Научная статья на тему 'К 100-летию Ж. С. Сажинова (1912-1999)'

К 100-летию Ж. С. Сажинова (1912-1999) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 100-летию Ж. С. Сажинова (1912-1999)»

ЮБИЛЕИ

К 100-летию Ж.С. Сажинова (1912-1999)

Жамсаран Сажинович Сажинов, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы Бурятской АССР, отличник народного образования РСФСР и СССР, работал на филологическом факультете БГУ с 1952 по 1996 г., т.е. отдал вузовскому образованию большую часть своей профессиональной жизни.

Родился он в 1912г. вс. Угнасай Гаргинского булука Баргузинской волости (ныне Курумкан-ского района) в семье крестьянина-скотовода. В 1929 г., окончив семь классов Баргузинской школы 2-й ступени, поступил в Бурятский пед-техникум в г. Верхнеудинске. В 1932 г. с аттестатом учителя начальной школы вернулся на родину.

Учительскую деятельность в родном Курум-кане Ж.С. Сажинов начал с обучения первоклассников родной и русской грамоте. С 1932 по 1938 г. трудился учителем и заведующим начальной школы в Курумкане, учителем и завучем Баянгольской семилетней школы, школьным инспектором Баргузинского аймака. После шести лет работы в школах и органах народного образования Ж.С. Сажинов стал (в 26 лет) студентом Бурят-Монгольского пединститута. «Знания в институте мне давались нелегко, -писал впоследствии профессор в автобиографии,

- но я занимался упорно и уже со второго курса получал стипендию им. Сталина. Институт закончил в 1941 г. с отличием.

В ноябре 1941 г. Ж.С. Сажинова направили работать заведующим Тункинского районо, но через полгода его призвали на фронт. Уже в июле 1942 г. он участвовал в боях под Сталинградом в качестве рядового бойца. Бывший автоматчик Сажинов вспоминал: «В ноябре 1942 г. по фашистам ударили армии наших фронтов с трех сторон, образовав у города огромную петлю. Город был весь окутан дымом. Утром 19 ноября я со своей частью участвовал в прорыве линии немецко-фашистской обороны южнее Сталинграда, где был тяжело ранен и доставлен в госпиталь».

Демобилизовавшись из армии по ранению, фронтовик Сажинов в армейской гимнастерке вновь встал у классной доски и продолжил работу учителем и завучем Курумканской средней школы. В 1944 г. был назначен заведующим отделом пропаганды и агитации Курумканского райкома ВКП(б), а в 1946 г. перешел на долж-

ность заведующего парткабинетом райкома и стал по совместительству преподавать в родной школе. Душа педагога требовала общения с детьми, а партийная дисциплина заставляла оставаться пока на работе в райкоме. Но осенью 1948 г. Ж.С. Сажинов все-таки получил возможность полностью перейти на учительскую работу. Это был тогда один из немногих примеров, когда партийный работник добивался перевода в школу.

В 1952 г. учитель сельской школы был приглашен на кафедру русского языка БГПИ и в первые годы вел практические занятия и руководил педпрактикой студентов. В 1960-1980-е гг. он читает лекции по современному русскому языку, методике преподавания русского языка в национальной школе, сопоставительной грамматике русского и бурятского языков. Его лекции отличались глубоким научным содержанием, строгой логичностью и последовательностью изложения. В 1959 г., не прерывая преподавательской деятельности, окончил заочную аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Со статьями по методике преподавания русского языка Ж.С. Сажинов начал выступать с начала 1950-х гг. Первая работа его была посвящена обобщению опыта учителей Курумканской средней школы по обучению орфографии. Автор отмечал в ней, что усвоение русской орфографии немыслимо без сознательного и твердого запоминания правил правописания. Всего в 1950-е гг. молодой преподаватель вуза опубликовал около 10 научных статей, учебник русской литературы для 7-го класса бурятской школы в соавторстве с Б. Митуповым. На основе переработанного диссертационного материала в 1960 г. Ж.С. Сажинов опубликовал свою первую монографию «К методике изучения русского глагола в бурятской школе».

В 1965-1970 гг. Ж.С. Сажинов заведовал кафедрой русского языка в родном институте, а в 1975-1978 гг. руководил подготовительным отделением института, продолжая одновременно преподавательскую работу на кафедре. Опытный педагог неустанно учил студентов самостоятельно добывать знания, развивать педагогическое мастерство, вырабатывать наблюдательность, умение самостоятельно мыслить. Собранность, аккуратность и организованность -

отличительные черты его характера, стиля жизни и творческой деятельности. Этот стиль жизни и работы стремился передать он и своим воспитанникам, будущим педагогам.

Научные интересы ученого были широки и многообразны. Им опубликовано более 60 работ, посвященных различным проблемам преподавания школьного и вузовского курсов русского языка: вопросам обучения орфографии и грамматики, развития речевой деятельности учащихся и студентов, воспитания у детей логического мышления в процессе обучения русскому языку, а также истории и этнографии бурятского народа. Основное направление его научных исследований в 1980-е гг. - это сопоставительное изучение русского и бурятского языков. В 1984 г. издана монография «Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков». На основе этой монографии и с учетом общего вклада в методику русского языка Ж.С. Сажи-нов в 1985 г. был избран на должность профессора БГПИ, а в 1986 г. ВАКом СССР ему было присвоено звание профессора.

Монография Ж.С.Сажинова вышла в свет, по мнению И.Д. Бухаевой, на рубеже переосмысления не только грамматической науки, но и лингвистики в целом, и, по определению самого автора, представляла собой «опыт сопоставительного описания частей речи русского и бурятского языков в качестве лингвистической основы методики обучения русскому языку в бурятской школе». Основной принцип подачи сопоставительного материала - переход от детального описания и глубокого проникновения в сущность грамматических явлений и средств их выражения в русском языке к семантическим и собственно языковым средствам их реализации в бурятском. Такое сопоставление морфологических категорий двух разноструктурных (флективного и агглютинативного) языков невозможно без глубокого анализа семантической структуры каждого из сопоставляемых языков, что блестяще было осуществлено Ж.С. Сажиновым.

«Главное достоинство монографии, - пишет И.Д. Бухаева, - семантический подход к анализу каждой грамматической категории русского и бурятского языков с точки зрения лексических и грамматических значений во всех их закономерных и нюансовых проявлениях как в парадигматике, так и в синтагматике». Анализ грамматики частей речи проведен ученым на широком текстовом материале, без чего невозможно сопоставление такого массива языковых явлений, как части речи, причем с глубоким историческим экскурсом. Естественно, сопоставляемые разно-

структурные языки в плане выражения имеют определенные сходства и различия, каждое из которых детально анализируется Ж.С. Сажиновым с акцентом внимания на функциональных особенностях и сфере употребления. Как считают коллеги-лингвисты, поражает глубокое знание автором грамматики обоих языков. В целом каждый, кто занимается изучением и преподаванием русского и бурятского языков в школе и вузе, найдет в этой монографии обширный и добротный материал».

Большим вниманием научно-педагогической общественности в 70-80-е гг. пользовались программы по русскому языку для средних и старших классов бурятской школы, где Ж.С. Сажи-нов был соавтором, а также программы для начальной школы, где был председателем комиссии (соавтором и ответственным редактором).

Два десятилетия (1970-1980-е гг.) учащиеся 4-го класса бурятской школы учились русскому языку по учебнику Жамсарана Сажиновича Сажинова, составленному в соавторстве с учителем школы-интерната №1 С.Б. Бодиевой (Сажи-нов С.Ж., Бодиева С.Б. Русский язык для 4-го класса бурятской школы. - Улан-Удэ, 1971, 1973, 1975, 1977, 1979, 1984), а ученики 7-8-х классов изучали русский язык по учебнику, который написан в соавторстве с М.Н. Мангадае-вым (Мангадаев М.Н., Сажинов Ж.С. Русский язык для 7-8 классов бурятской школы. Синтаксис. - Улан-Удэ, 1972, 1974, 1976, 1978, 1981). В дополнение к учебникам были созданы «Методические руководства» и «Дидактические материалы».

В 1990 г. для студентов была издана «Методика преподавания русского языка в У-1Х классах бурятской школы». В ней были раскрыты как общие вопросы методики, так и вопросы изучения конкретных разделов русского языка в бурятской школе.

По программам, учебникам и пособиям по русскому языку, подготовленным с участием Ж.С. Сажинова, бурятская школа работала более тридцати лет. А за 44 года работы в БГПИ - БГУ (1952-1996) опытный методист и превосходный знаток русского и бурятского языков подготовил несколько тысяч учителей словесности высшей квалификации. Уже находясь на заслуженном отдыхе, ученый продолжал систематизировать свой огромный материал по истории и этнографии бурятского народа. Умер в ноябре 1999 г. и похоронен в Улан-Удэ.

Основные работы: Программа по русскому языку для 5-8 классов бурятской школы - Улан-Удэ, 1962, 1970, 1977 1982; Программа по рус-

скому языку для 9-10 классов бурятской школы

- Улан-Удэ, 1968 (в соавторстве с М.Н. Манга-даевым); Программы по русскому языку для начальных классов бурятской школы. - Улан-Удэ. 1976, 1982; Сажинов Ж.С. К методике изучения русского глагола в бурятской школе. - Улан-Удэ, 1960; Сажинов Ж.С. Сопоставительная

грамматика русского и бурятского языков. -Улан-Удэ, 1984; Сажинов Ж.С. Методика преподавания русского языка в 5-9 классах. - Улан-Удэ, 1990.

С.М.Бабушкин, д-р пед.наук, проф.

Педагог, исследователь, лингвист:

к 80-летию И.Д. Бухаевой

31 октября 2012 г. исполняется 80 лет доктору филологических наук, профессору кафедры русского языка Бурятского государственного университета Ирине Доржиевне Бухаевой.

После окончания в 1955 г. факультета гуманитарных наук Иркутского государственного университета по специальности «Русский язык и литература, логика и психология» Ирина Дор-жиевна начала трудовую деятельность учителем русского языка и литературы в Боханской средней школе (Иркутская область). В 1957 г. в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Улан-Удэ начала работать в школе рабочей молодежи при средней школе №33. С 1963 г. перешла на кафедру русского языка БГПИ (ныне БГУ), где и работает по сегодняшний день. Основные этапы педагогической деятельности: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры русского языка.

Научные приоритеты И.Д. Бухаевой связаны с фонологией. В 1987 г. в БНЦ СО РАН она защитила диссертацию «Типологическое сопоставление фонем и их сочетаемость в русском и бурятском языках» на соискание ученой степени кандидата филологических наук под руководством доктора филологических наук, профессора И.Д. Бураева. Диссертационное исследование Ирины Доржиевны - первое систематическое исследование проблем фонетической бу-рятско-русской интерференции сегментного уровня. В 1998 г. в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ею блестяще защищена диссертация «Речевая сегментация в русском и бурятском языках (в аспекте универсального и специфического)» на соискание ученой степени доктора филологических наук. Впервые звуковая система бурятского языка исследуется с позиций когнитивной лингвистики с переориентацией артикуляционно-акустических и перцептивных характеристик звуковых сегментов на звучащую речь.

Ирина Доржиевна - увлеченный педагог, ею разработаны общие и специальные лекционные курсы по функциональной морфологии и фонологии и прочитаны не только на филологическом факультете, но и в НГИ БГУ, а также Бурятском институте повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Ее лекции и занятия отличаются особой системностью и серьезностью. Она стремится пробудить у студентов самостоятельность научного мышления, интерес к лингвистике. При ознакомлении с важнейшими особенностями морфологической системы русского языка, тенденциями развития этой системы на современном этапе профессором И.Д. Бухаевой ставится задача формирования лингвистического мышления студентов, умения разбираться в разночтениях семантики и грамматических значений морфологических категорий в рамках когнитивной лингвистики (порождения речи и антропоцентрического подхода к анализу языковых явлений). В основе концепции курса «Современный русский язык. Морфология» лежит переориентация на речевую деятельность человека, на процесс порождения его речи. Изучение морфологических категорий базируется на смысловых исходных положениях и интерпретационном компоненте, заданном автором текста, его интенцией и правом выбора языковых формативов.

Увлеченный преподаватель, строгий экзаменатор и в то же время доброжелательный человек, Ирина Доржиевна пользуется неизменным авторитетом у студентов и аспирантов. Она выпустила для студентов учебно-методические пособия «Актуальные проблемы современной фонетики и фонологии», «Современный русский язык. Морфология (именные части речи)», «Современный русский язык. Морфология: Глагол... служебные части речи», «Лексикосемантические разряды глагольной лексики». Участвовала в создании учебно-методических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.