Научная статья на тему '«К Демонику» (Псевдо-)Исократа в позднеантичной традиции: P. Ross. Georg. I. 16 и другие фрагменты из Египта'

«К Демонику» (Псевдо-)Исократа в позднеантичной традиции: P. Ross. Georg. I. 16 и другие фрагменты из Египта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературные папирусы / Исократ / «К Демонику» / паренеза / школьное образование / literary papyri / Isocrates / ‘Ad Demonicum’ / paraenesis / school education

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чепель Е. Ю.

В статье сделан обзор папирусных фрагментов из Египта, содержащих произведения древнегреческого оратора Исократа. Подсчет фрагментов показывает, что речь «К Демонику», которая в античности приписывалась Исократу, значительно чаще встречается в папирусах, чем прочие его речи, равно как и другие древнегреческие произведения. Это обусловлено ее жанровыми и стилистическими особенностями, благодаря которым она широко использовалась в образовательном процессе. В античной культуре речь «К Демонику» стала воплощением философского жанра паренезы, что также повысило ее авторитетность как школьного сочинения. Использование произведения при обучении позволяет по-новому взглянуть на позднеантичный папирус с отрывком из «К Демонику» из частной коллекции Г. Ф. Церетели (P. Ross. Georg. I. 16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

(Pseudo-)Isocrates’ ‘Ad Demonicum’ in late Antique tradition: P. Ross. Georg. I. 16 and other fragments from Egypt

The author offers an overview of papyrus fragments from Egypt that contain speeches of Ancient Greek orator Isocrates. Fragments with the speech ‘Ad Demonicum’ exceed considerably preserved fragments with other works of this author. Moreover, ‘Ad Demonicum’ appears in papyri relatively more often than any other prose text of a Greek author. This frequency can be explained by the genre and stylistic features of this speech, thanks to which it was widely used in school education. In Antiquity ‘Ad Demonicum’ represented the philosophical genre of paraenesis, which also boosted its authority as a school text. The educational context of the use of this speech in late Antiquity allows for a better understanding of a papyrus with ‘Ad Demonicum’ from the private collection of G. F. Zereteli (P. Ross. Georg. I. 16).

Текст научной работы на тему ««К Демонику» (Псевдо-)Исократа в позднеантичной традиции: P. Ross. Georg. I. 16 и другие фрагменты из Египта»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2019 Issue 1, 2019

DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00004

«К Демонику» (Псевдо-)Исократа в позднеантичной традиции: P. Ross. Georg. I. 16 и другие фрагменты из Египта

Е. Ю. Чепель

Научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН euchepel@gmail.com

В статье сделан обзор папирусных фрагментов из Египта, содержащих произведения древнегреческого оратора Исократа. Подсчет фрагментов показывает, что речь «К Демонику», которая в античности приписывалась Исократу, значительно чаще встречается в папирусах, чем прочие его речи, равно как и другие древнегреческие произведения. Это обусловлено ее жанровыми и стилистическими особенностями, благодаря которым она широко использовалась в образовательном процессе. В античной культуре речь «К Демонику» стала воплощением философского жанра паренезы, что также повысило ее авторитетность как школьного сочинения. Использование произведения при обучении позволяет по-новому взглянуть на позднеантичный папирус с отрывком из «К Демонику» из частной коллекции Г. Ф. Церетели (P. Ross. Georg. I. 16).

Ключевые слова: литературные папирусы, Исократ, «К Демонику», паренеза, школьное образование.

Папирус P. Ross. Georg. I. 16 был опубликован в 1925 г. в первом томе серии «Папирусы российских и грузинских коллекций», выходившей под общей редакцией Г. Ф. Церетели в 1925-1935 гг. в Тифлисе. Этот фрагмент содержит отрывок из папирусного кодекса (Псевдо-)Исократа «К Демонику» (§ 8-12) 1. Во вступлении издатели

1 Папирус в настоящий момент хранится в Тбилиси, в Национальном центре рукописей Грузии. Автор статьи выражает сердечную благодарность сотрудникам Центра, в особенности его директору

З. Абашидзе, за доступ к оригиналу фрагмента и воз-

можность заказать фотографию для научной работы. Автор также благодарит А. Э. Сонину за помощь при подсчете папирусов. Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 18-012-00844.

подробно описывают физические характеристики фрагмента, восстанавливают размер страницы в античной книге-кодексе, из которой он происходит, и относят его к IV в. н. э.2 В новом издании 2008 г., однако, предлагается более поздняя датировка — V—VI вв.3, что, на наш взгляд, справедливо. Греческий текст папируса снабжен критическим аппаратом, но в издании отсутствует комментарий, позволяющий выдвинуть предположения об обстоятельствах возникновения и предназначении данного кодекса. Тем не менее отдельные черты кодекса: два знака разделения текста на смысловые блоки в 4-й и 30-й строках, а также неровный полукурсивный почерк — могут указывать на использование этой позднеантичной книги в школе. К моменту публикации папируса в 1925 г. было известно всего шесть других папирусных фрагментов с отрывками из «К Демо-нику»4. Сейчас в распоряжении исследователей их уже более 42. Ниже мы предлагаем обзор известных на сегодняшний день фрагментов этого произведения, найденных в Египте, в контексте которых следует рассматривать и папирус P. Ross. Georg. I. 16 5.

Говоря о развитии исторической науки о древнем мире и классической филологии, ХХ в. часто называют столетием папирологии. Это связано с тем, что папирусы, которые начали массово поступать из Египта в конце XIX — начале XX в., значительно изменили многие наши представления о литературе, культуре и общественном устройстве Греции и Рима, дополнив или опровергнув построения специалистов допапироло-гической эпохи. Кроме того, греческие папирусы из Египта позволили ученым проследить рецепцию литературных текстов классической Греции в эллинистическое, римское и позднеантичное время. Тем самым были отчасти восполнены пробелы в наших знаниях об их рукописной традиции с момента их создания до византийского Средневековья, когда эти сочинения переписывались уже как часть античного литературного канона, благодаря чему сохранились до эпохи гуманистов и книгопечатания.

В XXI в. поток новых текстов на папирусах начал иссякать, обнаружение ранее не известного и принципиально меняющего научную перспективу источника стало редкостью, однако систематизация и анализ фрагментов, опубликованных в ХХ столетии, по-прежнему не завершены. Метод сравнительного подсчета сохранившихся текстов позволяет сделать некоторые статистические выводы, а также продемонстрировать, что в папирологии установление частотности какого-либо текста имеет не меньшую эвристическую ценность, чем находка папируса с редким или ранее не известным литературным произведением. Ниже мы предлагаем взглянуть на сочинения греческих ораторов, прежде всего Исократа, и их рецепцию в поздней античности через призму сохранившихся папирусных фрагментов.

Исократ появился на свет и жил в Афинах в 436-338 гг. до н. э. Современник и соперник Платона, он стал известен как философ, оратор, политолог, основатель собственной школы в родном городе. Ко времени второй софистики он вошел в класси-

2 P. Ross. Georg. I. 16, с. 102-103.

3 CPF I. 2. 1. 21. 3, с. 262-265 (2008), ил. 143.

4 Mathieu, Bremond 1929: 119-120.

5 Здесь и далее мы говорим о папирологическом материале в широком смысле — о любых текстах,

записанных на папирусе, деревянных табличках или керамических черепках.

ческий канон десяти аттических ораторов 6. В римское время были известны 60 речей Исократа, из которых 21 пережила Средневековье и уцелела до наших дней.

Одна из главных тем сочинений Исократа — это теория и практика образования 7. Будучи основателем и руководителем первого в Афинах высшего учебного заведения, предшествовавшего Академии Платона, Исократ, по-видимому, много осмыслял свою преподавательскую деятельность и образование в целом. Эта глубокая философская рефлексия нашла отражение в двух его сочинениях — ранней и поздней речах «Против софистов» «Об обмене имуществом». Историки образования отмечают, что влияние Исократа на образовательные практики было столь огромно, что сформировало традиции европейского образования, сохранившиеся вплоть до середины ХХ в. Одна из основных идей философа заключается в том, что в ученике необходимо развивать навык практически судить о вещах и красноречие, которые, в свою очередь, являются вершинами двух отличительных черт человеческой природы — способности к политике и речи. Образование соединяет эти две черты для поддержания закона и порядка в государстве на благо общества и всего человечества 8. Понятое в ключе философии Исократа, образование в конечном итоге служит политике путем нахождения «наилучшего» (Antid. 271), его цель — сделать юношей умеренными и честными в частных и общественных делах. Исократовская концепция образования получила широкое признание в античном мире и в эпоху эллинизма распространилась далеко за пределы Афин, где впервые была воплощена в жизнь. Неслучайно историк образования в эллинистическом и римском Египте Р. Крибиоре выбрала для заглавия своей книги фразу «Гимнастика для ума» из «Об обмене имуществом»9: так Исократ назвал набор учебных дисциплин, составляющих начальное образование, которое подготавливает ум к более высокой ступени — философии, искусству рассуждения 10.

В то время как историков образования интересует теория исократовской образовательной модели, изложенная в его сочинениях, изучение папирусов позволяет проследить, как идеи философа находили реальное воплощение в образовательных практиках позднеантичного мира. Обратимся к подсчетам. Всего на сегодняшний день известно 147 фрагментов сочинений Исократа на папирусах, вощеных табличках и остраконе (включая несколько текстов с его жизнеописанием) 11. Эти фрагменты содержат отрывки из 14 произведений.

Статистически больше шансов сохраниться и быть найденными имели те сочинения, которые использовались в образовательных целях. По ним школьные наставники учили своих подопечных чтению и письму, следовательно, переписывались подобные

6 См. список у ритора II в. н. э. Гермогена, Hermog. Id. 2. 11. Здесь и далее в основном тексте и постраничных примечаниях сокращения сочинений античных авторов даются по списку сокращений OCD.

7 Muir 2015: 321-322.

8 Muir 2015, 327.

9 Antid. 26. Эта же мысль повторяется в Isocr. Ad Dem. 12.

10 См.: Cribiore 2001: 1. В книге упоминается важная

роль Исократа в школьном обучении, но не разбира-

ется подробно (с. 106, 140, 203-204). Следует отметить, что Исократ употребляет слово «философия» в ином смысле, чем академики, см.: Шичалин, Усачева 2012: 72, примеч. 8.

11 Подсчеты производились с помощью баз данных Digital catalogue of literary papyri, Mertens-pack 3 online database и Leuven database of ancient book. Вместе с неизданными фрагментами из Оксиринх-ской коллекции — 158, см. примеч. 18.

тексты в гораздо больших масштабах, чем другие литературные произведения, имевшие спрос только у образованной элитарной прослойки. В этом отношении безусловным лидером является Гомер: сохранилось более 1800 папирусов с его поэмами 12.

Исократ входит в первую десятку авторов по числу найденных фрагментов их сочинений. Кроме Гомера он уступает лишь Демосфену (около 210 фр.) и Еврипиду — второму после Гомера излюбленному автору школьных учителей (около 210 фр.). Такие выдающиеся античные авторы, как Аристотель (19 фр.), Софокл (50 фр.), Платон (103 фр.) и Фукидид (100 фр.), отстают с довольно большим отрывом. Исократ уверенно лидирует в этом плане и среди ораторов (не считая Демосфена): найдено 50 фрагментов речей Эсхина, 13 или 15 — Лисия, 11 — Гиперида, восемь — Антифонта, четыре или пять — Исея, четыре — Ликурга, три — Динарха, один — Андокида. Такой значительный количественный отрыв не может объясняться случайностью: сочинения Исократа явно пользовались большей популярностью, которая, в свою очередь, вызвана их ролью в школьном образовании.

Обратимся от общих подсчетов к более детальным и рассмотрим соотношение различных сочинений среди папирусов одного автора. Например, в случае Гомера 220 фрагментов, т. е. более 10 %, содержат отрывки из первой песни «Илиады», что говорит о ее более высокой частотности, которая была, вероятно, связана с использованием песни в школе. Вообще, первые шесть песен «Илиады» представлены среди фрагментов гомеровских поэм лучше всего — их читали чаще 13. Из сочинений Исократа чаще всего встречается речь «К Демонику» — произведение в жанре паренезы, которое приписывалось оратору в античности, хотя, вероятно, было создано кем-то из его учеников 14. Отрывки из этой речи содержатся на 36 фрагментах, найденных в Египте, что превышает число фрагментов других произведений того же автора — «К Никоклу» (26 фр.), «О мире» (23 фр.), «Панегирик» (18 фр.), «Никокл» (17 фр.) 15. Многие папирусы с сочинениями Исократа принадлежат Оксиринхской коллекции и были опубликованы в томах серии «Оксиринхские папирусы» (Р. Оху.): девять из 26 известных на сегодняшний день фрагментов «К Никоклу», 16 из 23 «О мире», шесть из 18 «Панегирика», семь из 17 «Никокла»16. Как говорится в предисловии к 69-му тому 17, в нем собраны все на тот момент не изданные папирусы с речами Исократа «К Никоклу» и «Никокл», идентифицированные в коллекции. При этом до сих пор в серии появилось лишь два папируса «К Демонику», а в 69-й и 78-й тома фрагменты этого произведения не вошли.

12 СпЫоге 2001: 194.

13 Фрагменты первых шести песен «Илиады» составляют чуть менее половины всех фрагментов сочинения Гомера, см.: СпЫоге 2001: 194-197. О том, как тексты античных авторов использовались для школьных упражнений, см.: СпЫоге 1996: 46-49.

14 Вопрос об авторстве Исократа в целом решен в научной литературе отрицательно. О жанре паренезы см.: Алиева 2011а.

15 Другие речи Исократа на папирусах, которые

войдут в 85-й том серии Р. Оху.: «Эвагор» — пять

фрагментов, «Об обмене имуществом» — семь, «Бу-сирис» — четыре, «Елена» — пять, «Против софистов» — два, «Филипп» — семь, «Панафинейская» речь — четыре, «Трапезитик» — один, «Архидам» — один. Так же в нем будут изданы новые папирусы с уже упомянутыми сочинениями.

16 Большинство из них опубликованы в двух томах серии — Р. Оху. 69: 4715-4737 и Р. Оху. 78: 51335147. Один из фрагментов «Панегирика» будет опубликован в новом, 85-м томе.

17 Р. Оху. 69: 115-116.

Кажется невероятным, что столь часто встречающееся в папирусах сочинение отсутствует в самой большой в мире папирусной коллекции, содержащей около полумиллиона единиц хранения, из которых изданы на сегодняшний день только около 6 тыс.18 Действительно, фрагменты «К Демонику» отложены для публикации в одном из будущих томов серии 19. Когда все они увидят свет, число фрагментов этого сочинения значительно возрастет. Таким образом, можно говорить о доле фрагментов «К Демонику», составляющей около 30 % от всех известных фрагментов Исократа. Этот процент необычно высок, если мы сравним его с соотношением произведений других авторов. Так, например, среди сочинений Демосфена лидируют речи «О венке» (29 фр.), «О посольстве» (24 фр.), «Олинфская» (19 фр.), а среди трагедий Еврипида — «Орест» (30 фр.) и «Медея» (20 фр.), однако ни одно из них не соотносится с общим числом фрагментов так же, как «К Демонику» (Псевдо-)Исократа. Это указывает на особое место, которое последнее произведение занимало в культуре римского и позднеантичного Египта, что, как было сказано выше, можно объяснить его использованием в школьном обучении 20.

Следует также учитывать, что египетские фрагменты сочинений античных авторов на папирусах и других материальных носителях могли значительно разниться по своему назначению. Свиток в частной библиотеке представителя среднего класса в провинциальной митрополии, скорее всего, отличался уровнем оформления и другим внешним признакам от книги с тем же произведением в библиотеке александрийского ученого-филолога, а такая книга — от отрывков и цитат, записанных неумелой ученической рукой на обороте документа или на деревянных вощеных табличках. Изучение физических особенностей фрагмента, в том числе материала письма и палеографии, часто может дать ключ к определению его Sitz im Leben. Так, например, таблички из дерева, покрытые воском, считались недорогим писчим материалом, подходящим для многократного использования, и достаточно надежно указывают на контекст школьного обучения. Среди фрагментов Исократа шесть — такие таблички, из которых пять содержат отрывки из речи «К Демонику». Небольшое число на первый взгляд. Однако в сравнении с текстами других авторов, которые встречаются на деревянных табличках, это все-таки весьма значительное количество. Всего на сегодняшний день найдено менее 200 деревянных табличек со школьными текстами — в основном различными упражнениями в письме и счете, алфавитом, спряжением и склонением слов. Только 15 табличек содержат стихи Гомера, семь — Менандра, две — Еврипида. До нашего времени не дошло ни одной таблички с отрывками речей какого-либо другого оратора кроме Исократа. Из этого краткого сравнительного анализа становится понятно, что пять табличек с текстом (Псевдо-)Исократа «К Демонику» не могли сохраниться случайно и указывают на исключительное место этого произведения в школьном обучении.

18 При этом находки речи «К Демонику» имеют

больший географический разброс, чем фрагменты других произведений Исократа: папирусы с этой речью происходят из Гермополя, Фаюма, Оксиринха, с Элефантины, из Дахлы, хотя для основной их массы

происхождение точно не установлено.

19 Это подтвердил в частной переписке один из издателей серии Н. Гонис; он сообщил о существовании в коллекции более шести неопубликованных фрагментов речи «К Демонику».

20 СпЫоге 2001: 106, 203; Со1ото 2005: 115; Кссюпе 2015: 88, 93.

Рассмотрим подробнее эти таблички, а также папирусы, которые могут быть более или менее надежно отнесены к школьному контексту. Об использовании в образовательных целях говорит прежде всего соседство текста «К Демонику» с другими типичными упражнениями. Например, в кодексе из пяти табличек P. L. Bat. 25. 15 (= CPF I. 2. 2 21 106T) семь раз повторяется фраза из Isocr. Ad Dem. 1, а на одной из этих табличек записаны упражнение на разделение слов на слоги и арифметическая таблица. Табличка P. Shoyen 1. 11 (= CPF I. 2. 2 21 108T) содержит на одной стороне фразу из «К Демонику» (§ 9), а на другой — стих Менандра. Еще одна табличка SB 24. 15905 (= CPF I. 2. 2 21 109T) помимо цитаты из «К Демонику» (17) содержит формулу датировки по консулам и список названий египетских месяцев — важные упражнения при обучении грамоте. На обратной стороне таблички с 24-м параграфом из «К Демонику» представлен список имен, расположенных по алфавиту 21. Наконец, одной из самых поразительных находок является кодекс из деревянных табличек, обнаруженный в поселке Келлис в оазисе Дахла. Он содержит полный текст речей «К Демонику», «К Никоклу» и «Ни-кокл» с пометками для облегчения чтения, разделением слов, примечаниями на полях и многочисленными ошибками и исправлениями 22. Среди папирусных фрагментов ярким примером учебного использования речей Исократа выступает папирусный кодекс BKT 9. 149 (= CPF I. 2. 2 21 116T), содержащий «К Демонику» (§ 47-48) и «К Никоклу» (§ 7-8) с параллельным переводом на латынь. Другой «школьный» фрагмент P. Gen. IV. 160 представляет собой отдельный лист пергамена, сложенный пополам и исписанный с обеих сторон цитатами из «К Демонику» (§ 52) и «К Никоклу» (§ 42-43, 46).

Обратим внимание также на хронологическое распределение материала. Большинство фрагментов произведений Исократа относится к II-IV вв. Отчасти это связано с уже упомянутым количественным перевесом памятников из Оксиринхской коллекции, основная часть папирусов которой принадлежит именно к этому периоду. Однако значительное число фрагментов (около 28) датируется более поздним временем — V-VI вв. Это в процентном соотношении опять же больше, чем у других авторов (Демосфен — 17 поздних фр., Еврипид — 34, Фукидид — семь). Высокий процент поздних фрагментов принадлежит Менандру (33 из 186), сочинения которого тоже вошли в корпус школьных текстов. В V-VI вв. господствовавшее в культуре христианство уже оттеснило изучение литературного наследия античных «языческих» авторов на второй план, и, видимо, только работы, которые использовались в учебном процессе в школах, продолжали переписываться и читаться в прежнем масштабе. На трех позднеантичных фрагментах речь «К Демонику» соседствует с текстами христианского содержания — псалмами, цитатами из Ветхого Завета и произведений отцов церкви 23. Интересно также, что из пяти описанных выше деревянных табличек две датируются V в., две — IV в. и одна — III-V вв., а из двух упомянутых «школьных» фрагментов папирус принадле-

21 CPF I. 2. 2 21 112T. См.: Maltomini, Römer 1988; Lougovaya 2018.

22 P. Kell. 3 Gr. 95, см.: Rijksbaron, Worp 1997.

23 «К Демонику» соседствует со стихами псалмов в папирусе Lond. Lit. 207 (= CPF I.2.2 21 113T), причем, возможно, эти стихи следует интерпретировать

как цитату из Послания к римлянам, см.: Strawbridge 2011; Barker 2007; с Деяниями святых апостолов и отрывками из Первой книги Царств в коптском кодексе, см.: Fournet 2001; с цитатами из сочинений святых отцов в пергаменном кодексе VIII в. на сирийском языке, см.: Wright 1872: 745-746.

жит к IV в., а лист пергамена — к VI в. Пергаменный кодекс с переводом отрывков из «К Демонику» на сирийский язык даже датируется VIII в. 24. Таким образом, особая роль этого произведения в школьном образовании сохранялась на протяжении всей поздней античности и к византийскому Средневековью оно оказалось неотъемлемой частью школьного образования наряду с сочинениями Менандра и изречениями греческих философов 25.

Чем может объясняться особый статус «К Демонику»? Это произведение относится к так называемым кипрским сочинениям Исократа наряду с речами «К Никоклу» и «Никокл». Все три речи написаны в жанре паренезы и близки к гномологической литературе. Помимо нравственно-поучительного содержания практического характера они отличаются простотой и ясностью языка, которые как нельзя лучше подходят для школьного обучения. Очевидно, это и сделало их настолько популярной дидактической литературой 26, подходящей и для начального уровня освоения грамоты, и для следующей стадии, на которой использовались более длинные отрывки текста 27. Р. Пиччо-не в предисловии к переизданию фрагментов «К Демонику» в корпусе философских папирусов даже предполагает, что именно незаконченность сочинения и его внутренняя неоднородность снискали ему любовь учителей: текст оказалось проще разбить на удобные для обучения блоки и цитаты 28. Так, например, в одном папирусе с отрывком из «К Демонику» даже прослеживается разбивка текста на сентенции для последующего чтения-скандирования 29.

Однако большинство папирусных фрагментов «К Демонику» всё же содержат отрывки из свитков с предположительно полным текстом этого сочинения. Кодекс из Келлис также однозначно указывает на то, что в школьном образовании использовалось произведение целиком, а не отдельные максимы-поучения из него 30. Это позволяет говорить о том, что речи Исократа виделись эллинистическим учителям полезными прежде всего с точки зрения их нравственного посыла, так как одновременно с обучением грамотности и техническим навыкам чтения и письма поселяли в сознании молодых людей принципы добродетели и моральные ценности.

В поздней античности философское содержание «К Демонику» было адаптировано к новым христианским реалиям, а текст отредактирован 31. Легкость, с которой сочинение языческого оратора утвердилось в системе христианского образования, объясняется жанром паренезы, в котором написана речь. Этот жанр был осмыслен христианскими авторами как имеющий аналоги в Священном Писании, в частности в посланиях ап. Павла, и, следовательно, мог быть рекомендован юношам для преуспеяния

24 Wright 1872: 745-746.

25 Они тоже присутствуют в пергаменном кодексе VIII в., упомянутом в примеч. 23.

26 Piccione 2015: 87-88.

27 О различных уровнях обучения и упражнениях на каждом из них см.: Cribiore 1996.

28 Piccione 2015: 93. С другой стороны, разрознен-

ность и непоследовательность свойственны не толь-

ко «К Демонику», но и двум другим паренетическим

речам Исократа, более того, эта особенность их ком-

позиции была частью авторского замысла, см.: Antid. 15. 68; также Алиева 2011a: 25.

29 Menchelli 2009; Piccione 2015.

30 На целостность восприятия речи указывает в том числе то, что она была снабжена в кодексе кратким содержанием (hypothesis). К сожалению, большая часть строк «ипотесы» не сохранилась.

31 Menchelli 2007: 67-72. Так, языческое понятие Sai^oviov («демон, божество») было заменено на луейца то ayiov («Святой Дух»).

в добродетелях. Создатель «К Демонику» прямо называет свое сочинение паренезой (§ 3-5). В двух других исократовских речах того же жанра — «К Никоклу» и «Нико-кл» — такое самообозначение отсутствует. Традиционно паренезой считаются все три сочинения, но, как представляется, в особенности с ней ассоциировалась речь «К Демонику». Так, в колофонах двух папирусов с отрывками из «К Демонику» P. Berol. 8935V, 306-308 (= CPF I. 2. 1 21 7) и P. Amh. 2. 25 (= CPF I. 2. 1 21 15) название произведения сопровождается жанровым обозначением «паренеза», причем во втором папирусе использовано множественное число — napaiveoei^. Можно предположить, что в первом папирусе, где половина этого слова не сохранилась, в колофоне тоже могло стоять множественное число 32. Интересно, что в других литературных памятниках античности мы встречаем то же самое: название речи употребляется в сочетании со словом «паренеза» во множественном числе 33. Оно даже становится факультативным, и упоминание «па-ренез Исократа» само по себе отсылает к первой и главной из них 34. Таким образом, «К Демонику» для риторов античности было паренезой par excellence, и это, в свою очередь, сделало его универсальным дидактическим текстом в западноевропейской культуре и способствовало тому, что исократовская теория образования сохранилась вплоть до эпохи Возрождения.

Библиография

Алиева 2011a Алиева О. В., Паренеза: философская и риторическая традиция // Вестник

ПСТГУ Серия III: Филология 3 (25) (2011): 23-36.

Алиева 2011b Алиева О. В., Свт. Василий Великий о паренезе: библейские тексты в свете ан-

тичной традиции // Воробьев В. (ред.), XXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, I (Москва, 2011): 151-155.

Шичалин, Усачева 2012 Шичалин Ю. А., Усачева А. В., Преамбула // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия 3 (41) (2012): 71-75.

Barker 2007 Barker D. C., P. Lond. Lit. 207 and the origin of the nomina sacra: a tentative proposal //

Studia humaniora tartuensia 8 (2007): 1-14.

Colomo 2005 Colomo D., 4717. Isocrates, Ad Nicoclem 1-3, 13-16 // The Oxyrhynchus papyri,

LXIX (London, 2005): 115-124.

CPF Corpus dei papiri filosofici, I. 1-2; II. 1-3; III; IV. 1-2 (Firenze, 1989-2019).

Cribiore 1996 Cribiore R., Writing, teachers, and students in Graeco-Roman Egypt (Atlanta, 1996).

Cribiore 2001 Cribiore R., Gymnastics of the mind: Greek education in Hellenistic and Roman Egypt

(Princeton, 2001).

32 Алиева 2011b: 153-155.

33 Возможно, колофон в папирусе CPF I. 2. 2 21 101T (= Stephens 1985: 2) содержит такое же обозначение, однако на нем сохранились лишь два слова ^оокрахои^ и napaiveoei^. С. Стивенс склоняется к тому, что в данном случае колофон относился ко всем трем паренетическим речам. См. также:

Menchelli 2007: 26-27.

34 Harp,, см.: Dindorf 1853 (repr. 1969): 5-6; Tzetz. 11, 382, 647. См. также: Алиева 2011a: 33-34.

35 Марцеллин в схолии к Гермогену, см.: RG, 193; Schol. In Ach. 206. Ср. также: Sopat. Rh, III, 751 (по изданию Dindorf 1829); и у Гарпократиона (Keaney 1991: 19 П18), где авторство «К Демонику» приписывается Исократу Аполлониату. См. также: Stephens 1985: 7-8.

E. W. Heneßb «K ,3,eM0HHKy» (nceBgo-)HcoKpaTa b n03gHeaHTHHH0H Tpag^HH.

57

Dindorf 1829

Dindorf1853

Fournet 2001

Keaney 1991 Lougovaya 2018

Maltomini, Römer 1988

Mathieu 1929 Menchelli 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Menchelli 2009

Muir 2015

OCD

P. Gen. P. Oxy.

P. Ross. Georg. Piccione 2015

RG

Rijksbaron, Worp 1997 Stephens 1985 Strawbridge 2011

Wright 1872

Dindorf W. (ed.), Sopater rhetor. Prolegomena Ad Aristidem. Aristides, III (Leipzig, 1829).

Dindorf W. (ed.), Harpocrationis lexicon in decem oratores Atticos, I (Oxford, 1853; repr. 1969).

Fournet J.-L., Un témoin passé inaperçu de l'Ad Demonicum du Pseudo-Isocrate dans le Codex Glazier // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 135 (2001): 150-152. Keaney J. J., Harpocration: lexeis of the ten orators (Amsterdam, 1991). Lougovaya J. Counting with Isocrates // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 208 (2018): 203-212.

Maltomini F., Römer C., Noch einmal "Ad Demonicum" auf einer Schultafel // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 75 (1988): 297-300. Mathieu G., Bremond E., Isocrate. Discours (Paris, 1929).

Menchelli M., Note su P. Berol. inv. 8935 e sulla lettura 'sentenziosa' dell' 'Ad Demonicum' // Funghi M. S. (ed.), Papiri filosofici. Miscellanea di Studi (Firenze, 2007): 17-40.

Menchelli M., Bibliologia dell'Ad Demonicum: osservazioni sulla tradizione mano-scritta e sulla scansione in sentenze // Odorico P. (ed.), L'éducation au gouvernement et à la vie. La tradition des «règles de vie» de l'antiquité au moyen-âge, Atti del Convegno di Studi, Pisa, Scuola Normale Superiore, marzo 2005 (Paris, 2009): 45-73. Muir J. R., Isocrates // Bloomer W. M. (ed.), A Companion to ancient education (Chichester, 2015): 321-334.

Hornblower S., Spawforth A., Eidinow E. (ed.), The Oxford classical dictionary (4th edition; Oxford — New York, 2012).

Les papyrus de Genève, I-IV (Genève — Oxford, 1896-2010).

The Oxyrhynchus papyri, I-LXXXIV (London, 1898-2019).

Papyri russischer und georgischer Sammlungen, I-V (Tiflis, 1925-1935).

Piccione R. M., L'Isocrate parenetico nella tradizione didattico-gnomica // Corpus dei

Papiri Filosofici Greci e Latini, II. 2 (Firenze, 2015): 87-101.

Spengel L. von (ed.), Rhetores Graeci, IV (Stuttgart, 1833).

Rijksbaron A., Worp K. A., The Kellis Isocrates codex (P. Kell. III Gr. 95) (Oxford, 1997).

Stephens S. A., The ancient title of the Ad Demonicum // Lewis N. (ed.), Papyrology (Yale classical studies 28; Cambridge, 1985): 5-8.

Strawbridge J., How present is Romans in early Christian school exercises: Is P. Lond. Lit 207 mislabelled? // Oxford research archive for the present moment. Digital resource, mode access: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:f8aa171a-cce1-47c0-bd3e-2493b4ef90e5.

Wright W., Catalogue of Syriac manuscripts in the British Museum, II (London, 1872).

(Pseudo-)Isocrates' 'Ad Demonicum' in late Antique tradition: P. Ross. Georg. I. 16 and other fragments from Egypt

E. Yu. Chepel

The author offers an overview of papyrus fragments from Egypt that contain speeches of Ancient Greek orator Isocrates. Fragments with the speech 'Ad Demonicum' exceed considerably preserved fragments with other works of this author. Moreover, 'Ad Demonicum' appears in papyri relatively more often than any other prose text of a Greek author. This frequency can be explained by the

genre and stylistic features of this speech, thanks to which it was widely used in school education. In Antiquity 'Ad Demonicum' represented the philosophical genre of paraenesis, which also boosted its authority as a school text. The educational context of the use of this speech in late Antiquity allows for a better understanding of a papyrus with 'Ad Demonicum' from the private collection of G. F. Zereteli (P. Ross. Georg. I. 16).

Keywords: literary papyri, Isocrates, 'Ad Demonicum', paraenesis, school education.

Ссылка для цитирования:

Чепель Е. Ю. «К Демонику» (Псевдо-)Исократа в позднеантичной традиции: P. Ross. Georg. I. 16 и другие фрагменты из Египта // Египет и сопредельные страны 1 (2019): 49-58. DOI: 10.24411/2686-9276-2019-00004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.