Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации у выпускников школ'

Изучение взаимосвязи успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации у выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

В статье рассматривается взаимосвязь успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации; дается описание ведущей деятельности, опираясь на понятия о личностном и профессиональном самоопределении; показано, что образовательное пространство школы влияет на освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации у выпускников школ»

нравятся себе и чаще испытывают чувство вины, чем, например, девятиклассники. А кроме того, они боятся взрослеть, не хотят быть самостоятельными, что в итоге приводит к инфантильности основной части современной молодежи. Многие дети имеют негативный Я-образ, что можно рассматривать как искажение личностной самоидентификации, в то же время выявленное у школьников преобладание направленности на себя приводит к эгоцентричному восприятию мира.

Современная школа должна стать не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного общения, средой становления успешных и счастливых людей, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-экономического климата в образовательном учреждении. Но для этого оно должно стать территорией безусловной психологической безопасности, где обучение имеет своей конечной целью либо помочь в мобилизации внутреннего потенциала личности, либо развить и укрепить психологический потенциал личности, что выражается в увеличении адаптивных ресурсов, формировании адаптационных способностей, повышении сопротивляемости личности негативным факторам внешней среды.

УДК 316

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00716 а в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой».

Примечания

1 См.: Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 271 с.

2 ВолковаЕ. Н. К актуальности психологического ракурса изучения проблемы насилия над детьми // Психология образования : культурно-исторические и социальноправовые аспекты : материалы Третьей национальной науч.-практ. конференции. М., 2006. С. 49.

3 См.: Григорьева М. В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды. Саратов, 2009. 318 с.

4 См.: Баева И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды. М., 2008. 362 с.

5 См.:БезрукихМ.М. Здоровье детей и школа. Проблемы и перспективы // Перемены. 2000. № 1. с. 38-43.

6 См.: Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие. 4-е изд. СПб., 2006. 526 с.

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

А. Р. Вагапова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается взаимосвязь успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации; дается описание ведущей деятельности, опираясь на понятия о личностном и профессиональном самоопределении; показано, что образовательное пространство школы влияет на освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию.

Ключевые слова: ведущая деятельность, профессиональное самоопределение, социальная адаптация.

Studying of Interrelation of the Success of Leading Activity and Strategy of Social Adaptation Graduates of Schools A. R. Vagapova

The article is considered the interrelation of the success of leading activity and strategy of social adaptation. The author describes the leading activity based on the concept of personal and professional self-determination. It is shown that the school educational space influences on development of the social skills providing social adaptation.

Key words: leading activity, professional self-determination, social adaptation.

Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д. Б. Эльконин). Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность, иное смысловое содержание, которое ориентировано на будущее и связано с личностным и профессиональным самоопределением.

Обращаясь к изучению проблемы самоопределения, анализируя данный процесс, исследователи подчеркивают его сложность и многоэтап-ность (Б. С. Братусь, П. Герстманн, М. Р. Гинзбург, Ю. П. Поваренков, М. М. Шибаева). М. Р. Гинзбург акцентирует в своих работах внимание на то, что термин «самоопределение» употребляется в литературе в различных значениях. Так, по мнению ученого, личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Целостная картина самоопределения в подростковом и юношеском возрастах в рамках предложенного М. Р. Гинзбургом подхода следующая: личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение

© Вагапова А. Р., 2012

Научный отдел

Л. Р. Вагапова. Изучение взаимосвязи успешности ведущей деятельности и стратегий адаптации.

определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т. е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение1.

Смена доминант при переходе от старшего подросткового возраста к периоду ранней юности подчеркивается в работе Г. И. Марасанова и Н. А. Рототаевой, в которой авторы со ссылкой на исследования Л. Ф. Обуховой утверждают, что переломный момент в представлениях о будущем наблюдается у учащихся 8-9 классов, т. е. в 15 лет, профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. Г. И. Марасановым описаны также характеристики процесса профессионализации старшеклассников, в которых неявно отражена его общая устремленность на построение новых личностных смыслов в мире профессиональных деятельностей:

зависимость от процессов личностного самоопределения и социальной адаптации;

взаимосвязь с процессами личностной оценки поля субъективного жизненного выбора и его ограничений, детерминированных особенностями общества и конкретными обстоятельствами обыденной жизни индивида;

выраженная тревожность, сопровождающая профессиональное самоопределение, при определенных условиях развивающаяся от состояния оптимистических ожиданий и надежд до кризисных, самооценивающихся как «нереализованность», «бесперспективность», «опустошенность»;

необходимость для индивида решения новых социально-ролевых проблем, связанных с выработкой социального поведения, адекватного ожиданиям конкретной профессиональной среды;

возможность моделирования на уровне школьного сообщества социальных ситуаций, значимых для профессионально-личностного самоопределения и способствующих росту социальной компетентности индивида в ходе личностного проживания таких ситуаций 2.

Таким образом, личностное самоопределение как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля подразумевает видение своего будущего, что является предпосылкой успешной социальной адаптации. Исследователи выделяют четыре основополагающих аспекта рассмотрения социальной адаптации: как разновидности социального отношения; как социального процесса; как социальной деятельности; как институциональной формы. А. А. Налчаджян под социальной адаптацией понимает процесс, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, при этом у них отсутствуют переживания конфликта

со средой. Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

1)реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2)усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения благодаря их рациональному осознанию или интериоризации;

3) достижение адаптированности субъекта через установление динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны 3.

В своих работах по изучению проблем социализации и социальной адаптации отечественные ученые (С.Л. Рубинштейн, Р. А. Ахмеров, Ю. Ф. Шрейдер, К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Д. А. Леонтьев, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева и др.) пришли к выводу, что можно выделить две жизненные программы личности -социально-психологической адаптации к социуму (поощряемой обществом) и самореализации (не всегда совпадающей с программой социальнопсихологической адаптации личности). Программа самореализации зачастую может и не осознаваться личностью. Её жизненная активность может снизиться при переживании, что программа адаптации не способствует самореализации, и ощущаться как смысло4утрата, проявляться в биографических кризисах4.

Таким образом, проблемное поле для исследователей, изучающих профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов, включает в себя ряд вопросов, связанных с изучением жизненных программ личности, влияющих на социально-психологическую адаптацию выпускника к жизни в динамичной российской действительности.

Эффективность деятельности человека в различных сферах жизни, в том числе профессиональной, будет определяться наличием жизненного плана, в котором определена последовательность целей и существует достаточно реалистичные представления о способах, необходимых средствах и возможностях их достижения. Для учащихся выпускных классов актуальным является представление о себе как о будущем профессионале, занимающем определенную социальную позицию. Возможны следующие стратегии: профессионально самоопределившиеся учащиеся с программой, поощряемой обществом; профессионально самоопределившиеся, но для них на первом месте самореализация, не способствующая социальнопсихологической адаптации; профессионально не самоопределившиеся, у которых возникнут проблемы с социально-психологической адаптацией. Следовательно, выбор конкретной профессии как вида деятельности, необходимого для совершенствования своих способностей, который приносит общественную пользу, говорит об определенности

Психология социального развития

23

смыслового будущего (высокий уровень полноты картины самоопределения). Неопределенное представление о своем профессиональном будущем выражается во внепрофессиональных требованиях к профессии, неадекватности целей, недостаточной степени продуманности жизненных планов (низкий уровень полноты картины).

В проведенном ранее исследовании по изучению особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников, на основании анализа жизненных планов нами были выявлены две группы с различным уровнем полноты картины профессионального самоопределения. В целом было отмечено, что наибольшее влияние на жизнь учащихся с высоким уровнем полноты картины самоопределения оказывает выбор учебного заведения. Это решение они связывают с будущей работой, взаимодействием с коллегами, «карьерой», «достижением задуманного», стремлением к материальной независимости и с возможностью «твердо стоять на своих ногах». Личная жизнь, семья у девушек данной группы связана с реализацией себя в роли жены, матери, бабушки. У юношей многократно подчеркивается самостоятельность, видна независимость в суждениях, субъектная позиция, что является одним из факторов готовности к взрослой жизни5.

Учащиеся, для которых большое значение имеет профессиональная подготовка, профессионально самоопределившиеся юноши и девушки не только планируют, но и осознают пути достижения успеха в работе, карьере, а именно то, что будет давать возможность зарабатывать стабильно, на протяжении всего времени, пока они будут проявлять необходимую для этого активность. Это отличает их от юношей/девушек, не уделяющих внимания своим профессиональным и жизненным планам. Они не способны осознанно планировать своё будущее, переоценивают значимость уже произошедших событий. Стремление к благополучию базируется не на желании проявить себя, не на вере в собственные силы, поскольку ответственность за происходящее с ними возлагается на стечение обстоятельств.

Таким образом, в самоопределении учащихся выпускных классов преобладает личностное самоопределение, также актуальны аспекты профессионального и в несколько отдаленной перспективе - семейное. Отметим ряд слабых мест, которые существует у старшеклассников в профессиональном самоопределении: неопределенность или нереалистичность планов и профессиональных установок, что говорит о неготовности к осознанному выбору профессии; уровень притязаний не соотносится с реальными способностями и возможностями, не осознаются потребности и интересы, что удлиняет период профессионального самоопределения. Следование готовым образцам нельзя признать успешной самореализацией6.

Выход из создавшейся противоречивой ситуации, сопровождающей учебно-профессиональную подготовку, заключается в психологическом сопровождении старшеклассников по следующим направлениям:

оптимизация личностных установок на будущее, конкретизация и планирование желаемого будущего;

гармоничное сочетание разнонаправленных ценностных ориентаций, связанных с самореализацией в социальной сфере и одновременно с личностной независимостью от социума;

формирование открытой для изменений внутренней (субъективной) картины мира и начальных представлений об основных направлениях

7

своего жизненного пути .

Таким образом, образовательное пространство школы задает ориентацию на достижение соответствующего возрасту уровня личной ответственности за свое благополучие, что предполагает освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию и социальную мобильность. Одной из основных задач современных образовательных учреждений является формирование у выпускников готовности к осуществлению профессионального выбора, собственной образовательной траектории, лишенной копирования, следования стереотипам, которые не всегда эффективны в меняющихся условиях российской действительности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716 а).

Примечания

1 Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. №№ 2.

С. 25.

См. :ХижнякЛ. В. Становление смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности как задача профессионального самоопределения старшеклассников // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. 2009. №№ 4. С. 123.

3 См.: Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. С. 9.

4 См.: Тренькаева Н. А. Социальная адаптация в юношеском возрасте : возможности и перспективы изучения // Сибирский психол. журн. 2006. № 23. С. 64.

5 См.: Вагапова А. Р. Профессиональное самоопределение старшеклассников и представления о жизненном успехе // Человек и общество: культурная интеграция : сб. науч. ст. Саратов, 2008. С. 287.

6 Там же. С. 288.

См.: ТренькаеваН. А. Указ. соч.

24

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.