Научная статья на тему 'Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы'

Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ / ГУМАНИЗАЦИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

В данной статье нам бы хотелось представить теоретико-методологический анализ некоторых проблем ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Актуальность этих вопросов раскрывается в контексте осуществления преобразования воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы»

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: в данной статье нам бы хотелось представить теоретикометодологический анализ некоторых проблем ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Актуальность этих вопросов раскрывается в контексте осуществления преобразования воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры.

Ключевые слова: ресоциализация несовершеннолетних осужденных, воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных, теоретикометодологический анализ проблемы ресоциализации, методологические принципы пенитенциарной науки и практики, гуманизация ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Summary: in this article, we would like to present a theoretical and methodological analysis of some problems relating to resocialization of convicted minors. Relevance of these issues is disclosed in the context of implementation transformation of educational colonies for convicted minorsinto care centers.

Keywords: resocialization of convicted minors, educational centers for convicted minors, the theoretical and methodological analysis of the problem of resocialization, the methodological principles of penal science and practice, humanization of resocialization of convicted minors.

Т. А. Симакова

В настоящее время в угоду модным тенденциям искажается смысл гуманизации пенитенциарного воздействия, и достаточно часто игнорируется конструктивный опыт отечественной науки и практики в угоду веяний нового времени, в которых легко усматривается зарубежный опыт, часто лишенный конструктивного начала и подчас уже оцененный зарубежными коллегами как негативный.

Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономической и правовой науками, изучающими развитие современного общества в этих аспектах, поскольку это одна из основных целей государства в отношении лица, совершившего уголовно наказуемое деяние. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 1 февраля 2011 г. подчеркивает, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно обеспечивать их ресоциализацию. Достижение целей уголовного наказания, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетних не представляется возможным без осуществления параллельного, целенаправленного психолого-педагогического, социальноправового комплексного и межведомственного воздействия на осужденного, обеспечивающего формирование у него правового самосознания, способствующего реализации правомерных пове-

денческих моделей, и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности.

Развитие уголовно-исполнительной системы на современном этапе ориентировано на обеспечение гуманизации процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Реализация такого подхода в отношении несовершеннолетних возможна только при условии интеграции всех позитивных достижений отечественной пенитенциарной науки и практики с учетом критического анализа зарубежного опыта. Гуманизация ресоциализации несовершеннолетних осужденных не должна сводиться исключительно к послаблению режима содержания, поскольку это может спровоцировать обогащение криминогенной природы личности подростка новыми патологическими качествами, такими как приспособленчество, тунеядство, безответственность, иждивенчество. Эффективная гуманизация предполагает компенсацию дифицитарного психологопедагогического воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного на предшествующих этапах развития. При этом компенсация дифици-тарности понимается как оптимальная реализация методологических принципов пенитенциарной психологии, нацеленная на восстановление ранее нарушенных основ формирования правового самосознания личности несовершеннолетнего осужденного, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе.

Вопросы формирования правового самосознания и правовой культуры особенно актуальны в подростковом возрасте. Этому возрасту присущи неполнота сформированности собственных

нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, несовершеннолетние вбирают, впитывают их в себя и в дальнейшем руководствуются ими. Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, которые объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влияние семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

В связи с этим у подростка могут развиться деструктивные доминанты, вызывающие девиантное, делинквентное поведение, благодаря чему он становится резервом для будущей преступности и наиболее уязвимой частью общества. В большинстве случаев подростки, имеющие склонность к девиантному поведению, наиболее часто совершают преступления. У подростков с девиантным поведением, совершивших преступления, дефекты правового сознания более распространены и глубоки, чем у их законопослушных сверстников. Такие дефекты выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

Особую тревогу вызывает значительный рост антисоциальных проявлений в среде несовершеннолетних. В этих случаях внедрение в сознание подростка новых взглядов и убеждений должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру.

Методология пенитенциарной психологии предполагает системный, концептуально-целостный охват психологических процессов и явлений, возникающих как в личности, ее сознании, и в частности в правовом самосознании, так и в культурной среде осужденных. В качестве единиц анализа выступают категории «личность», «соучаство-вание», «исправление», «ресоциализация» и др.

Система методологических принципов является инструментарием, конструирующим процесс ресоциализирующего воздействия на осужденных. Встроен-ность методологической составляющей в пенитенциарную практику, и в частности в процесс содержания несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы, позволяет оптимально реализовать функции наказания, приведения к покаянию и исправлению, что и выступает целью перевода воспитательных колоний в воспитательные центры для несовершеннолетних осужденных.

Комплексный подход в пенитенциарной науке и практике имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей человеческого бытия. По замыслу Б. Г. Ананьева реализация этого подхода предполагает интеграцию наук о человеке в особую область человекозна-ния. В пенитенциарной практике ком-

плексный подход играет не столько гносеологическую роль, сколько онтологическую. Самое сложное при реализации этого подхода(принципа) заключается в том, что исследованием и диагностикой выявляется отправной этап развития, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение. Таким образом, комплекс ресоциализирующего воздействия включает несколько звеньев: психолого-педагогическая поддержка, являясь самостоятельным звеном, связана как с диагностическим и исследовательским этапом, так с будущим оптимальным состоянием личности осужденного, которого еще нет. Звенья комплекса развернуты в реальном времени последовательно и одновременно в теоретическом пространстве.

Реализация комплексного подхода ресоциализирующего воздействия предполагает невозможность приведения осужденного к осознанию и принятию назначенной кары, исправлению и покаянию без учета многомодусной природы человека. Многомодусность человеческой реальности раскрывается в единстве индивидной, личностной, субъектной, индивидуальной и универсальной составляющих. Так, стратегия социальных лифтов, ориентированная на поведение, поступки без учета духовнонравственного роста и преобразования потенциала несовершеннолетнего осужденного может быть сведена к редукционным воздействиям на неокрепшую личность и спровоцировать изощренное приспособленчество.

Принцип единства сознания и деятельности постулирует, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. В контексте

этого принципа психическая деятельность трактуется как отражение мира, при этом подчеркивается активный характер психики и ее носителя — личности, проявляющийся в поведении и продуктах деятельности. В каждом осужденном, подвергающемся исправительному воздействию, необходимо видеть не только объект, но и активный субъект воспитания и самовоспитания, включенный в специфическую деятельность, преобразующий не только окружающий мир, но и себя. Активное позитивное поведение осужденного требует глубокого психологического анализа, критериями которого могут и должны выступать степень осознанности цели, способность постановки задач для достижения цели, потребности, мотивы, навыки, привычки, умения.

Принцип единства сознания и деятельности тесно связан с деятельностным принципом и принципом развития. В процессе ресоциализации очень важным является учет особенностей ведущего вида (типа) деятельности и системы отношений личности, поскольку не-сформированность возрастных психических новообразований провоцирует застревание личности, незрелость и неготовность к решению социально значимых проблем. Успешность ресоциализации во многом зависит от конструирования ведущих видов (типов) деятельности прожитых в дефицитарном режиме этапов онтогенезасензитивных к формированию жизненно важных психических новообразований на текущем возрастном этапе жизни несовершеннолетнего осужденного. Успешность ресоциализирующего воздействия во многом зависит от учета в психолого-педагогическом сопровождении несовершеннолетнего

осужденного зон актуального и ближайшего развития. Как показывает практика, природа криминального поведения личности часто произрастает из нарушений развития на ранних стадиях онтогенеза. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны как родителей, так и педагогов, всех представителей взрослого мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности, а также к проявлениям противоправного или экстремистского характера 1.

Принцип жизнедеятельности определяет то, что совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не конечный результат. Содержание принципа направлено на решение противоречий между активностью, притязательностью личности и обстоятельствами жизни. Разрешение противоречий предполагает не только восхождение к вершине, но и отступления, которые нельзя свести к конформизму. Функция принципа жизнедеятельности заключается в том, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности по самопреобразованию как экзистен-циональную задачу всей жизни, а не как занятие «чтобы убить время», «от нечего делать» и т. д.

Принцип потенциального и актуального позволяет понимать личность как проективную, перспективную, не ис-

1 См.: Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современной молодежной субкультуры // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3.

черпывающуюся наличными данными. Принцип детерминизма позволяет рассматривать внутреннее в единстве с внешним. При этом системообразующим фактором или движущей силой развития становится личность, а механизмом — саморегуляция, самоорганизация. Отдавая приоритет изменению внешних условий содержания, игнорируя динамику внутреннего преобразования личности, затрагивающую когнитивную, эмоционально-волевую, ценностную составляющие, вряд ли можно рассчитывать на положительный результат ресоциализирующего воздействия.

Принцип гуманизма в условиях ресоциализации направлен на три варианта поддержки личности осужденного: 1) признание способности личности

самостоятельно разрешать жизненные противоречия; 2) актуализация возможности личности оптимально разрешать возникающие противоречия; 3) моделирование для личности более естественных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей. Гуманистический принцип раскрывается в содействии подлинности жизни человека, признании ее самоценности.

Наряду с общеметодологическими принципами, важно использование специфических принципов пенитенциарной психологии: исправимости, ресоциализации, целостности процесса исправления, дифференциации и индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.