Научная статья на тему 'К биографии Н. В. Балтачеевой'

К биографии Н. В. Балтачеевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛТАЧЕЕВА / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / ПЕДАГОГ БАЛЕТА / BALLET TEACHER / BALTAHCEYEVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Удаленкова Т.А.

В статье прослеживается судьба известной балетной династии Балтачеевых-Кумысниковых, подробно разбирается творческий путь Наймы Валеевны Балтачеевой, у которой автор статьи училась, когда была начинающей артисткой балета. Найма Валеевна успешно совмещала артистическую карьеру с работой педагога, в 1950/51 учебном году она довольно часто замещала А.Я. Ваганову на ее уроках. В статье делается акцент на педагогическом мастерстве Н.В. Балтачеевой, ее умении чувствовать музыку, творчески подходить к обучению хореографическому мастерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE BIOGRAPHY OF NAIMA V. BALTACHEYEVA

The article traces the fate of the well-known Baltacheyev dynasty-Kumisnikovs, explores the creative path of Naima Valeevna Balatcheyeva, who studied the article when she was a ballet dancer. Naima Valeevna successfully combined her artistic career with the work of the teacher, in 1950-1951 she frequently replaced A.Ya. Vaganova in her lessons. The article focuses on the pedagogical skills of N.V. Balatcheyeva, her ability to feel music, creatively approach the teaching of choreographic mastery.

Текст научной работы на тему «К биографии Н. В. Балтачеевой»

УДК 792.8

К БИОГРАФИИ Н. В. БАЛТАЧЕЕВОЙ

Т. А. Удаленкова1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия

В статье прослеживается судьба известной балетной династии Балтаче-евых- Кумысниковых, подробно разбирается творческий путь Наймы Вале-евны Балтачеевой, у которой автор статьи училась, когда была начинающей артисткой балета. Найма Валеевна успешно совмещала артистическую карьеру с работой педагога, в 1950/51 учебном году она довольно часто замещала А. Я. Ваганову на ее уроках. В статье делается акцент на педагогическом мастерстве Н. В. Балтачеевой, ее умении чувствовать музыку, творчески подходить к обучению хореографическому мастерству.

Ключевые слова: Балтачеева, биография, педагог балета

TO THE BIOGRAPHY OF NAIMA V. BALTACHEYEVA Tatyana A. Udalenkova1

1 Vaganova Ballet Academy, 2, Zodchego Rossi St., Saint Petersburg, 191023, Russia Federation

The article traces the fate of the well-known Baltacheyev dynasty-Kumisnikovs, explores the creative path of Naima Valeevna Balatcheyeva, who studied the article when she was a ballet dancer. Naima Valeevna successfully combined her artistic career with the work of the teacher, in 1950-1951 she frequently replaced A. Ya. Vaganova in her lessons. The article focuses on the pedagogical skills of N. V. Balatcheyeva, her ability to feel music, creatively approach the teaching of choreographic mastery.

Keywords: Baltahceyeva, biography, ballet teacher

Еще совсем недавно в нашем городе на Невском проспекте обитала талантливая балетная семья Балтачеевых-Кумысниковых. Можно сказать, что своего рода «неформальным главой» этой семьи была чудесная Найма Валеевна Балтачеева, о которой я вспоминаю с неизменным восхищением и благодарностью. Сначала, будучи солисткой балета, она совмещала служение в тогда еще Кировском театре с преподаванием в Ленинградском хореографическом училище, а после завершения сценической карьеры в 1952 году стала педагогом-репетитором Кировского балета.

Муж Наймы Валеевны — Абдурахман Лутфуллович Кумысников также был артистом театра и педагогом училища. В училище преподавал и ее брат — Тахир Валеевич — характерный танцовщик и репетитор театра. С театром и училищем была связана судьба сына Наймы Валеевны — Мурата Кумысни-кова — характерного солиста театра и педагога училища. Наконец, жена Тахи-ра Валеевича — Ольга Дмитриевна Искандерова-Балтачеева — в прошлом солистка Кировского балета и педагог училища и сегодня является репетитором Мариинского театра.

Вся жизнь этой семьи — пример подвижнического служения искусству балета, пример вдохновляющий и по-своему заразительный. Лично для меня встреча с Наймой Валеевной стала событием исключительной важности.

Свою педагогическую деятельность Найма Валеевна начала в качестве ассистента А. Я. Вагановой. В 1950/51 учебном году Агриппина Яковлевна по болезни нередко пропускала уроки (особенно часто — во второй четверти) и доверяла Найме Валеевне выпускной класс на время своего вынужденного отсутствия. Этот выпуск — последний выпуск А. Я. Вагановой — стал первым педагогическим опытом Н. В. Балтачеевой. В 1950-е годы Найма Валеевна выпустила два класса: в выпуске 1954 года выделялась Ксения Тер-Степанова (в дальнейшем солистка Кировского балета, заслуженная артистка РСФСР), чей танец отличала чистота, академичность, идеальная точность в исполнении технически сложных элементов, а в выпуске 1956 года (Башкирской группе) мне особенно запомнилась Эльза Сулейманова — также превосходная балерина, помимо прочего, создательница пленительного образа Зайтангуль в фильме-балете «Журавлиная песнь» (1959).

Став педагогом-репетитором театра, Найма Валеевна начала работать с классическим кордебалетом, а так же с исполнительницами партий сольного и кори-феечного репертуара. Класс, который она получила в театре, до этого вела Мария Федоровна Романовна, чьей выпускницей я была. Вероятно это стало причиной того, что в этот класс определили и меня. Так состоялось наше знакомство с Най-мой Валеевной.

В те далекие годы урок в театре не был просто техническим «разогревом». Нас, артисток труппы, особенно молодых, как до этого в школе, продолжали обучать секретам профессионального мастерства. Понятно, что личность педагога, включающая в себя комплекс как профессиональных, так и человеческих качеств, играла в этом процессе роль исключительной важности. Найма Валеевна была добрым и мудрым наставником, умевшим создать в классе творческую и рабочую атмосферу. Ни на уроках, ни на репетициях она никогда не повышала голос, не делала грубых язвительных замечаний. Ее безусловный авторитет основывался на высоком профессионализме и умении расположить к себе. Все ее требования и замечания были всегда исключительно конкретны,

понятны и убедительны, к тому же они высказывались в спокойной доброжелательной форме, от чего качество только выигрывало. Думаю, то, что Найма Валеевна родилась и воспитывалась в культурной петербургской семье, в сочетании с врожденными добротой и мягкостью, предопределило стиль ее поведения как в жизни, так и на работе. К тому же, в том, что относилось к области ее профессиональной ответственности, она была подлинным перфекционистом. На своих уроках и репетициях она требовала аккуратности выполнения всех комбинаций, точности позиции рук и ног, поворотов головы, движений корпуса по всем методическим канонам преподавания классического танца. Несомненно, здесь сказывалось непосредственное воздействие А. Я. Вагановой, верной и благодарной ученицей которой Найма Валеевна всегда оставалась. Большую роль играли и индивидуальные качества, столь важные для убедительности показа. В частности, от природы очень красивые кисти рук (а значение рук при показе в целом невозможно переоценить) придавали законченную выразительность и органичность демонстрируемым движениям и позам. С чисто же технической точки зрения уроки Наймы Валеевны были сильными, логичными, очень удобными и прекрасно разогревающими.

Exercise у палки (и это было общим для всех педагогов тех лет) всегда задавался как полная комбинация en dehors и en dedans без перемены ног. Все быстрые движения (по пять jetés, par terre и en l'air, соответственно) непременно включались в Exercise. Grand rond de jambe в комбинации par terre повторялись четыре-шесть раз как чрезвычайно полезное движение. На середине маленькое Adagio задавалось вместе с tendu и jetés. Tours — отдельно, без «наворотов». Следующая комбинация fondu или en l'air всегда делались как en dehors, так и en dedans. В grands battements jetés периодически включалась старинная итальянская комбинация: мягкий grand battement ouverte через полупальцы в a la seconde, опуститься на опорную ногу, passé у колена открыть в позу effacée вперед, затем опять в à la seconde и в attitude effacée. Каждый раз в passé опорная нога на полупальцах, в позах — опускается на пол пяткой вперед. С attitude effacée grand battement через первую позицию на croisé вперед, при этом, положив корпус назад. Затем через первую позицию grand battement в первый arabesque, поворот fouetté закончить в позу a longer effacée назад. Затем продолжалась комбинация grands battements с включением tours в большие позы. Как правило, tours в большие позы включались во все три комбинации на середине; в более редких случаях, без включения tours в большие позы в Adagio и fondu на середине, задавался «quatre pirouettes». Особое внимание уделялось правильности исполнения маленьких и средних прыжков (обычно комбинации échappé и маленькое assemblé задавались отдельно). Найма Валеевна любила показывать их сама: в этих случаях она снимала туфли и прыгала. Пятая позиция была идеальна, plié выворотное, с выжимом, толчок от пяток, стопы в воздухе предельно вытянутые

и затем — снова чистая пятая. Все вместе — образец академически безупречного выполнения маленьких прыжков, одного из элементов, наиболее существенных для выработки как силы и аккуратности ног, так и для развития прыжка как такового. Такие прыжки, как маленькие jetés, sissonne ouverte на 45 или 90 градусов, sissonne fermée, grande sissonne. rond de jambe en l'air на 45 или 90 градусов всегда заканчивались assemblé с выжимом из позы в пятую позицию (то есть без перемены ног).

К комбинациям на пальцах, также как и в прыжках, Найма Валеевна обязательно задавала sissonne ouverte на 45 или 90 градусов в качестве тренировочного движения для постоянного поддержания ног в нужной форме: тот же выжим из пятой позиции от пяток и аккуратное окончание опять же в пятую, обеспечивающее помимо силы и выворотности мягкость и эластичность ног (в том числе стоп). Таким образом, как я уже говорила, наше обучение продолжалось в театре.

Как репетитор Н. В. Балтачеева неуклонно следовала тем же принципам, что и в классе, добиваясь чистоты и выразительности исполнения. Естественно, что при работе с солистками она стремилась по возможности более полно выявить индивидуальные черты той или иной исполнительницы. Способность достичь успеха в этом вопросе — несомненное педагогическое достоинство. И здесь Найме Вале-евне не в последнюю очередь помогала ее природная музыкальность. Умение чувствовать музыку позволяло ей и при работе с кордебалетом добиваться не только элементарной ровности, но и необходимой одухотворенности танца. Особенно ярко это качество проявилось в великих хореографических ансамблях Баядерки («Тени», в частности Adagio кордебалета), и Шопенианы (особенно «Ноктюрн»), постоянным репетитором которых она была. Оба этих шедевра, несмотря на очевидные различия, были в равной степени эмоционально близки Найме Валеев-не. Нюансы, которые она привносила на репетициях, придавали всем движениям кордебалета ту неповторимую «певучесть», которая неразрывно связана в нашем (и не только) сознании с понятием петербургского балетного стиля. Это был действительно «дышащий» женский кордебалет, без которого нельзя было представить себе ни эту прославленную сцену, ни успех труппы во всем мире.

Найма Валеевна Балтачеева — замечательный педагог и репетитор, Профессионал с большой буквы — была одним из творцов этого успеха. Низкий поклон ей за это.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тридцатилетие творческой деятельности // Театр. Ленинград, 1965. № 25.

2. Педагог-хореограф Н. В. Балтачеева // Театр. 1967. № 31.

3. Прохорова В. Страницы календаря: Н. В. Балтачеева // Советский балет. 1985. № 4.

REFERENCES

1. Tridtsatiletie tvorcheskoj deyatel'nosti // Teatr. Leningrad, 1965. № 25.

2. Pedagog-horeograf N. V. Baltacheeva // Teatr. 1967. № 31.

3. Prohorova V. Stranitsy kalendarya: N.V. Baltacheeva // Sovetskij balet. 1985. № 4.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Т. А. Удаленкова — fpk@vaganovaacademy.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana A. Udalenkova — fpk@vaganovaacademy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.