Научная статья на тему 'Практическая работа П. И. Рычкова по подготовке Оренбургской экспедиции в 1734 году'

Практическая работа П. И. Рычкова по подготовке Оренбургской экспедиции в 1734 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / STATE / RUSSIA / HISTORY / MANAGEMENT / ORENBURG PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дусмухаметов Ф. А.

В работе дается характеристика источников и историографии по проблеме изучения раннего периода жизни и деятельности П. И. Рычкова. Большое внимание уделено событиям, связанным с подготовкой и организацией выезда в Оренбургской край первой Известной («Оренбургской») Экспедиции в 1734 году. Сделан вывод в роли и месте П. И. Рычкова в этой работе в качестве помощника «всех дел», бухгалтера, переводчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. I. Rychkov’s practical work on the preparation to the orenburg expedition in 17341

In the article the sources and historiography of the early years of P. I. Rychkov’s life and activity are characterized. Main attention has been paid to the events regarding to preparation and organization of the first Known (“Orenburg”) Expedition to Orenburg region in 1734. Author concluded, P. I Rychkov was “all cases” assistant, accountant, and interpreter in that event.

Текст научной работы на тему «Практическая работа П. И. Рычкова по подготовке Оренбургской экспедиции в 1734 году»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА П. И. РЫЧКОВА ПО ПОДГОТОВКЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В 1734 ГОДУ

© Ф. А. Дусмухаметов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 68 72.

E-mail: [email protected]

В работе дается характеристика источников и историографии по проблеме изучения раннего периода жизни и деятельности П. И. Рычкова. Большое внимание уделено событиям, связанным с подготовкой и организацией выезда в Оренбургской край первой Известной («Оренбургской») Экспедиции в 1734 году. Сделан вывод в роли и месте П. И. Рычкова в этой работе в качестве помощника «всех дел», бухгалтера, переводчика.

Ключевые слова: государство, Россия, история, управление, Оренбургская губерния.

В настоящее время появляется все больше работ, посвященных различным аспектам жизни и деятельности известного исследователя края, государственного чиновника Оренбургской губернии Петра Ивановича Рычкова (1712—1777 гг.). Внимание современных исследователей привлекают, с одной стороны, разносторонне одаренная, самобытная личность самого П. И. Рычкова, с другой стороны дается оценка его научных работ и государственной службы на различных должностях в период от Оренбургской Экспедиции до «командования» Екатеринбургским заводским правлением в последний год жизни. При этом большинство авторов опирается на труды самого П. И. Рычкова, которые носят во многом автобиографический и мемуарный характер, и прежде всего, его труд «Записки Петра Ивановича Рычкова», опубликованный еще в дореволюционный период [1, с. 289-340].

Уже его современники, видные российские ученые с уважением и одобрением отзывались о самом «преученом муже» (П. С. Паллас) и «любомудром асессоре оренбургском» (В. Н. Татищев) с высокой оценкой его заслуг перед отечественной наукой и российским государством. Русский просветитель Н. И. Новиков в своем «Опыте исторического словаря о российских писателях», вышедшем в 1772 г., поместил статью о П. И. Рычкове, где после перечисления его заслуг и трудов дал свою оценку: «Сей трудолюбивый и рачительный муж, полезными своими трудами заслужил вечную себе похвалу» [2, с. 197]. Зарубежная научная общественность так же еще при жизни П. И. Рычкова в XVIII веке ознакомилась с некоторыми работами, в первую очередь его «Топографией Оренбургской губернии», переведенной стараниями П. С. Палласа на иностранные языки [3].

В XIX веке появились первые биографы П. И. Рычкова, использовавшие в своих исследованиях сохранившиеся рукописи, книги, материалы из семейного архива, переписку, многочисленные документы, составленные лично П. И. Рычковым, и воспоминания его потомков.

Наиболее полное серьезное описание жизни и научного наследия Петра Ивановича Рычкова подготовил известный российский историк П. П. Пекарский в середине 1860-х гг. Он опубликовал серию работ, посвященных истории Академии наук и ее выдающимся представителям, среди которых большое место было уделено П. И. Рычкову [4]. В этих работах впервые в историографии достаточно заметное внимание было уделено раннему периоду жизни Петра Ивановича, его детству, юности, и началу его службы в Оренбургском крае. А так же дана характеристика влияния на взгляды П. И. Рычкова выдающихся деятелей того времени, с которыми приходилось сталкиваться по долгу службы — И. К. Кириловым, В. Н. Татищевым и другими.

В советский период историографии авторы в основном рассматривали различные аспекты деятельности П. И. Рычкова в качестве историка, этнографа, экономиста, географа, краеведа, как исследователя различных культурных и природных ресурсов Оренбургского края [5].

В настоящее время внимание к трудам П. И. Рычкова, его жизни и деятельности возросло, в том числе и в связи с решением губернатора Оренбургской области отметить юбилейный 2012 год Годом П. И. Рычкова [6, с. 558-564].

Анализ имеющейся литературы показывает, что тема жизни и деятельности П. И. Рычкова вызывает большой интерес среди различных исследователей. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется периоду начала служебной карьеры Петра Ивановича Рычкова, времени и событиям сбора и подготовки к выезду Известной Экспедиции из Санкт-Петербурга в Оренбургский край, и месту Рычкова в этом процессе. Восполнить данный пробел и является задачей настоящей статьи.

По своему рождению П. И. Рычков относился к простому незнатному роду купеческого сословия, так называемой «третьей степени людей». Т.е. изначально возможности для его продвижения по служебной лестнице были достаточно ограничены условиями жизни и правилами карьеры в россий-

1338

БИОЛОГИЯ

ском государстве. Однако сам он гордился своими предками. «Предки наши... в те смутныя времена, как поляки на Россию впадение чинили (чего и вологодские пределы не миновали), на Вологде поселилися... некоторые, по тогдашнему обыкновению, в разных городских службах употреблялись; некоторые ж и купечество тут в Архангельском порту производили. Первый и знатнейший из оных назывался Ферапонт, а по народному названию Рычак и Рычка. От сего Ферапонта, сказывали они, что наш род и прозвание происходят» [1, с. 290].

Судьбоносным моментом в биографии П. И. Рычкова явилось разорение семьи отца, который в 1720 году неудачно вложил деньги в одно торговое мероприятие, и прогорел вместе со своим братом-партнером Махаилом Ивановичем. В результате семья вынуждена была перебраться в Москву и искать поддержки у знакомых купцов и промышленников. К этому времени Петр уже получил хорошее домашнее образование и воспитание, изучал немецкий и голландский языки, арифметику, получил первое представление об иностранных купцах и торговом деле. Эти знания пригодились ему и получили дальнейшее развитие, когда юноша поступил в услужение к директору полотняных фабрик И. П. Тамесу.

О тех временах и о своем уважаемом наставнике позже П. И. Рычков написал: «Он меня как сына любил и в своей конторе не только языков и бухгалтерству учил, но и при всех своих рассуждениях и представлениях, к размножению мануфактур и к пользе российской коммерции употреблял. И хотя я тогда несовершенного еще возраста был, следственно и понятия ко всему тому достаточного не имел, однак в познании оных дел еще тогда и суше от него нарочитое основание получил» [1, с. 299].

После смерти своего наставника, восемнадцатилетний юноша переехал в Петербург в поисках новых источников заработка, и по рекомендациям знакомых был назначен правителем казенных стекольных заводов в Ямбурге. В этом качестве он служил около трех лет. В Ямбурге он женился на Анисье Прокофьевне Гуляевой, дочери управителя дворцовых волостей. Положение семейного человека вновь заставило Рычкова искать себе новое доходное место и определяться на службу. Он снова поехал в Петербург, и как потом рассказал в своих «Записках», там узнал, что в портовую таможню приглашен новый иноземный бухгалтер для ведения книг и счетов, и обучения молодых людей. Но тот не знал русского языка. Тогда П. И. Рычков предложил свои услуги в качестве переводчика, явившись на приме обер-секретарю Сената И. К. Кириллову. Во время личной беседы тот быстро понял, что имеет дело с нужным ему человеком, и пообещал определить того на службу. Вскоре П. И. Рычков был назначен на должность переводчика и

помощника бухгалтера в Санкт-Петербургскую таможню.

В то время Кирилов занимался продвижением своего проекта по организации военной и научной экспедиции на юго-восточную окраину России. Иван Кирилов и сам был незнатного происхождения, но успел уже к началу 1730-х годов дослужиться до руководителя высшего правительственного учреждения. Он имел уже опыт организации работ по топографической съемке территории России, выпустил в свет большой труд географическо-статистического характера «Цветущее состояние Всероссийского государства» (1727) и начал работу по подготовке первого выпуска «Атласа Всероссийской империи» (1734).

Кирилову нужны были надежные и грамотные люди - исполнители его проекта. Предполагаемая экспедиция имела большие цели. Прежде всего, планировалось заложить новый город-крепость Оренбург при впадении реки Орь в Яик (Урал) и укрепить, таким образом Оренбургскую пограничную линию. Наряду с этим необходимо было, по замыслу Кирилова, проводить хозяйственное освоение края, выявить места залегания полезных ископаемых, получить новые более подробные сведения о местном населении, составить географические карты разных местностей.

Для реализации этих замыслов Кирилов развернул большую работу по подготовке экспедиции, обеспечению необходимым оборудованием, инструментами, книгами и, конечно, специалистами. Прежде всего, он стремился, чтобы «в сию службу могли охотники, а не невольники набраться» [7, с. 486]. И действительно, не все академики оказались готовы выехать в неизвестный край и покинуть комфортные условия проживания и службы в Петербурге [8. с. 43]. Однако, те исследователи, которые согласились выехать в составе первой экспедиции, оказались чрезвычайно полезными работниками, и в сотрудничестве с Кириловым провели уникальные сборы нового научного материала. Об этом многие из них подготовили свои научные публикации. Наряду с исследованиями, экспедиция должна была заниматься и просвещением среди местного населения, открывать новые школы, изучать языки и культуру местных народов.

Практически каждая кандидатура участника экспедиции подбиралась лично Кириловым по согласованию с Сенатом. Так же подбирались кандидаты и на должность бухгалтера, которая имела особое значение для экспедиции как большого и затратного правительственного мероприятия. В представлении Сенату о личном составе Экспедиции, датированном 3 июня 1734 г., И. К. Кирилов писал: «Бухгалтера ныне достойного еще не приискал, токмо в бухгалтерском деле знающего из русских Петра Рычкова нижайше прошу на первый случай со мной отпустить, который был здесь при

портовой таможне у бухгалтерских дел и по-немецки читать умеет» [9, с. 90].

Так П. И. Рычков за свои «изрядные познания» в бухгалтерском деле и немецком языке был определен бухгалтером в Оренбургскую экспедицию. Для молодого человека это событие оказалось решающим для всей его последующей жизни. Он сразу же приступил к новому для него делу, организовав переписку с Сенатом под руководством Кирилова. Приступил он и к составлению новых документов и бухгалтерских записей. В том числе известен документ «Краткий генеральный щет, бывших в 1734 году учреждение и отправление Оренбургской экспедиции расходов», в которой называлась общая сумма расходов 45 103 руб. и расходов на военные цели - 12 650 руб. [10]. Впоследствии П. И. Рычков отмечал, что с того времени он «употребляем... был всегда... и почти безотлучно к нужнейшим воинским делам» [1, с. 301]. В тоже лето он в составе Экспедиции выехал в поход сначала через Москву, а затем «в земли и народы азиатские». Где и поселился со своей семьей, приобрел новое родовое гнездо.

Несомненно, что привлечение именно П. И. Рычкова к делам Экспедиции в качестве бухгалтера и фактического помощника его руководителя обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Сыграло большое значение предварительная подготовка Рычкова, его знания в области торговли, коммерции и бухгалтерии - редкого для того времени практического дела, имелся хоть и не большой, но важный опыт общения с иностранными купцами, знание иностранных языков. В соединении с полученными навыками преодоления жизненных трудностей, самостоятельность, трудолюбие, скромность, готовность обучаться и осваивать новое дело, сыграли для Рычкова свою роль и определили всю последующую жизнь и деятельность в Оренбургском крае.

Вместе с тем, для самой Экспедиции и ее руководителей, наличие в своем составе такого чело-

века как Рычков оказало большое положительное воздействие. Прежде всего, он оказался в числе немногих ее участников, который на постоянной основе, бессменно работал на протяжении всех лет, обеспечивая связь и преемственность традиций организации ее работы. П. И. Рычков сформировал архив документов этой организации, и фактически описал ее историю для потомков.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Записки Петра Ивановича Рычкова» // Журнал «Русский архив», 1905 г. Кн.3. №1. С. 289-340.

2. Новиков Н. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб, 1772. С. 197.

3. Рычков П. И. «Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и имп. Академии наук корреспондентом Петром Рычковым». СПб. 1762. Ч.1,2. 420 с.

4. Пекарский П. И. Сношения П. И. Рычкова с Академией наук в XVIII столетии // Торжественное собрание Академии наук 29 дек. 1865 года. СПб, 1866; Он же. Жизнь и литературная переписка Петра Ивановича Рычкова. С портретом и снимком почерка Рычкова. СПб.: тип. Акад. наук. 1867.

5. Мильков Ф. Н. П. И. Рычков. Жизнь и географические труды. М.: Географгиз, 1953. - 144 с.; Отечественные эко-номико-географы XVШ-XX вв. / Под ред. Н.Н. Баранского и др. М.: Учпедгиз, 1957. 328 с.; Сидоренко С. А. П. И. Рычков как история // Вопросы истории. 1975. №7. С. 2437 и другие.

6. Чибилев А. А., Богданов С. В. Основоположник российской региональной науки. К 300-летию первого члена-корреспондента академии наук П.И. Рычкова // Вестник Российской Академии наук, Т.82, №6. 2012. С.558-564.

7. «Записки Петра Ивановича Рычкова...». С. 290.

8. Записки Петра Ивановича Рычкова // Русский архив. 1905. Кн.3. №1. С. 299.

9. Сухомлинов М. И. материалы для истории имп. Академии наук (1716-1730). СПб, 1885-1900. Т.2. С. 486.

10. Матвиевский П. Е. Петр Иванович Рычков // Жизнь и деятельность П. И. Рычкова. Т.1 / Сост. И отв. редактор Г.П. Матвиевская. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева», 2012. С. 43.

11. Добросмыслов А. И. Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 гг. // Труды Оренбургской Ученой архивной комиссии. Вып. VIII. 1900. С. 90.

12. РГАДА. Ф.248. Кн.750. Л. 377-386.

13. П. И. Рычков. Записки... С. 301.

Поступила в редакцию 02.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.