Вестник Томского государственного университета. 2G13. № 371. С. 11-15
УДК 81'42; 801.7
А.В. Болотнов
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДСТИЛЯ ПУБЛИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАДИСКУРСЕ
Статья написана в русле коммуникативной стилистики текста. Содержит разработанную автором процедуру лингвистического исследования тезаурусного подстиля, отражающего один из аспектов когнитивного стиля языковой личности. Согласно концепции автора когнитивный стиль, наряду с культурно-речевым и коммуникативным стилями, входит в общую структуру модели идиостиля. Исследование выполнено на материале интервью Л.М. Млечина в передачах «Особое мнение» на канале «Эхо Москвы».
Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста; тезаурусный подстиль; когнитивный стиль; языковая личность; идио-стиль; медиадискурс.
В рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания растет интерес к изучению когнитивных аспектов идиостиля языковых личностей разных типов. Когнитивное направление становится приоритетным в коммуникативной стилистике текста, отражая ее современный этап [1-4 и др.]. Особый интерес вызывает когнитивный стиль языковой личности (далее ЯЛ). В коммуникативной стилистике текста его трактуют как «лингвистически и экстралингвистически репрезентированную и дискурсивно обусловленную ментальную форму отражения общего идиостиля языковой личности, определяющую специфику ее первичной и вторичной текстовой деятельности» [1. С. 167]. В силу многоаспектности данного феномена, согласно нашей концепции, когнитивный стиль ЯЛ включает ряд подстилей, отражающих разные аспекты ее речемыслительной деятельности: ментально-психологический, тезаурусный, интеллектуальный, эпистемологический [5].
Опираясь на известную модель ЯЛ Ю.Н. Караулова, которая содержит вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационный (прагматический) уровни [6], с учетом имеющихся работ, посвященных изучению тезауруса и конкретизации теза-урусного подхода [7-13 и др.], определим тезаурусный подстиль, его особенности и средства языковой репрезентации в дискурсе интервью на канале «Эхо Москвы» известного публициста, журналиста и писателя Л. М. Млечина, принадлежащего к числу элитарных публичных ЯЛ. Для анализа привлечены письменные тексты выступлений ЯЛ в передачах «Особое мнение» в период с 17.09.2012 г. по 14.01.2013 г., размещенные на сайте «Эхо Москвы» [14-18].
Ученые по-разному определяют тезаурус [19], который является объектом изучения в психологии, социологии, теории коммуникации, методике преподавания, культурологии. В рамках коммуникативной стилистики текста в связи с анализом текстовой деятельности наиболее приемлем подход к данному понятию в широком смысле этого слова: как к «описанию системы знаний о действительности, которыми располагает индивидуальный носитель информации или группа носителей» [19]. Ю.Н. Караулов к лингвокогнитивному (те-заурусному) уровню ЯЛ относит «обобщенные (теоретические или обыденно-житейские) понятия, крупные концепты, идеи...» [6. С. 52], рассматривает в связи со стереотипами ЯЛ генерализованные высказывания,
дефиниции, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки [Там же].
Когнитивный уровень в модели ЯЛ, разработанной Ю.Н. Карауловым с позиций лингводидактики, соответствует тезаурусному уровню в структуре ЯЛ и соотнесен с психологическим аспектом ее рассмотрения; в философском аспекте когнитивный уровень ЯЛ связывается исследователем с ее интеллектом [6. С. 56]. Для последующего комплексного изучения идиостилевых проявлений ЯЛ считаем возможным рассмотреть тезаурус ЯЛ как одно из проявлений ее когнитивного стиля в дискурсе. Учитывая многоаспектный характер когнитивной деятельности ЯЛ, в соответствии с нашей концепцией когнитивного стиля в его структуре были условно выделены 4 подстиля, одним из которых является тезаурусный, наряду с ментально-психологическим, интеллектуальным, эпистемологическим подсти-лями, о которых можно судить по дискурсивной практике ЯЛ [5].
Под тезаурусным подстилем ЯЛ нами понимаются отраженные в ее дискурсе индивидуально-авторские проявления концептосферы, включая характерные для ЯЛ ключевые концепты, тематические предпочтения, масштаб и характер знаний о мире, многообразие и оригинальность обусловленных этим ассоциаций. В связи с этим можно предложить следующую процедуру анализа тезаурусного подстиля ЯЛ с учетом жанровостилистических особенностей ее дискурсивной практики:
1) выявление доминирующих тем и связанных с ними семантических зон на основе анализа имеющихся в дискурсе ЯЛ тематических парадигм и актуализированных ими смыслов;
2) анализ представленных в дискурсе ЯЛ дат, событий, персоналий как отражение масштаба и характера знаний о мире ЯЛ и особенностей ее ассоциативной деятельности;
3) изучение отраженных в дискурсе ЯЛ прецедентных текстов (афоризмов, крылатых слов, пословиц и поговорок), воплощающих фрагменты интертекстуального тезауруса (см.: [20]);
4) выявление генерализованных высказываний, отражающих различные стереотипы; сентенций индивидуально-авторского характера, репрезентирующих идеи ЯЛ;
5) определение вербализованных в дискурсе ЯЛ ключевых концептов и концептуальных структур на основе моделирования их ассоциативно-смысловых полей (см.: [21-23]).
Данная процедура исследования тезаурусного подстиля ЯЛ обусловлена следующими факторами:
- связью тезауруса с семантиконом и лексиконом личности [6, 24];
- значимостью изучения ассоциативно-семантической сети, «которая задает принципы организации и лексикона, и семантикона личности, но по своему объему превосходит и тот и другой...» [6. С. 94];
- тем, что «центрами субъективных конденсатов смысла, указывающих на соответствующие узлы в тезаурусе, служат и концептуальные категории, семантические и тематические зоны, так же как и многие грамматические явления» [6. С. 96].
Изучение некоторых особенностей тезауруса ЯЛ, отраженного в дискурсе определенной жанровостилистической ориентации, на основе использования предложенной процедуры позволяет судить о масштабе и широте информационного тезауруса ЯЛ (по освещаемым темам, идеям, использованию прецедентных текстов, принадлежащих к разным зонам общекультурного фонда; актуализации концептов и концептуальных структур, относящихся к ядерной части кон-цептосферы), о глубине тезауруса (по наличию конкретной информации о датах, событиях, персоналиях, использованию эвфемизмов; характеру и многообразию вербализованных в дискурсе ассоциаций).
В качестве иллюстрации предложенной процедуры исследования некоторых особенностей тезаурусного подстиля ЯЛ обратимся к анализу интервью Л.М. Мле-чина на канале «Эхо Москвы».
1. Тематика публичного дискурса Л.М. Млечина в рассматриваемых передачах «Особое мнение» на канале «Эхо Москвы» достаточно разнообразна. Она определяется как форматом передачи, в которой ведущий задает вопросы гостю, так и личными предпочтениями ЯЛ, которая, отвечая на вопрос, может попутно затрагивать другие темы. В основном в анализируемом дискурсе представлены темы, отражающие особенности текущего момента, связанные с мировой и отечественной политикой, законодательством, культурной и социальной жизнью страны. Так, в передаче 17.09.2012 г.
[14] в дискурсе ЯЛ представлены темы, связанные с отношениями между Китаем и Японией по поводу спорных островов, с действиями оппозиции в России, с выборами в Координационный совет оппозиции, с событиями, в которых непосредственное участие принимал премьер-министр, с обсуждением проблемы соотношения частной жизни и профессионального долга и т.д. При этом анализ затрагиваемой тематики на основе отражения в дискурсе различных фактов и событий (их прямого обозначения и косвенного) показывает явное преобладание тем, относящихся к политике и законодательству, реже к социальной жизни страны и духовно-нравственным вопросам (единично) [14-16].
Тематические зоны дискурса связаны с семантико-ном ЯЛ. Под тематическими зонами в дискурсе интервью нами понимаются стимулированные вопросами ведущего различные политические и информационные поводы (ситуации, факты, события, которые освещаются с разных точек зрения) и сигналы обществу с позиций государства или отдельных партий или персоналий.
Семантикон ЯЛ рассматривается нами как понятие, характеризующее доминантные смыслы и идеи, актуализированные в авторском тексте, зависящие от образования, общего культурного уровня (нравственность, представление о морали) ЯЛ, влияния на нее авторитетов и жизненного опыта. В дискурсе интервью Л.М. Млечина актуализируются семантические зоны, связанные с работой современного журналиста, с восприятием истории и места личности в ней, с желанием открыть нечто новое и сделать окружающий мир лучше. Это отражает концептосферу ЯЛ (см. п. 5).
2. О масштабе и характере знаний о мире, имеющихся у ЯЛ, можно судить по обилию в ее дискурсе антропонимов, топонимов, наименований партий и учреждений, стран, исторических событий, дат. В рассматриваемых передачах в дискурсе ЯЛ нами отмечены имена 40 персоналий. Из них 10 - деятели науки, культуры, литературы, кино (Леонид Васильев - синолог, ученый; Сергей Павлович Королев - ученый, создатель советского ракетно-космического оружия; писатели А.И. Герцен и В.В. Набоков; Дмитрий Быков -поэт-публицист, журналист, радиоведущий; Генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Никитич Игнатенко; Алексей Пушков - телеведущий, депутат Госдумы РФ; Эдвин Поляновский - журналист «Известий»; режиссеры С. С. Говорухин и Павел Костомаров); 23 политических деятеля, из которых 14 - действующие:
В.В. Путин; Д.А. Медведев; М.С. Горбачев; Ричард Никсон - президент США; Генри Киссинджер - госсекретарь США; Л.И. Брежнев - генеральный секретарь ЦК КПСС; посол ЕС Фернандо Валенсуэла; Сердюков - бывший министр обороны; начальник генерального штаба генерал Н. Макаров; Г.В. Гудков -бывший депутат Госдумы РФ; депутат Пономарев -коллега Гудкова; Мурси - политический деятель Египта; Б. Обама - президент США; Франсуа Оланд - президент Франции; А. Меркель - канцлер Германии; Ю.В. Андропов - глава КГБ, Генеральный секретарь ЦК; Уго Чавес - президент Венесуэлы; Георгий Васильевич Чичерин - нарком; атаман Семенов; И.В. Сталин; Гитлер; Хафез-Асад; Ясир Арафат - политик, террорист, глава Палестины. Известные герои и жертвы: Александр Иванович Маринеско - моряк-подводник; Л. Д. Троцкий; С. Магницкий; леди Диана; маршал Язов; две публичные личности: Кейт Миддлтон - будущая британская королева, Принц Уильям.
Обилие данных персоналий в дискурсе интервью характеризует ЯЛ как обладающего значительными специальными знаниями писателя, публициста, биографа, автора документальных фильмов о Сталине, Гитлере, Молотове и др., отражает масштаб его тезауруса.
О другом аспекте тезауруса ЯЛ - доминировании знаний в определенных областях, прежде всего в области политики и истории, можно судить по упоминаниям о различных партиях, государственных структурах, российских и зарубежных периодических изданиях, государствах.
В рассматриваемом дискурсе нами отмечены наименования:
- 6 партий и движений (ХАМАС - сепаратистское движение; Партия зеленых в Германии; Либеральная партия; Пиратская партия; «Братья-мусульмане»; «Радикальные исламисты»);
- 12 различных организаций и учреждений (неправительственные организации США, Государственная Дума упоминается 4 раза, ФСБ, Служба безопасности Украины, Конгресс США - 2 раза, Верховный Совет СССР, политбюро, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Правительство объединенной Европы, Госдепартамент, Министерство обороны);
- 11 периодических изданий и медиапроектов, относящихся к современности и истории, авторитетных, но разных по спектру предоставляемой информации и целевой аудитории («Правда» упоминается 2 раза -центральная идеологизированная газета советского времени; Ведомости Верховного Совета СССР; «Женьминь-жибао» - идеологизированная главная газета Китая; «Новая газета»; «Известия»; «Коммерсант»; «Независимая газета»; «Гражданин поэт» - медиапроект А. Васильева; ТВ «Центр» (канал «Постскриптум»); журнал «Новое время»; «Комсомолка»); имеется ссылка и на законы - Уголовный кодекс;
- 28 государств, из которых особенно часто упоминаются США - 25 раз, Россия - 20, Китай - 23, Япония - 14, Евросоюз - 7 раз, а также Афганистан, Ирак, Израиль, Пакистан, Украина, Грузия, Корея, Германия - 2 раза, нацистская Германия - 2, Йемен, Турция - 2, Египет - 3, Палестинское государство (Палестина), Сирия - 2 раза, Южная Корея - 2, Ирак -3, Ливия - 3 раза, Малайзия, Индонезия, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Мали, Бразилия, Советский Союз, а также обобщенные наименования (Запад, скандинавские страны, европейские страны).
Использование данных номинаций связано с вопросами ведущих передачи «Особое мнение», с актуальными информационными поводами, с тем, что Л.М. Млечин посещал данные страны, хорошо знает их историю и современное состояние. Он либо об этом писал когда-то, либо являлся автором или соавтором документальных фильмов и циклов, книг. Судя по полученным данным, ЯЛ мыслит геополитически, это аналитик, который на профессиональном уровне занимается сопоставлением разных государственных систем, отношений.
О широте тезауруса ЯЛ можно судить и по использованию различных топонимов, отражающих не столько географические знания журналиста, сколько знания о происходящих там событиях, являющихся главным предметом интереса ЯЛ. В анализируемых интервью отмечено 29 топонимов: 12 наименований городов (Владивосток - 5 раз, Питер - культурная столица, Пекин, Нью-Йорк, Омск - 4 раза, Москва - 5, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита - 3 раза, Иркутск - 4, Тегеран, Берлин); 6 наименований регионов (Дальний Восток -6 раз, Европа - 3, Запад, Кавказ, Западная Сибирь, Запад от Уральского хребта); 3 наименования островов (о. Русский (место проведения саммита) - 2 раза; Дяо-юйдао - Острова Сенкаку (между Китаем и Японией); Курильские острова); 3 гидронима (Днепр, Амур, Иртыш); 4 наименования площадей (районов) (Болотная площадь - 2 раза, Район Газа (Палестина) - 2 раза, ВДНХ - выставочный павильон республик СССР;
площадь Тархир (Египет); 1 наименование станции (станция Борзя).
О глубине тезауруса можно делать выводы по знанию ЯЛ различных дат, многообразию связанных с ними культурологических, ситуативных и тематических ассоциаций, из которых преобладают исторические. В анализируемом дискурсе нами выделено 28 упоминаний дат из истории Руси, России, СССР, Германии, Китая, Японии, Кубы. Из них 6 точных дат, остальные - приблизительные, упоминаемые описательно, в связи с персоналиями - 7.
Сравним примеры точных дат: письмо Чичерина Сталину 1929 г., поездка Сталина в Тегеран в 1943 г.; В 1913 году на Кубе не было телевизоров; Партийный съезд в 1956 г.; как годовщину 1937 года; человек, который сел в 1936 году (здесь использован эвфемизм); события 1961 г. (эвфемизм - полет Гагарина); Диктаторский режим в Сирии существует 42 года.
В основном же ЯЛ рассуждает глобально, вовлекая в процесс осмысления большие периоды из истории стран и отдельных личностей: В поверженном Берлине; После Второй мировой войны; Куба в конце 50-х годов; Годы репрессий сталинских; Первые годы существования Третьего рейха; Начало 70-х при Брежневе (эвфемизм - застой); При Андропове; Постмаодзедунские времена; Сложности взаимоотношений Японии и Китая на протяжении больше чем 100 лет; Перед Второй мировой войной; Китай в годы культурной революции; Время большого скачка (конец 50-х годов при Мао); 100 лет назад в Госдуме при царе императоре это было невозможно; Прошел примерно год. Почти год таких протестов; Со времен Герцена; Со времен Татаро-монгольского ига; Германия 30-х годов; Гражданская война; Период при Горбачеве; Думы царских времен).
Таким образом, судя по языковым средствам репрезентации различных знаний, относящихся к определенным областям (прежде всего к сфере истории и политики), можно судить о масштабах, широте и глубине тезауруса ЯЛ.
3. В дискурсе ЯЛ отмечается наиболее активное использование устойчивых оборотов, характерных для СМИ (борьба с коррупцией, мирное население, с гражданских позиций, политика запретов, массовые беспорядки, права человека, права и свободы, политическая игра и др.), включая синлексы, относящиеся к сферам политики, экономики, реже - к культурной и общественной жизни (распад Советского Союза, Шенген -ская зона, частные инвестиции, точечные операции, законодательные нормы, узбекское дело, шариатские нормы, Нобелевская премия, звезда героя, звание «Герой труда», комсомольская юность и др.).
Пословицы и поговорки в рассматриваемом дискурсе ЯЛ единичны (ср.: голь на выдумки хитра). Фразеологизмы встречаются чаще (пиши пропало; бросить на произвол судьбы; пушечное мясо, кузница кадров; кочки на кочке не оставлять (ср.: камня на камне не оставить), спустить собак (на кого-н.), тыкать в нос («пе-рен. постоянно напоминать, говорить о ком-н., чем-н.» [25. С. 818]).
Использование данных устойчивых оборотов отражает прежде всего профессиональную принадлеж-
ность ЯЛ к журналистике и опыт публицистической деятельности.
4. Генерализованные высказывания и индивидуально-авторские сентенции в дискурсе ЯЛ посвящены, как правило, общественно-политическим темам: «Свобода слова и свобода мысли - это одно из базовых прав человека» [14]; «Нарушение закона ведет к разрушению государства» [15]; «А сейчас Германия - локомотив экономического развития Европы, главное экономическое государство, оно тащит за собой всю Европу»
[15]; «Свобода высказывания - базовый элемент жизни» [14]; «Ведь чем дольше диктатура, тем исламисты злобнее» [18] и др.
Имеются и сентенции на нравственно-этические и философские темы: «И по мере того, как идет гражданская война, люди не становятся добрее» [18]; «Бывают такие люди, которые ведут себя не по правилам, а когда наступает война, они сражаются, как герои» [18]; «Обращайся так с историей - и настоящее, и будущее с тобой так обойдется. Я очень сентиментально отношусь к истории» [15] и др.
Этот аспект тезауруса отражает характерные для журналиста личные установки морали и нравственности, основанные на осмыслении жизненного, профессионального и литературного опыта, учитывая его творческую деятельность.
5. Среди ключевых концептов и концептуальных структур, вербализованных в дискурсах разных интервью ЯЛ (данные ментальные структуры определялись в рамках каждого из рассматриваемых дискурсов в соответствии с приведенными ниже ссылками), преобладают структуры, актуализирующие разные ментальные сферы ЯЛ, связанные:
- с историей и политикой: «Международные отношения», «Протест», «Запрет» [14, 15], «Состояние российского общества», «Оппозиция» [14], «Либерал», «История» [15, 17], «Партия», «Псевдоинициативы власти» [16], «Память», «Прошлое», «Потери русского народа», «Государственная система» [17], «Антиамериканизм», «Открытость / закрытость информации» [18];
- сферой законодательства: «Права человека», «Закон», «Беспорядки», «Юриспруденция» [15], «Свобода слова», «Борьба с коррупцией» [16, 17], «Пиратство» [18];
- повседневной жизнью общества: «Неустроенность жизни», «Ненависть к чиновникам», «Тревога за Восточную Сибирь и Дальний Восток» [16], «Полноценная жизнь» [17], «Отчуждение от жизни» [18].
Достаточно частотны концепты и концептуальные структуры, отражающие связь с этикой и моралью, духовной культурой общества: «Базовые ценности», «Ментальность» [14, 17], «Городская интеллигенция», «Журналист» [14, 16], «Инертность», «Современное
молодое поколение», «Свобода» [15], «Модели поведения», «Ответственность руководителя», «Награды», «Воспитание», «Традиции» [17], «Неравнодушие»,
«Честь», «Патриотизм», «Достоинство» [18].
В основу наименования и выделения данных концептов и концептуальных структур положена репрезентация их номинатов и ассоциатов, вербализованных в текстовой деятельности автора в рамках разных интервью, подтвержденная опорными словами и словами-актуализаторами, включенными в радиус ассоциативно-смыслового взаимодействия с данными номинатами (см. о данной методике в работах [21-23]).
Например, ассоциативно-смысловое поле концепта «Инертность» в передаче от 22.10.2012 г. включает текстовые ассоциаты, актуализирующие такие признаки концепта, как «недостаточность активности и усилий»; «отсутствие надежд»; «отсутствие возможностей», «отсутствие возмущения», «отрицательное отношение»: «перспективы не очень хорошие; усилий живущих там людей мало; они такие же инертные, как мы все, все население нашей страны; надежд на экономический успех большой не видно; скачка не ожидается; никаких возможностей для толчка; не будут разрешать - никто и не будет возмущаться массово» [15]. Эмоционально-оценочный слой концепта в его индивидуально-авторском осмыслении выражен системой риторических вопросов и сентенцией обобщающего характера: «А когда это наши люди не смогли так же жить ? Когда был такой период, что они этим возмущались, кроме того периода при Горбачеве, когда он это разрешил делать?Во все остальные, когда не разрешали, ничего и не происходило» [15].
Таким образом, фрагмент концептосферы ЯЛ, отраженный в рассматриваемых дискурсах, позволяет судить о разных проявлениях ЯЛ: 1) как обычного человека, 2) как журналиста-профессионала, 3) как человека творческого, связанного с литературной работой.
Подведем итоги. Как отмечал Ю.Н. Караулов, «техника лингвистического анализа слабо пока разработана для решения задачи реконструкции тезауруса личности и ее мотивационной сферы на основании ее дискурса» [6. С. 87]. В связи с этим в задачи статьи входил анализ отражения фрагментов тезауруса ЯЛ в ее дискурсивной практике в рамках определенной сферы общения (публицистической) и жанрово-стилистических проявлений (интервью). Проведенное исследование дискурса ЯЛ на основе предложенной методики позволило доказать статус публичности ЯЛ (судя по тематическим зонам, ключевым концептам и концептуальным структурам, сентенциям в ее дискурсе); определить масштаб, глубину и особенности тезауруса ЯЛ (судя по использованным в дискурсе датам, персоналиям, именам событий, употреблению прецедентных феноменов, актуализированным в дискурсе ментальным структурам).
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотнова Н.С. К вопросу о понятии «когнитивный стиль языковой личности» // Вестник Томского государственного педагогического уни-
верситета (TSPU Bulletin). 2G12. Вып. 1G (12б). С. 164-168.
2. Болотнова Н.С. Когнитивные исследования в коммуникативной стилистике текста: основные этапы и результаты // Русская речевая культу-
ра и текст : материалы VII Междунар. науч. конф. (Томск, 16-18 мая 2G12 г.). Томск : Изд-во Том. ЦНТИ, 2G12. С. 181-192.
3. Болотнов А.В. Самопрезентация языковой личности в публичном дискурсе: когнитивно-стилистический аспект // Вестник Томского госу-
дарственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2G12. Вып. 1G (12б). С. 169-173.
4. Орлова О В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Томск : Изд-во
ТГПУ, 2012. 354 с.
5. Болотнова Н.С., Болотнов А В. Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля : к постановке проблемы // Сибирский
филологический журнал. 2012. № 4. С. 187-193.
6. Караулов ЮН. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987. 263 с.
7. ЛуковВлА. Тезаурология // Луков В.А. Культурология. М. : ГИТР, 2002. С. 24-29.
8. Луков В А, Соломатина Н.В. Феномен Оскара Уайльда: тезаурусный анализ. М., 2007. иИЬ: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/
monogгaphs/Lukov&Solomatina_Wilde/
9. Луков ВлА, Останин А А. Дизайн: тезаурусный анализ. М., 2007.
10. Луков Вал А, Луков ВлА. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 105-113.
11. Фомина Ю.С. Тезаурусный уровень языковой личности студента полиэтнического вуза // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 4. С. 1381-1385.
12. Щитова НВ. К вопросу об отражении когнитивного уровня языковой личности М.И. Цветаевой в письмах к Б.Л. Пастернаку и Р.М. Рильке // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 6 (96). С. 89-94.
13. Иванцова ЕВ. Концепция идиолектного словаря паремий сибирского старожила // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3(15). С. 45-53.
14. Особое мнение. 17.09. 2012 г. и^: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/930788-echo/#element-text
15. Особое мнение. 22.10. 2012 г. и^: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/942934-echo/#element-text
16. Особое мнение. 26.11. 2012 г. и^: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/955444-echo/#element-text
17. Особое мнение. 10.12. 2012 г. и^: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/965108-echo/#element-text
18. Особое мнение. 14.01. 2013 г. и^: 1http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/989020-echo/#element-text4.01.2013
19. Тезаурус. иИЬ http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138652/%D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81
20. Соломина НВ. Интертекстуальный тезаурус современной языковой личности (на материале письменных текстов СМИ, КВН и интеллектуальных игр) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 25 с.
21. Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика : Лингвистическая парадигма конца XX века. СПб., 1998. С. 242-247.
22. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. 3-е изд., доп. М., 2007. 520 с.
23. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста : словарь-тезаурус. М. : Флинта ; Наука, 2009. 384 с.
24. Залевская А А. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. С. 150-171.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 24 апреля 2013 г.