Научная статья на тему 'К 80-летию Г. И. Годера'

К 80-летию Г. И. Годера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-летию Г. И. Годера»

г

V

Юбилей

М.Н. Чернова

К 80-летию Г.И. Годера

Учебник «История древнего мира» для 5 класса,

«Методическое пособие по истории древнего мира», «Рабочие тетради по истории древнего мира», «История средних веков», «Поурочные разработки по истории средних веков»... Эти издания объединяют не только состоящие из них учебно-методические комплекты, выпущенные издательством «Просвещение». Их автор (или участник авторского коллектива) — человек, чье имя хорошо известно в педагогическом мире — Георгий Израилевич Годер.

Родился Г.И. Годер в Москве 3 сентября 1929 г. Детство его пришлось на предвоенные годы, которые для многих людей были полны драматизма. Его отца — инженера по профессии — репрессировали. До хрущевской реабилитации отбывал срок в лагерях, а затем жил в ссылке. Забота о семье всецело легла на плечи матери — Елены Васильевны, женщины талантливой, мудрой и сильной. Чтобы в годы войны прокормить двоих детей, сына Георгия и дочь, матери — эстрадной чтице — нередко приходилось работать сутками: выступать на концертах в госпиталях, на вокзалах перед отбывавшими на фронт солдатами. А потом бежать домой, чтобы в затемненной и холодной квартире накормить и согреть детей. Доброта, любовь к чтению, грамотность и богатство речи — все это Елена Васильевна передала детям.

Уже в школе Георгий выбрал профессию. Он решил стать учителем истории. После войны Георгий Годер поступил на исторический факультет Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина. Этот вуз, основанный в 1933 г., давал великолепное образование. В послевоенные годы там работали такие корифеи исторической науки, как П.П. Смирнов, В.Н. Дьяков, П.И. Кабанов, М.Г. Рабинович, В.Н. Бочкарев, И.И. Минц, Н.А. Гейнике и др. Кафедрой методики истории руководил один из старейших сотрудников института А.Н. Ильинский.

Годер быстро определился со специализацией, выбрав кафедру истории древнего мира, которой заведовал в то время доктор исторических наук В.Н. Дьяков. О студенческих годах Георгий Израилевич вспоминает с нескрываемым волнением, о своих преподавателях и наставниках говорит с восхищением и благодарностью: они передавали не только знания, но и учили высокой культуре общения. Несмотря на обстановку осторожности, недоверия и страха в конце 40-х - начале 50-х гг., преподаватели стремились быть искренними, сохраняли профессиональное лицо. Учился Георгий с удовольствием, при этом чувствовал ответственность за мать и сестру: полученную стипендию спешил нести домой — семье без отца жилось очень трудно. На эти годы, как известно, пришелся апогей сталинизма в стране, проявившийся в «закручивании гаек», и в очередном витке репрессий. Георгий и его однокурсники стали свидетелями проведенной в институте «кадровой чистки», а также развернувшейся кампании по борьбе с так называемым космополитизмом.

В 1951 году Годер весьма успешно окончил институт. Однако в аспирантуру его не взяли. Более того, не сразу, с большими перипетиями удалось устроиться только учителем в московскую школу, но с тех пор со школой Георгий Израилевич уже не расставался.

Для Годера учительский труд давно перестал быть просто профессией — это призвание. Он не мыслит себя без школы, служению которой отдал более 55 лет своей жизни. И сегодня Георгий Израилевич по-прежнему стоит у доски, терпеливо и настойчиво приобщая учеников 5-7 классов к основам научного знания. Для него научить школьника — это прежде всего развить и воспитать. Пробудить интерес к изучению прошлого человечества, привить умение мыслить, рассуждать, делать выводы, давать нравственные оценки, постигать и ценить культурные достижения и традиции народов мира, быть толерантным в жизни. Именно в формировании этих качеств у ребят видит Г.И. Годер свое предназначение как учителя, как историка.

Через каждый урок Годера сквозной нитью проходит идея преемственности в истории. Не назидания и наставления, а только образные, западающие в души учеников примеры, рассказы, объяснения, задания дают им возможность понять и ответить на вопрос: почему нельзя отказаться от прошлого, почему современному человеку необходимо знание истории. Георгий Израилевич с любовью и уважением относится к каждому ученику, никогда не позволяя себе кого-то обидеть или унизить. Все отметки обязательно обосновывает, все ошибки — разбирает. И школьники справедливо платят ему любовью и уважением. Уроки Годера для учащихся среднего звена московской школы № 20 (в которой, кстати, он преподает с 1968 г.) — любимые. В чем же профессиональный секрет мастера? Думается, что прежде всего в колоссальной ответственности и требовательности к себе.

Ни много ни мало, но уже полвека Георгий Израилевич не заканчивает рабочий день не разобрав, не проанализировав проведенные по расписанию уроки. Все свои впечатления, размышления, выводы он заносит в педагогиче-

ский дневник (да-да, именно в дневник, который сегодня молодые учителя так избегают вести). Соображений за прожитые годы накопилось множество. Они получили обобщение в выпущенном издательством «Просвещение» в 2003 г. методическом пособии. Это — настоящий кладезь педагогической мудрости, как для молодых специалистов, так и для опытных учителей истории. Разработки и сценарии уроков, примеры использования приемов наглядности, организация проверки домашнего задания, повторение и обобщение пройденного, игровые моменты, заполнение оставшегося на уроке времени — это и еще много-много полезного на страницах небольшой по объему, но удивительно емкой по содержанию методички. Кроме того, в соавторстве с Г.А. Ртищевой им выпущен учебник «История средних веков».

За учительский труд и методическую поддержку не одного поколения учителей истории Г.И. Годер был награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» и званием Заслуженный учитель. Но главная награда — это широкое признание. Учебники, рабочие тетради, методические пособия, подготовленные им, стали неотъемлемым атрибутом преподавателей истории во всех регионах нашей страны, они постоянно востребованы, а значит — нужны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.