Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПАРАМЕТРАМИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПАРАМЕТРАМИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поздеева Е.А., Овсянникова М.А., Олейник Е.Н.

Актуализируется аспект профессионально-прикладной физической культуры студентов аграрного вуза, в частности координационная подготовка. Выделены значимые координационные способности специалиста по профилю «Ландшафтная архитектура». Определён уровень координационной подготовленности у студенток, обучающихся на первом курсе. Выявлена тесная взаимосвязь некоторых видов координации с параметрами психической сферы студенток. Предложен новый подход к совершенствованию координационных способностей будущих ландшафтных дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поздеева Е.А., Овсянникова М.А., Олейник Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE INDICATORS OF COORDINATION ABILITIES AND THE PARAMETERS OF MENTAL FUNCTIONS IN UNIVERSITY STUDENTS

Recently, increased demands have been placed on mental workers in terms of psychophysical preparedness, the effectiveness of which is associated with the level of coordination abilities. The research problem lies in the following aspects. Firstly, in the scientific and methodological literature, the issue of special coordination training within the framework of professional and applied physical culture of the future designerarchitect is not fully covered. Secondly, there are not enough interdisciplinary studies that are aimed at studying the development of coordination manifestations and changes in mental processes in future specialists. The purpose of the study is to identify the relationship between coordination manifestations and higher mental functions in student youth. The objectives of the study: to determine the significant coordination abilities of a designer in the profile «Landscape architecture»; testing the level of coordination readiness; diagnostics of higher mental functions in female students of a non-physical university; identification of the presence and nature of the relationship between the types of coordination abilities and parameters of attention, memory and thinking. Methods: analysis of scientific and methodological literature, analysis of normative documents, pedagogical testing, psychodiagnostics, mathematical statistics, pedagogical observation. In the course of the study, the authors come to the conclusion that there is a direct relationship between certain types of coordination abilities and the formation of the mental sphere of university students.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПАРАМЕТРАМИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВУЗА»

УДК 796.012.2 ББК 75.6

00! 10.47475/2500-0365-2023-8-3-48-53

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПАРАМЕТРАМИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВУЗА

Е. А. Поздеева1, М. А. Овсянникова2, Е. Н. Олейник1

1 Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева,

Москва, Россия

2Российский университет транспорта, Москва, Россия

Актуализируется аспект профессионально-прикладной физической культуры студентов аграрного вуза, в частности координационная подготовка. Выделены значимые координационные способности специалиста по профилю «Ландшафтная архитектура». Определён уровень координационной подготовленности у студенток, обучающихся на первом курсе. Выявлена тесная взаимосвязь некоторых видов координации с параметрами психической сферы студенток. Предложен новый подход к совершенствованию координационных способностей будущих ландшафтных дизайнеров.

Ключевые слова: координационные способности, психические функции, психофизическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Введение. В последнее время к работникам умственного труда предъявляют повышенные требования, касающиеся их психофизической подготовленности, эффективность которой связывают с уровнем координационных способностей [2, с. 20]. Ряд учёных подчёркивают, что специально разработанные методики совершенствования координационных проявлений способствуют формированию прикладных умений и навыков будущего специалиста [2, с. 21; 7, с. 545].

Психофизическая подготовленность выпускника обусловлена спецификой его будущей трудовой деятельности, требованиями к личностным качествам и физическим способностям. Профессиональная сфера дизайнера ландшафтной архитектуры включает в себя трудовые функции по сбору, обработке и оформлению исходных данных для проектирования; натурные обследования объекта ландшафтной архитектуры; подготовку и защиту проектной документации, выполнение отдельных видов работ по ландшафтному анализу территории и другие [4, с. 15]. Такие действия требуют от специалиста умения пользоваться предметно-пространственной сферой, владения навыками проектирования и моделирования, художественных и чертёжных способностей, освоения сложных программ для графического дизайна.

К профессионально важным качествам дизайнера относят логическое и пространственно-образное мышление, высокую концентрацию внимания, способность к обработке большого количества информации. Такие навыки, умения и качества специ-

алиста творческой специальности (дизайнер среды, дизайнер интерьера, архитектор, проектировщик) тесно взаимосвязаны с координационными способностями (КС), которые возможно совершенствовать специально подобранными методиками.

В подтверждение этому в специальной литературе есть сведения о том, что изменения в показателях физических качеств происходят сопряжённо с изменением ряда психических процессов [1, с. 378]. Кроме того, в малочисленных исследованиях авторами установлена взаимосвязь психомоторных и координационных показателей с формированием навыков и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности [2, с. 21].

Гипотезой нашего исследования является предположение о наличии взаимосвязей между различными видами КС и параметрами психических функций у студентов, что позволит разработать технологию совершенствования отдельных КС будущих специалистов творческих профессий, основанную на сопряжённом использовании слож-нокоординационных упражнений и психомоторных заданий, игр.

Аспект совершенствования координационных способностей хорошо изучен у студенческой молодёжи [5, с. 40; 6, с. 143; 7, с. 546]. Однако в научно-методической литературе недостаточно полно освящён этот вопрос в рамках профессионально-прикладной физической культуры (ППФП). С одной стороны, в примерной программе физического воспитания студентов нефизкультурного вуза не раскрыт раздел ППФП. Данное направление

отдаётся на самостоятельную разработку преподавателям кафедр физического воспитания. С другой стороны, формирование физических качеств и способностей, необходимых в профессии дизайнера, не может осуществляться в отрыве от формирования психических процессов. Такое сопряжённое воздействие может являться новым подходом в формировании психофизической готовности будущего выпускника. В связи с вышеизложенным направление исследования является актуальным.

Цель: выявление взаимосвязи различных координационных проявлений с высшими психическими функциями (на примере студентов аграрного вуза).

Методика и организация исследования.

В констатирующем исследовании приняли участие студентки первого курса института садоводства и ландшафтной архитектуры Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева, не имеющие спортивного стажа и не занимавшиеся спортом более 5 лет (п = 89). Для оценивания уровня КС девушек 18-19 лет были использованы тесты: «ловля линейки» (см), точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину (величина ошибки, см), точность воспроизведения амплитуды движения рук (величина ошибки, градусы); усложнённая проба Ромберга (с); ходьба по гимнастической скамейке (с); упражнение со сложной координацией рук и ног (баллы); выполнение марша под заданный ритм метронома (баллы). Тестирование было осуществлено экспертами на трёх занятиях после проведения подготовительной части урока.

Психодиагностика функций проводилась по общепринятым методикам. Первый тест — запоминание зрительных образов (картинки, цифры) — позволил оценить объём кратковременной зрительной памяти. В группе студентки выполняли задание по фиксированию на бланке (зарисовка/запись) максимального количества картинок по памяти за 20 секунд. Второй тест — «корректурная проба Бурдона» — оценивает концентрацию и устойчивость внимания. Девушки выполняли задания в группе. В качестве стимульного материала использовались бланки с перечнем строчных букв, где необходимо было за определённый интервал времени вычеркнуть одну букву. Индивидуально проводился тест на оценку логического мышления, где на специальном бланке испытуемый вычёрки-

вал «лишние слова», а преподаватель фиксировал личное время. Эти тесты проводились после предварительного объяснения, и каждый студент имел мотивацию сделать задания быстро и качественно. С помощью разработанных шкал результаты переводились в баллы. Для обработки полученных данных был использован пакет Microsoft Office Excel-2019. Применялся коэффициент корреляции Пирсона и общая классификация корреляционных связей по Э. В. Ивантеру, А. В. Коросову.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативных документов (профессиональный стандарт «Ландшафтный архитектор» и др.) и специальной литературы позволил выделить профессионально значимые индивидуально-психологические качества и способности специалиста, а также специальные умения и навыки.

Будущий дизайнер должен обладать развитым художественным воображением и логическими способностями, пространственным и креативным мышлением и высокой эрудированностью. Он должен быть усидчивым, уметь воспринимать и обрабатывать большой объём информации и обладать способностью к концентрации внимания. Необходимо быть готовым к непредвиденным ситуациям и быстрому принятию решений.

В профессиональном стандарте дизайнера ландшафтной архитектуры описаны трудовые операции: сбор, подготовка, обработка и документальное оформление исходных данных для проектирования; моделирование; обследования объекта ландшафтной архитектуры; работа с проектной документацией, ландшафтный анализ территории [4, с. 15]. Такие функции требуют от специалиста умения пользоваться предметно-пространственной сферой, владения навыками проектирования и моделирования, художественных и чертёжных способностей, освоения сложного программного обеспечения для графического дизайна (ArchiCAD, Autodesk 3ds Max, SketchUp, AutoCAD и др.). Таким образом, большее количество трудовых операций связано с сенсорными системами и психическими процессами.

В психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что природной основой КС являются: врождённые свойства нервной системы; степень развития сенсорных систем; чувствительность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления); способность контролировать эмоциональное состояние [1, с. 378; 6, с. 145].

В соответствии с вышеизложенным нами были выделены виды координации движений у дизайнеров направления «Ландшафтная архитектура». К ним отнесём быстроту, способность к сохранению равновесия, точность, пространственную ориентацию и чувство ритма.

Далее для оценивания уровня координационной подготовленности студенток первого курса были выбраны специфические КС и контрольные упражнения. Результаты тестирования КС студенток первого курса отражены в табл. 1.

Уровень координационной подготовленности был определён с помощью разработанных шкал [5, с. 40]. Так, среднегрупповые значения по критериям реагирующей и ритмической способностей, сохранения равновесия оказались ниже в сравнении с нормативными значениями для девушек. Необходимо акцентировать внимание на совершенствовании ритма движений и быстроты реагирования.

Для оценки психических функций были использованы общепринятые психолого-педагогические комплексы тестов, описанные выше. Результаты психодиагностики девушек представлены в табл. 2.

Для выявления наличия и характера зависимости между видами КС и психическими функциями был применён корреляционный анализ (табл. 3). Средние и высокие взаимосвязи выявлены по функции внимания: реагирующая способность, ритмическая способность, способность к сохранению статического равновесия, способность к согласованию отдельных действий (г=0,54-0,89) при уровне значимости а<0,05. Этот факт говорит о значимости функции внимания в формировании КС. Мы предполагаем, что это объясняется сложностью координационных упражнений и новизной.

По функции памяти средняя взаимосвязь выявлена с точностью воспроизведения амплитуды движения рук (кинестетической способностью 2), ритмической способностью и способностью согласовывать сложные движения руками и ногами (г=0,56-0,65) при уровне значимости а<0,05. Это подчёркивает факт взаимосвязи процессов запоминания зрительных образов и памяти на движения. Так, В. И. Гончаров отмечал, что «память на движения» является специальным комплексным видом памяти, включающим распознавание и за-

Таблица 1

Уровень координационной подготовленности студенток вуза

№ Способность Контрольное упражнение, единицы измерения х±5 Уровень

1 Реагирующая способность Тест «ловля линейки», см 14,94±6,81 Ниже среднего

2 Кинестетическая способность Точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину, ошибка, см 9,42±8,82 Средний

3 Точность воспроизведения амплитуды движения рук, ошибка, градусы 6,3±3,2 Средний

4 Способность к сохранению Усложнённая проба Ромберга, с 16,72±12,2 Выше среднего

5 равновесия Ходьба по гимнастической скамье, с 2,9±0,8 Ниже среднего

6 Способность координировать движения руками и ногами Комбинация разнонаправленных движений рук и ног, баллы 3,92±0,91 Средний

7 Ритмическая способность Выполнение марша под заданный ритм метронома, баллы 4,22±0,9 Ниже среднего

Таблица 2

Результаты диагностики психических функций студенток аграрного вуза

№ Показатель Тест х±5

1 Кратковременная зрительная память Запоминание образов, балл 6,32±0,95

2 Внимание: концентрация и переключение Корректурная проба, балл 6,19±2,46

3 Мышление: вербально-логическое «Исключение слов», балл 25,76±4,25

Таблица 3

Взаимосвязи показателей координационных способностей и психических функций у студенток аграрного вуза

Показатель Память Внимание Мышление

Реагирующая способность 0,89

Кинестетическая способность 1 0,52

Кинестетическая способность 2 0,56

Способность к сохранению статического равновесия 0,72

Способность к сохранению динамического равновесия 0,65

Способность координировать движения руками и ногами 0,65 0,54 0,3

Ритмическая способность 0,56 0,79 0,32

поминание как отдельных элементов, так и образа движения в целом [1, с. 376].

Обоснование тесной взаимосвязи функции памяти и ритмической способности можно найти у нейрофизиологов. Так, в исследованиях А. В. Ковалевой указывается, что сначала происходит запоминание ритмического рисунка (слуховое восприятие), а далее после обработки происходит и воспроизведение его по памяти через движения [3, с. 64]. Этот процесс специалисты называют сенсомоторной синхронизацией.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, мы предполагаем, что подход сопряжённого совершенствования КС и психических функций является основополагающим принципом при разработке технологии специально-координационной подготовки будущего дизайнера. Её использование будет способствовать повышению психофизической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Выводы. В исследовании выявлена зависимость между координационными способностями и психическими функциями, которая подтверждена высокими и средними корреляционными связями. Наиболее высокие параметры функции внимания отмечены у студенток, которые показали хороший уровень быстроты реакции (реагирующая способность), чувства ритма (ритмическая способность), сохранения статического равновесия и умения согласовывать сложные движения руками и ногами. Параметры функции памяти высоко коррелировали с кинестетической способностью; ритмической способностью и способностью согласовывать сложные движения руками и ногами.

Были выделены те виды координации движений, которые необходимо включить в ППФП будущего дизайнера профиля «Ландшафтная архитектура». К ним относятся быстрота, способность к сохранению равновесия, точность, пространственная ориентация и чувство ритма.

Список литературы

1. Гончаров, В. И. Участие психических процессов в формировании двигательных навыков / В. И. Гончаров, Н. А. Гончарова, Е. А. Мухачев // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 12 (178). — С. 374-380.

2. Горская, И. Ю. Педагогическая технология совершенствования координационных способностей студентов нефизкультурных вузов / И. Ю. Горская, Л. Н. Вериго, М. Ю. Моор // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2015. — № 2. — С. 19-22.

3. Ковалева, А. В. Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии / А. В. Ковалева // Русский медицинский журнал. —

2018. — Т. 26, № 12-1. — С. 61-65.

4. Приказ Минтруда России от 29.01.2019 № 48н «Об утверждении профессионального стандарта "Ландшафтный архитектор"» (зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2019 № 53896).

5. Серикова, Ю. Н. Оценка уровня координационных способностей студенток неспортивного вуза / Ю. Н. Серикова, В. А. Александрова, А. Ю. Нечаева // Теория и практика физической культуры. —

2019. — № 8. — С. 39-41.

6. Сокорева, Г. В. Улучшение координационных возможностей студентов / Г. В. Сокорева, М. А. Са-венко // Здоровье населения и качество жизни : электронный сборник материалов VII Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 марта 2020 г. — СПб. : Северо-Западный государственный

медицинский университет имени И. И. Мечникова, 2020. — С. 143-146.

7. Яковлева, В. Н. Совершенствование координационных способностей студенток в рамках програм-

Поступила в редакцию 08 августа 2022 г.

мы по физической культуре в вузе / В. Н. Яковлева, Н. В. Перегудова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 4(182). — С. 544548.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Поздеева, Е. А. Изучение взаимосвязи показателей координационных способностей с параметрами психических функций у студенток вуза / Е. А. Поздеева, М. А. Овсянникова, Е. Н. Олейник // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 3. — С. 48-53.

Сведения об авторах

Поздеева Елена Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева, Москва, Россия. ORCID: 0000-0002-4373-8350. SPIN-код: 5496-2191. AuthorID: 735199. E-mail: lena.pozdeewa@mail.ru

Овсянникова Марина Андреевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Российский университет транспорта, Москва, Россия. ORCID: 0000-0002-9191-1621. SPIN-код: 8056-2940. AuthorID: 914645. E-mail: mikhailova-marishka@yandex.ru

Олейник Елена Николаевна — старший преподаватель кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева, Москва, Россия. SPIN-код: 9285-1220. AuthorID: 988948. E-mail: oleynik.lena2010@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2023, vol. 8, no. 3, pp. 48-53.

The study of the relationship between the indicators of coordination abilities and the parameters of mental functions in university students

Pozdeeva E.A.1a, Ovsyannikova M.A.2b, Oleynik E.H.1

1Russian State Agrarian University K.A. Timiryazeva, Moscow, Russia. alena.pozdeewa@mail.ru, boleynik.lena2010@mail.ru

2Russian University of Transport, Moscow, Russia. mikhailova-marishka@yandex.ru

Recently, increased demands have been placed on mental workers in terms of psychophysical preparedness, the effectiveness of which is associated with the level of coordination abilities.

The research problem lies in the following aspects. Firstly, in the scientific and methodological literature, the issue of special coordination training within the framework of professional and applied physical culture of the future designer-architect is not fully covered. Secondly, there are not enough interdisciplinary studies that are aimed at studying the development of coordination manifestations and changes in mental processes in future specialists. The purpose of the study is to identify the relationship between coordination manifestations and higher mental functions in student youth. The objectives of the study: to determine the significant coordination abilities of a designer in the profile «Landscape architecture»; testing the level of coordination readiness; diagnostics of higher mental functions in female students of a non-physical university; identification of the presence and nature of the relationship between the types of coordination abilities and parameters of attention, memory and thinking.

Methods: analysis of scientific and methodological literature, analysis of normative documents, pedagogical testing, psychodiagnostics, mathematical statistics, pedagogical observation. In the course of the study, the authors come to the conclusion that there is a direct relationship between certain types of coordination abilities and the formation of the mental sphere of university students.

Keywords: coordination abilities, mental functions, psychophysical readiness, professional and applied physical training.

References

1. Goncharov V. I., Goncharova N. A., Mukh-achev E. A. Uchastiye psikhicheskikh protsessov v formirovanii dvigatel'nykh navykov [Participation of mental processes in the formation of motor skills]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft], 2019, no. 12(178), pp. 374-380. (In Russ.).

2. Gorskaya I. Yu., Verigo L. N., Moor M. Yu. Pe-dagogicheskaya tekhnologiya sovershenstvovaniya koor-dinatsionnykh sposobnostey studentov nefizkul'turnykh vuzov [Pedagogical technology of improving the coordination abilities of students of non-physical education universities]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obra-zovaniye, trenirovka [Physical culture: education, training], 2015, no. 2, pp. 19-22. (In Russ.).

3. Kovaleva A. V. Fiziologicheskiye osnovy vospri-yatiya i vosproizvedeniya ritma v nevrologii [Physiological basis of rhythm perception and reproduction in neurology]. Russkiy meditsinskiy zhurnal [Russian Medical Journal], 2018, vol. 26, no. 12-1, pp. 61-65. (In Russ.).

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 29.01.2019 No. 48h "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta 'Landshaft-nyy arkhitektor' " Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.02.2019 No. 53896 [Order of the Ministry of Labor of Russia "On approval of the professional standard 'Landscape architect' ". Registered with the Ministry of Justice of Russia on 26.02.2019 No. 53896] (Zaregistrirovano v

Minyuste Rossii 26.02.2019 No. 53896) (In Russ.).

5. Serikova Yu. N., Aleksandrova V. A., Nechae-va A. Yu. Otsenka urovnya koordinatsionnykh sposobnostey studentok nesportivnogo vuza [Evaluation of the level of coordination abilities of female students of a non-sporting university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical culture], 2019, no. 8, pp. 39-41. (In Russ.).

6. Sokoreva G. V., Savenko M. A. Uluchsheniye koordinatsionnykh vozmozhnostey studentov [Improving the coordination capabilities of students]. Zdorov'ye naseleniya i kachestvo zhizni: elektronnyy sbornik mate-rialov VII Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem zaochnoy nauch.-prakt. konf., Sankt-Peterburg, 30 marta 2020 g. [Health of the population and quality of life: electronic collection of materials of the VII All-Russian with international participation of the correspondence scientific and practical conf., St. Petersburg, 30 March 2020]. St. Petersburg, 2020. Pp. 143-146. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Yakovleva V. N., Peregudova N. V. Sovershenst-vovaniye koordinatsionnykh sposobnostey studentok v ramkakh programmy po fizicheskoy kulture v vuze [Improving the coordination abilities of female students in the framework of the program on physical culture at the university]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Les-gafta [Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft], 2020, no. 4 (182), pp. 544-548. (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.