• ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ •
З.Л. Болурова, Z.L. Bolurova,
соискатель кафедры Postgraduate .student
гражданского права of the Department of Civil Law
Саратовской государственной of Saratov State Law Academy
юридической академии bolurovazalina@yandex.ru
DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-204-208
ИЗЪЯТИЕ (ОТОБРАНИЕ) РЕБЕНКА КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье проведено исследование работы уполномоченных органов. Рассмотрены случаи, при которых органу опеки и попечительства необходимо без-JQ отлагательно изъять ребенка из семьи при подозрении или подтверждении случая П жесткого обращения с ребенком, а именно применения физического либо психического
%
насилия со стороны родителей (родителя). Цель статьи - анализ работы органов,
уполномоченных в сфере осуществления защитных функций по отобранию ребенка
< из семьи. Для ее достижения были использованы такие методы, как сравнительной
(2 правовой, анализ и синтез.
в Выявлены случаи, когда сигнал о жестком обращении с несовершеннолетним
¡X поступает ночью и инспектору ПДН неукоснительно нужно вмешаться без сотруд-
С
I
ников органов опеки и попечительства. Предложено решение данной проблемы в виде расширения полномочий сотрудников ПДН.
Ключевые слова: семейно-правовые нормы, нормативно-правовые акты, изъятие ребенка из семьи.
c REMOVAL (SELECTION) OF A CHILD AS A MEASURE
^ OF CHILD PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
8
0Q Abstract: the article analyzes the work of the authorized bodies. Cases in which
2 the guardianship and guardianship authority needs to immediately remove a child from ^ the family in case of suspicion or confirmation of a case of ill-treatment of a child, namely the use of physical or mental violence by parents (parent), are considered.
204 The purpose of the article was to analyze the work of the bodies authorized in the field ofprotective functions for the selection of a child from the family. To achieve the goal, such ¡J methods as comparative law, analysis and synthesis were used.
q A problem has been identified in the performance of service by law enforcement officers,
Cy specifically cases when a signal about the cruel treatment of a minor is received at night, and ^ the Juvenile Affairs inspector strictly needs to intervene without employees of the guardianship and guardianship authorities. A solution to the identified problem is proposed in the form of expanding the powers of Juvenile Affairs employees.
Keywords: family law rules, legal acts, removal of a child from the family.
Как верно указывают исследователи, под наиболее незащищенной и самой уязвимой с точки зрения семейной правосубъектности категорией граждан следует понимать несовершеннолетних. Отношение к ребенку, урегулированное нормами права, можно рассматривать в качестве основного показателя развития общей культуры общества [1, с. 63]. В современном мире, где понятие и сущность традиционной семьи претерпевают сокрушительные изменения, детство должно быть под особой защитой. Однако при обращении к анализу содержания норм семейного законодательства можно проследить тенденцию к преобладанию в нем не охранительных норм, а по боль- $ шей части норм, регламентирующих защиту прав ребенка, уже ока- 3 завшегося в трудной жизненной ситуации [1, с. 64]. и
Национальная нормативная правовая база во главе с Конституцией РФ изобилует стратегическими, программными, комплекс- | ными документами, содержащими основные направления семейной политики государства, здесь предусмотрены и регламентированы | многочисленные методы и способы защиты детей, осуществление ¡5 которых возложено на государственные органы. |
Одним из существенных положений семейного законодатель- | ства РФ является возможность применения санкций. Так, за причине- * ние физического или психического вреда жизни и здоровью ребенка | за органами опеки и попечительства ст. 77 СК РФ закреплено право немедленного отобрания ребенка из семьи. Органом опеки и попе- ® чительства признан орган исполнительной власти субъекта России. 3 Данный орган наделен наиболее обширными правами по защите прав » и законных интересов несовершеннолетних граждан страны. Для ° изъятия ребенка из семьи необходимы веские основания, такие как: Ц систематическое алкогольное и наркотическое опьянение родителей ¡, (родителя), жесткое обращение с ребенком, голодание ребенка, анти- ^ санитария в доме, половое преступление против ребенка, убийство Ц родителем другого родителя, а также стечение, когда вина родителей | не установлена, но дальнейшее проживание с ними невозможно, к таким случаям можно отнести психологические заболевания родителей 205 либо дорожно-транспортное происшествие, при котором родители ы (родитель) получили травмы, препятствующие дальнейшему вос- Ь питанию ребенка в этой семье. I1
Разрешение вопроса о немедленном изъятии ребенка из семьи ^ отнесено к исключительной компетенции органов опеки и попечи- 3 тельства и в настоящее время не предусматривает судебного разбирательства для разрешения спора при применении уполномоченными органами.
В соответствии с п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно изъять ребенка из семьи во избежание оказания физического либо психического насилия в его отношении. Данная норма носит чрезвычайный характер, поскольку применяется незамедлительно. Сигнал об угрозе жизни ребенка может поступить от органов прокуратуры, полиции, образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний, иногда от третьих лиц, которые могли стать свидетелями неправомерного отношения родителя по отношению к ребенку либо обнаружили на теле несовершеннолетнего гематомы. После получения сведений о положении, угрожающем жизни и здоровью ребенка, орган опеки и попечительства получает акт от органа исполнительной власти субъекта России - неотъемлемый атрибут для изъятия ребенка из семьи.
Как показывает практика, орган опеки и попечительства получает § акт уже после изъятия ребенка из семьи, поскольку до проверки жи-лищно-бытовых условий и общего состояния его здоровья невозможно ^ доподлинно установить и подготовить заранее акт для изъятия ребенка § из семьи. Самостоятельно государственному органу затруднительно
3 реализовывать обязанности и права, касающиеся изъятия из семьи &
С несовершеннолетних детей, поэтому организовывается комиссия, ^ в состав которой входит сотрудник органа опеки и попечительства 2 и инспектор по делам несовершеннолетних [2].
В законодательстве имеется еще один пробел, который также связан с осуществлением деятельности уполномоченными органами. С Нередки случаи, когда сигнал о жестоком обращении с ребенком по-^ ступает ночью. Если при проверке сотрудниками полиции достовер-§ но будет установлено, что жизни ребенка угрожает опасность и его нужно изымать немедленно, они не могут дожидаться наступления с; рабочего времени для информирования органа опеки и попечительства. Сотрудник полиции, можно сказать, неправомерно изымает 206 ребенка из семьи во избежание наступления ухудшения здоровья, а что еще хуже, смерти несовершеннолетнего. В дальнейшем, после получения достоверной информации о жестоком обращении ® с ребенком и составления акта исполнительным органом, комиссия выезжает по месту жительства несовершеннолетнего для проверки поступившей информации. Основной задачей визита является проверка степени обеспеченности несовершеннолетнего жизненно необходимыми продуктами и санитарных норм дома. Члены комиссии также должны уделить внимание наличию у ребенка сезонной одежды.
По результатам проверки уполномоченными органами составляется акт, отражающий реальную обстановку в доме.
Иногда сообщения об угрозе жизни и здоровью ребенка оказываются небезосновательными. Когда уполномоченный орган устанавливает эти обстоятельства при проверке и их нельзя устранить на месте, сотрудник органа опеки и попечительства просит родителей написать заявление, но нередко законные опекуны отказываются передавать ребенка в учреждение временного содержания, в таких случаях орган исполнительной власти обязан подать ходатайство в муниципальный орган об изъятии ребенка из семьи. $ На основании п. 2 ст. 77 СК РФ при изъятии ребенка из семьи за 3 органом опеки и попечительства закреплены обязательства по уве- и домлению прокурора, обеспечению временного устройства ребенка .§> в специальное учреждение и обращения в суд с иском в течение семи | дней для ограничения или лишения родительских прав. Согласно нормам семейного законодательства, ограничивают в правах сроком | на шесть месяцев, до исправления родителями ситуации, приведшей ¡5 к применению санкции. Что касается лишения родительских прав, | то после вынесения судом решения восстановиться в правах крайне | затруднительно. £ Российское законодательство всемерно поддерживает детей, | оставшихся без родительского попечения, в том числе тех, чьи родители были лишены родительских прав. Последние полностью утра- ® чивают всяческие права на своего ребенка, как имущественные, так 3 и неимущественные. Они не имеют право общаться с ребенком, пре- » тендовать на наследство в случае его смерти. В свою очередь ребенок о сохраняет все свои права, родители обязаны его содержать, а именно О выплачивать алименты, он имеет право претендовать на наследство ¡, родителей, проживать на жилплощади, принадлежащей ему на праве Л собственности. Во избежание нарушения законных прав родителей Ц законодатель установил, что тяжелое материальное положение не яв- | ляется основанием для изъятия ребенка из семьи [3]. Если ребенок обут, одет в чистую одежду, сыт, а дом отвечает санитарно-гигиениче- 207 ским требованиям, то оснований для изъятия ребенка органами опеки ы и попечительства нет. Стоит отметить, что конкретно прописанных Ь действий родителей, которые могут служить основанием для изъ- | ятия ребенка, не существует, каждый случай должен расцениваться ^ комиссией индивидуально. 3
К сожалению, органы опеки и попечительства не обладают инструментами для своевременного распознавания жесткого обращения с ребенком. Если опекун в нетрезвом состоянии избил ребенка,
а завтра он трезв и добродушен к нему, по сути, оснований для изъятия не имеется, но это не так. Для более эффективной работы уполномоченных органов следует расширить их полномочия. Право изъятия ребенка сотрудниками органов внутренних дел возникает при наличии реальной, непосредственной угрозы его жизни, только в случае применения институтов «необходимая оборона» и «крайняя необходимость». Полагаем, что для усовершенствования системы изъятия ребенка из семьи необходимо всем сотрудникам внутренних дел предоставить право изымать ребенка из семьи в случае угрозы жизни и здоровью ребенка.
Список литературы:
1. Саенко, Л.В. Законодательное регулирование семейных прав ребенка на постсоветском пространстве: культурно-правовые традиции / Л.В. Саенко // Правовая культура. - 2015. - № 3. - С. 63-70.
2. О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 26 декабря 2017 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
208
«V о «V
I
I 8 со
I
I
С
I 8 со
I