Научная статья на тему 'К 165-летию со дня рождения и к 95-летию со дня кончины В.М. Бехтерева'

К 165-летию со дня рождения и к 95-летию со дня кончины В.М. Бехтерева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 165-летию со дня рождения и к 95-летию со дня кончины В.М. Бехтерева»

НАШИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

К 165-летию со дня рождения и к 95-летию со дня кончины В.М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся отечественный ученый, психиатр, невролог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, доктор медицины, академик, профессор. Ученый стажировался у многих видных деятелей науки своего времени, таких как Вильгельм Вундт (1832-1920), Пауль Эмиль Флексиг (1847-1929), Теодор Мейнерт (1833-1892), Карл Фридрих Отто Вест-фаль (1833-1890), Эмиль дю Буа-Рей-мон (1818-1896), Жан Мартен Шарко (1825-1893) и др.

В России В.М. Бехтерев заведовал кафедрой психиатрии в Казанском университете. Работая в соответствии со своими научными интересами, с 1893 г. он преподавал в Военно-медицинской

академии, где вскоре стал заведующим Владимир Михайлович Бехтерев , „ ,,

кафедрой нервных и душевных болезней. В 1908 г. ученый и организатор науки создал Психологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, патопсихологии, психиатрии, неврологии, рефлексологии и других дисциплин, организованный одновременно как исследовательское и как высшее учебное заведение. Институт после Октябрьской революции 1917 г. был преобразован в Государственную

психоневрологическую академию, носящую ныне его имя. С 1918 г. ученый параллельно возглавлял академию и Институт по изучению мозга.

В.М. Бехтерев был сторонником женского образования в России. Психоневрологический институт принимал студентов разного пола и вероисповедания (в 1908 г. был принят 421 слушатель, в том числе 313 женщин). В 20-е годы XX века В.М. Бехтерев преподавал также во 2-ом МГУ - учебном заведении, преобразованном из Московских высших женских курсов. В свободное от преподавания время ученый работал над открытием детского дома с детским садом и школой для детей-беженцев из западных регионов России. Он также участвовал в создании системы здравоохранения в молодой Советской России.

Владимир Бехтерев родился в семье станового пристава Михаила Павловича и Марии Михайловны, представителей древнего вятского рода Бехтеревых, в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии. В 1879 г. заключил брак с Натальей Петровной Базилевской, с которой был знаком с гимназической скамьи в Вятке. Они имели шестерых детей. Их сын Петр Владимирович был расстрелян в Ленинграде в 1938 г. Его супруга, врач Зинаида Васильевна была осуждена на восемь лет лагерей. В 1924 г. у них родилась дочь, Наталья Петровна Бехтерева, которая стала нейрофизиологом, доктором наук, крупным исследователем мозга. В 1926 г. В.М. Бехтерев женился вторым браком на Берте Яковлевне Гуржи (в девичестве Арэ), которая была расстреляна в 1937 г.

Ученого интересовал широчайший круг проблем, связанных с человеком. Помимо теории рефлексологии, физиологии, медицины, гипноза, управления массами, проблем образования, В.М. Бехтерев обращался к проблемам духовности, космизма. Особый интерес В.М. Бехтерева вызывала идея о психической энергии, о психическом импульсе. Им был сформулирован «закон сохранения энергии в отношении психики».

В предисловии к первому изданию своего труда «Психика и жизнь» ученый предрекал своему читателю: «В последнее время основные психобиологические вопросы все более и более привлекают к себе внимание ученых и образованной публики, благодаря, очевидно, тому обстоятельству, что психика и жизнь в их взаимных отношениях являются наиболее жгучими и важными вопросами, затрагивающими коренным образом наше мировоззрение»1.

В.М. Бехтерев обсуждал взгляды В. Вундта, который считал, что: «Движения мускулов при внешнем волевом действии и физические процессы, сопровождающие чувственные восприятия, ассоциации и функции апперцепции, неизменно следуют принципу сохранения энергии, и при одинаковой величине этой энергии выраженные в ней духовные ценности и цели могут быть различны по своей величине»2.

В.М. Бехтерев писал: «Легко видеть, что понятие психической энергии в глазах В. Вундта нечто иное, нежели понятие физической энергии; оно прямо противополагается последнему, как приводящее к качественным ценностям, по временам исчезающим, в противоположность постоянству физической энергии, дающей

1 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 7.

2 Вундт В. Очерки психологии. М., 1897. С. 22-23.

количественные величины»1. И далее: «Но оба эти понятия, то есть психическая и физическая энергии, столь же несоизмеримые величины, как дух и материя философов прежнего времени»2.

Физиолог и психолог, В.М. Бехтерев писал о попытках разобраться в видах энергий Роберта Юлиуса Майера (1814 - 1874) - немецкого ученого, открывшего закон сохранения и превращения энергии, а также о Вильгельме Фридрихе Оствальде (1853-1932) - отечественном ученом, авторе концепции энергетизма (энергетической философии).

Р.Ю. Майер, развивая открытый им закон, проследил круговорот и взаимные превращения известных в то время «сил» (видов энергии) в механическое движение, теплоту, электричество и магнетизм, химические реакции, а также физические и химические процессы в живых организмах3.

В.М. Бехтерев писал: «...заслуживает внимания между прочим попытка [Р.Ю.] Майера, а в позднейшее время профессора [В.Ф.] Оствальда подвести весь видимый мир под понятие энергии, устраняя совершенно материю из обихода научного мировоззрения.

По Оствальду, реальной можно признать в природе только энергию, представляющую собою единственную величину, открываемую нами в природе, тогда как материя есть не что иное, как продукт нашей мысли. <.> Таким образом, все, что мы знали о внешнем мире, может быть сведено к отношениям энергии»4.

В заключение своих суждений В.М. Бехтерев писал: «Таким образом, материя в сущности есть не что иное, как пространственный распорядок разных энергий и все, что мы говорим о ней, в сущности говорим об этих энергиях»5.

В.М. Бехтерев старался добросовестно показать, что «уничтожая материю и подставляя взамен ее столь же неизвестную в самом обществе энергию, В. Оствальд увеличивает число различных форм энергии до необычайных размеров, что вряд ли может служить к пользе науки»6.

В.М. Бехтерев тщательно обсуждал идеи и результаты поисков природной сущности психической энергии своих предшественников и признавал, что «психическое и физическое суть два несоизмеримых между собой явления, не допускающих никаких непосредственных переходов одного в другое. Если же они всегда и везде протекают параллельно друг другу, то этот факт объясняется ничуть не тождеством физического и психического, рассматриваемого нами лишь с двух различных точек зрения, как допускают некоторые, а тем, что оба порядка явлений обязаны своим происхождением одной общей, скрытой от нас причине, которую мы пока условно назовем скрытой энергией»7.

1 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 31.

2 Там же.

3 Майер Р.Ю. Закон сохранения и превращения энергии: Четыре исследования 18411851. М.; Л, 1933.

4 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 32.

5 Там же. С. 33.

6 Там же.

7 Там же. С. 52.

Ученый полагал, что высшее развитие скрытой энергии вместе с развитием умственных сил получает пластическое выражение в прекрасно развитом мозге, в то время как материальное разрушение мозга приводит тем самым к измененному проявлению скрытой энергии, а следовательно, и к нарушению умственных отправлений. В.М. Бехтерев не сомневался в том, что явления сознания суть проявление или продукт особой скрытой энергии. Они не представляют собой самостоятельного явления особой психической силы.

Ученый выражал уверенность в том, что процесс действия скрытой энергии можно сравнить с горением: ярким, если оно интенсивно, и без всякого пламени, если оно происходит в слабой степени. При этом сознание является непосредственным выражением скрытой энергии нервных центров. Ученый считал очевидным, «что между скрытой энергией... и психическими явлениями, а равно и материальными процессами в мозгу. существуют отношения причины к следствию»1. При этом психические процессы обязаны своим происхождением одному и тому же источнику, то есть скрытой энергии. Он утверждал, что «причиной наших стремлений, действий и поступков является непознаваемая нами непосредственно скрытая энергия»2.

В.М. Бехтерев выражал уверенность в том, «что психология, как наука, не может ограничиваться рассмотрением лишь одних психических явлений самих по себе, а должна обязательным образом иметь в виду и расследование сопровождающих разнообразные колебания скрытой энергии физических изменений в нервной системе, а равно и вообще значение скрытой энергии в жизни организмов, в силу чего новейшая психология в будущем должна уступить место развитию общей психобиологии»3. При этом ученый считал верной мысль о том, что в основе психических процессов мы имеем колебания и движения скрытой энергии в виде внутренних психических образов.

При сложных умственных процессах мы замечаем вообще лишь одни конечные результаты умственной работы, первоисточник их для нас остается скрытым.

В.М. Бехтерев постоянно обращался к обсуждению идей своих предшественников. Так, он указал на попытки подчинить психику закону сохранения энергии. К такого рода попыткам относятся исследования русского философа Николая Яковлевича Грота (1852 - 1899): доктора наук, профессора Московского университета, где он преподавал философию до конца жизни, одного из создателей Московского психологического общества; первого редактора журнала «Вопросы философии и психологии».

Н.Я. Грот отстаивал физиологический подход к психике, определяя чувствование как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением. Центральным для философа явилось понятие силы, которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Он выражал уверенность в том, что всякая активная сила - порождение духа, материя - проявление пассивной силы.

1 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 55

2 Там же. С. 56.

3 Там же. С. 58.

В.М. Бехтерев, изучая идеи Н.Я. Грота, пришел к выводу о том, что он допускал психическую силу или энергию в деятельном или в скрытом состоянии, а также что существует превратимость физических энергий в психическую и обратно, что превращение физической энергии в психическую и обратно подчинено закону сохранения энергии.

В.М. Бехтерев писал, что «Н.Я. Грот признает скрытое состояние души вообще: "Где были духовные силы Ньютона, Гёте, Канта, когда им было несколько дней, недель, месяцев от роду? Если мы не предположим такую нелепость, что эти силы вошли в них после, извне, то должны предположить, что они в годовой "силе жизни" Ньютона или Гёте находились в напряженном латентном состоянии"»1. Это гениальная интуитивно прочувствованная мысль, рожденная пронзительным озарением высокого интеллекта.

Резюмируя обсуждение проблемы взаимодействия психики и жизни, В.М. Бехтерев утверждал: «Во всяком случае совокупность жизненных процессов, которую мы называем жизнью и которая предполагает самостоятельное обособленное существование живого организма или его части, без скрытой энергии невозможна»2. И вновь повторяет, снова неизбежно приходя к выводу, что живое вещество своим бытием безусловно обязано скрытой энергии, лежащей в основе жизни и психизма.

В.М. Бехтерев, резюмируя результаты своих профессиональных откровений, писал: «Вышеприведенный анализ показывает, что энергия, скапливающаяся в центрах, выражается электрохимическими и другими реакциями в нервной системе. Вместе с тем мы знаем, что наряду с материальными процессами, происходящими в нервной системе, представляющей у животных главный аппарат отношения к окружающей среде, эта энергия приводит к развитию субъективных состояний, столь характерных для тех явлений, которые известны под названием психических. Отсюда очевидно, что психические явления служат выражением запасной энергии центров»3.

В.М. Бехтерев - крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга. Ученый назвал свое видение психологии «объективная психология»4 (1907). В основу его учения была положена идея И.М. Сеченова о рефлекторном происхождении психики 5.

В.М. Бехтерев рассматривал различные виды и формы психики как сочетательные рефлексы. Как истый, настоящий, подлинный исследователь он обращался к большому числу проблем физиологии и психологии, теории эволюционного подхода, филогенетического развития.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, ученый считал возможным опираться главным образом на достижения

1 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 60; Грот Н.Я. О душе в связи с современными учениями о силе: Опыт философского построения. Одесса, 1886. С. 77.

2 Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 2012. С. 118

3 Там же. С. 212

4 Бехтерев В.М. Сочетательные рефлексы // Объективная психология. М., 1991. С. 216-250.

5 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. Физиология и психология. М., 1952. С. 7-127.

физиологии и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология», в которых утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Объективная психология основана на том принципе, что любое поведение можно объяснить путем объективного изучения рефлексов. Следовательно, поведение изучается через наблюдаемые черты. Эта идея контрастировала с более субъективными взглядами на психологию, такими как структурализм, который позволял использовать такие инструменты, как самоанализ, для изучения внутренних мыслей о личном опыте.

Ученый критически относился к психоанализу и тейлоризму. Объективная психология В.М. Бехтерева позже станет основой рефлексологии, гештальт-подхо-да и особенно бихевиоризма, области, которая позже произведет революцию в психологии и в том, как ведется психологическая наука.

И выдающийся отечественный физиолог Иван Петрович Павлов (1849 - 1936), и Владимир Михайлович Бехтерев независимо друг от друга разработали теорию условных рефлексов, описывающую реакции на окружающую среду.

То, что В.М. Бехтерев назвал ассоциативным, сочетательным рефлексом, Павлов назвал условным рефлексом, хотя эти две теории по существу одинаковы. Поскольку исследование рефлекторного слюноотделения, проведенное И.П. Павловым, было методологически включено в знаменитую теорию бихевиоризма американского психолога Джона Бродеса Уотсона (1878-1958), это сделало имя И.П. Павлова нарицательным. В то же время более пристальное рассмотрение показывает, что на самом деле учения Дж. Уотсона лучше подтверждаются исследованиями В.М. Бехтерева.

В.М. Бехтерев заинтересованно формулировал обоснование объективной психологии. С самого начала полагая, что для изучения психической жизни

В.М. Бехтерев. 1920-е

самонаблюдения и метода аналогии недостаточно, ученый стал упорно размышлять над методологическими основаниями. Это позволило ему прийти к выводу: «Психология, с нашей точки зрения, есть наука о психической жизни вообще, а не только о сознательных ее проявлениях»1. Согласно видению ученого, в задачи психологии должно входить изучение психических процессов в самом широком смысле слова, то есть как сознательных, так и бессознательных проявлений психической деятельности.

Анализируя индивидуальные особенности личности и вопрос о свободе действий, В.М. Бехтерев указывал на то, что «основным делением индивидуальных особенностей личности должно быть относительное развитие органических или социальных психорефлексов.»2.

Многие идеи В.М. Бехтерева, касающиеся феномена активности психики должны быть сохранены для последующего внимания и изучения.

Для соблюдения исторической, философской и научной корректности следует обратиться к ряду фундаментально значимых идей, рожденных и обсуждаемых во времени истории философии и наук, а также в разных сферах развития знаний.

1 Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. С. 5.

2 Там же. С. 399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.