Научная статья на тему 'Особенности структуры экзерсиса Н. Г. Легата'

Особенности структуры экзерсиса Н. Г. Легата Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАТ / ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / THEATRE SCHOOL / НАСЛЕДИЕ / УРОК / LESSON / ЭКЗЕРСИС / МЕТОД / METHOD / LEGAT / LEGACY / CENTER-WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силкин Петр Афанасьевич

В статье рассматривается наследие знаменитого выпускника Петербургского театрального училища, танцовщика Мариинского театра Н. Г. Легата. Автор статьи предлагает вниманию читателей анализ части урока № 3 (экзерсис на середине зала). Четыре урока собственноручно были написаны Легатом для его ученика А. Эглевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the structure of N. Legat’s exercise

In this article it is considered to legacy of famous dancer and teacher of Mariinsky Theatre, who graduated from Petersburg’s Theatre School, N. G. Legat. The author of the article offer part of lesson № 3 (center-work). Four lessons were written by Nicolas Legat for his pupil André Eglevsky.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры экзерсиса Н. Г. Легата»

УДК 792.8

П. А. Силкин

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭКЗЕРСИСА Н. Г. ЛЕГАТА

Известный хореограф Федор Васильевич Лопухов о своем педагоге Николае Густавовиче Легате, у которого он учился с первого класса до выпуска, писал: «Если бы Легат вел записи своих уроков, если бы он сумел рассказать, как подходит к ученикам, почему требует от одного то, а от другого это, мы обладали бы сегодня неоценимым пособием для преподавания классического танца и воспитания талантливых артистов балета» [1, с. 83].

Эта мысль балетмейстера была частично воплощена Н. Г. Легатом в его собственноручной записи четырех уроков для Андрея Еглевского. На рукописной странице, воспроизведенной в книге «Heritage of a ballet master: Nicolas Legat», авторы John Gregory and Andre Eglevsky, указан год «1933», место записи урока — «Лондон» и подпись «НЛегат». Книга вышла на английском языке в 1978 г. В издании воспроизведены четыре страницы, написанные самим Легатом. Французские названия движений даны в русской транскрипции (например: «батман тандю», «рондежамбъ андеор», «девелопе» и т. д.)1.

В русском балете наследие Легата-педагога входит в богатый комплекс традиций. Легат занимает почетное место в истории русской балетной педагогики, являясь преемником традиций Иогансона, которые уходят корнями в XVIII век. Основой всей педагогической деятельности Легата стала методика Иогансона. Здесь видна преемственность нескольких поколений, без которой невозможна настоящая профессиональная школа со своими канонами и принципами. По словам Ф. В. Лопухова, именно Легат был одним из педагогов, заложивших основы современной русской школы танца. Кроме того, хореограф отмечал: «<...> педагогическое искусство Легата было поразительно. Он интуитивно понимал, что нужно для каждого ученика в классе. Задавая всем одно и то же движение, он тут же вносил поправки: для меня — одну, для моего соседа с другими физическими данными — другую и т. д. Говоря коротко, у него был отлично выработанный индивидуальный подход, что труднее всего дается учителям танца». К тому же «особенностью преподавания Легата было стремление чередовать работу мышц. Прекрасный рисовальщик, хорошо знавший тело человека, его связки и мышцы, Легат старался задавать движения для работы мышц, уже успевших отдохнуть. Он так и говорил: „Надо дать отдохнуть этой жиле"» [1, с. 83]. У учеников Легата никогда не бывало травм и повреждения мышц. Он считал, что исполнять комбинации, т. е. учебные задания, необходимо с правой и с левой ноги, что способствовало развитию их силы в равной степени.

1 Сейчас российский читатель может ознакомиться с изданием этой книги на русском языке. По инициативе Ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Н. М. Цискаридзе в 2014 г. был осуществлен перевод и публикация под названием «Николай Легат. Наследие балетмейстера». Однако в нашей статье мы пользуемся английским изданием 1978 года.

Уроки Легата начинались у палки с grands pliés по второй позиции, затем по первой и пятой или четвертой и пятой позициям. Он просил учеников с мягкими мышцами делать только два plies в каждой позиции, учеников с жесткими ногами по четыре в каждой позиции. Комбинации Легата были всегда разными, но в одном и том же порядке: pliés, tendus, fondues, frappés, ronds de jambe par terre, ronds de jambe en l'air, développés, grands battements, petits battements и некоторые relevés или batterie. В конце fondues, frappés и petits battements баланс на полупальцах. Часто после petits battements он требовал делать медленный поворот на полупальцах в позиции для пируэта, что способствовало устойчивости в пируэте.

Легат начинал середину с трех коротких адажио, первым движением которых является grands pliés по первой, второй, четвертой или пятой позициям, с окончанием комбинации различными пируэтами. В этом случае все формы больших и маленьких пируэтов были представлены. Затем следовали temps liés, tendus и другие упражнения с пируэтами и chaînés.

Аллегро составлено из маленьких прыжков: glissades, assembles, jetés, changements; затем echappés, ballonnés, sissonnes, скомбинированными с заносками, все исполнялось с épaulement и различными движениями рук. Танец должен быть показан всем телом, а не только стопами и ногами.

Большие прыжки включали grands jetés, sauts de basques, entrechats cinqs, tours en l'air (для мальчиков), fouettés (для девочек), и туры по кругу.

В данной статье воспроизводим часть урока № 3 (экзерсис на середине зала) из книги «Heritage of a ballet master: Nicolas Legat»2.

В предлагаемом вниманию читателя фрагменте урока воспроизведены три адажио, начинающиеся с grand plié по IV, I, V позициям. Обратим внимание, что первое адажио начинается с grand plié по IV. Хотя известно со слов Ф. В. Лопухова: «Легат совершенно изъял из экзерсиса приседание в четвертой позиции, считая это движение самым вредным для коленных связок, не развивающим, а только утомляющим их, ибо при приседании в четвертой позиции корпус часто смещается на одну ногу — его тяжесть падает на одну коленку, в которой и может случиться заболевание миниска» [2, с. 169]. И, тем не менее, в данном уроке для Еглевского маэстро предлагал ему исполнить grand plié по IV, да еще в трудной позиции effacé.

Экзерсис на середине зала [3, p. 56-59]

13. Адажио № 1 [3 такта 4/4]

И-Раз, и-два — grand plié по IV позиции effacé

И-три, и-четыре — подняться

И-пять, и-шесть, и-семь, и-восемь — поднять ногу в первый arabesque

И-три — и-четыре -passé и développé croisé вперед,

И-пять — tombé croisé вперед

И-пять — и-восемь — pirouette en dedans закончить в V-й позиции на полупальцах, обе руки над головой.

Повторить дважды в каждую сторону.

2 В переводе с английского автора статьи.

86 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (37) 2015

14. Адажио № 2 [3 такта 4/4]

1, 2 — grand plié по I-й позиции,

3, 4 — быстрый подъем в V позиции на полупальцы, руки над головой 5, 6, 7, 8--développé в сторону,

1, 2, 3, 4 -passé и провести работающую ногу на attitude croisé 5, 6 — tombé effacé вперед

7, 8 — pirouette en dedans sur le cou-de-pied, заканчивая на одну ногу в plié 1, 2, 3, 4 — открыть работающую ногу в сторону и проделать soutenu en dedans 5, 6, 7, 8 — закончить в V позиции на plié, и вытянуть колени. Повторить дважды в каждую сторону.

15. Адажио № 3 [4 такта 4/4]

1, 2, — grand plié по V позиции, 3, 4, — подняться,

5, 6, 7, 8, подняться на полупальцы, впереди стоящая нога sur le cou-de-pied

спереди, правая рука уровень талии, левая — над головой 1, 2, 3, 4, développé effacé вперед

5, 6, 7, 8, провести ногу через I позицию, поворачиваясь на attitude effacé на полупальцы, 1, 2, tombé croisé вперед 3, 4, pirouette en dehors,

5, 6, 7, 8, закончить в IV широкую позицию назад, plié на впереди стоящей

ноге, руки вперед. Повторить дважды в каждую сторону.

16. Temps lié [2/4]

Стоять в V позиции, croisé и-1, и-2, Temps lié en effacé вперед и-3, и-4, Temps lié en croisé вперед и-1, tombé en effacé вперед 2,3, pirouette en dedans

и-4, закончить в V позицию вперед в demi-plié Повторить в другую сторону. Повторить дважды на полупальцах.

17. Temps lié [2/4]

Стоять в V позиции, croisé и-1, и-2, Temps lié en effacé вперед и-3, и-4, Temps lié en croisé вперед и-1, pas de basque назад 2,3, pirouette en dehors

и-4, закончить в V позицию назад в demi-plié Повторить в другую сторону. Повторить дважды на полупальцах.

18. Battements tendus [4/4]

Стоять в V позиции en face

1-4, 4 battements tendus jetés в сторону, закрывая в V назад, вперед, назад, вперед

1, 2, flic en dedans ногой, находящейся сзади sur le cou-de-pied вперед

3, 4, закрыть в V позицию вперед в demi-plié

Повторить в другую сторону

Повторить дважды с двойным поворотом на flic

19. Battementsfondus [3/4]

Стоять в V позиции, croisé

и-1, иа-2, battement fondu effacé вперед на полупальцах, иа tombé effacé вперед

3, иа- медленный поворот на arabesque en dedans

4 — ногу с arabesque закрыть sur le cou-de-pied вперед Перевести ногу sur le cou-de-pied вперед и повторить с другой ноги. Повторить комбинацию в другую сторону. Повторить на полупальцах. Стоять в V позиции

20. Battements frappés и ronds de jambe en l'air [4/4]

Стоять в V позиции en face иа 1, и2-3 battements frappes в сторону иа 3, иа 4-2 ronds de jambe en l'air en dehors иа 1 — passé в IV позицию, croisé вперед en l'air

2 — fouetté en dehors

3 — закрыть в V позицию назад в demi-plié и4 — вытянуть колени

Повторить комбинацию в другую сторону Повторить дважды на полупальцах

21. Battements frappés и ronds de jambe en l'air [4/4]

Повторить комбинацию 4 раза в обратном направлении, начиная ногой, стоящей сзади; ronds de jambe и fouetté должны быть исполнены en dedans.

22. Petits battements [3/4 мазурка]

Стоять в V позиции croisé; поместить впереди стоящую ногу sur le cou-de-pied,

двигаться по диагонали 1, 2, 3, 4, 5, 6-2 медленных petits battements 1, 2, 3-3 быстрых petits battements

4, 5, 6-3 быстрых chaîné

1,2, 3 — tombé en effacé вперед

4, 5, 6 — pas de bourrée до IV позиции croisé

1, 2, 3, 4, 5, 6 — pirouette en attitude en dehors, закончить croisé

Быстрое coupé, чтобы начать в другую сторону.

Повторить 4 раза.

88 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (ЗУ) 2G15

В экзерсисе на середине зала явно просматривается идея мастера: отработка движений, поз в épaulement effacé, как на полу, так и в воздухе на 4S0 и 900. Кстати, мы сохранили оригинальные номера комбинаций по указанной книге. Так, в примере № 13 — grand plié по IV позиции effacé.

В следующей комбинации имеется tombé effacé вперед.

Комбинация № 1S содержит два элемента, исполняемых effacé — développé effacé вперед и attitude effacé.

Temps lié представлено в композициях № 16 и 17, в которых присутствует effacé вперед.

Упражнение № 19 скомбинировано с двумя pas в effacé: battement fondu effacé вперед и tombé effacé.

Таким образом, в пяти комбинациях из десяти данного экзерсиса на середине зала Н. Г. Легат предлагал А. Эглевскому сконцентрировать внимание на исполнение движений в effacé.

Отметим, что в записи уроков хорошо прописаны движения ног, но не указаны положения рук и их переводы из позиции в позицию. Однако справедливости ради добавим, маэстро рекомендовал заканчивать комбинацию № 13 с руками над головой, а в № 1S — руки вперед, без обозначения движений рук в эти позы. Это представляет определенную трудность для расшифровки наследия мастера.

Тем не менее, реконструкция урока, показанная на юбилейных торжествах в честь 145-летия со дня рождения Николая Густавовича Легата в стенах его Alma mater, имевшая место 19 декабря 2014 года, доказала полезность данных учебных заданий в плане развития координации, устойчивости, техники заносок и баллона. Это тот материал, на котором следует учиться молодому поколению танцовщиков и педагогов классического танца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство,1966. 368 с.

2. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 216 с.

3. Heritage of a ballet master: Nicolas Legat by John Gregory and Andre Eglevsky. Dance books LTD, 1978. 9S p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.