Научная статья на тему 'Плавморнин и первый советский исследовательский корабль «Персей» в творчестве художника и моряка В. М. Голицына'

Плавморнин и первый советский исследовательский корабль «Персей» в творчестве художника и моряка В. М. Голицына Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
410
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. ГОЛИЦЫН / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО «ПЕРСЕЙ» / РИСУНОК / АКВАРЕЛЬНЫЙ ЛИСТ / ПЛАВУЧИЙ МОРСКОЙ НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ПЛАВМОРНИН) / ХУДОЖНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Анастасия Вячеславовна

В статье проанализирован северный период в творчестве художника и моряка Владимира Михайловича Голицына, отобразившего в своих работах значительный этап в развитии отечественной науки – создание Плавучего морского научного института (Плавморнин) и первого советского научно-исследовательского судна «Персей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федотова Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плавморнин и первый советский исследовательский корабль «Персей» в творчестве художника и моряка В. М. Голицына»

УДК 7.03 (470.21) ББК 85.10 (470.21) (091)

А.В. Федотова

плавморнин и первый советский исследовательский корабль «персей» в творчестве художника и моряка в.м. Голицына

В статье проанализирован северный период в творчестве художника и моряка Владимира Михайловича Голицына, отобразившего в своих работах значительный этап в развитии отечественной науки - создание Плавучего морского научного института (Плавморнин) и первого советского научно-исследовательского судна «Персей».

Ключевые слова:

В.М. Голицын, изобразительное искусство, научно-исследовательское судно «Персей», рисунок, акварельный лист, Плавучий морской научный институт (Плавморнин), художник.

...И вымпел гордый пусть «Персея», Рой звезд и неба синева, Над всем полярным миром реет Сегодня, завтра и всегда.

С.В. Обручев (фрагмент гимна «Персея»)

Интенсивное развитие в начале ХХ в. различных отраслей науки стимулировало интерес к северным территориям России, как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Научное исследование северных территорий нашей страны сопровождалось и его художественным освоением. Вплоть до середины ХХ в. обязательными участниками практически всех исследовательских экспедиций являлись художники, так называемые «рисовальщики». Основными их задачами было: документирование, создание точных географических, этнографических и иных зарисовок. Помимо необходимых работ во время экспедиции художники создавали также творческие пейзажные масляные полотна, акварельные листы, карандашные рисунки, язык которых доступен широкой аудитории. Данные изобразительные тексты, как и произведения изобразительного искусства в целом, отображая действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых, фиксированных образах, передают: внутренний духовный мир художника; эмоционально-интеллектуальное, психологическое содержание изображенной ситуации; движение, развитие жизни во времени и пространстве, развернутое повествование посредством изображения одного события или момента [5]. В отличие от иных изобразительных текстов, в работах художников - членов научно-исследовательских экспедиций особо чувствуется стремление к максимальному приближе-

нию к натуре, её изучению, к совмещению документальной точности с творческим видением [12, с. 41-47].

Художественные произведения, созданные в период проведения научных изысканий, изначально имеют адресный характер. Они адресованы и специалистам естественнонаучного профиля, представляя собой ценный материал для этнографических, географических и иных исследований, и искусствоведам, культурологам, а также всем интересующимся изобразительным искусством. Важно отметить, что доступность экспедиционного искусства широкой аудитории позволяет ему являться одним из средств популяризации научных изысканий. Однако, творческая работа значительного числа экспедиционных художников малоизученна и труднодоступна для большинства читателей. Северный период творчества значительного числа рисовальщиков по ряду причин до сих пор остается не исследованной. Основная цель настоящей статьи - изучение северного периода творческой деятельности художника и моряка Владимира Михайловича Голицына, в художественных образах отобразившего важный этап в развитии отечественной науки - создание Плавучего Морского научного института и первого советского специализированного судна «Персей».

10 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет об основании плавучего Морского научного института (Плавморнин), задачей которого было систематическое иссле-

дование Северных морей. В декрете, в частности, отмечалось: «В целях всестороннего и планомерного исследования Северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно-важное значение, учредить при Народном комиссариате Просвещения Плавучий морской научный институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геологическо-минералогическим <...> Районом деятельности Института определить Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР Европы и Азии» [1]. Директором и главным организатором Плавморнина стал гидробиолог, профессор Московского университета, один из основоположников советской океанологии Иван Илларионович Месяцев, руководивший институтом до 1933 года [2]. Научный состав включал, главным образом, ученых, работавших в Московском университете.

Для первой арктической экспедиции, состоявшейся в 1921 г., институту был предоставлен ледокольный пароход «Малыгин» (бывший «Соловей Будимирович»), перед которым была поставлена двойная задача: провести научные изыскания в Баренцевом море, а затем идти в Карское море для помощи Сибирской хлебной экспедиции. Подобное совмещение оказалось крайне неэффективным. Для проведения полноценных научно-исследовательских работ требовалось отдельное, специально оборудованное судно.

10 января 1922 г. Совет Труда и Обороны РСФСР издал постановление о передаче Плавморнину большого недостроенного деревянного корпуса зверобойной парус-но-паровой шхуны «Персей», который имел специальные обводы, позволяющие ему работать среди льдов [11]. Летом того же года в Лайском доке под Архангельском институт начал работы по его достройке и переоборудованию. В первый рейс океанографическое научно-исследовательское судно «Персей» вышло в 1923 г. [8].

Создание плавучего Морского научного института стало уникальным явлением не только в культурном пространстве региона, но и страны в целом. Он заложил основы всестороннего изучения северных морей. Плавморнин был первым советским НИИ, приемником которого является Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), а «Персей» - первым советским специализированным экспедиционным кораблем [2].

Одним из участников первой экспедиции Плавучего Морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин» и одним из строителей судна «Персей» [3] был художник Владимир Михайлович Голицын1.

В 1920 г. в Богородицк (Тульская обл.), где жил художник, на три дня проститься со своими родными приехал ученый - океанограф Лев Александрович Зенкевич, который был назначен заместителем директора по научной части только что образованного Плавучего Морского научного института и командирован в Кольское Заполярье. В это время он формировал экспедицию и набирал кадры для биологической станции. Требовался профессиональный художник и ему был рекомендован В.М. Голицын2.

В обязанности экспедиционного художника входило создание зарисовок животных и микроскопических срезов для гидробиологов. Однако этими работами творчество В.М. Голицына не ограничилось. Живой и остроумный, художник не испытывал затруднений в выборе мотивов. Как вспоминает В.А. Васнецов, при любом удобном случае он «доставал художественные принадлежности и делал зарисовки, работал акварелью» [2, с. 29]. Его произведения отображают разнообразие задач, которые ставила перед ним натура. За время работы на Севере он создал серию морских акварелей, портретов участников экспедиции, зарисовок силуэтов кораблей [3, с. 28]. Именно корабли стали основным объектом изображения моряка и художника В.М. Голицына. В художественных образах Владимир Михайлович запечатлел работу первой арктической экспедиции Плавморнина - «Полдень. Кольский залив» (1921) и этапы строительства легендарного корабля «Персей» - «"Персей". Лайский док» (1922).

Анализ произведений северного периода показывает, стремление художника к максимальной точности в деталях -«Персей» (1922). Особое внимание в своей работе он уделял одному из основных графических элементов - линии, позволяющей определять границы формы. Ли-неарно-контурная стилизация форм в работах серии «Шхуны. Архангельск» (1922) демонстрируют решительное и упорное стремление художника к изучению натуры, выявлению ее характерных особенностей. Живой, трепетной линией он подробно и достоверно изображал, а в ряде случаев и вычерчивал различные детали кораблей (шхуны, мачты и др.).

Лаконизм формы и цветового решения, тональная и цветовая условность, глубокая содержательность и прекрасная форма отличают акварельные работы В.М. Голицына. Скупыми, чисто графическими средствами, способными обостренно фиксировать первое впечатление, художник создал яркие впечатляющие картины - «Архангельск» (1922), «Мачты» (1922). Прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи наполнены суровой романтикой, вдохновенным интересом к морю, кораблям и морякам - «Парусник и лодки у причала Архангельск» (1922). Они превосходно воссоздают суровую красоту северных морей - «Мурман. Белая ночь» (1920), «Ольгинский погост в Крестовой губе» (1921), «Серое море» (1922). Отобразил в своих картинах В.М. Голицын и трагические страницы экспедиционной жизни - сцены гибели судов, свидетелем которых ему довелось стать во время работы на ледокольном пароходе «Малыгин» - «Гибель транспорта Обь у острова Белого» (1921). Листы являются примером сочетания линеарной легкости с вкраплением активно работающего цвета, что делает их выразительными и помогает передать соответствующее настроение ситуации. Приезжая в командировки в Москву В.М. Голицын показывал свои «иллюстрации <...> северных путешествий» знаменитому художнику Петру Петровичу Кончаловскому, который давал им самые положительные оценки [3, с. 59].

Портретный жанр не стал основным для художника В.М. Голицына, однако изображения участников экспедиций и людей, которых он встречал на Севере, свидетельствуют о большом мастерстве, великолепном знании пропорций и умении передавать эмоции - «Самоедин Иван Вылко. Крестовая губа, Новая земля» (1921). Этим работам свойственна непосредственность изображения и подчеркнутая индивидуализация характера модели - «Конопатчик "Персея" А. Шестаков» (1922). В работе «Автопортрет в морской форме» (1923), раскрывая свой внутренний мир, автор выразил восхищение перед морем и гордость за то, что сам был моряком [6].

Большой интерес представляют и многочисленные шаржи В.М. Голицына. Художник вел дневник интересных, смешных и курьезных происшествий, случавшихся в экспедиции, рисовал жанровые сценки, отразившие события сюжетно-эпизоди-ческого, частного характера и карикатуры на сослуживцев. Эти работы раскрывают повседневность первых экспедиций инс-

титута и его легендарного судна «Персей» и дают представление о живой непосредственности молодого художника, о его остром и юмористическом восприятии действительности [2, с. 34].

В честь первой советской арктической экспедиции и первой Полярной экспедиции Плавморнина Владимир Михайлович планировал также создание медали. Из твердого дерева он выполнил макет, который включал рельефное шаржированное изображение профилей начальника экспедиции И.И. Месяцева и его заместителя Л.А. Зенкевича. Однако, в результате отсутствия материала, а именно олова и гипса для отливки, массовое производство медали налажено не было, и в целом выполнено только две-три отливки.

В 1922 г. Владимир Михайлович Голицын стал инициатором создания флага исследовательского корабля «Персей». Он разработал рисунок и из бумаги выполнил макет, который выглядел следующим образом: вдоль внутренней стороны прямоугольного полотнища узкая белая полоса, на ней синие буквы ПМНИ, на ярко-синем поле флага семь звезд созвездия Персей. Основой художественного замысла для В.М. Голицына стало название корабля, данное в честь мифологического героя: «Персей - это символ победы, добра и света над злом и тьмой. Так и корабль "Персей", не боясь опасностей, должен был исследовать океан, приподнять темную завесу незнания» [2]. Флаг был принят в качестве экспедиционного вымпела [9], а также эмблемы на обложке печатных изданий трудов Плавучего Морского научного института. Согласно воспоминаниям одного из первых сотрудников Плавморнина океанолога, автора книги «Под звездным флагом "Персея"» Всеволода Аполлинарьевича Васнецова, под этим флагом исследовательский корабль ходил в многочисленные научные экспедиции и развевался на его мачте в портах Норвегии, в фиордах Шпицбергена, в Карском море, у берегов Земли Франца-Иосифа, Гренландии, Ян-Майена. Позднее вымпел стал треугольной формы и в настоящее время он является официальным фирменным знаком Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИН-РО), преемника Плавморнина [9].

Работа В.М. Голицына на Севере определила всю его последующую творческую деятельность. Основное место в произведениях художника занимали преимущественно изображения кораблей и моря. Во время работы в Кустарном музее в Москве

Эскиз флага для Плавморнина. Рис. В.М.Голицына (1922).

Мурманск. Белая ночь» (1921).

(1923-1925 гг.) В.М. Голицын занимался росписью деревянных изделий. На одной из деревянных коробок он изобразил экспедиционное паровое парусное судно «Персей» - «Корабль "Персей" в море походит» (1923-1924), на фрагменте панно «Праздничное гуляние» (1923-1924) - матроса с исследовательского корабля. В 1925 году за роспись двух деревянных шкатулок в северорусском стиле В.М. Голицын был награжден золотой и серебряной медалями Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже 1925 года по классу «Искусство и индустрия дерева». Роспись одной из шкатулок посвящена плаванию из Архангельска в Норвегию [7, 10].

В целом художник В.М. Голицын проиллюстрировал свыше сорока книг, связанных главным образом с морской тематикой, сотрудничал с журналами «Всемирный следопыт», «Пионер», «Знание-сила» (1927-1932). Является изобретателем настольных морских игр для детей. Его творческое наследие включает серии акварелей, рисунки, лубок, иллюстрации к книгам и журналам, карикатуры. Их анализ показывает великолепное знание автором оснастки кораблей и истории флота. Его сын, художник И. В. Голицын писал: «Он <...> великолепно знал море, морскую романтическую "кухню". Белоснежные парусники, тяжелые линкоры, подводные лодки, шхуны, баркасы, фелю-

ги и шаланды - все он рисовал, все любил. Корабли оживали в его рисунках» [4].

Создание Плавучего Морского научного института и первого советского специального исследовательского корабля «Персей» стало значительным этапом в истории развития отечественной науки. Данное культурное явление получило художественное осмысление в творчестве художника и моряка - Владимира Михайловича Голицына, для которого морская тематика стала основной. За время работы на Севере он создал большое число акварельных листов, графических зарисовок и других изобразительных текстов, в которых объединил живое созерцание с субъективной интерпретацией. Это позволило автору не просто документально запечатлеть определенные события или людей, а создать художественный образ, максимально полно, многосторонне-целостно раскрыть данное культурное явление. Изобразительные тексты, созданные В.М. Голицыным в начале 1920-х гг., представляют значительный интерес, как для истории отечественной науки, так и для истории изобразительного искусства, обогатив художественную летопись Севера России. Необходимо отметить, что он стал одним из художников, заложивших традиции изобразительного искусства Кольского Заполярья, развитие которого в начале ХХ в. во многом определялось научным освоением Европейского Севера России.

список литературы:

[1] Болосов А.Н. Плавучий морской научный институт. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// backup. flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=5536

[2] Васнецов В.А. Под звездным флагом «Персея». - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 280 с.

[3] Владимир Голицын: страницы жизни художника, изобретателя и моряка / Ред. В. Докучаева. - М.: Советский художник, 1973. - 159 с.

[4] Илларион Голицын: еще раз об отце - [электронный ресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.sakharov-museum.ru/museum/exhibitionhaH/haH_exhibitions_golitsin.htm

[5] Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

[6] Князья Голицыны. 600 лет служения России // Каталог выставки. - М.: Трэвел Дизайн, 2008 - 99 с.

[7] Мареев Д. Владимир Михайлович Голицын. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. bogoroditsk.ru/view.php?r=364

[8] Музей Арктики и Антарктики. - [электронный ресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.polarmuseum.ru/

[9] Название судна: ПЕРСЕЙ (PERSEY). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.pinro.ru/labs/ museum/nis_persey.htm

[10] Соколовский В. Семья Голицыных в искусстве // Искусство. - 2002, № 12. - С. 8-9;

[11] Ципоруха М.И. Моря Российской Арктики - [электронный ресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.belmortour.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2:2011-05-24-22-33 -26&catid=1:2011-05-24-21-13-14&Itemid=30

[12] Федотова А.В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века. - СПб.: Астерион, 2012. - 178 с.

сс

sz _

сс

1 Владимир Михайлович Голицын (1901, село Бучалки Тульской губернии - 1943, ИТК № 5 Свияж-^ ска под Казанью).

2 2 В. М. Голицын работал в экспедиционных учреждениях Плавморнина на Крайнем Севере предпо-^ ложительно с 1920 по 1923 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.