УДК 792.8
П. А. Силкин
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭКЗЕРСИСА Н. Г. ЛЕГАТА
Известный хореограф Федор Васильевич Лопухов о своем педагоге Николае Густавовиче Легате, у которого он учился с первого класса до выпуска, писал: «Если бы Легат вел записи своих уроков, если бы он сумел рассказать, как подходит к ученикам, почему требует от одного то, а от другого это, мы обладали бы сегодня неоценимым пособием для преподавания классического танца и воспитания талантливых артистов балета» [1, с. 83].
Эта мысль балетмейстера была частично воплощена Н. Г. Легатом в его собственноручной записи четырех уроков для Андрея Еглевского. На рукописной странице, воспроизведенной в книге «Heritage of a ballet master: Nicolas Legat», авторы John Gregory and Andre Eglevsky, указан год «1933», место записи урока — «Лондон» и подпись «НЛегат». Книга вышла на английском языке в 1978 г. В издании воспроизведены четыре страницы, написанные самим Легатом. Французские названия движений даны в русской транскрипции (например: «батман тандю», «рондежамбъ андеор», «девелопе» и т. д.)1.
В русском балете наследие Легата-педагога входит в богатый комплекс традиций. Легат занимает почетное место в истории русской балетной педагогики, являясь преемником традиций Иогансона, которые уходят корнями в XVIII век. Основой всей педагогической деятельности Легата стала методика Иогансона. Здесь видна преемственность нескольких поколений, без которой невозможна настоящая профессиональная школа со своими канонами и принципами. По словам Ф. В. Лопухова, именно Легат был одним из педагогов, заложивших основы современной русской школы танца. Кроме того, хореограф отмечал: «<...> педагогическое искусство Легата было поразительно. Он интуитивно понимал, что нужно для каждого ученика в классе. Задавая всем одно и то же движение, он тут же вносил поправки: для меня — одну, для моего соседа с другими физическими данными — другую и т. д. Говоря коротко, у него был отлично выработанный индивидуальный подход, что труднее всего дается учителям танца». К тому же «особенностью преподавания Легата было стремление чередовать работу мышц. Прекрасный рисовальщик, хорошо знавший тело человека, его связки и мышцы, Легат старался задавать движения для работы мышц, уже успевших отдохнуть. Он так и говорил: „Надо дать отдохнуть этой жиле"» [1, с. 83]. У учеников Легата никогда не бывало травм и повреждения мышц. Он считал, что исполнять комбинации, т. е. учебные задания, необходимо с правой и с левой ноги, что способствовало развитию их силы в равной степени.
1 Сейчас российский читатель может ознакомиться с изданием этой книги на русском языке. По инициативе Ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Н. М. Цискаридзе в 2014 г. был осуществлен перевод и публикация под названием «Николай Легат. Наследие балетмейстера». Однако в нашей статье мы пользуемся английским изданием 1978 года.
Уроки Легата начинались у палки с grands pliés по второй позиции, затем по первой и пятой или четвертой и пятой позициям. Он просил учеников с мягкими мышцами делать только два plies в каждой позиции, учеников с жесткими ногами по четыре в каждой позиции. Комбинации Легата были всегда разными, но в одном и том же порядке: pliés, tendus, fondues, frappés, ronds de jambe par terre, ronds de jambe en l'air, développés, grands battements, petits battements и некоторые relevés или batterie. В конце fondues, frappés и petits battements баланс на полупальцах. Часто после petits battements он требовал делать медленный поворот на полупальцах в позиции для пируэта, что способствовало устойчивости в пируэте.
Легат начинал середину с трех коротких адажио, первым движением которых является grands pliés по первой, второй, четвертой или пятой позициям, с окончанием комбинации различными пируэтами. В этом случае все формы больших и маленьких пируэтов были представлены. Затем следовали temps liés, tendus и другие упражнения с пируэтами и chaînés.
Аллегро составлено из маленьких прыжков: glissades, assembles, jetés, changements; затем echappés, ballonnés, sissonnes, скомбинированными с заносками, все исполнялось с épaulement и различными движениями рук. Танец должен быть показан всем телом, а не только стопами и ногами.
Большие прыжки включали grands jetés, sauts de basques, entrechats cinqs, tours en l'air (для мальчиков), fouettés (для девочек), и туры по кругу.
В данной статье воспроизводим часть урока № 3 (экзерсис на середине зала) из книги «Heritage of a ballet master: Nicolas Legat»2.
В предлагаемом вниманию читателя фрагменте урока воспроизведены три адажио, начинающиеся с grand plié по IV, I, V позициям. Обратим внимание, что первое адажио начинается с grand plié по IV. Хотя известно со слов Ф. В. Лопухова: «Легат совершенно изъял из экзерсиса приседание в четвертой позиции, считая это движение самым вредным для коленных связок, не развивающим, а только утомляющим их, ибо при приседании в четвертой позиции корпус часто смещается на одну ногу — его тяжесть падает на одну коленку, в которой и может случиться заболевание миниска» [2, с. 169]. И, тем не менее, в данном уроке для Еглевского маэстро предлагал ему исполнить grand plié по IV, да еще в трудной позиции effacé.
Экзерсис на середине зала [3, p. 56-59]
13. Адажио № 1 [3 такта 4/4]
И-Раз, и-два — grand plié по IV позиции effacé
И-три, и-четыре — подняться
И-пять, и-шесть, и-семь, и-восемь — поднять ногу в первый arabesque
И-три — и-четыре -passé и développé croisé вперед,
И-пять — tombé croisé вперед
И-пять — и-восемь — pirouette en dedans закончить в V-й позиции на полупальцах, обе руки над головой.
Повторить дважды в каждую сторону.
2 В переводе с английского автора статьи.
86 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (37) 2015
14. Адажио № 2 [3 такта 4/4]
1, 2 — grand plié по I-й позиции,
3, 4 — быстрый подъем в V позиции на полупальцы, руки над головой 5, 6, 7, 8--développé в сторону,
1, 2, 3, 4 -passé и провести работающую ногу на attitude croisé 5, 6 — tombé effacé вперед
7, 8 — pirouette en dedans sur le cou-de-pied, заканчивая на одну ногу в plié 1, 2, 3, 4 — открыть работающую ногу в сторону и проделать soutenu en dedans 5, 6, 7, 8 — закончить в V позиции на plié, и вытянуть колени. Повторить дважды в каждую сторону.
15. Адажио № 3 [4 такта 4/4]
1, 2, — grand plié по V позиции, 3, 4, — подняться,
5, 6, 7, 8, подняться на полупальцы, впереди стоящая нога sur le cou-de-pied
спереди, правая рука уровень талии, левая — над головой 1, 2, 3, 4, développé effacé вперед
5, 6, 7, 8, провести ногу через I позицию, поворачиваясь на attitude effacé на полупальцы, 1, 2, tombé croisé вперед 3, 4, pirouette en dehors,
5, 6, 7, 8, закончить в IV широкую позицию назад, plié на впереди стоящей
ноге, руки вперед. Повторить дважды в каждую сторону.
16. Temps lié [2/4]
Стоять в V позиции, croisé и-1, и-2, Temps lié en effacé вперед и-3, и-4, Temps lié en croisé вперед и-1, tombé en effacé вперед 2,3, pirouette en dedans
и-4, закончить в V позицию вперед в demi-plié Повторить в другую сторону. Повторить дважды на полупальцах.
17. Temps lié [2/4]
Стоять в V позиции, croisé и-1, и-2, Temps lié en effacé вперед и-3, и-4, Temps lié en croisé вперед и-1, pas de basque назад 2,3, pirouette en dehors
и-4, закончить в V позицию назад в demi-plié Повторить в другую сторону. Повторить дважды на полупальцах.
18. Battements tendus [4/4]
Стоять в V позиции en face
1-4, 4 battements tendus jetés в сторону, закрывая в V назад, вперед, назад, вперед
1, 2, flic en dedans ногой, находящейся сзади sur le cou-de-pied вперед
3, 4, закрыть в V позицию вперед в demi-plié
Повторить в другую сторону
Повторить дважды с двойным поворотом на flic
19. Battementsfondus [3/4]
Стоять в V позиции, croisé
и-1, иа-2, battement fondu effacé вперед на полупальцах, иа tombé effacé вперед
3, иа- медленный поворот на arabesque en dedans
4 — ногу с arabesque закрыть sur le cou-de-pied вперед Перевести ногу sur le cou-de-pied вперед и повторить с другой ноги. Повторить комбинацию в другую сторону. Повторить на полупальцах. Стоять в V позиции
20. Battements frappés и ronds de jambe en l'air [4/4]
Стоять в V позиции en face иа 1, и2-3 battements frappes в сторону иа 3, иа 4-2 ronds de jambe en l'air en dehors иа 1 — passé в IV позицию, croisé вперед en l'air
2 — fouetté en dehors
3 — закрыть в V позицию назад в demi-plié и4 — вытянуть колени
Повторить комбинацию в другую сторону Повторить дважды на полупальцах
21. Battements frappés и ronds de jambe en l'air [4/4]
Повторить комбинацию 4 раза в обратном направлении, начиная ногой, стоящей сзади; ronds de jambe и fouetté должны быть исполнены en dedans.
22. Petits battements [3/4 мазурка]
Стоять в V позиции croisé; поместить впереди стоящую ногу sur le cou-de-pied,
двигаться по диагонали 1, 2, 3, 4, 5, 6-2 медленных petits battements 1, 2, 3-3 быстрых petits battements
4, 5, 6-3 быстрых chaîné
1,2, 3 — tombé en effacé вперед
4, 5, 6 — pas de bourrée до IV позиции croisé
1, 2, 3, 4, 5, 6 — pirouette en attitude en dehors, закончить croisé
Быстрое coupé, чтобы начать в другую сторону.
Повторить 4 раза.
88 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (ЗУ) 2G15
В экзерсисе на середине зала явно просматривается идея мастера: отработка движений, поз в épaulement effacé, как на полу, так и в воздухе на 4S0 и 900. Кстати, мы сохранили оригинальные номера комбинаций по указанной книге. Так, в примере № 13 — grand plié по IV позиции effacé.
В следующей комбинации имеется tombé effacé вперед.
Комбинация № 1S содержит два элемента, исполняемых effacé — développé effacé вперед и attitude effacé.
Temps lié представлено в композициях № 16 и 17, в которых присутствует effacé вперед.
Упражнение № 19 скомбинировано с двумя pas в effacé: battement fondu effacé вперед и tombé effacé.
Таким образом, в пяти комбинациях из десяти данного экзерсиса на середине зала Н. Г. Легат предлагал А. Эглевскому сконцентрировать внимание на исполнение движений в effacé.
Отметим, что в записи уроков хорошо прописаны движения ног, но не указаны положения рук и их переводы из позиции в позицию. Однако справедливости ради добавим, маэстро рекомендовал заканчивать комбинацию № 13 с руками над головой, а в № 1S — руки вперед, без обозначения движений рук в эти позы. Это представляет определенную трудность для расшифровки наследия мастера.
Тем не менее, реконструкция урока, показанная на юбилейных торжествах в честь 145-летия со дня рождения Николая Густавовича Легата в стенах его Alma mater, имевшая место 19 декабря 2014 года, доказала полезность данных учебных заданий в плане развития координации, устойчивости, техники заносок и баллона. Это тот материал, на котором следует учиться молодому поколению танцовщиков и педагогов классического танца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство,1966. 368 с.
2. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 216 с.
3. Heritage of a ballet master: Nicolas Legat by John Gregory and Andre Eglevsky. Dance books LTD, 1978. 9S p.