Научная статья на тему 'К 100-ЛЕТИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «ПЕРСЕЙ» (1922-2022 ГГ.)'

К 100-ЛЕТИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «ПЕРСЕЙ» (1922-2022 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО / БАРЕНЦЕВО МОРЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ФЛАГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Константин Михайлович, Пашкова Татьяна Ефимовна, Бензик Александр Николаевич

Сто лет назад, 7 ноября 1922 г., был поднят флаг на «Персее» - первом советском морском научноисследовательском судне. Создание и последующая эффективная работа «Персея» явились продолжением научных работ, начало которым было положено деятельностью Мурманской научно-промысловой экспедиции в Баренцевом море на судне «Андрей Первозванный». Сложная экономическая и политическая ситуация в России в начале двадцатых годов XX века требовали незамедлительного хозяйственного освоения Баренцева моря. Для этой цели создали специализированный морской институт, призванный осуществлять комплексные рыбопромысловые исследования. Создание корабля, его работа, значимость исследований - это целый пласт истории отечественной рыбохозяйственной науки. «Персей» проработал 18 лет и совершил 90 рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. В экспедициях «Персея» принимало участие большое количество учёных, он стал школой для будущих академиков, руководителей крупных научных учреждений и организаторов науки. Экспедиционный семизвёздный синий флаг на судне подняли 1 февраля 1923 г. Впоследствии эта эмблема стала символом всей рыбохозяйственной науки России. В память о своём легендарном предшественнике флагманские научно-исследовательские суда назывались «Персей-2» и «Персей III». Мы очень надеемся, что воды Баренцева моря увидят ещё не один исследовательский корабль под этим именем и славным семизвёздным флагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соколов Константин Михайлович, Пашкова Татьяна Ефимовна, Бензик Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE RESEARCH VESSEL «PERSEY» (1922-2022)

A hundred years ago, on 7 November 1922, the Soviet flag was raised on the first Soviet marine research vessel «Persey». The creation of «Persey» and its efficient operation in the following years were a continuation of the research work, which was initiated by the activities during the Murmansk research and fishing cruise in the Barents Sea on board the vessel «Andrei Pervozvanny». The tough economic and political environment in Russia in the early 1920s required an undelayed development of the Barents Sea. For this special purpose, a marine institute was established to carry out comprehensive studies on fisheries. The construction of the vessel, its operation, the importance of research activities are entire sections in the history of the Russian fisheries science. «Persey» was operated for 18 years and the vessel was on 90 research cruises in the White, Barents, Kara and Greenland Seas. A large number of scientists participated in research cruises onboard «Per-seus»; those cruises were a training ground for future academicians, heads of large scientific institutions and managers in science. The seven-star blue flag that was carried on research cruises was raised on the vessel on 1 February, 1923. Afterwards, this logotype became the symbol for the Russian fisheries science. In memory of their legendary predecessor, the research vessels were called «Persey 2» and «Persey III». We really hope that more research vessels with the famous seven-star flag onboard will operate in the Barents Sea.

Текст научной работы на тему «К 100-ЛЕТИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «ПЕРСЕЙ» (1922-2022 ГГ.)»

htpps://doi.org/10.36038/2307-3497-2022-188-182-188 УДК 639.2/.3(091)(47)

ТРУДЫ ВНИРО. 2022 г. Т. 188. С. 182-188 TRUDY VNIRO. 2022. V. 188. P. 182-188

ШЖ2

История

К 100-летию научно-исследовательского судна «Персей» (1922-2022 гг.)

К.М. Соколов, Т.Е. Пашкова, А.Н. Бензик

Полярный филиал ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им. Н.М. Книповича»), ул. Академика Книповича, 6, г. Мурманск, 183038

E-mail: sokol_km@pinro.ru

Сто лет назад, 7 ноября 1922 г., был поднят флаг на «Персее» - первом советском морском научно-исследовательском судне. Создание и последующая эффективная работа «Персея» явились продолжением научных работ, начало которым было положено деятельностью Мурманской научно-промысловой экспедиции в Баренцевом море на судне «Андрей Первозванный». Сложная экономическая и политическая ситуация в России в начале двадцатых годов XX века требовали незамедлительного хозяйственного освоения Баренцева моря. Для этой цели создали специализированный морской институт, призванный осуществлять комплексные рыбопромысловые исследования. Создание корабля, его работа, значимость исследований -это целый пласт истории отечественной рыбохозяйственной науки. «Персей» проработал 18 лет и совершил 90 рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. В экспедициях «Персея» принимало участие большое количество учёных, он стал школой для будущих академиков, руководителей крупных научных учреждений и организаторов науки. Экспедиционный семизвёздный синий флаг на судне подняли 1 февраля 1923 г. Впоследствии эта эмблема стала символом всей рыбохозяйственной науки России. В память о своём легендарном предшественнике флагманские научно-исследовательские суда назывались «Персей-2» и «Персей III». Мы очень надеемся, что воды Баренцева моря увидят ещё не один исследовательский корабль под этим именем и славным семизвёздным флагом.

Ключевые слова: научно-исследовательское судно, Баренцево море, научно-исследовательский институт, рыбный промысел, флаг.

To the 100th anniversary of the research vessel «Persey» (1922-2022)

Konstantin M. Sokolov, Tatiana E. Pashkova, Alexander N. Benzik

Polar branch of «VNIRO» (N.M. Knipovich «PINRO»), 6, Academician Knipovich St., Murmansk, 183038, Russia

A hundred years ago, on 7 November 1922, the Soviet flag was raised on the first Soviet marine research vessel «Persey». The creation of «Persey» and its efficient operation in the following years were a continuation of the research work, which was initiated by the activities during the Murmansk research and fishing cruise in the Barents Sea on board the vessel «Andrei Pervozvanny». The tough economic and political environment in Russia in the early 1920s required an undelayed development of the Barents Sea. For this special purpose, a marine institute was established to carry out comprehensive studies on fisheries. The construction of the vessel, its operation, the importance of research activities are entire sections in the history of the Russian fisheries science. «Persey» was operated for 18 years and the vessel was on 90 research cruises in the White, Barents, Kara and Greenland Seas. A large number of scientists participated in research cruises onboard «Perseus»; those cruises were a training ground for future academicians, heads of large scientific institutions and managers in science. The seven-star blue flag that was carried on research cruises was raised on the vessel on 1 February, 1923. Afterwards, this logotype became the symbol for the Russian fisheries science. In memory of their legendary predecessor, the research vessels were called «Persey 2» and «Persey III». We really hope that more research vessels with the famous seven-star flag onboard will operate in the Barents Sea.

Keywords: research vessel, Barents Sea, research institute, fisheries, flag.

Научно-исследовательское судно (НИС) «Персей» навсегда вошло в историю отечественной науки о море как первое советское научно-исследовательское судно. Однако говорить о нём, о его роли в рыбохозяйственных исследованиях, невозможно без упоминания о том, что предшествовало и что за ним последовало.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

В 1899 по 1908 гг. в Баренцевом море работала Мурманская научно-промысловая экспедиция, для которой было построено специальное судно, «Андрей Первозванный». Экспедиция проходила в два этапа. Первый этап (1899-1901 гг.), ставший началом рыбохозяйственных исследований на Севере России, носил исключительно научный характер, им руково-

дил Н.М. Книпович. Изучалось всё: планктон, бентос, ихтиофауна, температурный режим, течения, грунты и многое другое. Результаты опровергли существовавшую долгие годы точку зрения о малой продуктивности и бедности вод Баренцева моря. В 1900 г. впервые был выполнен океанографический разрез «Кольский меридиан», работы на котором выполняются в настоящее время уже 122 года. Было показано, что море богато рыбой и возможен успешный, технически прогрессивный траловый промысел, который к тому времени уже получил широкое распространение в Западной Европе. Второй этап (1902-1908 гг.), в котором решались социальные вопросы, связанные с жизнью поморов, проходил под руководством известного полярного исследователя Л.Л. Брейтфуса.

Н.М. Книповичу принадлежат идея и практическое развитие отечественного тралового промысла рыбы: первый трал с НИС «Андрей Первозванный» в Баренцевом море был спущен 27 мая 1899 г. Все материалы экспедиции оперативно печатались как в России, так и за рубежом. Это послужило причиной того, что с 1903 г. в Баренцево море стали приходить тральщики Германии, Голландии, Швеции, Англии. Особенно преуспели англичане - за период с 1906 по 1913 гг. они совершили 1285 рейсов, главным образом, для промысла камбалы. Появились и первые русские рыбопромышленники, освоившие траловый промысел: так, у К. Ю. Спаде в 1912 г. уже было четыре судна, и он намеревался значительно увеличить флот и создать ремонтную и перерабатывающую базы.

С 1904 г. Н.М. Книпович переключил своё внимание на изучение южных морей России: в 19041915 гг. он проводил экспедиции на Каспии, а затем,

в 1922-1927 гг., провёл Азово-Черноморскую научно-промысловую экспедицию.

В июле 1914 г. началась Первая мировая война, затем, в октябре 1917 г. - революция, далее - гражданская война. Все эти политические катаклизмы ввергли всю Россию в хаос и запустение. Кроме того, северные территории испытали интервенцию и белое движение. И когда в феврале 1920 г. на Русском Севере установилась советская власть, по словам известного мурманского историка, профессора А.А. Киселёва, Кольский полуостров представлял собой «мёртвую зону».

Но у советского правительства был план восстановления народного хозяйства северных регионов. Уже в марте 1920 г. была создана Северная научно-промысловая экспедиция (Севэкспедиция), которой руководил Р.Л. Самойлович, а главная задача состояла в изучении производительных сил северных территорий и реализация исследований в практику народного хозяйства. Первоочередной задачей для Севэкс-педиции стало развитие морского рыболовства на Кольском Севере. Баренцево море, по сути дела, было бесхозным, здесь хозяйничали иностранцы.

В рамках Севэкспедиции группа учёных во главе с профессором Московского университета И.И. Меся-цевым обратилась к главе государства - Председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ленину с докладной запиской, в которой детально изложила план хозяйственного освоения Баренцева и других северных морей. Основная мысль учёных сводилась к созданию специализированного научно-исследовательского института, призванного осуществлять комплексные, систематические, планомерные

Иван Илларионович Месяцев (1885-1940 гг.)

рыбопромысловые морские исследования. Таким институтом, согласно Декрету от 10 марта 1921 г., подписанному В.И. Лениным, стал Плавучий морской научный институт - Плавморнин, его директором назначили И.И. Месяцева. Научная база Плавморнина располагалась в Москве, а экспедиционная - в Архангельске.

Одновременно с созданием Плавморнина встал вопрос о морских экспедициях. Несмотря на организационные трудности, самая первая экспедиция института состоялась в августе-сентябре 1921 г. на ледокольном пароходе «Малыгин». В ней участвовали многие видные учёные, но у ледокола были свои задачи по проводке судов из Карского моря в Архангельск, поэтому не вся намеченная научная программа оказалась выполненной. С явной очевидностью встал вопрос о необходимости иметь собственное судно.

ИСТОРИЯ «ПЕРСЕЯ»

Из-за финансовых проблем купить или построить новое судно институт не мог. Казалось бы, ситуация неразрешимая, но помог случай. Стало известно, что в Лайском доке Архангельска находится недостроенная деревянная зверобойная шхуна под названием

«Персей», точнее - её корпус. Шхуна принадлежала Северной научно-промысловой экспедиции. Директор Плавморнина и сотрудники института решили превратить этот «недострой» в научно-исследовательское судно со всеми необходимыми для исследований приборами и орудиями лова.

Прежде всего, руководству Плавморнина необходимо было произвести все формальности и добиться передачи шхуны институту. Произошло это событие 10 января 1922 г., согласно постановлению Совета Труда и Обороны РСФСР. Основные моменты, связанные с созданием судна и проведением его первых экспедиций вплоть до 1933 г., очень живо и образно переданы в книге «Под звёздным флагом Персея», одного из первых сотрудников Плавморнина и непосредственного участника событий В.А. Васнецова.

Для достройки «Персея» Архангельский судоремонтный завод предоставил мастерские и место для стоянки у своего причала, но отказался производить какие-либо работы. Институту пришлось самостоятельно организовать постройку судна силами архангельских корабелов. Кроме того, в процессе создания своего корабля самое активное участие принимали сотрудники Плавморнина. Архангельские инженеры В.Н. Цапенко и А.С. Воронич разработали проект перестройки шхуны в экспедиционное судно с учётом пожеланий сотрудников института. Все корпусные работы производились под руководством опытного специалиста по деревянному судостроению В. Ф. Гостева, который ещё 1917 г. начинал постройку шхуны. Корабелы объявили работу ударной.

«Персей» был задуман шхуной зверобойного типа. Корпус корабля, при создании которого использовался опыт постройки и эксплуатации знаменитого «Фрама» норвежского полярного исследователя Ф. Нансена, был хорошо защищен от встреч со льдами. Это не очень благоприятно сказалось на мореходности - из-за конструктивных особенностей корпуса при плавании в открытом море судно подвергалось очень сильной качке. Паровую машину сняли с затонувшего буксира «Могучий», также принадлежавшего бывшему владельцу «Персея». Электрооборудование, навигационные приборы, иллюминаторы, мебель для кают-компании брали с отслуживших свой срок военных и гражданских кораблей. Что касается научных приборов, то большую их часть изготовили архангельские мастера по чертежам, взятым из книг, как, например, батометры Нансена, служившие океанологам много лет.

Всего на судне было устроено семь лабораторий: две на корме и пять в носовой части судна. Имелись траловая лебёдка и лебёдки для различных приборов.

Научно-исследовательское судно «Персей»

В целом, корабль был хорошо оснащён для комплексных морских исследований. Запас угля позволял находиться в рейсе до 30-32 суток, однако, запас пресной воды лимитировал продолжительность рейса до 15-17 суток. Для продления рейса участники экспедиций специально выходили на берег, используя любую возможность восполнить запас чистой пресной воды из многочисленных ручьёв и речек. Основные параметры судна, следующие: длина - 41,5 м;

ширина - 8,0 м;

осадка - 3,2 м;

водоизмещение - 550 т;

мощность главного двигателя - 360 л. с.; площадь парусов - 185 м кв.;

скорость - до 7,5 узлов.

Экипаж судна насчитывал 24 человека, научная группа могла состоять из 16 человек. Корабль имел также парусное вооружение, паруса иногда использовались по прямому назначению - в качестве движителя.

Интересно отметить, что при постройке корабля не было привычных нам ныне бухгалтерских смет и других официальных документов. В основном, все делалось очень оперативно, без проволочек, с устным согласованием. Большую роль играл личный энтузиазм, уже накопленный к тому времени опыт морских исследований, благодаря этому корабль и был создан за короткое время.

Государственный флаг на корабле подняли 7 ноября 1922 г. В связи с этим событием в Москву Пред-

седателю ВЦИК М.И. Калинину была отправлена телеграмма: «...Плавучий морской институт в Архангельске сегодня, в день пятой годовщины Октябрьской революции закончил постройку и оборудование научного судна «Персей» - одного из лучших судов такого назначения в мировом масштабе». Капитаном судна был Павел Ильич Бурков.

С 1923 г. началась экспедиционная деятельность НИС «Персей». До 1928 г. институт базировался в Архангельске. Между тем, растущие потребности рыбной промышленности требовали круглогодичных исследо-

ваний в Баренцевом море. НИС «Персей» в тот период был единственным судном Плавморнина, и проводить исследования на нем в Баренцевом море институт мог только после освобождения Белого моря ото льда. В 1929 г. путём объединения Плавморнина и Мурманской биологической станции был создан Государственный океанографический институт (ГОИН), который располагался в городе Александровск на берегу незамерзающей Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря. Так появилась возможность проводить круглогодичные исследования.

У ГОИН уже было несколько судов, ранее принадлежавших Мурманской биологической станции, и НИС «Персей», как лучшее из них, приобрело почётный статус - флагман научно-исследовательского флота. В 1934 г., после нескольких реорганизаций в отрасли, в Мурманске приступил к работе Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, с широко известной в рыбохо-зяйственной науке аббревиатурой - ПИНРО.

За 18 лет (1923-1941 гг.) своей научной работы НИС «Персей» совершил 90 рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. В 1932-1933 гг. он участвовал в исследованиях по программе Второго Международного полярного года (2МПГ), причём, Советский Союз стал единственной страной, выполнившей все взятые на себя обязательства. В 1935 г. на НИС «Персей» совместно с НИС «Николай Книпович» была выполнена первая океанографическая съёмка всей южной части Баренцева моря, её результаты высоко оценил организатор съёмки - Н.М. Книпович.

Особо следует отметить, что в 20-30-е гг. ХХ века в Полярном институте была разработана программа постоянного систематического изучения гидрологического режима Баренцева моря, планктона и бентоса, различных геологических характеристик рельефа дна. Подавляющая часть данных была собрана на НИС «Персей». По сути, экспедиции на НИС «Персей» заложили основу наших современных знаний о Баренцевом море.

За 18 лет эксплуатации на НИС «Персей» отработало множество людей, и все они, будучи членами экипажа или в составе научной группы, были объединены одним общим делом - проводить исследования и поднимать научный престиж института. Организатор Полярного института И. И. Месяцев руководил тридцатью научными рейсами. Начальниками рейсов в экспедициях «Персея» были будущие академики АН СССР, члены-корреспонденты, руководители крупных научных учреждений и основоположники целых научных направлений, такие как Н.Н. Зубов, Л.А. Зенкевич, С.А. Зернов, М.В. Клёнова, А. И. Россолимо, А.А. Шо-

рыгин, В. К. Солдатов, В.В. Шулейкин, Б. К. Флёров, В. Г. Богоров, С. В. Бруевич, Т.Л. Горшкова, Н.А. Маслов, Ю.Ю. Марти, И.Г. Юданов и др. НИС «Персей» стал прекрасной школой для нескольких поколений учёных.

20-е гг. прошлого века были овеяны романтикой, светлыми мечтами и верой в будущее. В свободное от работы время участники экспедиций сочиняли стихи и песни, посвящали их своей работе и судну. Эти стихи и песни сохранились благодаря собранному и сохранившемуся рукописному сборнику, а авторы определили его издательство как «Персиздат», под-палубная типография. Репринтное издание этой рукописи было выпущено под названием «Песни Персея». Выдающийся геолог-исследователь С.В. Обручев в 1925 г. написал «Гимн Персея», исполнявшийся на мотив песни «Мы кузнецы».

На звёздном поле воин юный С Медузой страшною в руках, С ним вместе нас ведёт фортуна, И чужд опасности нам страх.

Сквозь зыбь волны открыт «Персею» Весь тайный мир морского дна, Вперёд, «Персей», на норд смелее -Земля там Гарриса видна. В тумане слышен вой сирены И плещут волны через борт, Слепит глаза седая пена, А все ж у нас на румбе норд.

Пусть шторм нас девять дней швыряет И в клочья рвёт нам кливера, Мы путь на север направляем, Тверда штурвального рука. Со всех сторон стеснились льдины, Грозят «Персея» раздавить. Дрожит весь корпус - миг единый, Ещё удар - и путь открыт.

Нам с кромки льда тюлень ленивый Кивает круглой головой... Скорее штурман, мимо, мимо, На север путь мы держим свой. И вымпел гордый пусть «Персея», Рой звёзд и неба синева, Над всем полярным миром реет Сегодня, завтра и всегда.

НИС «Персей» активно работал 18 лет, вплоть до 1941 г. Когда началась Великая Отечественная война, все суда ПИНРО, в том числе и «Персей», были мобилизованы в Военно-Морской флот. «Персей» погиб 10 июля 1941 г. в губе Эйна Мотовского залива у южного побережья п-ова Рыбачий. Корабль подвергся налёту немецкой авиации во время перевозки воен-

ных грузов для защитников п-ова Рыбачий. На судне начался пожар, и оно затонуло. Разбитый остов корабля в полузатопленном состоянии ещё долго оставался у берега в губе Эйна, пока не был убран военными. В годы войны корпус затонувшего «Персея» использовался в качестве основания для причала. И «Персей» продолжал служить фронту ещё тысячу сто шестьдесят дней. В экспозиции истории ПИНРО хранится модель «Персея» и фрагменты корпуса судна.

СОЗВЕЗДИЕ ПЕРСЕЯ

Инициатором создания и автором экспедиционного флага был сотрудник института - Владимир Михайлович Голицын. Именно он, в канун 1922 года, когда на «Персее» уже был поднят Государственный флаг и готовилась первая экспедиция, предложил создать собственный флаг института.

Основой замысла В.М. Голицына стало название корабля, данное в честь отважного мифологического героя. Как пишет В.А. Васнецов: «Персей - это символ победы, добра и света над злом и тьмой. Так и корабль «Персей», не боясь опасностей, должен был исследовать океан, приподнять тёмную завесу незнания». В.М. Голицын расположил на синем фоне семь главных звёзд созвездия Персея. Поначалу полотнище имело прямоугольную форму и несло аббревиатуру Плавморнина - ПМНИ. В дальнейшем внешний вид флага несколько изменился, и он приобрёл современные, легко узнаваемые очертания.

Как наследники Плавморнина этот флаг и эмблему получили многие морские институты системы Мин-рыбхоза, а в настоящее время под ними объединены уже все научные рыбохозяйственные учреждения страны, и семизвёздный синий флаг стал эмблемой всей рыбохозяйственной науки России.

СЛЕДУЮЩИЕ «ПЕРСЕИ»

С гибелью «Персея» история этого славного имени не закончилась: в ПИНРО много лет несли научную вахту сначала «Персей-2», а затем и «Персей III».

«Персей-2» - переоборудованный в исследовательское судно трофейный немецкий минный тральщик, приступил к работе в 1949 г. «Персей-2» был тем судном, на котором впервые отрабатывались многие отечественные технические новинки, появившиеся в рыбной отрасли в 50-х гг. ХХ века (обитаемый подводный аппарат, гидроакустические приборы). Судно находилось в эксплуатации 18 лет и совершило 176 рейсов. «Персей-2» как и его предшественник - первый «Персей», стал прекрасной школой для начинающих и уже известных учёных.

В 60-х гг. ХХ века Минрыбхоз СССР поставил перед отраслью большие задачи по изысканию и изучению новых районов и объектов промысла, что потребовало повышения качества и численности научно-исследовательского флота. Руководство отрасли специально для бассейновых институтов заказало Херсонскому судостроительному заводу постройку

Первоначальное изображение флага (1923 г.) и В.М. Голицын

пяти кораблей в корпусах больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) типа «Маяковский». Первое научно-исследовательское судно «Академик Кни-пович» было передано во ВНИРО, второе - в 1968 г. поступило в ПИНРО и в соответствии с традицией названий флагманских судов института получило имя «Персей III». Это судно использовали, главным образом, в длительных экспедициях в районы СевероЗападной Атлантики, где проводились широкомасштабные ихтиологические и океанологические исследования. В 1975 г. впервые в отечественной рыбохо-зяйственной практике на НИС «Персей III» успешно проведены промысловые траления на глубинах до 2500 м. За годы эксплуатации с 1968 по 1991 гг. по программам ПИНРО судно осуществило 50 рейсов, в которых участвовали практически все ведущие исследователи ПИНРО.

Экспедиционному судну «Персей» посвящено много публикаций. Во времена СССР любая публикация об отечественных морских исследованиях содержала упоминание о НИС «Персей». В ряде музеев страны имелись не только модели судна, но даже отдельные специальные тематические экспозиции.

Наступившие после распада Советского Союза в 1991 г. новые времена не должны изменить отношение к нашему прошлому. Своей публикацией, по-свящённой столетнему юбилею НИС «Персей», мы отдаём долг памяти этому легендарному судну и хотим ещё раз напомнить об истоках великих дел. Не остановить быстротекущее время, но остаётся уважение и бесконечная признательность нашим предшественникам.

Мы очень надеемся, что третий «Персей» не будет последним, и воды Баренцева моря увидят и 4-й, и 5-й исследовательские корабли под славным звёздным флагом.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Соблюдение этических норм

Все применимые этические нормы соблюдены. Финансирование

Работа выполнена в порядке личной инициативы, без дополнительного финансирования.

ЛИТЕРАТУРА О ПЕРСЕЕ

Месяцев И.И. 1926. Техническое описание экспедиционного судна «Персей» // Труды Плавучего морского научного института. Т. 1, вып. 1. С. 43-58. Васнецов В. А. 1974. Под звёздным флагом «Персея». Л.:

Гидрометеоиздат. 280 с. Киселёв А.А. 1974. Родное Заполярье: очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.). Мурманск: Кн. изд-во. 511 с.

Васнецов В. А. 1977. Повести Северных морей. Л.: Гидрометеоиздат. 120 с. Под семизвёздным синим флагом. 1981. / ред.: В. П. Поно-маренко; А. П. Алексеев; Ю. Ю. Марти; К. Г. Константинов; В.Я. Шашков; М.Я. Яковенко. Мурманск: Кн. изд-во, 136 с. Пономаренко В. П., Алексеев А. П., Трояновский Ф. М., Кудрин Б.Д. 1999. Под знаком «Персея» - в новое тысячелетие // Рыбное хозяйство. Спец. вып. С. 41-44. Заферман М.Л, Мухин А.И. 2002. Научный флот ПИНРО. 2-е

изд., перераб. и доп. Мурманск: Изд-во ПИНРО. 64 с. Песни «Персея». 2004. Репринтное издание рукописи 1950. М.: Изд-во ВНИРО. 97 с.

Поступила в редакцию 13.08.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.