Научная статья на тему 'К 70-ЛЕТИЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА: ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО'

К 70-ЛЕТИЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА: ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 70-ЛЕТИЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА: ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО»

ПЕРСОНАЛИИ 167

ПЕРСОНАЛИИ

К 70-ЛЕТИЮ ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА ПОЗДНЯКОВА: ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО

Сергей Александрович Лузгин1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, luzginsergei52@yandex.ru

30 марта 2023 г. исполняется 70 лет со дня рождения Вячеслава Михайловича Позднякова. Подобной информации в профессионально-психологической среде может быть достаточно, чтобы определить, о каком юбиляре идет речь. Конечно, это ведущий ученый-психолог, доктор психологических наук, профессор, разносторонний ученый, фундаментальный специалист в различных областях психологических знаний: юридической, в том числе пенитенциарной, психологии, психологии безопасности личности и организаций, психологии труда и организационной психологии, психопрофилактики, психологии образования, подготовки специалистов по профессиям высокого риска и для обеспечения деятельности правоохранительных органов и др.|3то один из основателей и организаторов системы подготовки профессиональных психологов для органов правопорядка, в том числе уголовно-исполнительной системы России, и психологического обеспечения правоохранительной деятельности в целом. Это талантливый вузовский педагог, имеющий почти 35-летний стаж, который открыл дорогу в успешную жизнь, профессиональную деятельность и науку тысячам учеников. К ним относятся не только курсанты, слушатели, студенты, аспиранты, адъюнкты, соискатели... Из-под его крыла и научного руководства шагнули в ученый мир один доктор и 24 кандидата психологических наук. Зная его сверхтребовательный и одновременно заботливо-помогающий стиль работы с молодежью, можно с уверенностью утверждать, что эти цифры далеко не окончательные. В начале 1970-х годов после успешного окончания средней школы Вячеслав поступил в Рязанский радиотехнический институт. Казалось бы, для будущего видного ученого-психолога это ошибочное решение, однако инженерное образование, полученное по окончании одного из престижных, но сложных для обучения вузов, серьезно помогло в формировании его мировоззрения, приучило логически мыслить,

© Лузгин С. А., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ГЦ'

168 ПЕРСОНАЛИИ

оперировать точными категориями, воспринимать и исследовать явления концептуально и системно. Его знаменитое «отрефлексировал», давно и прочно занявшее свое место в лексиконе, служит тому подтверждением и является его своеобразной визитной карточкой, именным брендом В. М. Позднякова.

Организаторские способности, умение и опыт взаимодействовать с людьми, организовывать, сплачивать их, работать в команде, коммуникативные навыки получили свое интенсивное развитие в период работы в Рязанском обкоме комсомола (будучи секретарем комитета комсомола УВД Рязанского облисполкома, в конце 1970-х гг. я познакомился с Вячеславом Поздняковым), а затем на службе в должности заместителя начальника курса по политико-воспитательной работе Рязанской высшей школы МВД СССР. Здесь начался новый длящийся до сих пор этап нашего не только профессионального, но и личностного взаимодействия, сотрудничества, дружбы.

Уже тогда проявляющиеся неодолимая тяга к научному осмыслению окружающего мира, постоянство в стремлении к саморазвитию и личностному росту, высокая степень амбициозности и волевой характер привели Вячеслава Михайловича в адъюнктуру Академии МВД СССР. Три года напряженной учебы, плодотворного взаимодействия с коллегами, интенсивного общения со светилами пенитенциарной науки и исследовательской работы завершились успешной защитой кандидатской диссертации на тему «Психологические аспекты повышения готовности к службе в исправительно-трудовых учреждениях слушателей и курсантов высших и средних специальных учебных заведений МВД СССР». В этой первой по-настоящему серьезной научно-квалификационной работе получили отчетливое выражение основные черты его фирменного стиля психологического исследования, хорошо узнаваемого авторского почерка научного изложения: глубинная научность (в определении и формулировании актуальной проблемы, имеющей научно-практическую значимость, ее фундаментальной проработке, прогнозировании теоретически обоснованных и экспериментально апробированных конкретных путей ее решения, «научное чутье и заточенность на острую проблему»); основательная доказательность во всех элементах исследования (рационализация и аргументированность основных положений, убедительность выводов и предложений, выделение авторской позиции, стремление во всем дойти до самой сути); логическая взаимосвязь всех частей исследования (плана работы, элементов введения, начиная с актуальности, задач и заканчивая защищаемыми положениями, многоаспектность подходов к рассматриваемой проблеме, последовательная связь теории и опирающейся на нее эмпирики); сбалансированность структуры и содержания работы по объему ее частей, глав и параграфов, теории и практики, отсутствие материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также «длиннот, пустот, провалов, обрывов и нестыковок в тексте». Работы В. М. Позднякова представляются технологичными, состоящими из звеньев одной прочной цепи, в которой нет ничего ненужного и лишнего. Все элементы накрепко связаны, а переходы от одних к другим гармоничны и осуществляются плавно с помощью целого набора скрепов-слов и словосочетаний («следовательно», «таким образом», «как было отмечено ранее» и т. д.). Немногие молодые, да и известные маститые ученые могут похвастаться таким стилем. Неслучайно широко известная в психолого-педагогическом сообществе профессор М. П. Стурова, хорошо знавшая его, подчеркивала: «Поздняков - это Ученый!».

Последующие годы его научно-педагогической деятельности (1989-1997 гг.) связаны с Рязанской высшей школой МВД СССР (впоследствии с Рязанской высшей школой

ПЕРСОНАЛИИ 169

МВД РФ, Рязанским институтом права и экономики МВД России, Академией права и управления Минюста России, Академией ФСИН России). Здесь он прошел путь от преподавателя кафедры исправительно-трудовой педагогики до первого начальника новой кафедры общей психологии, созданной в 1990 г. Этот чрезвычайно продуктивный период можно охарактеризовать как время интенсивного профессионального становления и активного самоутверждения в преподавательской, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности В. М. Позднякова. Многогранные способности, целеустремленность и неудержимая настойчивость в выполнении поставленных задач, неиссякаемая работоспособность, максимализм во всем и высочайшая требовательность к себе и другим (отмечая низкую компетентность и результаты работы отдельных коллег, он часто применял свою оценочную шкалу: «Терпеть не могу профанации!») прошли в эти годы серьезную проверку на прочность.

Важной вехой на этом этапе стала разработка и внедрение в учебный процесс оригинального спецкурса «Основы аутогенной тренировки», предназначенного для обучения слушателей профессионально востребованным навыкам произвольной психосаморегуляции. Инициатором и своеобразным лидером («мотором») рабочей группы преподавателей кафедры исправительно-трудовой педагогики и психологии, создавших этот учебно-практический комплекс, был В. М. Поздняков. Непосредственно наблюдая в этот период за его работой над собой, не уставал удивляться, как глубоко и быстро он буквально поглощал одну книгу за другой. Взяв их из библиотеки или большого металлического шкафа, стоящего за спиной Вячеслава Михайловича, мелким убористым почерком (очевидно, стремясь зафиксировать на небольших листах перфокарт как можно больше нужной информации) он тщательно конспектировал содержание книг и создавал собственный каталог. При этом он не был его единственным пользователем -за информацией к нему обращались не только коллеги, но и многие курсанты, слушатели, студенты. Высокая эрудированность, энциклопедичность и научная щедрость нашли яркое отражение в его научных публикациях, которые изобилуют многочисленными и большими по объему подстрочными сносками. Для читателя они служат хорошей площадкой для размышлений по теме и дополнительным надежным ориентиром для дальнейших углубленных исследований.

В 1990 г. было принято решение о начале подготовки практических психологов для исправительно-трудовых учреждений, а чуть позднее - о создании в Рязанской высшей школе МВД СССР первого и тогда единственного в правоохранительной системе психологического факультета. При этом оказался чрезвычайно востребованным организаторский талант начинающего преподавателя, ставшего вскоре начальником кафедры общей психологии. Больших усилий потребовали разработка, согласование и утверждение в различных инстанциях не имеющего аналогов рабочего учебного плана подготовки специалистов «психологов-практиков ИТУ», его учебно-методического, материально-технического и особенно кадрового обеспечения. В те годы профессия психолога была экзотичной, очень сильно не хватало не только преподавателей, но и просто специалистов с высшим психологическим образованием. Однако Вячеслав Михайлович сумел быстро собрать команду молодых квалифицированных выпускников психологических факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова, Ярославского университета, других вузов страны. Мотивированные на профессионально-педагогический и научный рост, они успешно разрабатывали учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин, учебные пособия, практикумы, формировали учебно-лабораторную базу,

170 ПЕРСОНАЛИИ

проводили занятия, готовили и защищали диссертации. Планка требовательности к качеству знаний обучающимися, особенно по учебным дисциплинам, разработанным В. М. Поздняковым («История психологии», «Методологические проблемы психологии), была, без преувеличения, университетской.

Не преуменьшая заслуг каждого из сотрудников в создании психологического факультета, отметим значительный вклад Вячеслава Михайловича в его строительство. Учитывая это, ученый совет вуза после непростого обсуждения принял решение о направлении его в докторантуру Академии управления МВД России, по окончании которой в 2000 г. была успешно защищена докторская диссертация на тему «Пенитенциарная психология: генезис и перспективы» (научная специальность - 19.00.06 - Юридическая психология).

Впоследствии молодой доктор психологических наук, а затем и профессор успешно совмещал административно-управленческую деятельность с научно-педагогической (руководил одной из кафедр Академии управления МВД России и возглавлял отдел в центральном аппарате министерства). Завершив 25-летнюю службу, почетный сотрудник МВД России, полковник внутренней службы в отставке В. М. Поздняков продолжает верное служение науке и системе образования. Как признание его больших заслуг и высокого авторитета в научно-педагогической среде можно рассматривать его многолетнюю работу в ведущих вузах и научно-исследовательских организациях страны и правоохранительных органов (МГИМО, РАГС при президенте РФ, ММГУ, РУДН, МГПУ, Академия управления МВД России, Академия ФСИН России, НИИ ФСИН России), также подготовку молодых ученых в составе нескольких диссертационных советов. Ни на один день не останавливается его научно-исследовательская деятельность, за время которой было подготовлено самостоятельно или в соавторстве почти 300 научных, учебных и учебно-методических публикаций по самой широкой проблематике. Среди них хорошо известные в ученом мире и востребованные в образовательном процессе учебники и учебные пособия «Юридическая психология», «Психология служебной деятельности», «Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы», «Энциклопедия юридической психологии», «Преступление и наказание от «А» до «Я»: словарь по пенитенциарной психологии» и др. Своеобразным наглядным символом признания значительного научного вклада в развитие психологии является его портрет в галерее выдающихся ученых, размещенный на психологическом факультете Академии ФСИН России.

В успехах и достижениях Вячеслава Михайловича Позднякова велика заслуга его семьи: супруги Натальи, дочерей Ольги и Оксаны, подрастающих внуков, хорошо мотивирующих его на все новые свершения.

Искренне поздравляя Вячеслава Михайловича с большим юбилеем, желаем «мно-гия лета» яркой, счастливой и плодотворной жизни!

Информация об авторе

С. А. Лузгин - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.