УДК 001.92(092)
К 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ИЗБРАНИЯ ПЕРВОГО ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АКАДЕМИИ НАУК ПЕТРА ИВАНОВИЧА РЫЧКОВА
© 2010 О.Л. Носкова
Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти Поступила 15.04.2009
В статье рассматривается деятельность первого члена-корреспондента Академии наук П.И. Рычкова и его вклад в развитие российской науки.
Ключевые слова: российская наука, естественнонаучные исследования, Самара, Оренбургская экспедиция, Оренбургский край.
Для России XVIII в. можно назвать веком «освоения окраин». Подтверждение тому многочисленные экспедиции. Одним из наиболее значительных моментов, оказавших влияние на дальнейшую историю России, явилось освоение Оренбургского края. В географических границах того времени он включал обширную территорию Заволжья, Южного Урала, При-уралья и казахских степей. Край, обладающий разнообразием природных условий, богатством недр, растительного и животного мира, давал большие возможности для исследовательской деятельности естествоиспытателей. С начала изучения края (1730 г.) и до середины XIX в. здесь действовали 42 различные экспедиции
[4].
Оренбургская («Известная») экспедиция была создана для включения этой территории в состав России. Инициатором и первым ее начальником был Иван Кириллович Кирилов (1734-1737 гг.), после его смерти преемником на этом посту стал Василий Никитич Татищев (1737-1739 гг.). Именно усилиями этих людей, а также В.А. Урусова и первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева «дикий и непокорный» до этого край был приведен «под власть скипетра Российского» [9]. Целью экспедиции было строительство г. Оренбурга и других крепостей на реках Яик (Урал) и Самара, что закладывало основу хозяйственного освоения русскими степного Заволжья. В результате деятельности экспедиции в Российской империи в 1744 г. была образована Оренбургская губерния.
Но перечень «строителей» края не был бы полным без упоминания имени Петра Ивановича Рычкова - ученика И.К. Кирилова и В.Н. Татищева, современника М.В. Ломоносова, первого члена-корреспондента Академии наук, оставившего яркий след в истории русской науки.
Родился П.И. Рычков 1 октября (по ст. ст.) 1712 г. в Вологде. Его отец, Иван Иванович
Носкова Ольга Леонидовна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории моделирования и управления экосистемами, [email protected]
Рычков, занимался в ту пору торговым промыслом - сплавом хлеба по рекам Сухоня и Северная Двина к Архангельску для отпуска его за границу. В 1720 г., после разорения, семья Рычковых переезжает в Москву. Несмотря на разорение, отец стремился дать своему единственному сыну хорошее образование. В Москве молодой Рычков обучался иностранным языкам (немецкому и голландскому), бухгалтерии и торговому делу (коммерции), что позволило ему в дальнейшем быстро выдвинуться по службе. Уже в 18 лет, в 1730 г., он был назначен правителем казенных стекольных заводов в Ямбурге под Петербургом. Спустя 4 года Рычков получает должность переводчика и помощника бухгалтера Санкт-Петербургской таможни, чему способствовал обер-секретарь сената И.К. Кирилов. Знакомство с Кириловым определило дальнейшую судьбу Рычкова.
В 1734 г. И.К. Кириловым, возглавлявший в то время Оренбургскую экспедицию, пригласил на должность бухгалтера молодого Рычкова. В представлении о личном составе экспедиции Кирилов писал: «Бухгалтера ныне достойного еще не приискал, токмо в бухгалтерском деле знающего их русских Петра Рычкова нижайше прошу на первый случай со мной отпустить, который был здесь при портовой таможне у бухгалтерских дел и по-немецки читать и писать умеет...» [цит. по: 8, с. 16]. Кирилов по достоинству оценил способности Рычкова и кроме бухгалтерии поручил ему ведение практически всех дел канцелярии. С 1737 по 1739 г. Рычков работает под руководством В.Н. Татищева. Как пишет Рычков в «Записках», предназначенных для своих детей, «правители края» «имели. меня всегда и во всех походах безотлучно и подлинно содержали меня в отменной милости» [цит. по: 8, с. 17-18]. С 1743 г. он получил официальное назначение заниматься «секретными и заграничными делами» в администрации края. В этом же году за успешную службу в Оренбургской губернской канцелярии П.И. Рычков в качестве награды получает землю в 15 км от Бугульмы, на которой в дальнейшем он выстроил с. Спасское. В 1751 г. по представлению видного государственного
деятеля, воспитанника Петра I первого, оренбургского губернатора И.И. Неплюева ему присваивают чин коллежского советника, и с 1752 по 1759 г. П.И. Рычков занимает высокую должность товарища при губернаторе.
В 1758 г. с поста губернатора уходит И.И. Неплюев. Новые «правителя края» считают Рычкова опасным конкурентом. Поэтому в 1761 г. Петр Иванович уходит в отставку. Формальным поводом для отставки послужила болезнь. В этом же году сенат обратился к императрице с прошением о награждении ученого чином статского советника. В этом чине Рычков был утвержден в конце 1764 г. [8].
После практически 10-летнего перерыва, в 1770 г., Петр Иванович вновь возвращается на службу в качестве правителя Главного Оренбургского соляных дел правления. А в 1775 г. главнокомандующий в Оренбургской, Казанской и Нижегородской губерниях граф П.И. Панин в соответствии с указом сената определил Рычкова «сверх порученного... соляных дел правления... в утвержденную от него при Оренбургской губернии иноверческую и пограничную экспедицию сочленом губернским». В марте 1777 г., незадолго до смерти, П.И. Рычков переезжает в Екатеринбург, куда он был назначен главным командиром Екатеринбурского заводского правления.
Административную деятельность П.И. Рыч-ков совмещает с многообразной научной работой. Как отмечает Ф.Н. Мильков [2], Рычков на несколько лет раньше знаменитых академических «физических» экспедиций 1768-1774 гг. составил разностороннее описание природы огромной территории юго-востока Европейской России. Оренбургскому краю - его природе, истории, хозяйству - посвящены почти все его печатные работы.
Первая работа П.И. Рычкова - «Известие о начале и о состоянии Оренбургской комиссии по самое то время, как оная комиссия целой губернией учинена, с некоторыми историческими и географическими примечаниями» -датирована 1744 г. В рукописи много карандашных рисунков Оренбурга, других населенных пунктов и видов губернии. В 1759 г. эта работа с дополнениями была напечатана в академическом журнале «Ежемесячные сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие» под названием «История Оренбургская по учреждению Оренбургской губернии». В этом же году было опубликовано и «Прибавление к Оренбургской истории», описывающее события 1744-1751 гг.
В основу написания «Истории Оренбургской» положены собранные Рычковым материалы подлинных «дел» Оренбургской экспедиции. П.И. Рычков первым занялся систематизацией и исследованием этих материалов, а
также дополнил их собственными впечатлениями и сведениями из других источников.
Во введении Рычков объяснял, что его сочинение «не так для настоящего, как для будущего, то есть потомственного времени, писано». Интересны его рассуждения философского характера: «В жизни человеческой ничто так быстраго течения не имеет, как самое время, которое при всегдашней своей перемене все с собою влечет, а позади себя ничего более не оставляет, как одну обнаженную память; но и сия, ежели не будет подкреплена писанием, время от времени помрачается и приходит в забвение» [7, с. 1].
Как пишет E.H. Одинцова [5], «История Оренбургская» представляет собой аннотацию различных проектов И.И. Неплюева по Оренбургскому краю. В работе приводится дословный текст или пересказ содержания правительственных указов, донесений, отчетов, рапортов руководителей экспедиции и других представителей местной администрации. Автор также использует записки и «словесные извести» современников, свои личные знания и впечатления. Материал излагается в своеобразной «летописной» погодной форме. Объясняя это, автор писал, что полного и обстоятельного описания необходимо «на каждый год собрать и впредь содержать особые краткие записки, означивая в них знатные и достопримечательные приключения как по заграничной, так и по внутренней экспедиции».
Большое внимание Рычков уделяет в «Истории Оренбургской» вопросам этногенеза и древней истории башкир, казахов, каракалпаков, калмыков и отношения их с Россией.
В 1747 г. В.Н. Татищев согласился дать к этой работе свои разъяснения и дополнения. Часть материалов из другого сочинения П.И. Рычкова - «Краткое известие о татарах и о нынешнем состоянии тех народов, которые в Европе под именем татар разумеются, собрано в Оренбурге из книг турецких и персидских и по сказам бывалых в тех местах людей к рассмотрению при сочинении обстоятельного о сих народах описания» (1750 г.) - Татищев включил в первую книгу «Истории российской» [5].
Основным, многолетним трудом Рычкова является «Топография Оренбургская». Ее написание было связано с работой по составлению «генеральной карты» Оренбургской губернии и прилегающих к ней территорий Казахстана и Средней Азии. В 1755 г. создание атласа геодезистом прапорщиком Иваном Красиль-никовым было закончено. В этом же году Рычков послал первую часть «Топографии Оренбургской» в Академию наук М.В. Ломоносову на его «просвещенное рассмотрение». В августе 1755 г. рукопись обсуждалась при участии Ло-
моносова в академической канцелярии, после чего была рекомендована к изданию.
В этой работе Рычков сформулировал важнейший принцип исторического исследования - критическое отношение к источнику, достоверное изложение материала. По его словам, исследователь должен постоянно «осмотры и поверку чинить, остерегаясь только, дабы не предать в публику ничего несправедливого и невероятного».
«Топография Оренбургская» состоит из двух частей. В первой части, состоящей из шести глав, рассматривается географическое положение, население, история, природа и коммерция Оренбургской губернии в целом. Во второй части описываются города, крепости и заводы по отдельным провинциям и дистанциям, на которые подразделялась губерния.
В работе П.И. Рычкова получила свое освещение и Ставропольская провинция, которая по указу Правительствующего Сената от 18 апреля 1744 г. была отдана в точное ведомство Оренбургской губернии: «В сей Оренбургской губернии можно положить следующее разделение. В начале провинции... Оренбургская, то есть Оренбургский дистрикт,.. 2) Уфимская провинция,.. 3) Исетская провинция,.. 4) Ставропольская, в которой хотя токмо один имеется дистрикт, но оный состоит из немалого числа жительств, кои прежде принадлежали к Казанскому, Синбирскому и Самарскому уездам. Потом линейные дистанции... Онъх дистанций считается нынче восемь, а именно, начав снизу от Волги 1) Самарская, 2) Сакмар-ская, 3) Нижняя Яицкая, 4) Красногорская, 5) Орская, 6) Верх-Яицкая, 7) Верхняя Уй-ская, 8) Нижняя Уйская, из которых каждой дистанции командир под ведением и управлением своим несколько крепостей имеет» [6, с. 3435].
Вот как охарактеризовывает Рычков Ставропольский уезд в хозяйственном отношении: «...сей уезд довольно хлебороден, и имеет довольство рогатаго скота и лесу; следовательно Ставропольскому купечеству, на Волге живущему, не только в рыбных промыслах, но и в заведении кожевных юфтяных заводов, и в размножении хлебнаго и прочих торгов, довольные способы находятся» [6, с. 318].
Описывая природные богатства территории, Рычков уделяет внимание минеральным ресурсам, животному миру. Вот пример описания минеральных источников близ Сергиевска, относящегося к Ставропольскому ведомству: «По близости сего пригорода находятся многия ми-неральныя земли и воды, которыя достойны нарочного испытания, а особливо серы горючей и нефтяных вод находят тут много... неподалеку от Сергиевска сам видел он (доктор медицины Риндер. - О.Н.) множество водяных из гор текущих ключей и озер, в коих вода повиди-
мому хотя и весьма чистая, но имеет сильный нефтяной запах, и на поверхности ея настоящая нефть видима» [6, с. 315-316].
«Нефтяные ключи около помянутого ж Сергиевска в разных местах имеются, где и нефтяные заводы вперед бывали» [6, с. 192].
Список «о скотах и зверях» построен в алфавитном порядке. Для нынешней территории Самарской области Рычков отмечает следующие виды: «Белка... лучшая почитается в Самарском и Ставропольском уездах... Зайцы... больше всего в Исетской и в Савропольской провинциях. Лоси внутри Башкирии весьма мало... но по ту сторону Урала, особливо ж между Ки-нелем и Самарою реками, а паче около Бор-ской крепости...» [6, с. 201].
Опубликована «Топография Оренбургская» была в 1762 г. сразу в двух изданиях - отдельной книгой и в журнале «Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие».
Эта работа, несомненно, явилась большим событием в общественной жизни XVIII в. Интерес к ней был настолько велик, что вскоре в переводе Шлецера появились отрывки из «Топографии» в «Геттингенских Известиях»; академик Паллас взялся за перевод ее на немецкий язык и перевел половину книги, но его опередил Г. Газе, чей перевод А.-Ф. Бюшинг опубликовал в своем гамбургском издании «Материалов по новой истории и географии»; в 1772 г. произведение Рычкова появилось в Риге в переводе Родде [1]. Спустя свыше 100 лет, в 1887 г., «Топография» вновь переиздается Оренбургским отделом Русского географического общества.
Такой успех объясняется рядом причин. Прежде всего, в «Топографии Оренбургской» впервые появились сведения, знакомившие мир с природой, населением и хозяйством такой обширной территории. Во-вторых, по мнению многих ученых, - это талантливое страноведческое произведение и образец такого регионального географического описания, к которому географы Западной Европы пришли много лет спустя [1].
Ярким признанием научных заслуг П.И. Рычкова было избрание его членом-корреспондентом Академии наук. 29 января 1759 г. ему первому в России присваивается это почетное звание. (Диплом на звание члена-корреспондента П.И. Рычков получил лишь 18 августа 1759 г.)
Первым, кто поставил этот вопрос перед Академией наук, был В.Н. Татищев. Но его хлопоты не увенчались успехом. Спустя несколько лет избрание произошло по инициативе М.В. Ломоносова. В то время действительным членом Академии можно было стать, имея основательную научную подготовку, и в частности, знание латинского языка. Поэтому Ло-
моносов пишет записку на имя президента Академии наук графа К.Г. Разумовского и вносит предложение о том, чтобы «по примеру Парижской Академии Наук учредить класс корреспондентов, которъм на то давать дипломы. И для первого произведения в действо сего учреждения принять в академические корреспонденты <Академии наук> господина Советника Рычкова и дать на то диплому» [3, с. 327-328].
Находясь с 1761 г. в отставке, П.И. Рычков продолжал поддерживать связь с Академией наук, а принадлежность к Вольному экономическому обществу (1765 г.) и Вольному российскому собранию при Московском университете (1773 г.) позволяла ему изучать природные ресурсы страны и содействовать, как мы теперь говорим, их рациональному использованию. Примечателен тот факт, что участники академических экспедиций 1768-1774 гг. - П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.П. Фальк - считали своим долгом посетить известного в научных кругах естествоиспытателя в его имении Спасском. Именно П.И. Рычков посоветовал И.И. Лепехину возвращаться к Волге по р. Сок, которая «по самой средине Ставропольской Провинции протекает». Возраст и плохое самочувствие не позволили П.И. Рычкову принять личное участие в этой экспедиции, но по признанию самих участников, труды Петра Ивановича очень помогли им в исследованиях края. Например, П.С. Паллас в своем труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи» не стал подробно описывать Оренбург, указав, что такое описание содержится в работе П.И. Рычкова. В отряде Палласа активное участие принимал сын Рычкова - Николай.
В 60-70-е годы Рычковым написано и опубликовано в «Трудах» Вольного экономического общества свыше 30 статей по экономике, географии и истории края. Некоторые из них награждены медалями общества. Особо выделяются из этого числа работы «О медных рудах и материалах, находящихся в Оренбургской губернии» (1766 г.), «О содержании пчел» (1768 г.) и «Описание илецкой соли» (1772 г.). В 1774 г. при содействии Вольного российского
собрания при Московском университете была опубликована его работа «Введение в Астраханскую топографию». Среди неопубликованных работ Рычкова следует назвать его последнюю работу - двухтомный «Лексикон или словарь топографический Оренбургской губернии», он трудился в 1776-1777 гг., будучи уже тяжело больным. В этом историко-географическом словаре отразились итоги многолетней исследовательской работы автора.
Петр Иванович Рычков, несомненно, принадлежит к числу классиков отечественной истории, экономии и географии XVIII в. Его труды оказали большое влияние на последующее развитие не только этих наук, но и российской науки в целом. По оценке НИ. Новикова, П.И. Рычков - «муж великаго разума, искусства и знания в древностях Российских», который «полезными своими трудами заслужил вечную свою похвалу» [цит. по: 2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каратаев Н.К. П.И. Рычков - выдающийся русский экономист XVIII века // Вестн. АН СССР. 1950. № 3. С. 84-93.
2. Мильков Ф.Н. К 175-летию со дня смерти П.И. Рычкова // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1952. № 5. С. 34-39.
3. Модзалевский Л.Б. Рукописи Ломоносова // Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР. Научное описание / Тр. Архива АН СССР. 1937. Вып. 3. 404 с.
4. Научное изучение Оренбургского края в дореволюционное время (1773-1917 гг.) // Загадки уральской души. http://ural.ds8.ru/articles.php7artice_id-16
5. Одинирва Е.Н. «Муж великого разума...» // Архивы России. Издания и публикации. http://www.rusarchives.ru/publication/richkov.shtml.
6. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Оренбург, 1887. - 405 с.
7. Рычков П.И. История Оренбургская (1730-1750) / Под ред. и с примеч. Н.М. Гутьяра. Оренбург, 1896. 95 с.
8. Чибилёв A.A. В глубь степей. Очерки об естество-испытетелях Оренбургского края. Екатеринбург: Наука, 1993. 120 с.
9. Шутикова E.A. Деятельность П.И. Рычкова в Главном Оренбургском соляных дел правлении. http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/shutikh tm
TO THE 250 ANNIVERSARY OF PYETR IVANOVICH RYCHKOV ELECTION AS THE FIRST MEMBER-CORRESPONDENT OF ACADEMY OF SCIENCES
© 2010 O.L. Noskova
Institute of Ecology of the Volga river basin of the RAS, Togliatti
In the article activity and contribution to Russian science development of the first Corresponding Member of Academy of sciences P.I. Rychkov is considered.
Key words: Russian science, natural-science researches, Samara, the Orenburg expedition, the Orenburg region.
Noskova Ol'ga Leonidovna, candidate of Biology, research worker of laboratory of ecosystems modeling and managment, ievbras2005 @mail.ru