Научная статья на тему 'Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности'

Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
636
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ГАДЖЕТЫ / ШКОЛЬНИКИ / РАССТРОЙСТВА / УТРАТА КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНЕТ / АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ / NOT CHEMICAL DEPENDENCE / GADGETS / SCHOLAR / FRUSTRATION / CONTROL LOSS / INTERNET / WITHDRAWAL SYNDROME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елисеева Е.Ю., Карева А.И.

Проблема зависимости от мобильных устройств и Интернета как у взрослых, так и у детей в современном мире является весьма актуальной. Целью исследования являлось изучение наличия зависимости от интернета и мобильных устройств у детей школьного возраста, ее характеристики, гендерные и возрастные особенности. Для своего исследования мы использовали шкалу оценки зависимости от персонального компьютера, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему. В анкетировании приняли участие 120 родителей детей школьного возраста различных образовательных учреждений, как Смоленска, так и Смоленской области. Выявлено значительное количество детей, зависимых от гаджетов, у которых имелись признаки зависимости разной степени тяжести. Наиболее распространенной зависимость оказалась среди подростков 14-17 лет. В целом 71,6% школьников страдают зависимостью от мобильных устройств и Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елисеева Е.Ю., Карева А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF DEPENDENCE ON THE INTERNET AND MOBILE DEVICES AT SCHOOL STUDENTS, GENDER AND AGE FEATURES

The problem of dependence on mobile devices and the Internet both at adults, and at children in the modern world is very relevant. A research objective was studying of existence of dependence on the Internet and mobile devices at children of school age, its characteristic, gender and age features. For the research we used a scale of assessment of dependence on the personal computer, the Internet and the mobile devices providing access to it. 120 parents of children of school age of various educational institutions of both Smolensk, and the Smolensk region took part in questioning. A significant amount of the children dependent on gadgets who had signs of dependence of various degrees of severity is revealed. The dependence appeared the most widespread among teenagers of 14-17 years. In general 71.6% of school students suffer from dependence on mobile devices and the Internet.

Текст научной работы на тему «Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности»

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - СПб.: Питер 2008. - 400 с.

2. Buss A.H., Durkee A. (1957). An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 21, 343-349.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ, ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Елисеева Е.Ю., Карева А.И. Научный руководитель: Северова Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской 28.

Резюме. Проблема зависимости от мобильных устройств и Интернета как у взрослых, так и у детей в современном мире является весьма актуальной. Целью исследования являлось изучение наличия зависимости от интернета и мобильных устройств у детей школьного возраста, ее характеристики, гендерные и возрастные особенности. Для своего исследования мы использовали шкалу оценки зависимости от персонального компьютера, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему. В анкетировании приняли участие 120 родителей детей школьного возраста различных образовательных учреждений, как Смоленска, так и Смоленской области. Выявлено значительное количество детей, зависимых от гаджетов, у которых имелись признаки зависимости разной степени тяжести. Наиболее распространенной зависимость оказалась среди подростков 14-17 лет. В целом 71,6% школьников страдают зависимостью от мобильных устройств и Интернета.

Ключевые слова: нехимическая зависимость, гаджеты, школьники, расстройства, утрата контроля, интернет, абстинентный синдром.

STUDYING OF DEPENDENCE ON THE INTERNET AND MOBILE DEVICES AT SCHOOL STUDENTS, GENDER AND AGE FEATURES Eliseeva E.IU., Kareva A.I. Scientific adviser - Severova E.A.

Smolensk State Medical University, Russia, Smolensk, 214019, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. The problem of dependence on mobile devices and the Internet both at adults, and at children in the modern world is very relevant. A research objective was studying of existence of dependence on the Internet and mobile devices at children of school age, its characteristic, gender and age features. For the research we used a scale of assessment of dependence on the personal computer, the Internet and the mobile devices providing access to it. 120 parents of children of school age of various educational institutions of both Smolensk, and the Smolensk region took part in questioning. A significant amount of the children dependent on gadgets who had signs of dependence of various degrees of severity is revealed. The dependence appeared the most widespread among teenagers of 14-17 years. In general 71.6% of school students suffer from dependence on mobile devices and the Internet.

Key words: not chemical dependence, gadgets, scholar, frustration, control loss, Internet, withdrawal syndrome.

Введение. Ежедневно во Всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Если сравнивать данный показатель с прошлым годом, то он вырос на 6% (по данным Информационного портала о профилактике и лечении аддикции). Современные дети и подростки открывают для себя мир через Интернет, при этом их сознание во многом формируется под его влиянием. По данным исследования Фонда развития Интернета (2016), в среднем 89% российских детей в возрасте от 12 до 17 лет, пользующихся Интернетом, выходят в Сеть каждый или почти каждый день в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. По данным, полученным исследовательской компанией ОЖ, сложнее всего отказаться, даже на время, от смартфонов подросткам 13-18 лет. (44% опрошенных). Из всего вышесказанного четко можно понять, что зависимость от гаджетов у детей становится поистине глобальной проблемой и имеет тенденцию к росту, что очень затрудняет своевременное выявление и профилактику. [1, 5]

Цель. Изучить наличие зависимости от интернета и мобильных устройств у детей школьного возраста, ее характеристики, гендерные и возрастные особенности. Методика. Для своего исследования мы использовали шкалу оценки зависимости от персонального компьютера, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему, разработанную Пережогиным Л.О. в 2018г. Шкала представляет собой анонимную анкету, в которой указывался только пол и возраст ребенка, требующую от родителя ребенка выбрать наиболее подходящий ответ. Вопросы предъявляются в случайном порядке. Оценка производится в баллах в соответствии с выбранным респондентом вариантом ответа. Набранные баллы группируются в 4 субшкалы, обозначаемых как субшкала 1 - "влечение", субшкала 2- "утрата контроля", субшкала 3-"абстинентный синдром", субшкала 4-"рост толерантности и поглощенность активностью". В зависимости от набранных баллов выводится итоговая оценка. В анкетировании приняли участие 120 родителей детей школьного возраста различных образовательных учреждений, как Смоленска, так и Смоленской области. Были исследованы школьники от 7 до 17 лет, в составе которых было 54 мальчика и 66 девочек. Дети были выбраны случайным образом, независимо от успеваемости, социального положения и расовой принадлежности. Они были разделены нами на исследуемые группы: младшего возраста (7-9 лет), среднего (10-13 лет) и старшего (14-17 лет). В группу детей младшего школьного возраста вошло 18 человек, из которых 9 мальчиков и 9 девочек. К группе среднего возраста мы отнесли 42 ребенка, из них 18 мальчиков и 24 девочки. В оставшуюся группу старшего возраста попало 60 человек, из них 27 мальчиков и 33 девочки.

Результаты. Зависимость от гаджетов имеет высокие показатели среди детей школьного возраста и составляет 71,6%. Для решения цели исследования мы сравнили показатели между девочками и мальчиками, независимо от возрастных групп. В результате нами получены следующие данные: расстройства влечения были найдены у 37,9% девочек и 36,3% мальчиков, «утрата контроля» наблюдалась в равной степени и составила 7,5%, «абстинентный синдром» наиболее присущ мальчикам (27,8%), в то время, как у девочек этот показатель был равен 25,8%. По субшкале 4 - «рост толерантности и поглощённость активностью» мужской пол превысил женский на 7% и составил соответственно 61,1% и 53%.

При оценке баллов по субшкале 1 (расстройства влечения) нарушения были найдены у 33,3% младших школьников, 31,7% детей 10-13 лет и почти у половины (44%) учеников старшей возрастной группы.

Утрата контроля, оказалось, наиболее присуща старшим детям (8,20%), на 2-м месте школьники средней группы (7,30%), а наименьшие баллы у младшей группы (5,5%) Наибольшие баллы по субшкале 3, которая характеризует наличие абстинентного синдрома, снова получились у детей старшего возраста (37,70%) ,затем идут младшие школьники (27,80%), и наименьший показатель у средней возрастной группы (12,20%). В целом абстинентный синдром наблюдался у 30,8% школьников.

С М О Л Е Н С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х

2 0 1 9, № 4

| 133

Расстройства, которые говорят о росте толерантности и поглощенностью активности, были найдены почти у всей старшей группы (77%), у половины средней (51,2%) и у 33,3% младшей.

Таблица 1

Показатели зависимости различных возрастных групп_

Возраст детей Субшкалы 7-9 лет (%) 10-13 лет (%) 14-17 лет (%)

Расстройства влечения 33,3 31,7 44

Утрата контроля 5,5 7,3 8,2

Абстинентный синдром 27,8 12,2 37,7

Рост толерантности и поглощённость активностью 33,3 51,2 77

Как видно из выше написанного, самые высокие показатели были выявлены у школьников старшего возраста, они набрали наибольшие баллы по всем субшкалам.

Заключение. Распространенность зависимости от мобильных устройств и Интернета имеет высокие показатели среди детей школьного возраста. При отсутствии мобильного устройства или возможности работать в Интернете, у школьников развивается картина абстинентного синдрома с необходимостью немедленно взять в руки телефон. Высокие показатели зависимости характерны для каждой возрастной группы, но наиболее высокие наблюдаются у школьников 14-17 лет. Гендерных различий в показателях зависимости от мобильных устройств и Интернета в школьном возрасте не обнаружено. Литература

1. Днепров А. Защита детей от компьютерных опасностей. - 2008. - С.7-8. 2 Пережогин Л.О. Интернет аддикция в подростковой среде // Сборник тезисов международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе - проблемы девиантного поведения». М.: Новый отсчет, 2008.- С. 56-68.

3. Пережогин Л.О. Синдром отмены при зависимости от Интернета и мобильных средств доступа к нему // Наркология - 2015. - № 10. - С.101-103.

4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войкунского. Москва, 2008. С. 100-131

5. Информационный портал о профилактике и лечении аддикциикйр://пе1аёёю1;юп.ги/111

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЕМА АЛКОГОЛЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Емелькина Н. С.

Научный руководитель - Северова Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. Аффективные расстройства впервые проявляют себя в юношеском возрасте. В статье представлены распространенность этих расстройств, а также проблем, обусловленных приемом алкоголя, и их связи у 100 студентов медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.