Научная статья на тему 'К 130-летию со дня рождения академика Михаила Степановича маслова'

К 130-летию со дня рождения академика Михаила Степановича маслова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 130-летию со дня рождения академика Михаила Степановича маслова»

ских гастроэнтерологов страны, он принес в клинику уникальные методики исследования. Изучалось влияние факторов интрагастральной агрессии на формирование хронических гастродуоденальных заболеваний у детей. В клинике проводились научные исследования качественных и количественных особенностей пепсиногена у детей с предъязвенным состоянием и дуоденальной язвой с учетом наследственной отяго-щенности по этому заболеванию.

С декабря 1993 г. по настоящее время кафедрой заведует профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Николай Павлович Шабалов. В 2001 г. на кафедре был организован курс медицинской генетики под руководством профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАН Владислава Сергеевича Баранова. Клиника и кафедра по-прежнему расположены на Боткинской улице в восточном крыле Михайловской больницы. Приоритетными направлениями научной работы являются аллергология, гастроэнтерология, изучение наследственных нарушений соединительной ткани, вопросы организации педиатрической службы в Вооруженных силах.

Литература

1. Сперанский Г.Н., Домбровская Ю.Ф., Жуковский МА. Очерки истории отечественной педиатрии. В кн.: Руководство по педиатрии в 10 т. Г.Н. Сперанский, ред. М.: Медицина, 1965; 10: 621-720.

2. Быстрое Н.И. Краткий исторический очерк клиники детских болезней ИВМА. СПб.: Издательство ИВМА, 1899.

3. Вайль В.С. Очерки по истории русской педиатрии. Сталинабад: Издательство Сталинабадского медицинского института, 1959.

4. Шабалов Н.П. Старейшая в России кафедра педиатрии. СПб.: ВМА, 2001.

5. Шабалов Н.П. Николай Иванович Быстров - первый русский профессор - педиатр и первый отечественный педиатр - клинический фармаколог (к 160-летию со дня рождения). Педиатрия. 2012; 91 (2): 151-154.

6. Шабалов Н.П. Профессор Н.П. Гундобин как педиатр и гражданин России. Педиатрия. 2010; 89 (6): 149-151.

7. Михайловская клиническая больница баронета Виллие. В.В. Тыренко, ред. СПб.: ВМА, 2013.

© Арсентьев В.Г., Шабалов Н.П., 2015

В.Г. Арсентьев, Н.П. Шабалов

К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА МИХАИЛА СТЕПАНОВИЧА МАСЛОВА

ФГБВОУ ВПО Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, РФ

Чужие врачевать недуги Своим, страданием, умел, Кто душу положил за други И до конца все претерпел.

Ф.И. Тютчев

Arsentyev V.G., ShabalovN.P.

130th ANNIVERSARY OF ACADEMICIAN MIKHAIL STEPANOVICH MASLOV

Kirov Military Medical Academy, Saint-Peterburg, Russia

В истории отечественной педиатрии примечательным является 1885 год, в течение которого произошло три события: 30 марта в возрасте 89 лет скончался автор первого руководства «Педиятрика» Степан Фомич Хотовицкий; 19 (31) мая родился Михаил Степанович Маслов; 28 ноября открыто Общество детских врачей Санкт-Петербурга (первое - в России и второе - в Европе).

Михаил Степанович Маслов родился в крестьянской семье Степана Устиновича Маслова и его жены Ольги Яковлевны в Нарве Санкт-Петербургской губернии. Начальное образование получил в двух-

классной школе, где проявил на редкость высокие способности. После ее окончания по рекомендации и при материальной помощи священника был принят в Нарвскую гимназию с освобождением от платы за обучение. С 6-го класса подрабатывал частными уроками. Окончил гимназию в 1904 г. с золотой медалью. В том же году поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию (ВМА), где на 3-4-м курсах увлекся исследовательской работой, на кафедре патологической анатомии под руководством профессора А.И. Моисеева изучал этапы развития аорты и легочной артерии у плодов. В 1910 г. с отличием окончив академию, М.С. Маслов получил право участия в конкурсе «для научного усовершенствования» на одной из ее кафедр. Он выбрал кафедру детских болезней, возглавляемую профессором А.Н. Шкариным [1, 2].

После успешной защиты 4 апреля 1913 г. диссертации на степень доктора медицины «О биологическом значении фосфора для растущего организма» М.С. Маслов был на 2 года командирован за границу. К сожалению, командировку пришлось прервать уже через 7 месяцев. Началась Первая мировая война. В августе 1914 г., всего через 2 дня после возвращения в Петроград, М.С. Маслов был назначен начальником госпиталя № 23 в Рыбинске. В госпиталь доставляли раненых с фронта, причем не только русских, но и пленных австрийских и немецких солдат и офицеров. В соответствии с требованиями Гаагской конвенции 1907 г. раненые военнопленные в госпитале были окружены вниманием и заботой не меньшими, чем раненые солдаты российской армии. Помимо лечебной работы, которая в госпитале преимущественно носила хирургический характер, М.С. Маслов не прекращал научной деятельности. Он, например, исследовал реакцию белой крови при нагноениях, изучал ферментативную ценность женского молока в сопоставлении с молоком домашних животных. После подписания Брестского мира, что совпало с установлением в Рыбинске 2 марта 1918 г. Советской власти, госпиталь был расформирован, и Михаил Степанович вернулся в Петроград. С 1918 г. он был назначен ассистентом кафедры детских болезней ВМА, которой по-прежнему руководил А.Н. Шкарин. В июне 1920 г. после прочтения перед слушателями двух пробных лекций: «Сущность и патогенез детских диатезов» и «Разбор больного с ортостатической альбуминурией» М.С. Маслов был утвержден в звании приват-доцента.

1 августа 1920 г. произошла трагедия - профессор

A.Н. Шкарин попал в аварию. Он умер 12 августа, успев высказать свою волю. Своим преемником на посту профессора, начальника кафедры детских болезней он видел М.С. Маслова. Выборы на должность состоялись почти через год - 28 мая 1921 г. Из шести претендентов (участники конкурса А.О. Карницкий,

B.Ф. Якубович, Э.Э. Гартье, П.С. Медовиков, Н.И. Красногорский) большинством голосов воля профессора Шкарина была удовлетворена. Через 3 дня Михаилу Степановичу Маслову исполнилось 36 лет.

Начало деятельности М.С. Маслова в качестве профессора и руководителя кафедры совпало с периодом окончания Гражданской войны, разрухой, голодом и массовой детской беспризорностью. Он занялся совершенствованием клиники, которая к 1921 г.

имела в наличии всего 27 коек. В это же время в клинике под его руководством начал работать и Александр Федорович Тур. Клиника располагала собственными клинической и биохимической лабораториями, рентгеновским и физиотерапевтическим кабинетами, молочной кухней и детской консультацией. В 1925 г. при кафедре в отдельном здании удалось открыть детские ясли, затем в 1929 г. пункт охраны материнства и младенчества (прообраз женской консультации совмещенной с консультацией для детей до 3 лет). В дальнейшем был открыт детский сад. После капитального ремонта здания клиники детских болезней ВМА в 1938 г. удалось увеличить число коек до 53, создав при этом боксовое отделение для инфекционных больных. В 1940 г. усилиями М.С. Маслова был открыт музей кафедры.

М.С. Маслов развернул на кафедре широкомасштабные научные исследования. Результаты научных исследований М.С. Маслова и его сотрудников уже в 1924 г. были обобщены в монографии «Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении». Вслед за этим, в 1926-1927 гг., было издано двухтомное руководство для врачей и студентов «Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний». Эти два классических труда не потеряли своей актуальности. Будучи членом Общества детских врачей Санкт-Петербурга (Ленинграда) еще с дореволюционного времени, М.С. Маслов в 1923 г. впервые был избран его председателем. Он занимал этот пост до 1926 г., затем избирался повторно на периоды: 1929-1930 гг., 1934-1941 гг., а после войны с 1946 г. и до дня своей смерти в 1961 г. Тем самым на протяжении почти 40 лет педиатры Ленинграда признавали за Масловым его безусловное лидерство как врача и ученого.

Несмотря на то, что кафедра детских болезней ВМА была первой в России, она не была призвана готовить будущих врачей по специальности педиатрия. В те годы стать детским врачом можно было только в рамках послевузовского образования. Понимая всю необходимость подготовки врачей-педиатров уже в институте, М.С. Маслов стал одним из самых активных борцов за организацию специализированного педиатрического образования. Подобной практики в мире еще не существовало. Начало было положено 7 января 1925 г. с открытием института Охраны материнства и младенчества. Поначалу это был научно-практический институт, где он стал научным руководителем физиологического отделения, а с апреля того же года - заместителем директора по научно-исследовательской работе. С 1928 г. институт приобрел статус научно-исследовательского, что предусматривало организацию профессорских кафедр и доцентуры. С этого времени М.С. Маслов возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста, а с 1930 г. - кафедру патологии детского возраста. В 1932 г. при институте была организована больница-медвуз, и впервые появились студенты.

15 февраля 1935 г. научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества был окончательно преобразован в первое в мире высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки детских врачей - Ленинградский педиатрический

медицинский институт (ЛПМИ), и уже в 1936 г. состоялся первый выпуск врачей-педиатров. На всех этапах становления педиатрического образования М.С. Маслов был едва ли не главной движущей силой этого процесса. Заглядывая вперед, он еще в 1933 г. издал «Краткий курс детских болезней», ставший первым учебником по педиатрии, впоследствии неоднократно переиздававшимся. Под руководством М.С. Мас-лова была разработана вся методика учебного процесса. Роль его в организации педиатрического образования в СССР была отмечена присвоением ему в 1935 г. звания «Заслуженный деятель науки РСФСР» [1, 2].

Общим итогом всех преобразований стало то, что к концу 30-х годов М.С. Маслов возглавлял две кафедры в двух вузах - кафедру детских болезней ВМА и кафедру факультетской педиатрии (в которую в 1938 г. была преобразована кафедра патологии детского возраста) ЛПМИ. Это позволило ему из числа сотрудников двух родственных кафедр создать сплоченный коллектив, объединенный общей научной проблематикой. Большое число сотрудников и наличие разнообразных клинических баз позволяли М.С. Маслову широко маневрировать силами и средствами и добиваться значительных успехов в разработке самых актуальных проблем педиатрии, но вмешалась Великая Отечественная война.

С первых дней войны сотрудники кафедры детских болезней ВМА под руководством М.С. Маслова спешно разрабатывали вопросы противовоздушной и противохимической защиты детей. До тех пор, пока 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда не замкнулось кольцо блокады, в городе шла массовая эвакуация промышленных предприятий. В плане эвакуации стояла и ВМА, однако очередь до нее дошла только к концу ноября, когда было открыто движение по ледовой Дороге жизни через Ладожское озеро. Вместе с сотрудниками кафедры и оборудованием, уцелевшим после попадания 5 ноября в здание клиники снаряда, вынужден был отправиться в Самарканд и М.С. Маслов.

1 февраля 1943 г. М.С. Маслову было присвоено воинское звание генерал-майора медицинской службы. На новом месте, под руководством Михаила Степановича, кафедра очень быстро возобновила учебный процесс со слушателями академии. В связи с требованиями военного времени сроки обучения в ВМА были сокращены. В 1943 г. в течение некоторого времени слушателям вообще не преподавалась педиатрия. Тем не менее сотрудники кафедры активно занимались лечебной и научной работой. Всего за годы эвакуации сотрудниками кафедры было выполнено около 40 научных работ. Большое внимание вместе с сотрудниками М.С. Маслов уделил изучению туберкулезной инфекции, весьма распространенной в Узбекистане. Наконец здесь в Самарканде в 1943 г. Михаил Степанович начал работу над одной из самых важных своих монографий «Диагноз и прогноз детских заболеваний». В конце января 1944 г. пришло известие о полном снятии блокады Ленинграда, и уже в июне ВМА, а вместе с нею и кафедра детских болезней стали собираться в обратный путь.

Ленинград встретил Михаила Степановича развалинами домов, скудным продовольственным пайком и энтузиазмом своих жителей. Второй раз в жизни он

столкнулся с послевоенной разрухой и необходимостью все начинать почти сначала. От артиллерийских обстрелов сильно пострадал педиатрический институт, который тем не менее продолжал работать все 900 блокадных дней. Клиника детских болезней ВМА на Боткинской улице была полностью выведена из строя. Весь коллектив кафедры принялся за ее скорейшее восстановление. Уже осенью 1944 г. клиника приняла первых пациентов.

Именно в это время заслуги М.С. Маслова перед советской педиатрической наукой были оценены по достоинству. Постановлением Совнаркома от 14 ноября 1944 г. он был утвержден действительным членом первого состава Академии медицинских наук СССР. В послевоенные годы, как и прежде, Михаил Степанович занимался усовершенствованием педагогического процесса как на кафедре детских болезней ВМА, так и в педиатрическом институте. Особое внимание уделялось развитию у будущих врачей клинического мышления. Обязательными вопросами, обсуждаемыми на кафедральных совещаниях, были вопросы методики преподавания. Много времени уделял М.С. Маслов консультативной и учебной работе. Ежедневные обходы в клиниках кафедр, лекции слушателям ВМА и студентам ЛПМИ заполняли большую часть рабочего времени. В 1955-1956 гг. Михаилом Степановичем был прочитан курс лекций студентам 4-го курса ЛПМИ, впервые вышедший отдельным изданием в 1957 г. - «Лекции по факультетской педиатрии». Этот курс наряду с его учебником по педиатрии стал на многие годы главным пособием для студентов педиатрических факультетов СССР.

В научном плане в эти годы Михаил Степанович увлекся проблемой реактивности детского организма, в т.ч. в контексте таких заболеваний, как дистрофия, сепсис и токсико-септические состояния и др. За более чем 40 лет клинической, научной и педагогической деятельности М.С. Маслову удалось создать собственную педиатрическую школу единомышленников. Важным достижением профессора М.С. Маслова стало то, что он обосновал необходимость первичного педиатрического образования. Эта идея воплотилась в организации первого в мире специализированного педиатрического института и педиатрических факультетов при ряде медицинских институтов. Научные интересы М.С. Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми он занимался, и возглавляемые им коллективы и, где он сказал свое слово: изучение особенностей детского возраста, обоснование концепции конституции и аномалий конституции детей, исследование реактивности детского организма, этиологии, патогенеза, диагностики (в т.ч. функциональной) и лечения острых и хронических расстройств питания; заболеваний желудочно-кишечного тракта, в т.ч. расстройств пищеварения; гепатита и гепатолиенальных заболеваний; нефропатий; заболеваний органов дыхания; сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца; сепсиса и септических состояний.

Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело М.С. Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер». Он тем самым искал

внутреннюю связь между конституциональными признаками - «приобретенными и унаследованными» - и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). На руководимых М.С. Масловым кафедрах подготовлены 46 кандидатов и 10 докторов наук. Им было опубликовано около 200 научных работ, из них 15 учебников и руководств (вышедших в 26 изданиях), 5 справочников, 12 монографий, его сотрудники выполнили более 700 научно-исследовательских работ. Он награжден рядом орденов: Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1945), Трудового Красного Знамени (дважды, 1946 и 1948), Ленина (1947).

М.С. Маслов отличался разносторонностью интересов: любил шахматы, знал и ценил художественную

литературу, театр, изобразительное искусство, музыку (сам играл на виолончели). В 1960 г. в связи с ухудшением здоровья он оставил руководство кафедрой факультетской педиатрии ЛПМИ, передав его своей ученице А.А. Валентинович. Михаил Степанович прожил еще год, продолжая руководить своей первой кафедрой - детских болезней ВМА. За неделю до смерти, последовавшей 3 июня 1961 г., исполнилось ровно 40 лет, как он ее возглавил. Детский доктор Михаил Степанович Маслов был похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище [1, 2].

В настоящее время идеи профессора Маслова получают дальнейшее развитие на новом уровне знаний. Поддержание постоянного контакта врачей разных поколений - залог сохранения лучших традиций отечественной педиатрии.

Литература

1. Тур А.Ф. М.С. Маслов. М.: Медицина, 1969.

2. МикиртичанГ.Л. М.С. Маслов (1885-1961). М.: Медицина, 1990.

© Корсунский АА., Смирнова Г.И., 2014

A.A. Корсунский, Г.И. Смирнова

К ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРВОГО МГМУ им. И.М. СЕЧЕНОВА

ГБОУ ВПО Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, РФ

Korsunskiy A.A., Smirnova G.I.

TO THE ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS AND CHILDHOOD INFECTIOUS DISEASES OF PEDIATRIC FACULTY OF I.M. SECHENOV FIRST MOSCOW STATE MEDICAL UNIVERSITY

Sechenov First Moscow State Medical University, Russia

В 2015 г. исполняется 70 лет совместной деятельности кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и Детской городской больницы № 9 им. Г.Н. Сперанского.

Прошлой осенью педиатрическая секция Ассамблеи «Здоровье Столицы» практически полностью была посвящена 90-летию одной из старейших детских клиник столицы. Но результаты научно-практической деятельности больницы им. Г.Н. Сперанского неразрывно связаны с работой кафедры, у истоков которой стоял и долгое время возглавлял выдающийся детский врач и общественный деятель - академик АМН СССР Георгий Несторович Сперанский.

В 1932 г. он организовал и возглавил кафедру педиатрии детей раннего возраста в соответствии с

приказом по Центральному институту усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения (ЦИУВ). В 1937 г. кафедра была преобразована в кафедру педиатрии. Г.Н. Сперанский всегда считал, что усовершенствование врачей должно проходить на базе многопрофильной больницы, куда направляются дети с различными формами патологии. В связи с этим в 1945 г. принято решение о переводе кафедры в ДГКБ № 9 г. Москвы, где в этом же году сотрудниками кафедры для лечения детей с пневмонией был впервые применен советский пенициллин, разработанный З.В. Ермольевой. Академик Г.Н. Сперанский возглавлял кафедру педиатрии в течение 30 лет (1932-1962 гг.), за эти годы она стала ведущим в стране учебно-методическим центром повышения квалификации детских врачей. Кафедра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.