Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕВИЗИИ'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕВИЗИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
306
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЗМ / ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ / МАТЕРИЯ / ЧЕЛОВЕК / ИНФОРМАЦИЯ / ДУША / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СРЕДА / КАРТИНА МИРА / ENERGETISM / TRANSFORMATION OF ENERGY / MATTER / MAN / INFORMATION / SOUL / MENTAL PROCESSES / ENVIRONMENT / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коробкова Светлана Николаевна, Плотникова Валентина Александровна

В статье осуществляется анализ рефлексий феномена энергии на страницах отечественной философской литературы конца XIX - начала XX веков. Энергетическое мировоззрение позиционируется как продуктивный результат творческой переработки русской мыслью идей европейского позитивизма, а также как перспективное направление исследований в рамках парадигмы конвергенции наук. Ретроспективный обзор энергетических концепций позволяет заключить, что энергетизм сохраняет актуальность для постнеклассического моделирования мира и человека, где энергия выступает единицей измерения параллельных процессов в природе, социуме, индивидуальном бытии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY WORLDVIEW IN RUSSIAN PHILOSOPHY AND PROSPECTS FOR ITS REVISION

The article is devoted to the analysis of reflections of the phenomenon of energy on the pages of Russian philosophical literature of the late XIX century and at the beginning XX century. The energy worldview is positioned as a productive result of creative processing of the ideas of European positivism by Russian thought as well as a prospective direction of research within the paradigm of convergence of Sciences. A retrospective review of energy concepts allows us to conclude that energetism is still relevant for post-non-classical modeling of the world and man and at that energy is a unit of measurement for concurrent processes in nature, society, and individual existence.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕВИЗИИ»

man and at that energy is a unit of measurement for concurrent processes in nature, society, and individual existence.

Keywords: energetism; transformation of energy; matter; man; information; sou/; mental processes; environment; picture ofthe world.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.56

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕВИЗИИ **

В статье осуществляется анализ рефлексий феномена энергии на страницах отечественной философской литературы конца XIX- начала XXвеков. Энергетическое мировоззрение позиционируется как продуктивный результат тор ческой перерабо тки русской мыслью идей европейского позитивизма, а также как перспективное направление исследований в рамках парадигмы конвергенции наук. Ретроспективный обзор энергетических концепций позволяет заключить, что энергетизм сохраняет актуальность для постнеклассического моделировании мира и человека, где энергия выступает единицей измерения параллельных процессов в природе, социуме, индивидуальном бы тии.

Ключевые слова: энергетизм; превращение энергии; материя; человек; информация; душа; психические процессы; среда; картина мира.

УДК 141.1 ВАК РФ 09.00.0В

0 Коробкова CH., 2020 © Плотникова В.А., 2020

О ш о

OJ

-0 0-

ш <

et

г^ m

zr

ел

з:

Понятие "энергия" в истории философии имеет столь же древнюю и постоянную "прописку" как "материя" и "идея". Совершенно естественно, что содержательное наполнение этого понятия и интерпретация феномена трансформировались в течение времени. Некоторые современные исследователи предлагают сосредоточиться на построении биоэнергоинформационной картины мира [8], имеющей значение для реализации синергийного подхода в пост-неклассической философии: здесьэнергия призвана объяснять организацию сложных систем. Известный специалист по русской философии С. Хоружий стоял у истоков синергийной антропологии, в основе которой лежит неклассическая модель человека, где энергия выступает формацией человека [1 §]. Профессор Виктория Кравченко в своей оригинальной монографии "Симфония человеческой культуры" полагает энергию в основу интерпретации культуры как пространства, где наличествует "единый энергетический поток, в котором разграничения и обособления условны" [10, с. 54). Эти опыты в отечественной философии инспирированы или ноосферной теорией В. Вернадского, который высказывался о первостепенном значении энергетики для понимания нового уровня организации живого ("Живое вещество") или восходят к энергетизму святоотчес-ких учений, толкующих понятие "еуеруеш" по-гречески, как синоним действительности и деятельности.

В любом случае понятие энергии из сферы точных наук давно проникло в гуманитарную сферу и требует более тщательного и последовательного изучения в условиях утверждения новой исследовательской парадигмы - конвергенции наук.

Энергетическое мировоззрение или энергетизм, апеллируя к идеям первого и второго позитивизма, оказывается одной из интереснейших попыток русской мысли кон. XIX - нач. XX в. привести к единому знаменателю различные трактовки материи и духа в философии, найти общее основание психических и физиологических процессов. Ученый и мыслитель, академик А. А.Ухтомский восторженно записывал в своемдневнике: "В энергетике научная мысль раз и уже

КОРОБКОВА Светлана Николаевна, доктор философских наук, доцент

ПЛОТНИКОВА Валентина Александровна, старший преподава тель

кафедра Истории и философии, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт Петербург

кдч; Г

S

267

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 19-011-00398 "Второй позитивизм в России: философская проблематика, влияние, критика".

навсегда освобождается от всяких уз с материализмом, от всяких обязанностей по отношению к нему, и становится на широкую дорогу совершенно объективного исследования; в этом неизменное философское значение энергетики" [14, с. 345].

В представленной работе, на основе анализа публицистики обозначенного периода, предпринята попытка систематизации взглядов отечественных мыслителей с целью выявления продуктивных подходов интерпретации энергии как такой категории, которая бы могла выступать единицей измерения параллельных процессов в природе, жизни, социуме. Под энергетическим мировоззрением в данном случае будут пониматься концепции, сводящие физические и психические явления равным образом к понятию энергии вплоть до введения понятия единой мировой энергии как всеобщей основы бытия и "отмены" материи как реального явления.

Формирование энергетического мировоззрения в отечественной философии имеет несколько основных предпосылок: открытие закона сохранения и превращения энергии, некоторые постулаты второго позитивизма (Махизма) и энергетическую теорию Вильгельма Оствальда. Естественно, что отправной точкой энергетики является открытие закона сохранения энергии, впервые упомянутого Робертом Майером в 1842 году, в работе "Замечание о силах мертвой природы". Этот же закон был в более развернутом виде представлен и обоснован им же спустя два года в статье под названием "Органическое движение в связи с обменом вещества". К обобщению фактов в да нной сфе ре, сходному с ма йе ро вским, чуть позже пришел Гельмгольц и, уже на основе эмпирических наблюдений, в отличие от первых двух авторов, закон сохранения энергии был подтвержден Джоулем. Основные положения закона сохранения энергии, используемые энергетистами, в кратком виде могут быть представлены следующим образом:

1. Энергия рассматривается как способность тела совершать работу при определенных условиях,

2. Существует потенциальная и кинетическая энергия (энергия покоя и энергия движения, возникающая при нарушении равновесия среды}.

3. Количество энергии в материальной системе есть величина постоянная, т.е. не может быть изменена внутри системы, а лишь способна переходить из одной своей формы в другую.

4. Изменение потенциальной энергии в изолированной системе связано с равным, но противоположным изменением кинетической, и наоборот.

5. Работа рассматривается как перенос энергии с одной материальной системы на другую. Количество энергии при этом не изменяется: количество энергии отданной телом равно количеству энергии принятой другим телом.

6. Перенос и превращения энергии возможны в случае различия в напряженности энергии в местах соприкосновения ее источников.

Известный русский философ Н, И. Страхов заявлял: "знание закона энергии безмерно увеличивает нашу возможность распоряжаться вещественными явлениями" [12, с. 130]. Основные дискуссии, разворачивавшиеся вокруг данного вопроса, касались сфер и границ применения данного закона, его приложимости к духовной сфере, сфере психических явлений и процессов, по аналогии и в равной степени с физической, материальной сферой. Но, в целом, современники расценивали учение о сохранении энергии как вариант решения проблемы построения единой научной картины мира с привлечением результатов как естественных, так и гуманитарных наук.

Эрнст Мах ставил перед философами задачу создания "такой картины мира, которую не приходилось бы перекраивать всякий раз, переходя от физики к психологии и наоборот" (цит, по 5, с 38-39], Саму постановку такой задачи можно считать в достаточной степени прогностической. Вего философских взглядах прослеживаются и иные принципы, принимавшиеся энергетистами в разной степени. Сюда можно отнести монизм, как методологическую установку, попытку осуществить коннотацию единого общего начала исходя из новейших достижений физики, химии, биологии: "философское исследование может состоять только во взаимном критическом дополнении, проникновении специальных наук, в сведении их к единому целому" [5, с 38]. Это утверждение австрийского физика XIX в. могло бы стать лозунгом современной конвергентной революции.

Для Маха, между внутренним и внешним, материальным и духовным, телом и психикой нет принципиального дуализма, они не противопоставляются друг другу. Дуализм, по мнению Маха, порождается методами и приемами миропознэния в виде интроспекции и интроекции, с чем, однако, впоследствии не

согласятся психологи-энергетисты идеалистического толка, s частности Н. Я. Грот. В качестве ключевой науки для раскрытия природы мировых элементов, в соответствии со своей теорией, Мах позиционирует химию - он "предсказывает химическую дедукцию пространства" [5, с. 53]. Неудивительно, что именно Вильгельм Оствальд, будучи химиком и последователем Маха, выстраивает собственную версию картины мира на основе общего начала в виде энергии, приняв закон ее сохранения в качестве первого принципа своего учения и закон процесса в качестве второго. В рамках своего мировоззрения он также делает попытку согласовать энергетизм с постулатом чистого описания опыта, результат которой представляется достаточно спорным.

Наиболее значимым результатом энергетического мировоззрения Оствальда стала для большинства современников "возможность обойтись без гипотетической непознаваемой материи, заменив ее понятием о комплексе известных в опыте различных видов энергий" [6, с. 302]. Материальные системы (тела) при этом предстают в качестве суммы, конфигурации известных из опыта энергий: поверхности, объема, расстояния и других, Г. Е. Струве в своей работе "Материя, дух, энергия как начала объективного бытия" называегэнергетику третьим важнейшим этапом в развитии представлений о материи после атомистики Демокрита и теории материи И. Канта [13]. Элиминация материи как реального явления предоставила возможность не только для выстраивания последовательного монистического представления о мире, но и решения психофизической проблемы, которое представлялось невозможным на базе "атомистического материализма". Так, по словам Н. Я. Грота на актуальном этапе развития науки не предвиделось "никакой иной почвы кроме учения энергетики, для научного сопоставления понятий психического и физического процесса, т.е. для решения вопроса о характере взаимной зависимости между психической деятельностью и физической работой. Энергетическое учение действительно способно внести принцип единообразия в анализ психических и физиологических процессов" [7, с, 265].

Понимание энергии, предложения о классификации ее форм и видов различаются в концепциях разных авторов. Так, Г. Е. Струве под энергией понимает сущность бытия, разделяя, в духе учения Канта, потенциальную энергию как сущность вещей и кинетическую энергию как их проявления через движение. Потенци-

альная энергия без ее перехода в кинетическую непознаваема, но это не значит, что познание должно быть сведено к исключительно исследованию и изучению феноменов. Потенциальная энергия как сущность постигается человеком в качестве причины проявлений вещей, то есть следствий. Физика и метафизика при этом становятся двумя этапами или сторонами изучения сущности бытия. Физика и другие естественные науки затрагивают исключительно "внешнюю, формальную сторону явлений чувственного мира" [13, с. 35], что является, по мнению философа, необходимым и неотъемлемым условием научного изучения объективной реальности. Объяснение природы и внутренней сущности явлений, недоступной чувственному восприятию, является результатом метафизических исследований, которые, тем не менее, должны опираться на естественнонаучный материал. Потенциальную энергию всеобщего бытия автор сводит к понятию бога. Его кинетическим, движущимся проявлением выступает внешний, физический, реальный мир. Высшим итогом познания, постижения внутреннего мира и движения на основе целесообразной закономерности становится соединение внутреннего мира человека и божественной сущности, воплощение их в единой организации бытия. "В этой-то организации разовьется во всей своей полноте Божественное содержание, привитое к нашему сознанию и проявится наружу, в нашей среде, благодаря нашей собственной деятельности, нашей энергии" [13, с. 53].

В своей утопичности и наличии прямых аналогий с библейским итогом развития человечества концепция Струве существеннымоб-разом напоминает концепцию бессмертия человеческой личности в энергетическом мировоззрении В.М. Бехтерева [1 ]. Энергетизм Бехтерева также строится на основных положениях закона сохранения энергии и теории Оствальда, но автор критикует некоторые ее положения. Бехтерев основывает свой подход на сведении как внешней, так и внутренней реальности к понятию единой мировой энергии, в рамках которой существует деятельност-ное начало, как основа приложения и проявления энергии. Движение, как и кинетическая энергия в предыдущей теории, является основным проявлением жизни, способом существования органической части мира, а основой его является энергия, под которой автор понимает не только способность к работе или силу, но и взаимоотношение между средой и силой в форме деятельностной среды [2]. Дальней-

шее развитие, таким образом, получает не только первый, но и второй основополагающий принцип энергетизма в виде закона процесса или нарушения равновесия системы. Исследованию и изучению подлежит доступное чувственному восприятию проявление активности, что возможно только при опоре на естественнонаучные, объективные методы. Такого рода методы также постулируется логическим позитивизмом Маха.

Важным дифференцирующим моментом является самоопределение авторами философского направления, в рамках которого формулируется энергетическое мировоззрение. Если Г. Е, Струве в своем "метафизическом энергетизме" скорее приближается к идеалистическому направлению, хотя и не заявляет конкретно о принадлежности к той или иной "противоборствующей стороне", то 8, М. Бехтерев, по собственному определению, является строгим материалистом, говоря о том, что Оствальд, отняв у материалистов материю, сделал их материалистами в еще большей степени [2]. Свой подход автор называет "эволюционныммонизмом", так как путемэво-люционных рассуждений можно привести все в мире к понятию энергии. Тем не менее, Бехтерев не считает необходимым полностью устранять материю из научного обихода, оставляя вероятность применения понятия хотя бы в качестве инструмента познания, так как человеческий разум не способен воспринимать деятельностную среду без разделения ее на массу и скорость, то есть на материю и энергию. В этом ключе представления Бехтерева представляются несколько запутанными, что ранее и сейчас дает повод критиковать данный подход как с позиций классического идеализма, так и материализма.

Интересным, с этой точки зрения, представляется мнение В. И. Ленина: "энергетика Оствальда-хороший пример того, как быстро становится модной "новая" терминология и как быстро оказывается, что несколько измененный способ выражения ничуть не устраняет основных философских вопросов и основных философских направлений. В терминах "энергетики" так же можно выразить материализм и идеализм (более или менее последовательно, конечно}, как и в терминах "опыта" и т. п. Энергетическая физика есть источник новых идеалистических попыток мыслить движение без материи - по случаю разложения считавшихся дотоле неразложимыми частиц материи и открытия дотоле невиданных форм материального движения" [11, с. 289 - 290]. Нельзя не

согласиться, что понятие энергии, будучи предельным и крайне широким, дает возможность интерпретировать реальность с позиций разных философских направлений. Эта возможность, использованная как перспективная, э не ошибочная позиция, позволила вычленить в пространном поле русской философии второй пол. XIX в. такое течение как философский реализм [9].

Уже упомянутый нами представитель энергетизма в отечественных философии и психологии, Н. Я. Грот позиционировал себя как представителя критического идеализма. Его энергетическое мировоззрение тесно связано с интроспективной психологией, представлениями о душе, свободе человеческой воли и сознании как самостоятельной реальности. Основной задачей введения понятия энергии в научную картину мира для этого мыслителя является решение психофизического вопроса и попытка трактовать психическую деятельность с новейших научных позиций. Грот ставит вопрос о возможности рассмотрения психической энергии как отдельного вида, подчиняющегося, как и физические энергии, закону сохранения и превращения. Психическая энергия при этом фактически занимает место внутреннего мирз человека (умственных способностей или силы волевой деятельности), подлежащего количественной оценке, обладающего способностью к трансформации, и в качестве определенного элемента входит в общую сумму энергий окружающего мира. Носителем психической энергии выступает деятель, эквивалентным понятием для которого является душа. Метафизический смысл понятия при этом заменяется объективным научным содержанием носителя личной энергии. Потенциальная психическая энергия замкнута внутри человека как материальной системе и реализуется, переходя в работу, в процессе жизнедеятельности. Грот с позиций энергетизма решает вопрос и о бессмертии души - знаковый вопрос для русской философии, ответ на который выступает своего рода индикатором для определения состоятельности теории. Грот указывает на то, что после смерти физического носителя неизрасходованная потенциальная энергия может рассеиваться или переходить со всеми свойствами в другую среду с одинаковой вероятностью [7],

И здесь снова нельзя не отметить прогностический характер энергетизма. Казалось бы, утопические суждения о неком переходе умственных способностей (как энергии) "со всеми свойствами" в другую среду (открепление

от материального носителя) как вероятном событии, в информационную эпоху приобретают актуальное звучание. На данном этапе, искусственный интеллект есть, по сути, перенесенный на другой носитель естественный ум. Судя по высказываниям в публичных научных пространствах, современные когнитивные исследования движутся в трех основных направлениях: поиск оптимального субстрата искусственного интеллекта; осмысление выстраиваемого с его помощью нейромира, виртуального мира; проектирование открытых саморазвивающихся систем. Ни один из этих вопросов не может быть качественно решен без проактивной позиции философии как области системного и синтетичного знания. Русская философия в этом движении успешно может занять свою нишу как традиционно ориентированная на социально-антропологическую, этико-антропологическую проблематику и имеющая поддержку со стороны фундаментального естествознания.

Некоторые попытки использования понятия энергии в теоретических построениях на сегодняшний день весьма успешно реализуются. Например, структурно-информационная теория психических процессов Л. М. Веккера, где она рассматривается как часть двухкомпо-нентной структуры эмоций (энергия и информация). Энергетическую функцию эмоций, при этом, выделяли уже классики психологии, такие как В. Вундт и К, Изард [4]. И, В, Васильева, углубляя рассмотрение веккеровской структуры психики, пишет: "несмотря на несомненность двойственной природы эмоций, представляется все же, что функции отражения потребности и переживания являются служебными по отношению к основной их функции, результирующей по отношению к первым двум - функции энергетического обеспечения психической деятельности" [3], фактически синонимизируя эмоции и "психическую энергию" в функциональном смысле.

Возвращаясь к ретроспективному обзору энергетических концепций, можно сказать, что широта понимания энергии, как очередной предельной категории, не позволила сложиться единому энергетическому мировоззрению, что, во многом, и послужило причиной крити-

ки и последующего его забвения на фоне торжествующего диалектического материализма в России. Однако эвристический потенциал энергии как феномена и научной категории еще не исчерпан.

Литература:

1. Бехтерев В. М, Бессмертие человеческой лич ности как научная проблема. // Бехтерев В.М. Психика и жизнь. - СПб. : Алетейя, 1999. - С. 225-252.

2. Бехтерев Ö.M. Психика и жизнь. - СПб. : Алетейя, 1999.-256 с.

3. Васильева Н.В. Структура психики как пролепе-ние принципов строения самосохраняющихся систем // Психология человека: интегративный подход. Сб. научных статей. - СПб. : Изд-ео РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 18-32. - URL: http:// belomestnovanina.narod.ru/psysss, htm

4. ВеккерЛ.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М. : Смысл, 1998.-685 с.

5. Викторов Д. Философские взгляды Э.Маха. // Вопросы философии и психологии. - 190-4. - Кн. 73.-С. 37-123. !

6. Воробьев В. Основы энергетического миросозерцания. // Вопросы философии и психологии. -1904. -Кн. 73.-С 123-143.

7. Грот Н.Я. Понятия души и психической энергии в психологии. // Вопросы философии и психологии. - 1897. - Ш 73.-С. 240-300.

8. Жульков М.8. Ноосферный энергетизм: фундаментальная онтология // Философская мысль. -2017.-(\!й 9,- С. 23-45,- URL: https://nbpublish.com/ iibrary_read_artic!e.php?id=2.4066 // https://e-notebe ne, г u/f г/а rt ide_24066. h t m !

9. Коробкова С.H. Кант и методологические основания философского реализма в русском естествознании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 3(65). - В 2-х ч. Ч. 1. - С, 102-106. Ю.Кравченко В.В. Симфония человеческой культуры. - М. : АГРАФ, 2017. - 384 с.

И.Ленин В. И. Полное собрание сочинений,-Т. 18. URL: https://www.iitmir.me/br/7bs180310&р=75

12.Страхов H. Н. О законах сохранения энергии. / / Вопросы философии и психологии. - 1891. - Кн. 6,-С. 107-142.

13.Струве Г.Е. Материя, дух, энергия как начала объективного бытия: критический разбор этих понятий. - Харьков, 1901. - 53с.

14.Ухтомский A.A.. Заслуженный собеседник: Эти ка. Религия. Наука. - Рыбинск, 1997.

15.Хоружий С.С Современная антропологичес кая ситуация в свете синергийной антропологии. - URL: http://synergia isa.ru/ob institute/chto-takoe sinergïjnaya-antropologiya/horuzhij-sovremennaya antropoigichesk/

0

01

О OJ

-О* Û-

ш <

ас et

F? m

zr

ел

з:

m

<ÂV

f 271

PHILOSOPHICAL FOUNDA HONS AND INTERPRETA HON OF TECHNICAL HERITAGE IN MUSEUM SPACE l.arnokhina Natafya Sgorevna, Postgraduate student. Senior Researcher; Russian Railway Museum, Saint Petersburg

The article is devoted to the issues of preservation of technology in the museum space and its conceptual understanding on the example of interpretation. The purpose of the article is to identify possible methods of interpreting technology through the study of concepts of philosophy of technology and interdisciplinary museum

projects. The article provides examples of interdisciplinary and inter-museum projects, during the implementation of which the possibilities for interpreting both the printed instrument and the legacy of the industrial era were identified. As a result, the illuminated approaches to the consideration of technology can be used to create museum projects. Technical museums can generate new meanings, initiate intercultural dialogue, attract specialists of various profiles and museum visitors themselves to preserve technology through updating and interpretation.

Keywords; Museum interpretation; scientific and technical museum; exposition and exhibition activities; philosophy of technology; museumification.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.57 УДК 001

ВАК РФ 09,00,13

ЪЛамохина HM, 2020

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена вопросам сохранения техники в пространстве музея и ее концептуальному осмыслению на примере интерпретации. Целью статьи является выявление возможных методов интерпретации техники через исследование концепций философии техники и междисциплинарных музейных проектов, В статье приведены примеры междисциплинарных и межмузейных проектов, в процессе реализации которых были выявлены возможности для интерпретации как печатного инструмента, так и наследия промышленной эпохи. В резуль тате освещенные подходы к рассмотрению техники могут быть использованы при создании музейных проектов. Технические музеи могут генерировать новые смыслы, инициировать межкультурный диалог, привлекать специалистов разного профиля и самих музейных посетителей для сохранения техники через актуализацию и интерпретацию.

Ключевые слова: Музейная интерпретация; научно-технический музей; экс позиционно-выставочная деятельность; философия техники; музеефикация.

Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д. ... Всё это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания.

Карл Маркс

Сегодня современный мир стремится объяснять и показывать все, что видит человек. Это стремление приобретает значительный масштаб, о чем свидетельствует интенсивный рост новых музеев или учреждений музейного типа. Все больше набирают популярность визуальные способы подачи информации, воспринимаемые поколением "клипового" мышления, все больше публика стремится к зрелищному и гедонистическому времени препровождения. Проблемным полем исследования является понимание техники как некого очевидного феномена. Современный технический музей может не только транслировать достижения прогресса, повышение уровня комфорта, разъяснять принцип работы механизмов - эти стадии были сформированы еще с конца XIX века, так утверждал журналист и ученый Кеннет Хадсон. Технический музей в XXI веке, на наш взгляд, должен ставить перед собой более фундаментальные задачи: как преодолеть пропасть между человеком и миром техники, который он создал вокруг себя, как проиллюстрировать комплексное видение техники, включая последствия ее использования и уроки, которые необходимо извлечь, какие социальные проблемы идут рука об руку с эволюцией техники и т.д. Музеи разных профилей уже применяют в своих проектах партиципаторные практики, стремятся к по-ЛАМОХИНА Наталья становке неоднозначных вопросов. Для технического музея это

Игоревна, аспирант, ст. может стать одним из методов интерпретации технического наспе-

научный сотрудник, Музей дия Среди важных составляющих новых подходов к интерпретации железныхдорог/ он сии, можно назвать включение зрителей в процесс создания наррати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.