Научная статья на тему 'К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЛИТВИШКОВА - ЧЕЛОВЕКА, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО'

К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЛИТВИШКОВА - ЧЕЛОВЕКА, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЛИТВИШКОВА - ЧЕЛОВЕКА, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО»

ПЕРСОНАЛИИ 171

К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЛИТВИШКОВА ЧЕЛОВЕКА, ПЕДАГОГА, УЧЕНОГО

Сергей Александрович Лузгин1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, luzginsergei52@yandex.ru

12 февраля 2023 г. исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Михайловича Литвишкова - неординарной личности, большого ученого, яркого педагога.

Больше 35 лет с момента начала службы в 1985 г. на кафедре исправительно-трудовой педагогики и психологии Рязанской высшей школы МВД СССР мне была предоставлена возможность близкого знакомства с Владимиром Михайловичем. Он тогда уже был достаточно опытным преподавателем, кандидатом педагогических наук, за плечами имел довольно большой опыт практической работы в качестве учителя математики Ново-оскольской воспитательно-трудовой колонии УВД Белгородского облисполкома.

В РВШ МВД СССР он ко времени нашей встречи был своим человеком: до начала работы на кафедре три года прослужил научным, а затем старшим научным сотрудником лаборатории по

исследованию проблем осужденных - уникального структурного подразделения, бывшего настоящей кузницей ученых-пенитенциаристов, представляющих различные сферы научного знания. Именно здесь впоследствии сформировалась целая плеяда больших ученых, докторов психологических, педагогических, юридических наук: В. Г. Деев, В. А. Елеонский, В. М. Литвишков, М. П. Мелентьев, А. Н. Сухов, Н. А. Тюгаева, А. И. Ушатиков и др. Вот в таком научно-творческом окружении формировался Владимир Михайлович как преподаватель высшей школы и ученый-исследователь.

Начиналось все в феврале 1943 г., когда он родился в одном из сел Белгородской области. Шла Великая Отечественная война, вокруг гремели ожесточенные бои, рвались снаряды, пожарища, дым. Смерть ходила совсем рядом.

Детство Володи в прямом смысле слова было обожжено той страшной войной, самой кровопролитной в истории человечества. Да и послевоенные годы, время лихолетья, разрухи и лишений были переполнены недетскими и не только бытовыми трудностями, которые, тем не менее, закаляли характер мальчишки. А дальше все в значительной

© Лузгин С. А., 2023

(ее)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons

Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

172 ПЕРСОНАЛИИ

степени было предопределено тем временем и Советской властью - учеба в школе, поступление в пединститут, три года службы в армии, учительская работа в школе, обучение в аспирантуре. Успешная защита кандидатской диссертации на тему «Формирование нравственной устойчивости как условие перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей» предопределила не только сферу научных интересов Владимира Михайловича, но и направление дальнейшей профессиональной самореализации. Он не был баловнем судьбы, жизнь не один раз проверяла его на прочность: ранняя смерть его первой любимой жены Риммы, безвременная кончина сына Игоря, другие потери, неудачи, даже предательство, но, будучи жизнелюбом по натуре своей, он не сдавался, а вопреки судьбе последовательно покорял все новые и новые жизненные и профессиональные вершины.

Он всего добивался сам, своим упорным трудом, упрямством, настойчивостью, целеустремленностью. Владимир Михайлович с удовольствием и даже гордостью называл себя «народным профессором», подчеркивая не только свое «простое» происхождение, но и близость к самым разным людям, встречавшимся на его пути.

Без малого сорок лет он прослужил в Рязанской высшей школе МВД СССР на одной и той же кафедре исправительно-трудовой педагогики и психологии. И вуз, и кафедра за эти годы меняли свои названия, ведомственную принадлежность, места дислокации. Неизменной оставалась фамилия В. М. Литвишкова в штатном расписании и в расписании учебных занятий. Все это свидетельствует о его верности избранной профессии, стабильности во взглядах, мировоззрении.

Важной ступенью в профессиональной самореализации Владимира Михайловича стала защита в 1995 г. в диссертационном совете Академии управления МВД России докторской диссертации по педагогике на тему «Теория и методика процесса формирования воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных». Тема была непростой, поскольку в то время в стране проходила кампания по развенчанию идей коллективизма. Однако, несмотря на это, доцент В. М. Литвишков в очередной раз проявил твердость характера и верность своим убеждениям. При подготовке исследования деятельное участие, помощь и поддержку оказали не только старые друзья, коллеги и консультанты из Академии педагогических наук России, но и все, даже молодые сотрудники кафедры. Успешная защита всеми воспринималась как всеобщая победа. Вскоре он был назначен на должность профессора кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Академии ФСИН России, а чуть позднее Владимиру Михайловичу было присвоено звание профессора.

Педагогическая деятельность была главной в его жизни. Обладая широким диапазоном знаний, отчетливо выраженной гуманистической направленностью, он умело проводил все виды занятий по различным специальностям со всеми категориями обучающихся: курсантами, слушателями, студентами, адъюнктами, аспирантами, соискателями. Во взаимоотношениях с ними В. М. Литвишков всегда «шел от личности обучающихся», исходил из их приоритетной роли в процессе обучения, давал советы, поддерживал, помогал, стимулировал, верил в их неиссякаемые ресурсы. Все, кого он учил, считали его добрым преподавателем, мотивирующим личностный рост.

Научно-исследовательская деятельность профессора Владимира Михайловича отличалась широким диапазоном психолого-педагогической проблематики, хотя стержневыми оставались темы пенитенциарной педагогики, исправления осужденных, нравственного воспитания, формирования и развития коллективизма осужденных, особен-

ПЕРСОНАЛИИ 173

но коллективов несовершеннолетних. Из-под его пера вышло более двухсот научных публикаций: учебников, учебных пособий, монографий, курсов лекций, статей, в том числе такие оригинальные, как «Пенитенциарная психопедагогика» и «Пенитенциарная антропогогика». Очевидно, что в канун юбилея необходимо увековечить его имя в галерее выдающихся психологов и педагогов, размещенной на психологическом факультете академии.

Как человек Владимир Михайлович не был «мягким, розовым и пушистым». Признание неординарности и многочисленных достоинств требует отметить и его противоречивость, слабость и недостатки, отчетливо проявляющиеся на заключительном этапе его жизнедеятельности. Тем не менее, помня о том, что человеческие недостатки суть продолжение их достоинств, очевидно, что В. М. Литвишков был большим человеком, педагогом и ученым, достойным доброй памяти и уважительного отношения. Он оставил после себя не только научные труды, но и тысячи благодарных учеников, друзей, коллег, последователей. Одним из продолжателей его дела стала дочь доктор педагогических наук, профессор А. В. Вилкова (Митькина). Подрастают и пятеро его внуков -продолжателей его имени.

Информация об авторе

С. А. Лузгин - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.