: Hen U.V., ed. The Eugenics in discourse of contemporary global issues. Moscow: Kanon+; 2005: 52-70 (in Russian).

10. Florinsky V.M. Improvement and degeneration of the human race. In: Avdeev V.B. Russian Eugenics. Collection of works by Russian scientists (anthology). Moscow: Belie Alvy, 2012 (in Russian).

11. Hen U.V. The Eugenic project: "pro" and "contra". Moscow: IF RAN; 2003 (in Russian).

Поступила 14.11.12.

Сведения об авторах:

Лапин Юрий Ерминингельдович, д-р мед. наук, зав. лаб. правовых проблем охраны здоровья детей НЦЗД РАМН; Смирнов Владимир Иванович, канд. экон. наук, зам. дир. по инф. технологиям НИИ проф. педиатрии НЦЗД РАМН, e-mail: [email protected]

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Впервые на сайте Научной электронной библиотеки www.elibrary.ru открывается подписка на электронную версию нашего журнала, а также на другие журналы Издательства «Медицина». Вы можете оформить подписку на архивные номера или на отдельную заинтересовавшую Вас статью из текущего или любого другого номера журнала, начиная с 2012 г. Для отдельных журналов Издательства «Медицина»:

□ «Вопросы вирусологии»;

□ «Детская хирургия»;

□ «Молекулярная генетика, микробиология и вирусология»;

□ «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины»

открыта подписка также на текущие выпуски 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.