Научная статья на тему 'К 200-летию Бородинской битвы. Театр военных действий - на «120 дюжинах бумажных платков»'

К 200-летию Бородинской битвы. Театр военных действий - на «120 дюжинах бумажных платков» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА / МУЗЕЙ 1812 ГОДА / Д. Г. БУРЫЛИН / D. G. BURYLIN / МУЗЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИСКУССТВА / ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / PATRIOTIC WAR 1812 / MUSEUM OF PATRIOTIC WAR 1812 / MUSEUM OF INDUSTRY AND ART / COLLECTING / IVANOVO-VOZNESENK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов Дмитрий Львович

Когда-то историк и издатель П. И. Бартенев написал: «Стоит только прочесть описание Отечественной войны, чтоб не любящему России возлюбить ее, а любящему полюбить еще жарче, еще искреннее и благодарить Бога, что такова Россия». А если не только «прочесть описание», но и приблизиться к событиям 200-летней давности через документы, военные и бытовые предметы, связанные с историей этой войны? Кажется, что тогда мы соприкоснемся со временем без посредника. Но это только на первый взгляд. Посредник есть это тот, кто, не щадя ни времени, ни сил, ни денег, собирал, хранил и щедро показывал публике эти реликвии. Тема героического прошлого привлекает внимание не только исследователей, но и коллекционеров. И огромный интерес в связи с историей Отечественной войны 1812 г. вызывает уникальное собрание русского фабриканта, мецената, благотворителя и основателя в Иваново-Вознесенске Музея промышленности и искусства Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 200-летию Бородинской битвы. Театр военных действий - на «120 дюжинах бумажных платков»»

ЁВЙЙЙЙ

^ &:

ггп I ни 11 ин и I г...... п I мПиЛи кпийййп

Д.Л. ОРЛОВ

К 200-летию Бородинской битвы

Театр военных действий -на «120 дюжинах бумажных платков»

11

Когда-то историк и издатель П. И. Бартенев написал: «Стоит только прочесть описание Отечественной войны, чтоб не любящему России возлюбить ее, а любящему полюбить еще жарче, еще искреннее и благодарить Бога, что такова Россия». А если не только «прочесть описание», но и приблизиться к событиям 200-летней давности через документы, военные и бытовые предметы, связанные с историей этой войны? Кажется, что тогда мы соприкоснемся со временем без посредника.

Но это только на первый взгляд. Посредник есть - это тот, кто, не щадя ни времени, ни сил, ни денег, собирал, хранил и щедро показывал публике эти реликвии.

Тема героического прошлого привлекает внимание не только исследователей, но и коллекционеров. И огромный интерес в связи с историей Отечественной войны 1812 г. вызывает уникальное собрание русского фабриканта, мецената, благотворителя и основателя в Иваново-Вознесенске Музея промышленности и искусства Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852—1924)

Ключевые слова: Отечественная война 1812 года, Музей 1812 года, Д. Г. Бурылин, Музей промышленности и искусства, Иваново-Вознесенск, коллекционирование. Key words: Patriotic War 1812, Museum of Patriotic War 1812, D. G. Burylin, Museum of industry and art, Ivanovo-Voznesenk, collecting

ОРЛОВ Дмитрий Львович -заместитель директора по науке Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина. Автор более 30 публикаций по истории становления музейного дела в Ивановской области, руководитель проекта воссоздания виртуального единства музейного собрания Д. Г. Бурылина

©Д.Л. Орлов, 2012

59

Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852—1924)

1912 г. к столетнему юбилею Бородинского сражения в Императорском Российском историческом музее готовилась выставка, которая должна была положить начало Музею 1812 года. Особый комитет по созданию в Москве этого музея был учрежден 26 января 1908 г. 19 марта 1908 г. состоялось первое заседание комитета, и с этого периода началась его активная деятельность по собиранию предметов и документов.

Однако создание музея затягивалось, так как вопрос о выделении или строительстве здания для него был окончательно решен только в 1911 г., когда вышло распоряжение о передаче новому музею части здания Арсенала в Кремле. После осмотра выделенного под музей здания выяснилось, что оно нуждается в капитальном ремонте. Члены комитета понимали, что времени для выполнения ремонтных работ и создания экспозиции нового музея к юбилейным мероприятиям практически не осталось, поэтому было

Медаль в память Отечественной войны 1812 года была учреждена 30 августа 1814 г. для награждения дворян и купцов. В 1912 г. право ношения бронзовых медалей в память Отечественной войны 1812 года было предоставлено старшим в роду из числа прямых потомков тех, кто получил медали в 1814—1823 гг. Россия. 1814 г. Бронза. Д. 24 мм

;'■ Г-Е Ч" -' i \\

Знак отличия военного ордена для нижних воинских чинов. Наградной знак к ордену Святого Георгия для нижних чинов с 1807 по 1917 гг. за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля.

Россия. 1807 г. Серебро. 34x34 мм

Наперсный крест для духовенства в память Отечественной войны 1812 г. был учрежден 30 августа 1814 г. для награждения священнослужителей Русской православной церкви, от митрополитов до приходских священников. В 1912 г., в дни празднования 100-летия Отечественной войны, крест было разрешено носить священникам - потомкам награжденных. Россия. 1814 г. Бронза. 44x79 мм

Справа вверху - Императорский Российский исторический музей, в здании которого в 1912 г. была открыта выставка «1812 год». Москва. 1912

Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852—1924) родился в Вознесенской слободе близ с. Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии. Его предки, несмотря на то, что были крепостными князей Черкасских, потом Шереметевых, успешно и прибыльно занимались текстильным промыслом. Рос и воспитывался Дмитрий в доме деда, текстильного фабриканта Диодора Андреевича, который передал свое дело сыну, а тот - своим сыновьям, Николаю и Дмитрию. Судьба последнего вряд ли отличалась бы от судеб других российских фабрикантов, если бы не одно обстоятельство. Д. Г. Бурылин был коллекционером. Впрочем, и это неудивительно. Мы знаем и помним имена многих промышленников и фабрикантов, чьи собрания живописи украшают Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина: П.М. Третьяков, С. И. Мамонтов, С.Т. Морозов, С. И. Щукин...

Бурылин собирал «редкости» и «древности». Созданный им музей включал живопись и графику, археологические находки и предметы быта, оружие, собрание монет и медалей, «масонскую коллекцию» (масонские знаки разных стран) и собрание предметов верований, быта, искусства Японии, Китая, Индии, Персии, Сиама, Средней Азии, Кавказа. Д. Г. Бурылин с супругой побывал в Египте и приобрел там мумию. У него была великолепная библиотека, собрание рукописей.

В конце XIX в. ивановский фабрикант собрал коллекцию в традициях универсальных музеев начала XVIII в. Этот универсализм был не «всеядностью» коллекционера, а стремлением представить мир во всем многообразии и показать собранное публике. Другой особенностью собрания Д. Г. Бурылина было включение в состав музейного собрания созданных им и его земляками предметов текстильной промышленности: выбойки, набойки, ситцы декоративные, мебельные, платки. На своей фабрике он создавал, как бы мы сейчас сказали, эксклюзивные вещи - так было с платками к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., ставшими музейными экспонатами не только в бурылинской коллекции.

В традициях универсализма и просветительства XVIII в. фабрикант Д. Г. Бурылин, не получивший никакого специального образования, в конце XIX — начале XX вв. создал в провинциальном русском городе Иваново-Вознесенске уникальный Музей промышленности и искусства, открыв его в специально построенном здании

Москва.

d^flwC №i«l кмГнгЦнЬ,

Платок юбилейный «Ответ императора

Александра I Наполеону». Россия. Москва.

Товарищество Прохоровской Трехгорной

мануфактуры. Представлен Д. Г. Бурылиным

на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском

Российском историческом музее.

1912 г. Хлопок. Механическая печать. 81,5x80 см.

Платок юбилейный «Бегство Наполеона из Москвы». ^ Россия. Москва. Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Представлен Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. 1912 г. Хлопок. Механическая печать. 81,5x74,5 см.

T/J.r -^Г-'

Медаль «Битва за Москву» была представлена

Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве

в Императорском Российском историческом музее.

На лицевой стороне надпись на фр. яз.: «NAPOLEON

EMPEREUR ET ROI» (Наполеон император и король)

на оборотной стороне под обрезом: «BATTAILLE

DE LA MOSCOWA // 7 SEPTEMBRE 1812 (Битва за Москву 7 сентября 1812 г.) Франция. Нач. XIXв. Медальер Жан-Пьер Дроз

(1740—1823). Бронза. Д. 55,5 мм

¡емавайсv.TTL'.fва'гpïT^ .^ТЧепТ^^

TI.MI.A г, вт)гььдина.-

í-i г, и bî-н ir. i-: ■ ï&aKeîincîct,

ЯЁР&т

i Мушкетон кремневый. Россия. Кон. XVIII — нач. XIX в.

i Пистолет кремневый. Россия. A.M. Сурнин. Тула. Нач. XIXв.

i Кульмский крест. «Знак отличия Железного креста» - прусская награда для русских участников сражения 29—30 августа 1813 г. при Кульме (Богемия), в ходе которого русско-прусско-австрийскими войсками был разгромлен французский корпус генерала Вандама. Представлен Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Пруссия. 1813 г. Серебро. 42x42 мм

принято решение устроить выставку ко дню празднованию юбилея Отечественной войны 1812 г.

Опыт проведения таких выставок уже был. В 1909 г. в Москве, в Императорском Российском историческом музее, было представлено свыше 1000 экспонатов, имевших отношение к войне 1812 г.: живописные работы, гравюры, документы, оружие. В организации выставки тогда приняли участие как известные коллекционеры Бахрушин, Щукин, Цветков, так и некоторые воинские части русской армии, сохранившие реликвии Отечественной войны. Так как в здании Арсенала, предложенного для Музея 1812 года, невозможно

4 Платок юбилейный «Европейский театр в декабре 1812 г». Россия. Иваново-Вознесенск. Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина. 1912 г. Представлен Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Хлопок. Механическая печать. 35,5x32,5 см

Знак ордена Почетного легиона. Французский национальный орден, учрежден Наполеоном Бонапартом 19 мая 1802 г. по примеру рыцарских орденов. Представлен Д. Г.Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Франция. 1810 г. Серебро, эмаль. Д. 40 мм

было разместить выставку, то по просьбе комитета залы для экспонирования были предоставлены Императорским Российским историческим музеем с разрешения его председателя великого князя Михаила Александровича.

«Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами...»

Для организации выставки комитет выделил из своего состава особое бюро, в которое вошли члены комитета по постройке в Москве Музея 1812 года, члены Кружка ревнителей памяти Отечественной войны, два представителя от Франции и ряд других лиц. С марта 1912 г. бюро начало активную работу. По ходатайству председателя комитета князя И. С. Щербакова для организации выставки из Импе-

Наполеон. Представлен Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Неизвестный автор. Россия (?) Кон. XIX — нач. XX в. Бронза, кость, камень

раторского Эрмитажа, Зимнего Дворца и Московской Оружейной палаты были представлены предметы, принадлежавшие лично императору Александру I, военные трофеи и другие реликвии эпохи Отечественной войны и заграничных походов 1813—1815 гг.

Структура выставки включала в себя семь разделов: зал императора Александра I, Юбилейный зал, «Бородино», «Москва 1812 года», залы, посвященные Наполеону, французской армии и ее отступлению.

Столь большое внимание, оказанное на выставке противоборствующей стороне - Франции, объяснилось политическими реалиями рубежа XIX—XX веков. С начала 1890 гг. между Россией и Францией был заключен ряд политических соглашений, положивших начало образованию военного союза двух стран, просуществовавшего до 1917 г. Летом 1912 г., накануне открытия выставки, между двумя государствами была заключена Морская конвенция, в которой указывалось, что «морские силы Франции и России будут действовать совместно во всех тех случаях, в которых союз предусматривает и предписывает совместные действия сухопутных войск». А в преддверии нараставшего военного конфликта в Европе с 1911 г. ежегодно стали проводиться совещания начальников русского и французского генеральных штабов. Столь превалирующее представление личности Наполеона и подробное

освещение боевого пути французской армии стало политическим и культурным реверансом России в сторону ставшей союзником Франции.

Для сбора экспонатов комитет решил продолжить традицию выставки, прошедшей в 1909 г., и для подготовки выставки в 1912 г. обратился к широкому кругу частных коллекционеров. Членами бюро было разослано около 350 писем с просьбой о предоставлении экспонатов на выставку. Письмо с предложением об участии в юбилейной выставке получил и иваново-вознесенский фабрикант и коллекционер Дмитрий Геннадьевич Бурылин, уже принимавший участие со своими коллекциями в нескольких российских и зарубежных выставках.

Имея в своем распоряжении крайне ограниченное время для организации выставки, бюро отказалось от первоначальной идеи дать исчерпывающее представление обо всех военных кампаниях и сражениях и приняло решение по возможности наиболее полно представить историю Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813—1815 гг., затронув и соци-ально-общественную жизнь Российского государства.

Зал отступления французской армии. Выставка «1812 год». Москва, 1912 г.

Зал императора Александра I на выставке «1812 год». Москва, 1912 г.

Зал «Москва 1812 г.» на выставке «1812 год». Москва, 1912 г.

Зал «Бородино». Уголок Кутузова. Выставка «1812 год». Москва, 1912 г.

Это решение бюро позволило Д. Г. Бурылину, помимо имевшихся у него предметов, относящихся непосредственно к истории Отечественной войны, представить и часть своей коллекции масонских знаков, ставшей к тому времени уже достаточно известной.

«В сохранение вечной памяти... беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству»

Предметы из коллекции Д. Г. Бурылина были рассредоточены в пяти залах. На выставку Дмитрий Геннадьевич представил более 320 различных предметов, среди них чугунный бюст Александра I; несколько различных по размерам и технике исполнения портретов и барельефов императора Александра I; палка-посох Кутузова (его собственной работы); фарфоровые блюдо и чашка с изображением Кутузова; картина с изображением

Собора Василия Блаженного; три витрины со знаками масонских лож; памятные медали России и Франции, посвященные Александру I и Наполеону Бонапарту; серебряные рубли России, выпущенные к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.; две деревянные табакерки с профилями французского императора; знак ордена Почетного легиона; личное письмо Наполеона Бонапарта к Жозефине. Среди предметов, экспонировавшихся на выставке, особо выделялись «120 дюжин бумажных платков с картиной европейского театра в декабре 1812 г., с изображением в центре платка памфлета немецкого происхождения» различных цветовых оттенков, выпущенных на фабрике Бурылина и преподнесенных меценатом Музею 1812 года в дар.

При передаче Бурылин особо отметил, что эти платки в продажу не поступали. Также Дмитрий Геннадьевич передал в дар будущему музею 5 ситценабивных платков с изображениями исторических личностей и событий Отечественной войны и эпохи наполеоновских войн, что стало основанием для включения Дмитрия Геннадьевича в «Список Высочайших особ, официальных и частных лиц и учреждений, принесших в дар предметы и документы, из которых образовался Музей 1812 г.», опубликованный в каталоге выставки.

29 августа 1912 г. выставка была торжественно открыта в присутствии императора Николая II, великого князя Михаила Александровича, великих княжон Ольги,

Выставка 1912 г. с предметами масонской коллекции Д. Г. Бурылина в экспозиции «1812 год» в зале «Москва 1812 г»: запоны (фартуки) и перевязи разных масонских уставов, составляющая часть облачения масонов; сумки масонов и масонские знаки разных уставов

70

г 4 чл \

Л

Письмо Наполеона Бонапарта Жозефине Богарне (императрица Франции в 1804—1809 гг., с 1796 по 1809 гг. жена Наполеона I) (фр. яз.). Франция. Нач. XIX в. Представлено Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее

«Подарок детям в память 1812 г.». Разрезная азбука. Представлена Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. СПб., 1814. 10,5x14,5 см

Печатный походный станок Наполеона I. Иллюстрированная почтовая открытка. Москва. Художественная фототипия К. Фишера, фотографа Императорского Исторического музея. 1912 г. 14x8,6 см.

Представлена Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Один из печатных станков, на которых изготавливались фальшивые ассигнации для российского финансового рынка, на выставку представил И. И. Леман, петербургский коллекционер, председатель Акционерного Словолитного общества, товарищ председателя Школы печатного дела и Русского общества деятелей печатного дела

Татьяны и Марии, великих князей Бориса и Кирилла Владимировичей, князей Ивана и Гавриила Константиновичей, принцев Александра Петровича и Петра Александровича Ольденбургских.

Выставка вызвала большой интерес у общественности: в 1912 г. из 68 628 человек общего числа посещений Исторического музея 42 194 человека пришли непосредственно на выставку, посвященную Отечественной войне 1812 г.

«...Почтить дни 71

празднования юбилея»

1912 г. был особым для промышленника Д. Г. Бурылина. Производством тканей еще в XVIII в. занимался Матвей Иванович Бурылин, и в начале следующего века производство значительно расширилось. Связано это было с войной 1812 г.: когда в огне московских пожаров сгорели многие из столичных текстильных фабрик, производство тканей на фабриках в провинции стало набирать обороты. В 1812 г. дед Дмитрия Бурылина, Диодор Андреевич, построил каменную ситценабивную

Р&ъдсикя ръзслц/иш Ц-ариЖъ дер «до мной На р&Л/ь

«Подарок детям в память 1812 г.» Разрезная азбука. Представлена Д. Г. Бурылиным на выставке «1812 год» в Москве, в Императорском Российском историческом музее. Это так называемая «Теребенёвская азбука» (по имени оформителя книги художника И. И. Теребенёва). Издана В. А. Плавильщиковым (1768—1823). Представляла собой уменьшенные копии карикатур на Наполеона и его армию. СПб., 1814. 10,5x14,5 см

72

> IШНа£ т г Aufub.ict.Kti '¿/Ъ,

Ш^уны < л е де/смио /V.ч*1, /Гуьяуц*. ли/ -и/и!, (п ьцыпок? '¡х-. ■ '

А^"1*71^'* • -""/иск к •дг/л , il*ti щи^е

Ч'с* ц аг &у.ч «гит!/ *тыст$ч4*с

1ч «Си. ¿•лАн !*ф 1.10 ¿О ' ' н/ГН I I *Ч спгк ЧИНЪШгК I <Л>/->>'<

ь4ии*а &Г ' - ПвигЛинъ . '

<4ее*/7. тч Зи ¡_<о Сг^н-га^ы, I ул от 'ия»л /с-а *«

Платок юбилейный «Москва до сожжения». Россия. Товарищество Даниловской мануфактуры. 1912 г. Хлопок, механическая печать. 35x35 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Ситец «Наполеон». Россия. Иваново-Вознесенск. 1912. По эскизу С. П. Бурылина, художника-текстильщика

фабрику в центре с. Иваново. Десятилетие с 1812 г. по 1822 г. стало своеобразным «золотым веком» ивановских набойщиков, наживавших в это время целые состояния на производстве текстильной продукции, что позволяло части наиболее предприимчивых из них получить вольную. В 1831 г. выкупился из крепостной зависимости от графа Шереметева и Диодор Бурылин.

Так что в 1912 г. род Бурылиных отмечал столетие своей промышленной деятельности. Эту дату Дмитрий Геннадьевич решил ознаменовать началом строительства специального здания для музея, проект

73

Молебен по случаю закладки здания Музея промышленности и искусства. Иваново-Вознесенск. 25 августа 1912 г.

Строительство здания Музея промышленности и искусства Иваново-Вознесенск. 1914 г.

Александровская улица в дни торжества по случаю 100-летнего юбилея Бородинского сражения. Иваново-Вознесенск. 26 августа 1912 г.

которого был создан архитектором П. А. Трубниковым. Дата для торжественной закладки специального музейного здания, 25 августа, была выбрана не случайно: это произошло накануне 100-летнего юбилея Бородинской битвы (25 августа 1812 г. произошло сражение за Шевардинский редут).

Отметить 100-летие Отечественной войны 1812 года промышленник и коллекционер Д.Г.Бурылин решил не только участием в московской выставке, закладкой здания музея, но и особыми гуляниями по случаю этого замечательного события. В середине августа 1912 г. Д. Г. Бурылин обратился к иваново-вознесенскому полицмейстеру Н. Л. Червяковскому с особым ходатайством - разрешить устроить по случаю предстоящего юбилея Отечественной войны карусель, фейерверк и «фонарики», а также «музыку на бульваре и раздачу юбилейных платков».

Полицмейстер со всей серьезностью и дотошностью подошел к этому делу. Уже 17 августа он предписывает полицейскому надзирателю узнать у Д. Г. Бурылина «точно, где именно, в каком месте и когда» предполагается устроить все эти мероприятия. Но не все предложения Бурылина по проведению юбилейных мероприятий были сразу и безоговорочно приняты. Почему-то особенно насторожило полицмейстера готовящееся действо по раздаче платков. Чиновник попросил Бурылина представить по одному образцу каждого рисунка на таких платках. Рисунки долго и тщательно изучались на предмет запрещенных тем, но ничего крамольного обнаружено не было.

26 августа 1912 г. на бульваре у дома Д. Г. Бурылина состоялись праздничные гуляния. Раздача «даровых билетов в кинематограф» едва не была сорвана. Практичным хозяевам кинематографа эта идея не особенно понравилась. Помогло поступившее от Министерства торговли и промышленности циркулярное письмо фабрикантам и заводчикам с предложением о принятии мер к устройству для рабочих специальных чтений и прочих развлекательно-патриотических мероприятий, «чтобы почтить дни празднования юбилея». Идею Д. Г.Бурылина поддержало Иваново-Вознесенское благотворительное общество, которому принадлежал свой электротеатр «Вечерний отдых». Было принято решение о бесплатном допуске 1000 человек рабочих с 12 часов дня до 7 часов вечера для просмотра картины об Отечественной войне 1812 года.

«Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения»

Открытие Музея промышленности и искусства в декабре 1914 г. пришлось на начало Первой мировой войны - Второй Отечественной войны, как называли ее тогда в обществе.

1917 г. положил конец не только «Товариществу мануфактур Д. Г. Бурылина», но и уникальному музейному собранию Дмитрия Геннадьевича. В 1919 г. на его основе был открыт Ивановский губернский музей, а его создатель оставлен хранителем. В 1924 г. Бурылин был отстранен от хранения музея, а 13 сентября этого же года Дмитрий Геннадьевич скончался. После национализации музейного собрания в 1919 г. целостность коллекции Бурылина была нарушена: предметы или перераспределялись по музеям всей страны, или признавались не имеющими музейного значения и уничтожались «за ненадобностью». Хранителями наследия ивановского промышленника и собирателя стали Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей истории религии, Государственный музей искусства народов Востока; музеи Владимира, Керчи, Курска, Юрьев-Польского и многих других больших и малых городов.

Что касается собрания предметов, относящих к истории Отечественной войны 1812 года, то экспонировались они лишь эпизодически, и то в основном это был изобразительный материал.

В сентябре 2012 г. к 200-летию Бородинского сражения Ивановский государственный историко-краевед-ческий музей имени Д. Г. Бурылина представил общественности крупный выставочный проект «Недаром помнит вся Россия!», посвященный этой яркой странице отечественной истории. В проекте впервые в полном объеме была представлена коллекция предметов, относящихся к истории Отечественной войны 1812 года из собрания Д. Г. Бурылина.

Отдаленная от нас двумя столетиями Отечественная война 1812 года через судьбы конкретных людей становится ближе и понятнее. Несостоявшийся сто лет назад и открывшийся этой осенью в Москве Музей 1812 года обязан своим рождением в том числе и русскому промышленнику Д. Г. Бурылину. Увлеченный историей, познававший ее через конкретный предмет, не закрывавший свою уникальную коллекцию от публики, фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин стал настоящим просветителем не только для своих современников, но и для сегодняшних посетителей многих и многих музеев, хранящих его разошедшуюся по городам и весям коллекцию.

Выставка в Ивановском государственном историко-краеведческом музее им. Д. Г. Бурылина «Недаром помнит вся Россия!» к 200-летию Отечественной войны 1812 г. На выставке представлены предметы из собрания Д. Г. Бурылина. Все они экспонировались в 1912 г. в Москве в Императорском Российском историческом музее к 100-летнему юбилею Бородинского сражения

Литература

Балдин К.Е. Выставочная деятельность Д. Г. Бурыли-на в 1903—1913 гг.// Материалы научно-практической конференции «Меценаты русской провинции: история и современность». Иваново, 2008.

Выставка 1812г./ под ред. В. Божовского. Москва, 1913.

Додонова A.A. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997.

Щавелев И. И помнит вся Россия про день Бородина // Рабочий край. 31 августа 2012 г.

Автор и редакция выражают благодарность руководству Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина за предоставленные иллюстрации

Платок юбилейный «Герои Отечественной войны 1812 года». Россия. Товарищество Даниловской мануфактуры. 1912 г. Хлопок, механическая печать. 35x35 см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.