Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОПРИНЯТИЕ / САМОИНТЕРЕС / САМОПОПОНИМАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ундуск Елена Николаевна, Чехова Дарья Владимировна, Степанов Юлия Николаевна

Работа посвящена изучению взаимосвязи представления о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе с учетом его модальности и особенностей выраженности структурных компонентов у молодежи - старшеклассников и студентов. В ходе исследования выявлены значимые связи между характеристиками представлений молодежи о своем будущем и компонентами эмоционально-ценностного отношения ее к себе. Показано, что в условиях различной модальности компонентов самоотношения молодежи проявляются разные характеристики ее представлений о своем будущем. Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что структурные компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе с учетом его модальности образуют значимые связи с характеристиками представлений молодежи о своем будущем. В пределах общей гипотезы были раскрыты две частные: 1) На фоне положительной модальности самоотношения молодежи, выраженной через его структурные компоненты, отмечаются четкие и ясные представления о своем будущем. 2) На фоне негативной модальности самоотношения фиксируются размытые представления о будущем в юношеском возрасте. Объектом исследования выступили 85 человек, из них 43 учащихся ГБОУ СОШ № 347 Невского района г. Санкт-Петербурга (16-18 лет) и 42 студента 2 курса филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (19-21 год). В ходе исследования было отмечено, что при положительной модальности компонентов эмоционально-ценностного отношения к себе (таких как высокое самопринятие, самоинтерес, самопонимание и др.) у респондентов наблюдаются в большей степени ориентированность на свое будущее, а представления о нем характеризуются большей ясностью и конкретикой. При отрицательной модальности самоотношения, выраженной через низкие значения самопринятия, самоуверенности, самоинтереса, самопонимания и высокие значения самообвинения, у респондентов отмечаются размытые, нечеткие представления о своем будущем, они в меньшей мере ориентированы на такую составляющую временной перспективы своей жизни, как будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN MODERN YOUTHS’ VISION OF THEIR FUTURE AND THEIR EMOTIONAL AND VALUE SELF-ATTITUDE

The study focuses on the relationship between high school and university students’ vision of their future, on the one hand, and their emotional and value self-attitude, on the other. The study takes into account the modality of self-attitude and the degree of expression of its various structural components. Notable connections between the level of young people’s vision of their future and the components of their emotional and value self-attitude were revealed. Young people’s vision of their future was found to differ when accompanied by different modalities of the components of their self-attitude. The general hypothesis of this study is that the structural components of the emotional-value self-attitude in its two modalities form significant connections with the characteristics of the young people’s ideas about their future. The general hypothesis was split into two more specific ones: 1) young people whose self-attitude is characterised by a positive modality expressed through its structural components have clear and specific ideas about their future; 2) young people whose self-attitude is characterised by a negative modality have blurred ideas about their future. The sample included 85 respondents: 43 high school students of Secondary School No. 347 of Nevsky District of Saint Petersburg (16-18 years old) and 42 second-year undergraduate students of the Philological Faculty of Herzen State Pedagogical University (19-21 years old). The study revealed that the respondents with a positive modality of the components of the emotional-value self-attitude (such as high self-acceptance, self-interest, self-understanding, etc.) are more focused on their future, and their ideas about their future are characterised by greater clarity and specificity. In contrast, the respondents with a negative modality of self-attitude (expressed through low values of self-acceptance, self-confidence, self-interest and self- understanding and high values of self-blame) have blurred and fuzzy ideas about their future. The latter respondents are also less focused on their future.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 2 _www.psychinedu. ru

Щ Check for updates

УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-173

Изучение взаимосвязи представления о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе современной молодежи

Е. Н. Ундуск1, Д. В. Чехова1, Ю. Н. Степанов02

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

2 Отдел социального попечительства горуправы района Хааберсти г. Таллинна,

13514, Эстония, г. Таллинн, Эхитаятэ тээ, д. 109а

Аннотация. Работа посвящена изучению взаимосвязи представления о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе с учетом его модальности и особенностей выраженности структурных компонентов у молодежи — старшеклассников и студентов. В ходе исследования выявлены значимые связи между характеристиками представлений молодежи о своем будущем и компонентами эмоционально-ценностного отношения ее к себе. Показано, что в условиях различной модальности компонентов самоотношения молодежи проявляются разные характеристики ее представлений о своем будущем. Гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что структурные компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе с учетом его модальности образуют значимые связи с характеристиками представлений молодежи о своем будущем. В пределах общей гипотезы были раскрыты две частные:

1) На фоне положительной модальности самоотношения молодежи, выраженной через его структурные компоненты, отмечаются четкие и ясные представления о своем будущем.

2) На фоне негативной модальности самоотношения фиксируются размытые представления о будущем в юношеском возрасте.

Объектом исследования выступили 85 человек, из них 43 учащихся ГБОУ СОШ № 347 Невского района г. Санкт-Петербурга (16-18 лет) и 42 студента 2 курса филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (19-21 год).

В ходе исследования было отмечено, что при положительной модальности компонентов эмоционально-ценностного отношения к себе (таких как высокое самопринятие, самоинтерес, самопонимание и др.) у респондентов наблюдаются в большей степени ориентированность на свое будущее, а представления о нем характеризуются большей ясностью и конкретикой. При отрицательной модальности самоотношения, выраженной через низкие значения самопринятия, самоуверенности, самоинтереса, самопонимания и высокие значения самообвинения, у респондентов отмечаются размытые, нечеткие представления о своем будущем, они в меньшей мере ориентированы на такую составляющую временной перспективы своей жизни, как будущее.

Ключевые слова: временная перспектива, представления о будущем, самоотношение, самопринятие, самоинтерес, самопопонимание, молодежь.

Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения

Сведения об авторах:

Елена Николаевна Ундуск, SPIN-код: 3911-2904, ORCID: 0000-0002-2552-8691, e-mail: el-uni@mail.ru Дарья Владимировна Чехова, e-mail: chekhova darya97@mail.ru

Юлия Николаевна Степанов, e-mail: juliastepanov@mail.ru

Для цитирования:

Ундуск, Е. Н., Чехова, Д. В., Степанов, Ю. Н. (2021) Изучение взаимосвязи представления о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе современной молодежи. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 162-173. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-173

Получена 19 февраля 2021; прошла рецензирование 7 марта 2021; принята 22 марта 2021. Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

The relationship between modern youths' vision of their future and their emotional and value self-attitude

E. N. Undusk1, D. V. Chekhova1, Ju. N. Stepanov®2

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia 2 Department of Social Guardianship, City Administration of the Haabersti District of Tallinn,

109A Ehitajate tee, Tallinn 13514, Estonia

Abstract. The study focuses on the relationship between high school and university students' vision of their future, on the one hand, and their emotional and value self-attitude, on the other. The study takes into account the modality of self-attitude and the degree of expression of its various structural components. Notable connections between the level of young people's vision of their future and the components of their emotional and value self-attitude were revealed. Young people's vision of their future was found to differ when accompanied by different modalities of the components of their self-attitude. The general hypothesis of this study is that the structural components of the emotional-value self-attitude in its two modalities form significant connections with the characteristics of the young people's ideas about their future. The general hypothesis was split into two more specific ones:

Authors

Elena N. Undusk, SPIN: 3911-2904, ORCID: 0000-0002-2552-8691, e-mail: el-uni@mail.ru

Darya V. Chekhova,

e-mail: chekhova darya97@mail.ru

Julia N. Stepanov,

e-mail: juliastepanov@mail.ru

For citation:

Undusk, E. N., Chekhova, D. V., Stepanov, Ju. N. (2021) The relationship between modern youths' vision of their future and their emotional and value self-attitude. Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 162-173. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-173 Received 19 February 2021; reviewed 7 March 2021; accepted 22 March 2021. Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

1)

2)

young people whose self-attitude is characterised by a positive modality expressed through its structural components have clear and specific ideas about their future;

young people whose self-attitude is characterised by a negative modality have blurred ideas about their future. The sample included 85 respondents: 43 high school students of Secondary School No. 347 of Nevsky District of Saint Petersburg (16-18 years old) and 42 second-year undergraduate students of the Philological Faculty of Herzen State Pedagogical University (19-21 years old).

The study revealed that the respondents with a positive modality of the components of the emotional-value self-attitude (such as high self-acceptance, self-interest, self-understanding, etc.) are more focused on their future, and their ideas about their future are characterised by greater clarity and specificity. In contrast, the respondents with a negative modality of self-attitude (expressed through low values of self-acceptance, self-confidence, self-interest and self-understanding and high values of self-blame) have blurred and fuzzy ideas about their future. The latter respondents are also less focused on their future.

Keywords: time perspective, vision of future, self-attitude, self-acceptance, self-interest, self-understanding, youth.

Введение

Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи представления молодежи о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе (самоотношения) с учетом его модальности и выраженности его структурных компонентов.

Временную перспективу, под которой понимается совокупность представлений человека о своем прошлом и будущем в текущий момент времени, можно отнести к одной из важнейших характеристик личности, поскольку она связана с особенностями этой личности, так или иначе затрагивает все ее жизненные сферы и оказывает влияние на все происходящие события и процессы в жизни.

Поиск своего «Я», формирование жизненных планов и целей, раскрытие своих внутренних ресурсов позволяет говорить о необходимости временной организации своего жизненного пути, что определяет конкретные представления личности молодого человека о своем будущем. Вместе с тем в юношеском возрасте большое значение приобретает формирование эмоционально-ценностного отношения к себе (самоотношения), на фоне которого осуществляется постановка и реализация целей, планирование своей деятельности, формирование ценностных ориентаций. Однако исследований, в которых раскрывались бы особенности представлений о своем будущем у современной молодежи с разной модальностью самоотношения и уровнем выраженности его структурных компонен-

тов, недостаточное количество. В этом видится актуальность изучения взаимосвязи эмоционально-ценностного отношения молодых людей и их представлений о своем будущем.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

На сегодняшний день проблемы, относящиеся к пониманию и выстраиванию человеком перспективы своего будущего, находятся в поле внимания многих исследователей. Категория будущего раскрывается в ключе понятия «временной перспективы» в работах отечественных авторов (Власенко 2014; Канавина 2017; Ман-дрикова 2008; Frank 1939 и др.), в контексте объекта переживаний подростками и представителями юношеского возраста (Байтингер 1998), а также в рамках понятий «жизненной перспективы» и «субъективной картины жизненного пути» (Головаха, Кроник 1984).

Понятие «временной перспективы» было предложено Л. Франком и определялось автором как система представлений личности о собственном психологическом прошлом и будущем, существующая в настоящем (Frank 1939). После этого данный термин начал использоваться в работах К. Левина, где под «временной перспективой» автор понимал «всеобщность взглядов индивида на психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин 1980, 139). Временная перспектива личности состоит из трех временных локусов, к которым относятся прошлое, настоящее и будущее, опосредующие друг друга и влияющие на развитие личности в настоящий момент (Купчигина, Недбаева 2017).

Описывая историю проблемы временной перспективы, необходимо отметить, что исследования о построении образа будущего в первую очередь строились на основе теории психологического времени личности и ее жизненного пути. В основу данного подхода легли труды Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна, которые рассматривали жизненный путь через призму личностного становления, как движение вверх к лучшим проявлениям сущности человека, а сама концепция жизненного пути раскрывается с позиции возраста (Ананьев 1968; Рубинштейн 1946). При этом, согласно авторам, личность не просто изменяется, проходя возрастные этапы, а выступает в качестве организатора жизни, в чем и проявляется индивидуальный характер ее жизни. Развивая концепцию С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская пред-

лагает одну из идей становления жизненного пути человека, организации его субъективного времени. Она сводит проблему жизни личности к проблеме активного управления ею жизненными обстоятельствами и событиями, при этом «развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни, достигая подлинности самоосуществления своей индивидуальности в жизни» (Альбуханова-Славская 2001, 217). Под «психологической перспективой» автор понимает «способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем» (Абульханова-Славская 1991, 76).

Также вопросом будущего в жизни человека занимался Ж. Нюттен, который трактовал его как «пространство мотивации», детерминирующее поведение человека для достижения поставленных им целей (Нюттен 2004). Как отмечает О. П. Макушина, осознание времени своей жизни, его протекания, позволяет человеку «оценивать и планировать собственную деятельность, адаптироваться к изменениям реальности» (Макушина 2019, 46).

Значительный вклад в изучение проблемы отношения к будущему внес Ф. Зимбардо, полагающий, что в противоположность отношению к прошлому, которое может быть как негативным, так и позитивным, а также отношению к настоящему, которое может быть гедонистическим или фаталистическим, отношение к будущему характеризуется наличием планов и целей, а также направленностью поведения на их достижение (Зимбардо 2010).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что представления о своем будущем — важный конструкт личности, отражающий временную перспективу жизни.

Следует отметить, что многие авторы (Головаха 1989; Головей, Рыбалко 2002; Толстых, Прихожан 2016; Макушина 2019 и др.) рассматривали временную перспективу именно в рамках юношеского возраста, поскольку в период данного этапа личностного развития начинает складываться мировоззрение, напрямую связанное с осмыслением жизни и постановкой жизненных целей и планов.

Главная задача юности — это выбор профессии, а к важным новообразованиям юношеского возраста относятся построение жизненных планов и целей, осознание своей индивидуальности, формирование собственной жизни во временной перспективе, рост в конкретных жизненных сферах.

Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко отмечают, что профессиональное самоопределение молодых

людей оказывается под влиянием факторов дальней направленности (Головей, Рыбалко 2002). Другими словами, уверенность в выборе своего профессионального пути, а также степень профессиональной подготовленности находятся в зависимости от того, в какой степени установлены цели и планы на будущее.

Представление будущего тесно связано с проблемой Я-концепции, поскольку «существует тесная взаимосвязь образа "Я" с деятельностью человека, его ценностными ориентаци-ями, жизненными планами и удовлетворенностью жизнью» (Быкова 2013, 302). При этом составной частью Я-концепции выступает самоотношение, имеющее сложную структурную организацию и представляющее собой относительное устойчивое чувство в адрес своего «Я», основанное на переживании степени своей самоценности и самопринятии. Однако в современной психологии не существует единого подхода к определению понятия самоотношения, вопреки тому, что оно интенсивно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Н. И. Сарджвеладзе (1989) одним из первых рассмотрел термин «эмоционально-ценностное отношение к себе», или «самоотношение», как самостоятельную психологическую категорию. Он описывал его как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя» (Сарджвеладзе 1989, 60).

Вместе с тем самоотношение может пониматься как специфическая активность личности в адрес своего «Я», которая состоит в определенных внутренних действиях, характеризующихся эмоциональной спецификой и предметным содержанием самого действия (Столин 1985). Дополняя теорию самоотношения, С. Р. Пантилеев рассматривает его в качестве «лежащего на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла "Я"самого субъекта. При этом специфика переживания смысла "Я" производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме» (Пантилеев 2000, 222).

Кроме рассмотренных исследований, явление самоотношения раскрывается в работах ряда отечественных психологов. В частности, согласно С. Л. Рубинштейну, В. В. Столину, И. И. Чесноковой, И. С. Кону, А. М. Колышко, самоотношение рассматривается как эмоциональный компонент самосознания (Рубинштейн 1957; Столин 1985; Чеснокова 1977; Кон 1978, 1981; Колышко 2004). При этом самосознание включает в себя помимо самоотношения само-

оценку, которая обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки (Рубинштейн 1957), и является поверхностным выражением самоотношения (Леонтьев 1975). Самоотношение же — это чувство, направленное на свою личность, имеющее выражение через установки и включающее в себя познавательный (представление о себе), эмоционально-аффективный (самолюбие) и оценочно-волевой (самооценка и самоуважение) компоненты (Кон 1978).

Необходимо отметить, что проблема самоотношения является одним из важных объектов исследований, а в контексте юношеского возраста она особенно актуальна. Именно на этом возрастном этапе в результате влияния различных социально-психологических факторов значительным коррективам подвергается уже существующая система оценочных критериев молодых людей.

Как считают многие авторы (Донцов, Донцова 2013; Сибгатуллина 2001; Хухлаева 2002), в юношеском возрасте для становления эмоционально-ценностного отношения личности к себе более значимыми становятся внутренние факторы (особенности личности человека, направленность его личности, уровень притязаний, установки, потребности, интересы, убеждения, система ценностей и др.) по сравнению с внешними (средовые факторы, воспитание).

Юношеский возраст является сенситивным периодом для становления самоотношения как эмоционально-оценочного компонента самосознания (Быкова 2013; Чеснокова 1977). При этом И. С. Кон (1978) подчеркивает: «Периодом возникновения сознательного "Я", как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» (Кон 1978, 270).

Многим исследователям удалось выявить влияние самоотношения на формирование активной жизненной позиции личности, на ее самовыражение и самореализацию (Божович 1995; Пантилеев 2000; Чеснокова 1977; Фельд-штейн 1997 и др.). И. И. Чеснокова подчеркивает: «В этот период развития личности впервые становятся необходимыми такие потребности, как самонаблюдение, самопознание, самоотношение, саморегулирование деятельности и поведения, появляется стремление к самовоспитанию, к целенаправленному изменению себя» (Чеснокова 1977, 67).

Анализ ряда исследований дает возможность говорить о сложности и значимости процесса становления позитивного самоотношения молодых людей, реализуемого под воздействием многих факторов, таких как социальное

окружение человека, его жизненный опыт, ценностные ориентации, особенности взаимодействия с другими людьми и др. (Выготский 1983; Корепанова 1994; Сергеева 2008). Претерпевает изменения в этом возрасте и эмоциональная сфера, что также оказывает значительное влияние на становление самоотношения молодых людей.

Эмоционально-ценностное отношение к себе молодых людей, являясь центральным, «ядерным» образованием самосознания, определяет их возрастные особенности (Толстых, Прихожан 2016). Оно представлено глобальной самооценкой и эмоционально окрашенным отношением к себе, имеющим проявление в поведении. В подростковом возрасте в сфере «Я» отмечается преобладание эмоциональных компонентов самооценки над когнитивными, что, в свою очередь, способствует формированию позитивной модальности самоотношения. В то же время в юношеском возрасте когнитивный компонент самооценки претерпевает изменения, и в результате осуществляется переход самосознания в общем и самоотношения в частности на новый, более высокий уровень (Захарова 1993).

Таким образом, формирование самоотношения молодого человека — это сложный процесс, в рамках которого изменяются его структурные и функциональные компоненты. Следовательно, изучение такого феномена, как самоотношение, является важным для юношеского возраста.

Организация и методы исследования

Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи представления молодежи о своем будущем и эмоционально-ценностного отношения к себе (самоотношения) с учетом его модальности и выраженности его структурных компонентов.

Для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

1) исследование представления о своем будущем в юношеском возрасте;

2) изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у современной молодежи;

3) выявление взаимосвязи модальности и выраженности структурных компонентов самоотношения молодых людей с их представлениями о своем будущем.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что структурно-функциональные компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе образуют зна-

чимые связи с характеристиками представлений о своем будущем у молодых людей.

Частными гипотезами исследования выступают:

1) На фоне положительной модальности компонентов эмоционально-ценностного отношения к себе у представителей юношеского возраста отмечаются четкие и ясные представления о своем будущем.

2) На фоне негативной модальности самоотношения молодых людей фиксируются размытые представления о своем будущем.

Предметом исследования являются представления о своем будущем у молодежи, имеющей различную модальность и выраженность структурных компонентов эмоционально-ценностного отношения к себе.

Объектом исследования выступили 85 человек, из них 43 учащихся ГБОУ СОШ № 347 Невского района г. Санкт-Петербурга (16-18 лет) и 42 студента 2 курса филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (19-21 год).

Сбор эмпирического материала проводился в несколько этапов:

1) определение особенностей представления о своем будущем в юношеском возрасте: осуществлялось с использованием «Экспресс-диагностики отношения к прошлому, настоящему и будущему» А. М. Прихожан;

2) выявление жизненной перспективы молодых людей: проводилось с помощью «Опросника временной перспективы» Ф. Зимбардо (7ТР1), адаптированный А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной;

3) изучение смысложизненных ориентаций респондентов: использовался «Тест смыс-ложизненных ориентаций» в адаптации Д. А. Леонтьева;

4) исследование уровня эмоционально-ценностного отношения к себе (самоотношения): проводилось с помощью «Опросника самоотношения» В. В. Сто-лина, С. Р. Пантилеева.

Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью программы Statistica 13.5.0.17. К статистическим процедурам, используемым в исследовании, относятся: метод контент-анализа для детализации изучения представления студентов о своем будущем на основании полученных ответов по «Экспресс-диагностике отношения к прошлому, настоящему, будущему» (изучалась перспектива будущего), методы описательной статистики, направленные на описание выборок, исследуемых по количественному признаку Х, с помощью

их различных числовых характеристик, а также метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона), позволяющий раскрыть существование линейной зависимости между двумя переменными: показателями представлений о своем будущем и эмоционально-ценностном отношении к себе студентов.

Результаты и их обсуждение

Изучение представлений молодежи о своем будущем дало возможность выявить особенности данных представлений, степень ориентации респондентов на собственное будущее, а также уровень его осмысленности в молодежной среде. Так, в частности, на основании результатов «Экспресс-диагностики отношения к прошлому, настоящему и будущему» было отмечено, что многие респонденты имеют довольно реалистичные и согласованные между собой представления о своем будущем.

При детализации изучения представлений о будущем на основании контент-анализа было установлено, что ответы на предложенные вопросы в методике «Экспресс-диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» старшеклассников и студентов разнятся между собой. Так, для старшеклассников актуальными являются вопросы, связанные со сдачей экзаменов и поступлением в вуз, а также те, что имеют обобщенный характер: «В будущем я мечтаю... поступить в университет», «Я буду рада, если. хорошо сдам экзамены», «Когда я буду взрослым. я буду успешным», «Я очень хочу найти счастье в жизни и построить свою карьеру», «.найти свое место в жизни». Для студентов же актуальными являются вопросы, отражающие потребность в самореализации, в раскрытии личностного потенциала: «В будущем я мечтаю. реализовать себя как писателя», «.стать кинорежиссером», «.работать учителем, давать дополнительные занятия, чтобы детям было интересно и весело, и мне тоже доставляло удовольствие». Многие из студентов в своих ответах демонстрируют нацеленность на создание семьи: «В будущем я мечтаю. построить здоровую крепкую семью, где есть любовь в браке, а дети счастливы».

В ходе оценки степени ориентации молодежи на будущее («Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо) были обнаружены высокие ее значения, что свидетельствует о наличии четких планов и целей, которые ставят перед собой старшеклассники и студенты.

На основании проведенного «Теста смысло-жизненных ориентаций» были установлены

средние значения показателей осмысленности и целостности жизни. Своими ответами респонденты указывают на способность строить свою жизнь в соответствии с представлениями о ее смысле и в согласии со своими целями, а также способность держать жизнь под контролем, свободно принимая решения и реализуя их.

Следующим этапом исследования стало изучение эмоционально-ценностного отношения к своему «Я» (самоотношения) в молодежной среде. Были раскрыты проявления модальности глобального самоотношения, степень выраженности его структурных компонентов у старшеклассников и студентов. В частности, отмечены значения на уровне «выше среднего» показателя «глобальное самоотношение», а также таких его компонентов, как «самопринятие» и «саморуководство», что указывает в целом на положительное отношение молодежи к собственному «Я» и, в частности, свидетельствует о склонности к одобрению молодыми людьми себя, своего поведения и поступков, о согласии с «Я», а также о переживании своего «Я» как внутреннего стержня, организующего себя и свою деятельность. Респонденты подчеркивают последовательность в собственных целях и побуждениях.

Средний уровень выраженности «самоуверенности» и «ожидания отношения других» в молодежной среде указывает на наличие адекватной оценки собственных способностей, сил при постановке и реализации поставленных целей, а также веру в способность заинтересовать других своей личностью и поддержать этот интерес к себе.

Высокие значения по показателю «самообвинение» говорят о том, что респонденты критично оценивают свои даже незначительные недостатки, а любые промахи и неудачи воспринимаются ими тяжело. По этим причинам молодежи свойственны укоры в свой адрес, возможно несогласие с собой в каких-то определенных ситуациях и интенсивное переживание внутриличностных конфликтов. Данное обстоятельство подтверждается ранее описываемым фактом несоответствия «Я-реального» и «Я-идеального», которое является актуальным для данного возрастного периода и, по И. С. Кону (Кон 1978), рассматривается в качестве естественной причины интеллектуального развития.

На завершающем этапе исследования осуществлялось изучение значимых связей между показателями эмоционально-ценностного отношения к себе (с учетом его модальности и особенностей структурно-функциональных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонентов) и характеристиками представле- В таблице представлены значимые связи ний о своем будущем у молодежи. между показателями самоотношения и пред-

ставлениями о будущем в молодежной среде.

Табл. Корреляционные связи между показателями самоотношения и характеристиками представлений

о своем будущем в юношеском возрасте (Ы = 85)

Показатель ГСО СУв(+) (+) СР < О (+) & С С СРук(+) СО(-) СИ(+) СПон(+)

Методика «Экспресс-диагностики отношения к прошлому, настоящему и будущему» «Отношение к прошлому» 0,185 0,194 0,171 0,145 0,164 0,030 0,067 0,162

«Отношение к будущему» 0,586** 0,365** 0,435** 0,422** 0,373** -0,399** 0,541** 0,168

«Сумма показателей» 0,512** 0,357** 0,402** 0,370** 0,347** -0,296** 0,421** 0,201

«Отношение к настоящему» 0,149 0,037 0,097 0,284** 0,181 -0,106 0,149 0,240*

«Опросник временной перспективы» «Негативное прошлое» -0,488** -0,272* -0,149 -0,500** -0,291** 0,433** -0,354** -0,470**

«Позитивное прошлое» 0,293** 0,208 0,212 0,257* 0,202 -0,138 0,191 0,064

«Гедонистическое настоящее» 0,006 0,179 0,238* 0,051 0,070 0,205 0,095 -0,108

«Фаталистическое настоящее» -0,209 -0,197 -0,008 -0,152 -0,263* 0,113 -0,124 -0,298**

«Будущее» 0,565** 0,327** 0,286** 0,312** 0,298** -0,283** 0,408** 0,159

«Тест смысложизненных ориентаций» «Общий показатель осмысленности жизни» 0,626** 0,390** 0,391** 0,565** 0,297** -0,384** 0,537** 0,319**

«Цели» 0,491** 0,351** 0,285** 0,454** 0,283** -0,298** 0,401** 0,213

«Процесс» 0,578** 0,361** 0,389** 0,463** 0,253* -0,330** 0,509** 0,298**

«Результативность» 0,584** 0,275* 0,351** 0,534** 0,256* -0,343** 0,457** 0,277*

«Локус контроля — Я» 0,561** 0,409** 0,304** 0,513** 0,308** -0,327** 0,460** 0,276*

«Локус контроля — Жизнь» 0,488** 0,400** 0,381** 0,450** 0,317** -0,283** 0,452** 0,264*

Условные обозначения:

ГСО — глобальное самоотношение

СУв(+) — самоуверенность

ООДр(+) — ожидаемое отношение других

СПр(+) — самопринятие

СРук(+) — саморуководство

СО(-) — самообвинение

СИ(+) — самоинтерес

СПон(+) — самопонимание

* р < 0,05

** р < 0,01

Проведенный корреляционный анализ показал, что все компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе образуют значимые связи с показателями, отражающими характеристики представлений о будущем.

Положительная значимая связь «глобального самоотношения» с характеристиками представлений о своем будущем, такими как «отношение к будущему» (г = 0,586 при р < 0,01), «общий показатель осмысленности жизни» (г = 0,626 при р < 0,01), «локус контроля — Я» (г = 0,561 при р < 0,01) и другими, показывает, что молодые люди с высокими значениями самоотношения имеют конкретные цели и планы на будущее, придающими их жизни направленность и осмысленность. Их представления о своем будущем являются более четкими, ясными, а стремления реализовать поставленные перед собой цели — сильными.

При детализации всех изучаемых компонентов самоотношения обнаруживается их сильная связь с «общим показателем осмысленности жизни» (р < 0,01). То есть устойчивое положительное отношение к своему «Я» находит отражение в наполненности жизни молодых людей смыслом, ориентированности их деятельности на реализацию своих значимых целей в соответствии с их субъективным жизненным смыслом.

Все компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе, за исключением «самопонимания», образуют значимую положительную связь со шкалой «сумма показателей отношения к прошлому и будущему» (р < 0,01). Другими словами, в контексте положительной модальности компонентов самоотношения отмечаются оптимистичные, согласованные и содержательные представления о временных отрезках жизни молодых людей — их прошлом и будущем.

Ряд структурно-функциональных компонентов самоотношения, отражающих положительную его модальность, таких как «самоуверенность» (г = 0,409, р < 0,01), «отношение других» (г = 0,304, р < 0,01), «самопринятие» (г = 0,513, р < 0,01), «саморуководство» (г = 0,308, р < 0,01), «самоинтерес» (г = 0,460, р < 0,01), а также показатель «самопонимание» (г = 0,276, р < 0,05) коррелируют с «локусом контроля — Я». Сходная тенденция отмечается со всеми перечисленными компонентами самоотношения и локусом контроля — Жизнь», а именно: с «самоуверенностью» (г = 0,400, р < 0,01), «отношением других» (г = 0,381, р < 0,01), «самопринятием» (г = 0,450, р < 0,01), «саморуководством» (г = 0,317, р < 0,01), «самоинтересом» (г = 0,452, р < 0,01) и «самопониманием»

(г = 0,264, р < 0,05). Можно констатировать, что чем выше уровень уверенности в себе, своих действиях и поступках, понимания себя, чем выше вера в то, что «Я» может вызвать интерес и уважение у окружающих, а также интерес к самому себе, тем сильнее у молодых людей вера в свои силы контролировать события своей жизни, тем отчетливее у них представление о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, необходимой для построения своей жизни, и способных самостоятельно руководить и направлять свое будущее.

Важно отметить и то, что такие показатели, как «будущее» (г = -0,283, р < 0,01), «отношение к будущему» (г = -0,399, р < 0,01) и «цели» (г = -0,298, р < 0,01), отрицательно коррелируют со шкалой «самообвинение», отражающей негативную модальность самоотношения. Данное обстоятельство указывает на то, что для молодых людей, критически оценивающих свои промахи, недостатки, а также укоризненно относящихся к себе из-за даже незначительных неудач, характерны размытые, нечеткие представления о своем будущем; такие респонденты не ставят перед собой отдаленные жизненные цели, придающие ей осмысленность и направленность.

Кроме того, выявлена значимая отрицательная связь между «самообвинением» и такими шкалами, как «сумма показателей отношения к прошлому и будущему» (г = -0,296, р < 0,01), «общий показатель осмысленности жизни» (г = -0,384, р < 0,01), «процесс» (г = -0,330, р < 0,01), «результативность» (г = -0,343, р < 0,01), «локус контроля — Я» (г = -0,327, р < 0,01), «локус контроля — Жизнь» (г = -0,283, р < 0,01). Вместе с тем со шкалой «негативное прошлое» данный компонент самоотношения коррелирует положительно (г = 0,433, р < 0,01). Полученные результаты показывают, что на фоне высокого «самообвинения», отражающего негативную модальность эмоционально-ценностного отношения к себе, отмечается рассогласованность, разрыв между представлениями о временных отрезках жизни (между прошлым и будущим), фиксируется факт отсутствия контроля и управления собственной жизнью, жизнь порой может казаться респондентам бесцельной и лишенной смысла.

Проведенный корреляционный анализ показал, что компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе так или иначе связаны с показателями временной перспективы будущего, и на фоне определенной модальности этих компонентов проявляются различные

характеристики представлений молодых людей об их будущем. В частности, при положительной модальности компонентов самоотношения (выраженной, например, через высокие значения «самопринятия», «самоуверенности», «самоинтереса») наблюдаются в большей степени ориентированность на свое будущее, представления о нем отличаются ясностью и конкретикой. В то же время при отрицательной модальности самоотношения (выраженной, например, через низкие значения «самоинтереса», высокие значения «самообвинения») у респондентов, напротив, отмечаются размытые, нечеткие представления о своем будущем; они в меньшей мере ориентированы на планирование и построение прогнозов своего будущего. Исходя из сказанного, можно отметить подтвержденность основной и частных гипотез исследования.

Полученные в ходе нашего исследования данные могут служить основой для дальнейшего изучения представлений о будущем в связи с отношением к прошлому и настоящему у молодых людей на фоне их эмоционально-ценностного отношения к себе или другой структурной составляющей самосознания. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут найти применение в психологическом консультировании, в работе тренинговых групп с молодыми людьми, испытывающими трудности в сфере самоотношения и не имеющими конкретных представлений о собственном будущем.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Изучение представлений о своем будущем старшеклассников и студентов позволило выявить степень ориентации испытуемых на собственное будущее, а также уровень его осмысленности. В ходе исследования респонденты показали в своих ответах согласованность представлений о прошлом, настоящем и будущем. Обнаружены высокая степень ориентации молодежи на свое будущее и средние

значения показателей «осмысленности» и «целостности» жизни.

2) В ходе изучения эмоционально-ценностного отношения молодежи к себе выявлены особенности его модальности и структурно-функциональных компонентов. В частности, были отмечены на уровне «выше среднего» показатели «глобального самоотношения», «самопринятия» и «саморуководства», а также средние значения «самоуверенности» и «ожидания отношения других». Вместе с тем в юношеском возрасте фиксируются высокие значения по показателю «самообвинение», свидетельствующие о повышенной самокритичности и требовательности к своему «Я».

3) Проведенный корреляционный анализ показал, что все компоненты самоотношения образуют значимые связи с показателями, отражающими характеристики представлений о будущем в молодежной среде. В частности, все компоненты эмоционально-ценностного отношения к себе, за исключением «самопонимания», образуют значимую положительную связь со шкалой «сумма показателей отношения к прошлому и будущему», а такие показатели, как «будущее», «отношение к будущему» и «цели», отрицательно коррелируют со шкалой «самообвинения», отражающей негативную модальность самоотношения. Данное обстоятельство указывает на то, что респонденты, готовые поставить себе в вину свои промахи и неудачи, преисполненные в адрес своего «Я» негативными эмоциями, а также имеющие тенденцию к аутоагрессии, отличаются отсутствием конкретных ясных представлений о своем будущем.

Таким образом, в условиях различной модальности компонентов самоотношения проявляются разные характеристики представлений о своем будущем. Данное обстоятельство позволяет говорить о подтверждении поставленных общей и частных гипотез исследования.

Литература

Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М.: Мысль, 299 с.

Абульханова-Славская, К. А., Березина, Т. Н. (ред.). (2001) Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 304 с. Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 343 с. Байтингер, О. Е. (1998) Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 156 с.

Божович, Л. И. (1995) Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: Модэк, 349 с.

Быкова, Е. Б. (2013) Я-концепция и временная перспектива подростков и юношей с нарушениями зрения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 151 с.

Власенко, А. И. (2014) Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности. Молодой ученый, № 8 (67), ч. 9, с. 921-924.

Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 369 с.

Головаха, Е. И., Кроник, А. А. (1984) Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 207 с.

Головаха, Е. И. (1989) Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Киев, Институт философии АН УССР, 34 с.

Головей, Л. А., Рыбалко, Е. Ф. (ред.). (2002) Практикум по возрастной психологии. 2-е изд., доп. и пер. СПб.: Речь, 693 с.

Донцов, Д. А., Донцова, М. В. (2013) Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста. Образовательные технологии, № 2, с. 34-42.

Захарова, А. В. (1993) Психология формирования самооценки. Минск: Белинкоммаш, 99 с.

Зимбардо, Ф. (2010) Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 352 с.

Канавина, С. С. (2017) Исследование временной перспективы современной молодежи. Психология в экономике и управлении, т. 9, № 2, с. 74-81.

Колышко, А. М. (2004) Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 102 с.

Кон, И. С. (1978) Открытие «Я». М.: Политиздат, 367 с.

Кон, И. С. (1981) Категория «Я» в психологии. Психологический журнал, т. 2, № 3, с. 25-38.

Корепанова, М. В. (1994) Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 205 с.

Купчигина, И. М., Недбаева, К. М. (2017) Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях. Молодой ученый, № 48 (182), ч. 2, с. 156-158.

Левин, К. (1980) Определение понятия «поле в данный момент». В кн.: П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан (ред.). Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х — середина 30-х годов XX в.). М.: МГУ, с. 131-145.

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 302 с.

Макушина, О. П. (2019) Восприятие прошлого, настоящего и будущего студентами с разным психологическим возрастом. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования, № 3, с. 46-50.

Мандрикова, Е. Ю. (2008) Современные подходы к изучению временной перспективы личности. Психологический журнал, т. 29, № 4, с. 54-65.

Нюттен, Ж. (2004) Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 608 с.

Пантилеев, С. Р. (2000) Самоотношение. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Самара: Бахрах-М, с. 208-242.

Рубинштейн, С. Л. (1946) Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 704 с.

Рубинштейн, С. Л. (1957) Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 328 с.

Сарджвеладзе, Н. И. (1989) Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 204 с.

Сергеев, А. Н. (2008) Классификация ключевых компетентностей школьников. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 9 (33), с. 81-85.

Сибгатуллина, О. Л. (2001) Социально-психологическая коррекция самоотношения личности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет, 20 с.

Столин, В. В. (1985) Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 530 с.

Толстых, Н. Н., Прихожан, А. М. (2016) Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 406 с.

Фельдштейн, Д. И. (1997) Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 160 с.

Хухлаева, О. В. (2002) Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Academia, 202 с.

Чеснокова, И. И. (1977) Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 144 с.

Frank, L. K. (1939) Time perspective. Journal of Social Philosophy, vol. 36, no. 4, рр. 293-312.

References

Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1991) Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl' Publ., 299 р. (In Russian)

Abul'khanova-Slavskaya, K. A., Berezina, T. N. (2001) Vremya lichnosti i vremya zhizni [Personality time and the life time]. Saint Petersburg: Aletejya Publ., 304 р. (In Russian)

Anan'ev, B. G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. Leningrad: Publishing

House of Leningrad University, 343 p. (In Russian) Bajtinger, O. E. (1998) Psikhologicheskie determinanty perezhivaniya budushchego kak problemy v yunosheskom vozraste [Psychological determinants of future experiences as problems in adolescence]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia, 156 p. (In Russian) Bozhovich, L. I. (1995) Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. Moscow: Izdatel'stvo

Instituta prakticheskoj psikhologii Publ.; Voronezh: Modek Publ., 349 p. (In Russian) Bykova, E. B. (ed.). (2013) Ya-kontsepciya i vremennayaperspektivapodrostkov iyunoshejs narusheniyami zreniya [I-concept and time perspective of adolescents and young men with visual impairments]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 151 p. (In Russian) Chesnokova, I. I. (1977) Problemy samosoznaniya v psikhologii [Problems of self-awareness in psychology]. Moscow:

Nauka Publ., 144 p. (In Russian) Doncov, D. A., Doncova, M. V. (2013) Psikhologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozrasta [Psychological features of youth (student) age]. Obrazovatel'nye tekhnologii — Educational Technologies, no. 2, pp. 34-42. (In Russian)

Fel'dshtejn, D. I. (1997) Sotsial'noe razvitie v prostranstve-vremeni detstva [Social development in the space-time

of childhood]. Moscow: Moscow Psychological and Social University Publ.; Flinta Publ., 160 p. (In Russian) Frank, L. K. (1939) Time perspective. Journal of Social Philosophy, vol. 36, no. 4, pp. 293-312. (In English) Golovakha, E. I. (1989) Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kiev, Institute of Philosophy of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR, 34 p. (In Russian) Golovakha, E. I., Kronik A. A. (1984) Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Personality psychological time].

Kiev: Naukova dumka Publ., 207 p. (In Russian) Golovej, L. A., Rybalko, E. F. (eds.) (2002) Praktikum po vozrastnoj psikhologii [Workshop on developmental

psychology]. 2nd ed., compl. and rev. Saint Petersburg: Rech' Publ., 693 p. (In Russian) Kanavina, S. S. (2017) Issledovanie vremennoj perspektivy sovremennoj molodezhi [Motivation and its reflextion in time perspective]. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii — Psychology in Economics and Management, vol. 9, no. 2, pp. 74-81. (In Russian) Khukhlaeva, O. V. (2002) Psikhologiya razvitiya: molodost', zrelost', starost' [Psychology of development:

Youth, maturity, old age]. Moscow: Academia Publ., 202 p. (In Russian) Kolyshko, A. M. (ed.) (2004) Psihologiya samootnosheniya [Psychology of self-attitude]. Grodno: Yanka Kupala State

University of Grodno Publ., 102 p. (In Russian) Kon, I. S. (1978) Otkrytie "Ya" [The discovery of the "I"]. Moscow: Politizdat Publ., 367 p. (In Russian) Kon, I. S. (1981) Kategoriya "Ya" v psikhologii [The category of "I" in psychology]. Psihologicheskii zhurnal, vol. 2,

no. 3, pp. 25-38. (In Russian) Korepanova, M. V. (1994) Razvitie pedagogicheskogo tvorcheskogo potentsiala studentov v protsesse resheniya imi kommunikativnykh zadach [Development of pedagogical creative potential of students in the process of solving their communicative tasks]. PhD dissertation (Psychology). Volgograd, 205 p. (In Russian) Kupchigina, I. M., Nedbaeva, K. M. (2017) Teoreticheskie podkhody k izucheniyu struktury vremennoj perspektivy v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Theoretical approaches to the study of the structure of time perspective in psychological and pedagogical research]. Molodoj uchenyj, no. 48 (182), pt 2, pp. 156-158. (In Russian)

Leont'ev, A. N. (1975) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 302 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Levin, K. (1980) Opredelenie ponyatiya "pole v dannyj moment" [Definition of "field at the moment"].

In: P. Ya. Gal'perin, A. N. Zhdan (eds.). Khrestomatiya po istorii psikhologii. Period otkrytogo krizisa (nachalo 10-kh — seredina 30-kh godov XX v.) [A chrestomathy on the history of psychology. A period of open crisis (the beginning of the 10s — mid 30s of 20th century)]. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., pp. 131-145. (In Russian)

Makushina, O. P. (2019) Vospriyatie proshlogo, nastoyashchego i budushchego studentami s raznym psikhologicheskim vozrastom [Perception of the past, present and future by students with different psychological ages]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya — Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, no. 3, pp. 46-50. (In Russian) Mandrikova, E. Yu. (2008) Sovremennye podkhody k izucheniyu vremennoj perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the time perspective of the individual]. Psihologicheskii zhurnal, vol. 29, no. 4, pp. 54-65. (In Russian)

Nuttin, J. (2004) Future time perspective and motivation. Moscow: Smysl Publ., 608 p. (In Russian)

Pantileev, S. R. (2000) Samootnoshenie [Self-relation]. In: D. Ya. Rajgorodskij (ed.). Psikhologiya samosoznaniya

[Psychology of self-consciousness]. Samara: Bahrah-M Publ., pp. 208-242. (In Russian) Rubinshtejn, S. L. (1946) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 704 p. (In Russian)

E. H. Ундуск, A. B. Hexoßa, K. H. Cmenanos

Rubinshtejn, S. L. (1957) Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ., 328 p. (In Russian)

Sardzhveladze, N. I. (1989) Lichnost' i ee vzaimodejstvie s sotsial'noj sredoj [Personality and its interaction with

the social environment]. Tbilisi: Metsniereba Publ., 204 p. (In Russian) Sergeev, A. N. (2008) Klassifikatsiya klyuchevykh kompetentnostej shkol'nikov [Classification of key competencies of schoolchildren]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 9 (33), pp. 81-85. (In Russian) Sibgatullina, O. L. (2001) Sotsial'no-psikhologicheskaya korrektsiya samootnosheniya lichnosti [Socio-psychological correction of personal self-attitude]. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, P. G. Demidov Yaroslavl State University, 20 p. (In Russian) Stolin, V. V. (1985) Poznanie sebya i otnoshenie k sebe v strukture samosoznaniya lichnosti [Self-knowledge and self-attitude in the structure of self-consciousness of the individual]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 530 p. (In Russian) Tolstykh, N. N., Prikhozhan, A. M. (2016) Psikhologiya podrostkovogo vozrasta [Psychology of adolescence]. Moscow:

Yurajt Publ., 406 p. (In Russian) Vlasenko, A. I. (2014) Vremennaya perspektiva kak podstruktura samosoznaniya deprivirovannoj lichnosti [Time perspective as a substructure of the self-consciousness of a deprived person]. Molodoj uchenyj, no. 8 (67), pt 9, pp. 921-924. (In Russian) Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5: Osnovy defektologii [Collected works: In 6 vols. Vol. 5:

Fundamentals of defectology]. Moscow: Pedagogika Publ., 369 p. (In Russian) Zakharova, A. V. (1993) Psikhologiya formirovaniya samootsenki [Psychology of self-esteem formation].

Minsk: Belinkommash Publ., 99 p. (In Russian) Zimbardo, F. (2010) The paradox of time. The new psychology of time that will change your life. Saint Petersburg: Rech' Publ., 352 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.