Научная статья на тему 'К вопросу о ресурсах решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе'

К вопросу о ресурсах решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕФЛЕКСИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА / ВКЛАД А. С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

в статье представлен теоретико-практический анализ проблемы поиска ресурсов для решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе. Актуальность этого вопроса раскрывается в контексте анализа исторического наследия выдающегося отечественного педагога А. С. Макаренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ресурсах решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе»

УДК 159.9:343.8 T. SIMAKOVA

ББК 88.473

С37 THE QUESTION OF SOLUTION RESOURCES OF CURRENT PROBLEMS OF THE PENAL SYSTEM DEVELOPMENT NOWADAYS

Annotation: this article presents theoretical and practical analysis of the problem of finding resources for solutions of the current problems of the penal system nowadays. Relevance of this issue is revealed in the context of

the analysis of the historical heritage of the outstanding national educator Makarenko. Keywords: penal system, humanization, psychological and educational support of convicts, reflection of historical practices, the contribution of A.S. Makarenko in the development of the national pedagogical thought.

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА СИМАКОВА, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра

(Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru.

К ВОПРОСУ О РЕСУРСАХ РЕШЕНИЙ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ УИС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье представлен теоретико-практический анализ проблемы поиска ресурсов для решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе. Актуальность этого вопроса раскрывается в контексте анализа исторического наследия выдающегося отечественного педагога А. С. Макаренко. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, гуманизация, психолого-педагогическое сопровождение осужденных, рефлексия исторического опыта, вклад А. С. Макаренко в развитие отечественной

педагогической мысли.

В ходе недели творчества курсантов образовательных учреждений ФСИН России «Виват, курсанты!», посвященной 130-летию УИС и 80-летию Академии ФСИН России, на кафедре юридической психологии и педагогики были проведены педагогические чтения «Наследие А.С. Макаренко в современной пенитенциарной деятельности». Цель педагогических чтений заключалась в практико-ориентированной рефлексии вклада психолого-педагогических идей и методов А. С. Макаренко в пенитенциарную практику в современных условиях развития УИС.

Участниками научно-практического мероприятия стали курсанты Владимирского юридического института ФСИН России, Академии МВД Республики Беларусь, Псковского филиала Академии ФСИН России, психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, слушатели специального факультета Института подготовки государственных и муниципальных служащих, практические работники УИС, преподаватели Москов-

ского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломна), профессорско-преподавательский состав, адъюнкты и курсанты юридического и психологического факультетов Академии ФСИН России, курсанты Института уголовно-исполнительной службы Украины (г. Киев, заочное участие).

Члены оргкомитета профессор кафедры С. А. Лузгин, доцент кафедры М. И. Кузнецов в программу чтений включили различные виды деятельности: доклады ученых, выступления курсантов, дискуссию по вопросам выступлений, викторину, посвященную жизни и творческой деятельности Антона Семеновича Макаренко, просмотр и обсуждение документального фильма «Учитель с железным крестом», посвященного С. А. Калабалину - наиболее известному последователю и продолжателю деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников.

В. М. Литвишков, доктор педагогических наук, профессор кафедры, в начале встречи сформулировал актуальность проблемы оцен-

ки вклада в развитие педагогической мысли трудов А. С. Макаренко, им были приведены исторические примеры изменений (не всегда конструктивных) оценочных позиций и субъективных мнений.

Н. А. Тюгаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры, в своем выступлении поделилась воспоминаниями о личном участии в праздничных мероприятиях, посвященных 100-летнему юбилею выдающегося педагога, проходивших в 1988 г. в Москве. Ею были проанализированы противоречивые оценки значимости психолого-педагогического наследия А. С. Макаренко в разные периоды как нашими, так и зарубежными учеными. В докладе были проведены параллели между талантливыми педагогическими находками А. С. Макаренко и актуальными современными проблемами ресоциализации. Всестороннее знание идей, методов и содержания трудов позволили профессору Н. А. Тюгае-вой посмотреть на личность А. С. Макаренко с различных сторон: как гражданина общества, педагога-профессионала и человека, открытого для любви.

В докладах курсантов - участников педагогических чтений поднимались проблемы методов психолого-педагогического воздействия в ходе ресоциализации, путей повышения эффективности деятельности пенитенциарных учреждений с учетом педагогического наследия А. С. Макаренко, развития профессиональной компетентности современных специалистов пенитенциарной системы.

Победителями в номинации «Лучшие доклады» стали: Е. В. Кокорев, курсант юридического факультета Академии ФСИН России. Тема доклада «Основные вехи жизненного и творческого пути А. С. Макаренко» (I место); Д. В. Голубко-ва, курсант Псковского филиала Академии ФСИН России. Тема доклада «Коллектив как объект и субъект воспитания. Учение А. С. Макаренко о коллективном воспитании личности: идеальная лекция в представлении курсантов» (II место); В. В. Сундукова, курсант психологического факультета Академии ФСИН России. Тема доклада «Вклад А. С. Макаренко в современную пенитенциарную психологию» (III место).

Актуальность состоявшегося мероприятия подтверждается неоднозначностью и противоречивостью оценок вклада А. С. Макаренко в развитие педагогических идей со стороны как ученых, так и практических работников. Забавным можно считать тот факт, что исторически время деятельности педагога пришлось на

послереволюционный период - эпоху построения педагогической системы, основанной на коммунистической идеологии. За рубежом представители отечественной педагогической мысли того времени редко находили одобрение. Свидетельством же международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Дж. Дьюи, Георг Кершенш-тейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Бар-бюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей зарубежной культуры и образования. Ведущее место в зарубежном исследовательском опыте занимает основанная в 1968 г. в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета.

В отечественной педагогике А. С. Макаренко считается практиком, из-за критики его деятельности высокопоставленными чиновниками для него была закрыта дорога в официальную науку первой половины прошлого столетия, но его методы, приемы обучения и воспитания имеют теоретическую ориентированность. Его мысли созвучны основными методологическими ориентирами и практическими нововведениями, столь востребованными в настоящее время, в частности с преобразованиями воспитательных колоний в воспитательные центры1.

В ходе анализа трудов выдающегося педагога заметны попытки обозначения и решения остающихся и поныне актуальных научно-практических задач психолого-педагогического сопровождения случаев педагогической запущенности и процесса ресоциализации:

- деятельностный подход: «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство», «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их... но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы. если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела

не знаете... никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения...»;

- зоны развития: «Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям»;

- индивидуальный подход: «.у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных селах), по которым он(а) занимался с удовольствием», «С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты. «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств -самое отсталое»;

- проблема психологических защит: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротив-

ление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»2;

- метод социальных лифтов: перспективы развития.

Оптимизация ресоциализирующего воздействия на осужденных в современных условиях развития УИС не должна сводиться исключительно к послаблению режима содержания, поскольку это может спровоцировать «обогащение» криминогенной природы личности осужденного, а тем более несовершеннолетнего правонарушителя новыми патологическими качествами, такими как приспособленчество, тунеядство, безответственность, иждивенчество. Эффективность преобразования психолого-педагогического сопровождения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, должна быть направлена на компенсацию дифицитарного психолого-педагогического воздействия на личность на предшествующих этапах развития. Исторический опыт выдающегося литератора, истинного патриота и талантливого педагога является значительным ресурсом обогащения решений актуальных проблем развития УИС на современном этапе в вопросах гуманизации, повышения эффективности ресоциализирующего воздействия, реализации деятельностного подхода.

Список использованной литературы

1 См.: Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах) : монография / А. А. Крымов и [др.] . Рязань, 2013; Симакова Т. А. Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциализа-ции несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы // Прикладная юрид. психология. 2013. № 1. С. 11-15.

2 Цит. по: Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей [Электронный архив].URL: anton_ makarenko@Mru.makarenko.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.