Научная статья на тему 'К 90-летию ученого-слависта: Автобиография Андрея Николаевича Робинсона'

К 90-летию ученого-слависта: Автобиография Андрея Николаевича Робинсона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
560
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 90-летию ученого-слависта: Автобиография Андрея Николаевича Робинсона»

К 90-летию ученого-слависта: Автобиография Андрея Николаевича Робинсона

Я, Робинсон Андрей Николаевич, русский, беспартийный, родился в 1917 г. в г. Екатеринодаре (Краснодаре) в семье научных работников и педагогов, то есть служащих. Мой прапрадед шотландец Питер Робинсон был ботаником-садоводом и умел устраивать английские парки. В 30-х годах XIX в. он с женой переехал из Англии в Крым,,где в то время работало много иностранных специалистов. На Южном берегу Крыма Питер Робинсон занимался устройством парков у графов Воронцовых и других господ. Там он жил до своей смерти и был похоронен около селения Кучик-Ломбат (теперь — Фрунзенское). Его сын Александр Петрович Робинсон женился на шведке Генриэтте Лагерквист, он обрусел, перешел из католичества в православие, стал профессором химии в Харьковском императорском университете. Далее Робинсоны смешались с русскими и поляками и вошли в состав старой русской интеллигенции. Все в моем роду жили своим трудом, в партиях не состояли, репрессиям не подвергались (и я — тоже).

В 1926 г. меня перевезли в Москву, я учился и в 1937 г. поступил на первый курс Института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского. Там со второго курса я занимался в семинаре по древнерусской литературе у моего учителя, а впоследствии и дорогого друга, академика АН УССР, проф. Н. К. Гудзия.

В 1941 г., когда началась война, я женился на однокурснице Вере Александровне Плотниковой, с которой мы вырастили двух сыновей Василия и Михаила, теперь помогаем воспитывать внуков — Андрея и Марию.

Летом 1941 г. в составе большой группы студентов я и моя жена были направлены в Дагестан (Дербент), где работали по уборке урожая винограда, а затем преподавали в средней школе аула Тинт Табасаранского района Дагестанской АССР. Весной 1942 г. мы переехали в Ашхабад, так как тогда там находился Московский гос. университет и соединившийся с ним ИФЛИ. Там в августе 1942 г. я окончил с отличием МГУ им. М. В. Ломоносова, поступил в аспирантуру, переехал с университетом в Свердловск, работал там слесарем на военном заводе. В октябре 1942 г. я был призван в Красную Армию, направлен в Черкасское пехотное училище (около Свердловска), которое окончил с квалификацией командира минометного подразделения. Потом участвовал в боевых действиях в составе 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. По причине моей «грамотности», как говорили тогда командиры, был назначен офицером связи командования 13 Гвардейского стрелкового корпуса. Участвовал в штурме города и крепости Кенигсберг. Награжден

орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, восемью медалями (одна из них — «За взятие Кенигсберга»), Позже был награжден, еще правительством А. Дубчека, чехословацкой золотой медалью «За дружбу и сотрудничество», в связи с организацией в Праге Международного съезда славистов (август 1968), в чем я принимал участие.

После демобилизации из Красной Армии (декабрь 1945 г.), я был восстановлен в аспирантуре МГУ (в Москве) и занимался под руководством Н. К. Гудзия.

Не могу не сказать, что я учился у замечательных ученых, во многом сохранявших прекрасные традиции русской академической филологии, фольклористики, истории. Вот некоторые из них: Н. К. Гудзий, проф. В. Ф. Ржига, акад. Ю. М. Соколов, проф. П. Г.-Богатырев, член-корр. АН СССР Р. И. Аванесов, проф. П. С. Кузнецов, проф. С. И. Радциг, проф. Н. А. Кун, проф. А. И. Неусыхин и др. Позже я многому научился у академика В. В. Виноградова, под руководством которого работал 19 лет, у академика Д. С. Лихачева и у члена-корреспондента АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. Я обязан также тюркологам — академику В. А. Гордлевскому, члену-корреспонденту АН СССР Н. К. Дмитриеву.

В 1948 г. я защитил кандидатскую диссертацию «Поэтическая повесть об Азове. Исследование и текст. XVII в.». Но в то время в ИМЛИ им. А. М. Горького не было сектора по древнерусской литературе, а на кафедрах московских вузов не было вакансий. И мне пришлось служить в качестве небольшого чиновника — «старшего преподавателя» (на самом деле я ничего там не преподавал) в отделе аспирантуры Президиума АН СССР (1948-1950). К счастью, в 1950 г. В. В. Виноградов перевел меня в свой Институт языкознания (затем — Институт русского языка) АН СССР, где я работал в должности младшего научного сотрудника, потом был ученым секретарем Комиссии по истории филологических наук при ОЛЯ АН СССР (до 1953 г.).

Наконец, в 1955 г. член-корреспондент АН СССР Д. Д. Благой, с согласия В. В. Виноградова, перевел меня в свой Отдел русской классической литературы в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. Я получил возможность работать по своей прямой специальности. При помощи Д. С. Лихачева, Н. К. Гудзия, В. П. Адриановой-Перетц при названном Отделе была устроена маленькая группа (3 сотрудника) по древнерусской литературе.

Поочередно я занимал должности — младшего научного сотрудника, старшего, зав. сектором древнерусской литературы и литературы XVIII века. Теперь (с 1988 г.) являюсь главным научным сотрудником. В 1965 г. в ИМЛИ защитил докторскую диссертацию: «Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты». Имею 260 печатных работ. Выполнял разную общественную работу, был председателем Месткома ИМЛИ.

Являюсь членом Союза писателей СССР.

В 1956 г. я был избран секретарем Международного комитета славистов и назначен ученым секретарем Советского комитета славистов. В 1978 г. стал членом МКС и зам. председателя СКС, этими делами и теперь занимаюсь.

Участвовал в восьми международных конгрессах в качестве докладчика и одного из организаторов, также — во многих заседаниях Международного комитета славистов, проходивших в СССР и в ряде других стран. Читал лекции (на основе своих исследований) в десяти университетах США, трех университетах Австрии, пяти университетах Италии (дважды), в университете и Академии наук и искусств Македонии (Югославия). Руководил подготовкой ряда советских аспирантов и зарубежных стажеров. Выезжал в зарубежные командировки 26 раз.

Постепенно я стал медиевистом-компаративистом, предложил свои принципы сравнительно-исторического и сопоставителъно-типологиче-ского изучения средневековой литературы Руси в ее соотношениях с литературами Запада и Востока (этот метод я назвал литературно-исторической типологией). Наряду с древнерусской литературой и фольклором, специально занимался болгарской литературой XVIII в. (сочинения Паисия Хилендарского и Софрония Врачанского). В мои интересы входит изучение литератур в их связях с народной поэзией, общественной мыслью, исторической действительностью, а также — вопросы источниковедения, текстологии, изучения языка.

По отечественной литературе более всего сил я посвятил исследованию двух шедевров — «Слова о полку Игореве» и «Жития» протопопа Аввакума. Постоянно продолжая работу над «Словом по полку Иго-реве», я за последние два года занялся еще специально новой темой «Европа и Русь (признаки цивилизации). 1Х-ХШ в.», которая выросла из моего доклада «Крещение Руси и европейская цивилизация» (1988).

А. Н. Робинсон 25 сентября 1990 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.