Научная статья на тему 'Изучение языковой картины мира методом диалогизации'

Изучение языковой картины мира методом диалогизации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Л. П. Сычугова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение языковой картины мира методом диалогизации»

Л. П. Сычугова

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

МЕТОДОМ ДИАЛОГИЗАЦИИ

Лия Павловна Сычугова

Доктор педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Вятского государственного гуманитарного университета

Вопросы формирования языковой компетенции будущих учителей-словесников мы рассматриваем в рамках их профессиональной подготовки. Методическое осмысление проблемы диалогизации образовательного процесса осуществляется нами в двух аспектах: реализации идеи развития языковой и речевой личности в процессе деятельностного обучения языку, т. е. «изучения языка в действии» (Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова), и выявления общепедагогической ценности организации учебного диалога как стратегии формирования методической компетенции будущих учителей при обращении к произведениям искусства на уроках.

В силу изоморфизма языка и искусства представим процесс диало-гизации учебных занятий на примере усвоения языковой картины мира искусства. Отметим: принцип соизучения языка и искусства выдвинут Л. А. Ходяковой.

Методологической основой организации общения по поводу картины мира искусства и её представления в языке явилась созданная М. М. Бахтиным концепция диалога [Бахтин, 1979: 334-335; 2000], в которой утверждается, что пониманию литературно-художественных произведений (подразумеваем: всех родов и видов искусства) способствует диалогичность самого текста: «Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим... Между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов.» Поскольку смыслы произведений искусства включены в разные системы отношений и однозначно не читаемы, процесс понимания разворачивается на наших занятиях в столкновении разных позиций, в подборе новых доказательств к ранее осмысленному компоненту. Каждое рассуждение способствует погружению в уже найденные художественные смыслы, подсказывает ход поисков новых смысловых значений. Разнообразные толкования произведения искусства, порождённые субъективными мирами индивидуумов, носят дискуссионный характер, а произведение искусства служит поводом для общения людей, осмысливающих собственный и чужой опыт жизни.

Общение культур как общение личностей. Если рассматривать личность как носителя культуры, то на занятиях любого типа фактически происходит общение культур. Рассмотрим учебный диалог, требующий

реализации знания картины мира искусства и языковой картины мира искусства как диалог культур и как способ понимания различных культур.

Приём — знакомств о с в осприятием одного и того же произведения реципиентами разных социальных ориентаций, их дальнейшее обсуждение.

Приём создания проблемных речевых ситуаций. Решение проблемных речевых ситуаций / задач — один из видов мышления, «функционирующий на базе языка» [Цветкова, 1995]. На учебных занятиях студенты побуждаются к общению через разрешение проблемных речевых ситуаций, связанных:

- с раскодированием художественных смыслов (Васнецов В. М. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Можете ли вы определить характер мелодии по одному только признаку — ритмическому рисунку оперения сказочных птиц?);

- с разрешением кажущихся противоречий в трактовке изображённого художником мира (Решетников Ф. П. «Опять двойка». Художник исключает главного персонажа из круга семьи и одновременно возвращает в него. Зачем? Как он добивается такого впечатления?);

- с размышлением над биографическими фактами художника (Васнецов А. М. «Шум старого парка. 1926 г.». На какое событие в жизни художника картина могла стать художественным откликом?);

- с анализом названия картины с точки зрения соответствия его содержанию (Почему А. М. Герасимов название этюда «Мокрая терраса» заменил позднее другим — «После дождя»?);

- с пониманием души человеческой (Васнецов В. М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Какую мысль можно прочитать в глазах властелина? Каково его психическое состояние?);

- с разгадкой художественных смыслов беспредметного искусства (Малевич К. С. «Черный квадрат». Символом чего может быть простой черный квадрат?);

- с появлением ассоциаций (Какого цвета «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского? Вопрос Эрнста Неизвестного);

- со вступлением в диалог с воображаемым собеседником («Христос в пустыне» И. Н. Крамского; ТаджМахал...)...

Успешность решения проблемных речевых задач предопределяется механизмами творческой деятельности. Вид мышления в завершающей фазе, фазе формирования суждения психологи называют вербально-логическим, подчёркивая тем самым значимость речевого компонента в познавательной деятельности человека [Рубинштейн, 1989: 374].

Как разновидность приёма проблемных речевых задач выделим приём столкновения разных точек зрения.

- Почему в школьной практике перевод художественной информации с невербального языка искусства на вербальный считается обязательным?

- Сопоставьте позиции учёных, обоснуйте свою точку зрения.

М. С. Каган: «Как бы ни было велико значение словесного языка, он не является единственной знаковой системой... При всей своей информационной ёмкости... словесный язык не может транслировать всю полноту информации, которую необходимо передать друг другу для полноценной организации их совместной жизни...» [Каган, 1996: 269]. Р. И. Павилёнис: «Благодаря своей коммуникативной, социальной функции язык является не только средством выражения, сообщения мысли, но и — на определённом этапе — средством её формирования и построения» [Павилёнис, 1983: 16].

Создание проблемы выбора также вызывает необходимость выявления содержательного объёма культуры личности студентов.

- Высказывание какого художника близко по духу автора картины? «В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам» (К. А. Коровин). «Живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами» (И. И. Левитан). «Пейзаж — достояние и жизненная среда всего народа. Дело живописца — показать народу, как меняется этот пейзаж, то есть как меняется жизнь» (А. А. Рылов).

Приём самостоятельного создания проблемной речевой ситуации.

- Что лучше при проведении беседы по произведению искусства, дать исчерпывающую информацию или оставить какие-то вопросы недоговорёнными?

- Почему для учителя важно знать, как рождается и воспринимается речевое высказывание?

- Есть ли необходимость в перекодировании художественной информации с одного языка культуры на другой?

Общение воспринимающего с художником.

Приём — виртуальный разговор с художником реализуется в групповой форме работы: 1) знакомство с произведением; 2) высказывание предположений, что сказал художник своим современникам, как они восприняли произведение; 3) вычленение в произведении идей, значимых для сегодняшних реципиентов; 4) выражение своего отношения к пониманию мировосприятия художника; 5) рефлексия.

Таким образом, диалог художника и публики в силу его специфики реализуется в многообразии вариантов интерпретации.

Приём «Виртуальное письмо», включающий: 1) восприятие произведения; 2) запись виртуального обращения к художнику (рекомендуется высказать комплимент — что показалось особенно значащим, волнующим; возражение (с чем не хотел бы согласиться); вопрос (что попросил бы объяснить); 3) обмен записками; 4) чтение «письма»; 5) написание ответа на поставленный вопрос; 6) возвращение писем; 7) чтение ответа; 8) рефлексия.

Занятие как диалог логик культур. В центре занятия диалога логик культур — общение через постижение разных культур, воплощённых в уникальных произведениях искусства.

Приём — определение общего и специфического в каждой из культур, представленной тем или иным фактом искусства. Например, постижение на основе выполненных русскими и вьетнамскими мастерами изделий народного искусства из соломки менталитета двух народов через выявление общего для двух культур содержания и своеобразного, национального. Порядок работы, связанной с сопоставлением двух культур следующий. 1. Рассматривание фактов искусства.

2. Первичное комментирование воспринятого.

3. Нахождение сходных в двух культурах черт (тем, проблем; материалов, техник исполнения, особенностях формы). 4. Определение специфических особенностей в разных культурах.

- Сопоставьте глиняные игрушки, выполненные каргопольскими (Архангельская область) и дымковскими (бывшая слобода г. Вятки; ныне — г. Киров) мастерицами.

- Определите выраженную в произведении какого-либо века идею всеобщего, характерную для всех времён. (Это идея жизни — тема материнства, тема мира, тема смысла существования на земле, тема устремлённости в неизведанное, в тайны мироздания...)

- Выявите в каком-либо архитектурном объёме (общественном или жилом здании) общечеловеческое содержание. Расскажите, какими средствами архитектуры выражена названная вами идея.

- Как в данном произведении проявляется духовная жизнь народа?

Таким образом, диалог логик культур расширяет нравственно-эстетические представления об искусстве другого народа, воспитывает толерантность по отношению к другим устоям, эстетическим вкусам, уважение к другому народу.

Общение воспринимающего с предполагаемым собеседником из иного времени и пространства. Общение во времени предполагает общение представителей прошлого и настоящего в движении к будущему, диалог культуры прошлого, представленного автором произведения искусства, и культуры сегодняшнего дня, представленного современным зрителем. Тема разговора задана в прошлом автором, но круг воспринятого, усвоенного, творчески переработанного в настоящем сужается или расширяется в зависимости от уровня подготовки сегодняшнего реципиента.

Общение в пространстве — это общение на основе осознания, усвоения, сближения культур различных народов в настоящем времени. Встречи с воображаемым собеседником интересны своими неожиданными суждениями, постановкой нерешённых вопросов, на которые каждое поколение, иное социальное общество предлагает новые ответы.

- Определи выраженную в произведении какого-либо века идею всеобщего, характерную для всех времён.

- В чём состоит особенный смысл понимания мира художником, человеком иного исторического видения, носителем иной культуры?

- Предположи, как видел и понимал данное произведение зритель какой-либо другой эпохи.

- Как в данном произведении проявляется духовная жизнь какого-либо народа?

- Как понял бы данную композицию зритель другого континента?

Таким образом, диалог культур, позволяя обучаемым активно включиться в процесс обсуждения широкого круга многообразных вечных проблем бытия, способствует развитию речевой культуры.

Побуждение к диалогическому мышлению с самим собой. Самообщение в художественном восприятии строится на общей для человеческой психики способности в определённых пределах расщепляться на нескольких Я, вступающих в диалог между собой. Организация самообщения в нашей практике осуществлялась по следующим направлениям: 1) опора на жизненные и художественные ассоциации; 2) побуждение к идентификации собственного Я с каким-либо персонажем.

Приём сопоставления понимания картины мира искусства в разные временные отрезки (при первой встрече и после его анализа).

Приём выражения в слове, в пластическом изображении собственных чувств по отношению к данной художественной информации.

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации? Какие слова высказал?

Приём сопоставления себя и других в процессе вербализации чувств.

- Какую точку зрения (не) принимаю?

Приём виртуального перемещения себя в

мир иной культуры.

- В каком месте художественного пространства (не) хотел бы находиться? Почему?

Приём создания обучаемыми собственного (ирреального) произведения искусства и его вербализация. Порядок работы: 1) объявление руководителем целей, задач, специфика творческого задания; 2) воображение участником эксперимента себя в роли творца, выражающего своё мировосприятие средствами искусства; мысленный диалог с самим собой, создающим художественную композицию; определение содержательного и формального компонентов воображаемого полотна (рисунка), скульптурного или архитек-

турного объёма и т. д.; 3) письменное вербальное описание воображаемых художественных образов); 4) социализация; установление межличностных контактов на основе созданного кем-либо из авторов конкретного актуализированного субъективного образа.

Эта творческая работа способствует выверке своих суждений с мнением других, побуждает к пониманию других, создаёт ситуацию предъявления повышенных требований к себе.

Общение с воображаемыми / реальными учениками. Речевое событие по поводу искусства, вызванное к жизни задачами профессионально-личностной подготовки будущих учителей-словесников:

- проведение деловых игр в форме экспериментальных уроков с использованием произведений искусства с целью проверки правильности выбранных приёмов и методов обучения и их уточнения;

- испытание студентами качества приобретённых профессиональных знаний, умений, навыков во время педагогической практики.

Вывод. Слово, усваиваемое студентами во множественных связях с живым миром, в связях с другими языковыми единицами, с другими знаковыми системами, слово, востребованное в общении, становится для индивидуума включенным в его внутренний лексикон, т. е. «живым», собственным.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Проблема текста // К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Павилёнис Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.,1983.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М., 1999.

Ходякова Л. А. Формирование культуроведчес-кой компетентности будущего учителя-словесника // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка: доклады и тезисы участников Всероссийской науч.-практ. конф. (11-12 марта 2003 г.) / Сост. проф. А. Д. Дейкина и проф. Л. А. Ходякова. М., 2003.

Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.