УДК 069(571.1)
И.И. МЕСЯЦЕВ - ОКЕАНОЛОГ И ЗООЛОГ (1885-1940)
К.С. Кузьминская1
Рассмотрены жизнь и творчество известного русского и советского учёного И.И. Месяцева - океанолога и зоолога, его роль в развитии океанологии, появление научно-экспедиционного корабля «Персей» и его значение в создании фактического материала по различным отраслям науки о морях и рыбном хозяйстве.
Ключевые слова: И.И. Месяцев, океанология, рыбные ресурсы северных морей и Каспия, промышленные скопления и миграция рыб.
I.I. MESYATSEV - OCEANOLOGY AND ZOOLOGIST (1885-1940)
K.S. Kuzminskay Lomonosov Moscow State University (the Earth Science Museum)
Examined life and work of famous Russian and Soviet scientist I.I. Mesyatsev -marine biologist and zoologist, its role in the development of Oceanology, the emergence of scientific and expedition ship «Perseus» and its importance in the creation of factual material in various branches of science of the seas and fisheries.
Keywords: I.I. Mesyatsev, oceanology, fishery resources of the Northern seas and the Caspian sea, industrial clusters and migration offish.
Иван Илларионович Месяцев родился в 1885 г. на Северном Кавказе. В 8-летнем возрасте в связи с гибелью родителей был взят дядей во Владикавказ, где окончил классическую гимназию, и в 1904 г. поступил в Санкт-Петербургский Технологический институт. За неоднократное участие в демонстрациях был судим, скитался по тюрьмам, и только в 1909 г. его выпустили под надзор полиции.
После нескольких неудачных попыток вернуться в Технологический институт Месяцев поехал в Москву, где поступил в Университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь он стал работать у заведующего кафедрой беспозвоночных профессора Г.А. Кожевникова, который вскоре отошел от морской тематики, передав всю работу своему ученику И.И. Месяцеву.
В 1910 г. по распоряжению Г.А. Кожевникова студент И. Месяцев был командирован для изучения морской фауны во Францию на биологическую станцию в Аркашоне и на Русскую зоологическую станцию в районе Ниццы, созданную ещё в 1886 г. профессором Киевского университета А.А. Коротневым. Лето 1911 г. Иван Илларионович провёл на Мурманской биологической станции, собирая материал по эмбриологии.
В 1912 г. он окончил Московский университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Однако из-за неблагонадёжности не был утверждён. В 1913 г. Иван Илларионович занял место сверхштатного ассистента в Зоологическом музее Университета. Затем стал преподавателем, доцентом, а в 1929 г. профессором, заведующим кафедрой и деканом физико-математического факультета Московского университета.
Кроме морской фауны, И.И. Месяцев проявлял интерес к жизни пресноводных животных. В 1917 г. организовал при содействии Г.А. Кожевникова Байкальскую экс-
1 Кузьминская Кира Сергеевна - заслуженный работник МГУ, ответственный хранитель экспозиции «Деятельность моря» и старейший сотрудник Музея землеведения МГУ.
224 Жизнь Земли 38(2) 2016 224-228
педицию Зоологического музея Московского университета. В период гражданской войны и хозяйственной разрухи И.И. Месяцев много времени уделял Косинской биологической станции. В начале 20-х годов у Ивана Илларионовича появилась возможность осуществить своё стремление к изучению отечественных морских бассейнов и их фауны.
Несмотря на многолетние исследования Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, Мурманской научно-промысловой и других экспедиций (Н.М. Книповича в Баренцевом море, К.М. Дерюгина в Баренцевом и Белом морях, дальневосточных исследований С.О. Макарова на «Витязе» и К.М. Дерюгина на Дальнем Востоке), а также исследований Чёрного и Каспийского морей (К.М. Бэром, Н.И. Андрусовым, Н.М. Книповичем и др.), наши моря нуждались в дальнейшем серьёзном изучении.
В 1921 г. в Москве по решению Совнаркома был создан Плавучий морской научный институт (в дальнейшем, с 1929 г., Государственный океанографический институт, или ГОИН). Директором института, его главным организатором и душой стал Иван Илларионович Месяцев. С самого начала его окружала и помогала университетская молодёжь - молодые учёные и студенты. Задачей института было планомерное исследование Северных морей, их островов и побережий.
Приобретение в то время специального научного судна было неосуществимо. Для начала Иван Илларионович выбрал пароход ледокольного типа «Малыгин», который 11 августа 1921 г. отправился в Баренцево море под его руководством. Районом деятельности были Новая Земля и окаймляющие её моря. Экспедицией в южной части Баренцева моря было обнаружено значительное потепление вод, а также промысловое скопление трески и пикши западнее острова Вайгач. На корабле проводились океанографические работы: биологические сборы, метеорологические наблюдения, гидрологические работы.
К сожалению, у корабля был ещё один хозяин с другими обязанностями (поставка хлеба с сибирских рек в Архангельск), и это мешало научной деятельности института. Стала очевидной необходимость постройки специального научно-исследовательского судна.
В одном из затонов Северной Двины нашли полуразрушенную шхуну. Под руководством И.И. Месяцева, сумевшего объединить и увлечь идеей постройки корабля научный состав института, студентов и рабочих, её с невероятным трудом, порой на одном энтузиазме, в течение года удалось преобразовать в экспедиционное судно, снабжённое всем возможным на то время оборудованием. Так появился «Персей».
Летом 1923 г. Институт организовал под руководством И.И. Месяцева первую испытательную экспедицию на «Персее». А с 1923 г. начались ежегодные экспедиции с целью детального изучения морей Северного Ледовитого океана: Баренцева и Карского, о. Шпицбергена, Мурманских промысловых банок, района о-вов Новой Земли. С 1923 г. и по 1940 г. - в течение 18 лет - под руководством И.И. Месяцева «Персей» совершил 84 рейса. В последней экспедиции проводились наблюдения в Карском море по гидрологии и ихтиологии, было сделано 6 разрезов поперёк западной котловины моря. Впервые в истории Новой Земли она была обойдена с востока на запад. Многолетние исследования дали богатейший фактический материал по различным отраслям науки о морях и рыбном хозяйстве. В 1941 г. судно погибло при бомбёжке.
Рисунок. Иван Илларионович Месяцев в лаборатории на «Персее».
В 1931 г. вышел первый том трудов ГОИН, где была опубликована большая монография И.И. Месяцева «Моллюски Баренцева моря», которая не потеряла своей значимости до настоящего времени [2]. В 1939 г. вышел сборник «50 рейсов океанографического судна «Персей» [4]. В него вошли научные работы, подводящие итоги многолетнего исследования бентоса и планктона северных морей, имеющие большое значение для характеристики естественных водоёмов, а также ряд статей из серии «Материалы по изучению питания рыб», работы по ихтиологии Баренцева моря.
Участие Ивана Илларионовича в руководстве ГОИН чувствовалось не только в работе зоологов. В процессе развёртывания и укрепления работ Института И.И. Месяцев пробуждал интерес к морским исследованиям у химиков, физиков, гидрологов, геологов и метеорологов.
Следует отметить, что именно в результате работ на «Персее» сложились формы и методы наших современных геологических и гидрографических морских исследований, появились новые разделы гидрологии и биологии моря; во все разделы работы (в первую очередь в биологические исследования) стали вводиться точные количественные методы. На «Персее» исследовался сложный комплекс явлений, условно объединяемых понятием «полярный фронт». Он слагается из мощных процессов вертикальной циркуляции, концентрации кормовой фауны и промысловых рыб и в значительной степени связан с рельефом дна. Количественные исследования привели к пониманию необходимости детального изучения массовых форм организмов и ведущих процессов в жизни моря и неизбежно приводили к вопросам практического значения.
В результате многочисленных рейсов «Персея» уже в 20-е годы постепенно начала вырисовываться сложная проблема ледовых прогнозов для северных морей, без разрешения которой хозяйственное освоение Северного морского пути становилось утопией.
В конце 20-х годов Н.Н. Зубов (океанолог и полярный исследователь, участник первого рейса на «Персее») пришёл к выводу: изменение ледовых условий Баренцева моря тесно связано с годовыми и многолетними колебаниями интенсивности Норвежской и Нордкапской ветвей Североатлантического течения. Это давало хорошие возможности для составления прогнозов состояния льдов.
Под руководством И.И. Месяцева с 30-х годов научно-промысловые исследования приобрели большой размах. Огромные материалы, собранные по биологии важнейших промысловых рыб, и одновременно проводящиеся океанографические исследования позволили в короткий срок уточнить размеры сырьевой базы рыбных промыслов Баренцева моря, устойчивость основных закономерностей распределения рыб в море и образование промысловых скоплений.
Большим вкладом в рыбохозяйственную науку стала теория Ивана Илларионовича о структуре косяков рыб. Он установил строгое различие основных понятий: «косяк» (биологическая категория) и «скопление рыб» (концентрация косяков разных видов и размеров). Месяцев считал, что промысел имеет место со скоплением рыб, а не с косяками.
В 1932 г. И.И. Месяцев оставил работу в Московском университете, предпочтя заниматься исследовательской работой, а в 1934 г. был назначен председателем комиссии по определению сырьевых запасов рыб Северного Каспия. Он предложил метод и формулу для определения сырьевой базы рыбной промышленности данного водоема; этот метод был назван автором географическим.
В 1934 г. Иван Илларионович Месяцев начал углублённое изучение перемещения промысловых скоплений рыб в Баренцевом, Каспийском и Азовском морях, которое показало, что хронологически они приурочены к двум характерным моментам годового цикла: к смене гидрологической зимы на лето (весеннее скопление) и гидрологического лета на зиму (осеннее скопление).
Работы на Баренцевом море по съёмке и составлению промысловых карт стали основой новой науки, самостоятельной отрасли океанографии - отечественной геологии моря, «крестным отцом» которой по праву следует считать И.И. Месяцева, всегда поддерживавшего все геологические работы на море, привлекавшего геологию моря к решению практических задач рыбной промышленности и умевшего использовать её знания [1].
И.И. Месяцев неоднократно ставил вопрос об изучении дельты Волги - чрезвычайно важного в хозяйственном отношении района. Проведённая в 1936-39 гг. аэрофотосъёмка, сопровождавшаяся гидрологическими и другими детальными исследованиями, позволила не только всесторонне изучить дельту Волги и дать рекомендации для её рыбохозяйственной мелиорации и хозяйственного освоения, но и помогла сформулировать теоретически важные положения, касающиеся процессов формирования дельт и дельтовых отложений. Работа И.И. Месяцева по изучению западного побережья Каспия стала ещё более востребованной, когда перед океанографией была поставлена задача изучения гидрологического режима прибрежной полосы Каспия в связи с развитием морских нефтяных промыслов.
Подводные исследования морфологии дна при изучении биологии рыб в зимовальных ямах в дельте Волги дали толчок дальнейшему развитию отечественной гидробиологии, чему всегда содействовал Иван Илларионович. Никогда не покидавшее его чувство нового, исключительно широкий круг научных интересов, умение исполь-
зовать весь арсенал данных для решения практических вопросов делали Ивана Илларионовича настоящим крупным учёным. Московские биологи считали его одним из основоположников северной океанологии, для которой характерна широкая комплексность, последовательное внедрение в практику исследований количественных методов и удовлетворение нужд народного хозяйства [2].
Восемнадцатилетние исследования на «Персее» и руководство Государственным океанографическим институтом сыграли огромную роль в развитии отечественной океанологии. И.И. Месяцев создал школу советской океанологии по разным направлениям. Прямое детище Ивана Илларионовича - созданный им в 1933 г. Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) в Москве; в следующем году был организован его филиал в Мурманске (ПИНРО). Многие идеи И.И. Месяцева нашли воплощение при создании Института Океанологии АН СССР и Нового Государственного института Главного управления Гидрологической службы этого ведомства, в составе которого ряд лет находился Океанографический институт времён И.И. Месяцева. Иван Илларионович воплотил в себе все лучшие характерные черты учёного, умело сочетавшего науку и практику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асланов Н.К., Богоров В.Г., Луссер С.Т., Еленова М.В., Старостин А.Д. Научно-промысловые исследования И.И. Месяцева // Тр. Всесоюзн. гидробиологического об-ва. 1955. Т. VI. С. 17-22.
2. Месяцев И.И. Моллюски Баренцева моря (Тр. Гос. океаногр. ин-та. Т. I. Вып. 1). М.-Л., 1931. 168 с.
3. Муромцева Т.Л., Зенкевич Л.А. Иван Илларионович Месяцев // Тр. Всесоюзн. гидробиологического об-ва. 1955. Т. VI. С. 5-16.
4. 50 рейсов океанографического судна «Персей». М.: Пищепромиздат, 1939. 472 с.
REFERENCES
1. Aslanov N.K., Bogor V.G., Lusser S.T., Elenova M.V., Starostin A.D. Scientifically-based research I.I. Mesyatsev. Trudy Vsesouznogo gidrobiologicheskogo obschestva. 4. 17-22 (1955) (in Russian).
2. Mesyatsev I.I. Barents Sea Clams. Trudy Gosudarstvennogo okeanograficheskogo instituta. 1 (1). 168 p. (Moscow-Leningrad, 1931) (in Russian).
3. Muromtseva T.L., Zenkevich L.A. Ivan Illarionovich Mesyatsev. Trudy Vsesouznogo gidrobiologicheskogo obschestva. 6. 5-16 (1955) (in Russian).
4. 50 voyages oceanographicship "Perseus". 472 p. (Moscow, Pishchepromizdat, 1939) (in Russian).