Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В КАРАГАНДИНСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗА 2009-2010 гг.'

ИЗУЧЕНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В КАРАГАНДИНСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗА 2009-2010 гг. Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — А. К. Батралиева

There has been carried out the comparative analysis of the medical remedies import, products of medical appointment and medical techniques for 2009-2010 years and in accordance with the results of the given analysis, the quantity of names of medical remedies, products of medical appointment and medical techniques to be imported on the basis of the allowing documents issued by the Department in 2010 year, have increased on more 54 % than they were issued in 2009 year. The sum of the imported medical remedies, products of medical appointment and medical techniques has increased on 75 % in 2010 year in comparison with the imported ones in 2009 year.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А. К. Батралиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MEDICAL REMEDIES IMPORT, PRODUCTS OF MEDICAL APPOINTMENT AND MEDICAL TECHNIQUES FOR 2009 AND 2010 YY.

2009-2010 жылдарда шеттен әкелінген дәрілік заттарды, медициналық мақсаттағы бұйымдар мен медициналық техника бойынша өткізілген салыстырмалы талдау нәтижесінде 2009 жылға қарағанда 2010 жылы Департаментпен дәрілік заттарды, медициналық мақсаттағы бұйымдар мен медициналық техниканы тасу үшін берген рұқсат құжаттар саны 54% артты. 2009 жылмен салыстырғанда 2010 жылы шеттен әкелінген дәрілік заттарды, медициналық мақсаттағы бұйымдар мен медициналық техника сомасы 75% артты.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В КАРАГАНДИНСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗА 2009-2010 гг.»

Таблица 1.

Доступность лекарственных средств населению сельской местности Карагандинской области

Район Количе-ствово жителей Общее кол-во населенных пунктов Кол-во населенных пунктов с ЦРБ, РБ, СУБ, ПМСП (КДП, СВА, МРБП, ФП, ФАП) Кол-во населенных пунктов, в которых имеются аптечные организации Кол-во населенных пунктов, в которых организована реализация лек-х ср-в ч/з ПМСП Доступность ЛС сельскому населению (%)

Актогайский 17 042 36 34 3 18 56%

Абайский 54 573 37 29 7 17 57%

Бухар-Жырауский 59 370 68 65 2 46 85%

Жанааркинкий 28 686 34 28 3 16 50%

Каркаралинский 38 520 61 56 5 47 82%

Нуринский 28 266 37 32 7 17 68%

Осакаровский 34 425 52 47 8 34 73%

Улытауский 12 352 29 14 2 7 34%

Шетский 45 435 61 57 6 46 80%

Всего 318 669 415 362 43 248 70%

ЛИТЕРАТУРА

1. Юргель Н.В. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению. Здравоохранение 2008; 12: 12-15.

2. Зайченко Е. На пути к стабильности. Фармация Казахстана 2008; 6: 15-18.

3. Широкова А. Аптечный рынок Казахстана: итоги 2009. Ремедиум 2010; 5: 64.

4. Батралиева А. К. Мониторинг фармацевти-

ческих предприятий и маркетинг оригинальных отечественных фитопрепаратов [Автореф. ... канд. фарм. наук]. Караганда, 2009: 22 5. Шертаева К. Д. Организационно-правовые аспекты социальных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения. Фарм. Бюллетень 2005; 1,2: 13.

Поступила 31.08.2011

А. K. Batraliyeva

ANALYSIS OF ACCESSIBILITY OF MEDICINAL REMEDIES FOR RURAL POPULATION IN KARAGANDA REGION

There was defined the accessibility of medicinal remedies for the rural population around the Karaganda region in 2010 year. The accessibility of medicinal remedies for the rural population is lower 30% than for the urban population.

А. К. Батралиева

КАРАГАНДЫ ОБЫЛЫСЫ БОЙЫНША АУЫЛ Т¥РРЫНДАРЫНЬЩ Д6Р1Л1К ЗАТТАРРА КОЛ ЖЕТК1ЗУ1Н ТАЛДАУ

2010 жылы Караганды облысы бойынша туррындарра дэршш заттарра колжетюзу белгшендг Каламен салыстырранда облыс ауыл туррындарынык дэрiлiк заттарра колжеткiзуi 30% темен.

А. К. Батралиева

ИЗУЧЕНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В КАРАГАНДИНСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗА 2009-2010 гг.

Департамент Комитета фармацевтического контроля МЗ РК по Карагандинской области

Лекарственное обеспечение населения республики является одной из важнейших задач

государства. Лекарственные средства играют ключевую роль в профилактической медицине и лечении болезней. Разработанная ВОЗ «Концепция основных лекарственных средств» (1977 г.) играет определенную роль в улучшении доступа к лекарственным средствам в развивающихся странах. Основные лекарственные средства должны удовлетворять потребности большинства населения, нуждающегося в медикаментозном лечении; они должны быть всегда в достаточном количестве и соответствующих лекарственных формах. Критериями включения в эту группу лекарственных средств являются доказанная безопасность и

эффективность, четко сформулированные терапевтические характеристики и доступная цена.

Фармацевтическая отрасль, как сектор реальной экономики независимого Казахстана, имеет важнейшее экономическое, социально и стратегическое значение для республики [1]. Именно поэтому в Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2010-2030 гг. указывается на необходимость повышения эффективности государственного регулирования сферы обращения лекарственных средств. Для Казахстана это очень важно, ведь без эффективного формирования и развития фармацевтического рынка не удастся завершить затянувшееся реформирование всей отрасли медицины. Высокая импортоза-висимость республики в сфере обращения лекарственных средств ставит под угрозу экономическую безопасность страны. В связи с чем актуальным остается анализ ввоза лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМТ) и медицинской техники (МТ) в регионы республики при функционировании Таможенного союза.

За годы экономических преобразований произошли коренные преобразования фармацевтического сектора. Вместо централизованной системы лекарственного обеспечения сформировалась новая система фармобращения - появились крупные дистрибьюторские компании, аптечные организации приобрели самостоятельность. Достижениями реформы являются развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности (увеличилось количество предприятий-производителей с 13 до 70, вырос объем производства с 4,7 млн. долларов США в 1996 г. до 19 млн долларов США в 2001 г., количество зарегистрированных лекарственных средств, произведенных казахстанскими фармацевтическими организациями, увеличилось с 60 в 1996 г. до 315 в 2001 г.); формирование с учетом рекомендаций ВОЗ особенностей заболеваемости населения, а также структуры и профиля медицинских организаций Списка основных лекарственных средств, который утверждается постановлением Коллегии Министерства здравоохранения Республики Казахстан один раз в два года с учетом меняющихся приоритетов деятельности здравоохранения; количество аптечных организаций возросло с 2120 до 6471, ассортимент лекарственных средств увеличился с 1220 наименований до 4450, появились новые формы фармацевтических услуг; создание системы контроля безопасности, эффективности и качества лекарственных средств и упорядочение процедуры государственной регистрации лекарственных средств; снижение цен и их стабилизация за счет жесткой конкуренции [1].

Цель работы - изучение ввоза лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в Карагандинскую область за 2009-2010 гг.

Анализ показал, что фармацевтический рынок Казахстана в оптовых ценах достиг 589,09

млн. долл. (87,02 млрд. тенге), в розничных — 727,26 млн. долл. (107,41 млрд. тенге). Средняя розничная наценка снизилась по сравнению с 2008 г. и составила 23%. По итогам 2009 г. уровень потребления ГЛС на душу населения составил 46,10 долл. (в 2008 г. - 48,44 долл.). Подавляющее большинство проданных в аптеках Казахстана готовых лекарственных средств (ГЛС) было произведено в Германии (19%), препараты из США занимают 7% рынка, по 6% приходится на индийские, французские и словенские лекарства. Препараты российского производства занимают 5% аптечного рынка наряду с ГЛС из Дании и Казахстана [2, 3].

Глобализация и существующие правила международной торговли тесно связаны с функционированием национальной системы здравоохранения. Соглашение TRIPS обязывает все государства-члены WTO предоставить патентную защиту на оригинальные лекарственные средства сроком на 20 лет. Экономически развитые страны должны были выполнить условия TRIPS еще к 1996 г., развивающиеся - к 2000 г. ввести в действие национальные нормы, регулирующие права интеллектуальной собственности, для наименее развитых стран этот срок продлен до 2006 г.

Патентная защита лекарственных средств стимулирует проведение научных исследований и разработку новых лекарственных средств. Некоторые специалисты высказывают опасение, что большинство научных исследований и разработок в мировом масштабе нацелено на удовлетворение потребностей здравоохранения главным образом развитых стран. Рыночная монополия, обеспеченная патентной защитой, способствует установлению высоких цен на инновационные лекарственные средства.

Следует отметить, что в 2009 г. усилена работа по развитию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (Таможенный союз). В целом, Таможенный союз является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Необходимо отметить, что Таможенный союз формально уже создан. В 1995 г. было подписано правительственное соглашение «О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». В 1996 г. к данному соглашению присоединилась Республика Казахстан. Таможенный союз создавался для упрощения торговли между государствами-участниками, в частности, путем сокращения таможенных барьеров [3, 4, 5].

В рамках Таможенного союза (Республики Казахстан, Российская Федерация, Республика Беларусь) одним из элементов единой торговой политики в отношении третьих стран являются единые меры нетарифного регулирования, применение которых определено Соглашениями: - о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, подписанного 25 января 2008 г. в г. Москва и ратифицированного Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2008

года №82-^;

- о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, подписанного 9 июня 2009 г. в г. Москва, и одобренного постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2009 г. № 851 (далее Соглашение);

- о порядке применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, подписанного 9 июня 2009 г в г. Москва.

В целях реализации норм соглашений сформирован Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и/или вывоз государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами путем лицензирования импорта и/или экспорта товаров.

Взамен писем-согласований на ввоз лекарственных средств выдается лицензия на импорт лекарственных средств и фармацевтических субстанций. Проведен анализ ввоза ЛС, ИМН и МТ за исследуемый период (табл. 1).

Кроме того, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 г. №1229 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров» и постановления Правительства РК от 19 августа № 824 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров в Таможенном союзе и внесение изменений и дополнений постановления Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 г. № 1229 и от 26 января 2009г. № 56», для целей освобождения импорта товаров

Анализ ввоза ЛС,

от налога на добавленную стоимость к разовым лицензиям выданы согласования на ввоз в Республику Казахстан лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. За 2010 г. выдано 398 согласований к 398 разовым лицензиям на ввоз лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2010 г. № 824 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров в таможенном союзе и внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 г. №1229 и от 26 января 2009 г. № 56», в целях освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза выдано к разрешениям 109 согласований.

Изучены результаты сравнительного анализа по разрешительным документам на ввоз ЛС, ИМН и МТ за 2009-2010 гг. в Карагандинскую область (рис. 1).

Анализ показал, что за 2010 г. Департаментом выдано разрешительных документов на ввоз ЛС, ИМН и МТ на 95% больше, чем выдано за 2009 г. Количество наименований ЛС, ИМН и МТ, ввезенных на основании разрешительных документов, выданных Департаментом за 2010 г., увеличилось на 54%. Сумма ввезенных ЛС, ИМН и МТ за 2010 г увеличилась на 75% по сравнению с 2009 г.

Увеличение количества разрешительных

Таблица 1.

ИМН и МТ за 2009-2010 гг.

Период Количество разрешительных документов (писем разрешений и лицензий) Количество наименований ЛС, ИМН, МТ Сумма в долларах США

2009 г. 260 писем-согласований (253 - на ввоз, 7 - на вывоз) 2455 318 467 245,96

2010 г. 507 разрешительных документов (398 разовых лицензий на ввоз /1С и 109 разрешений) 3772 555 850 306,24

Рис. 1. Сравнительный анализ по разрешительным документам на ввоз в Карагандинскую область ЛС, ИМН и МТ за 2009-2010 гг.

документов на ввоз ЛС, ИМН и МТ объясняется введением в 2010 г. лицензирования ввоза лекарственных средств. Выдача лицензий осуществляется на каждое лекарственное средство, классифицируемое в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, увеличение количества разрешительных документов, наименований ЛС, ИМН и МТ и суммы ввезенных ЛС, ИМН и МТ объясняется выдачей лицензий на ввоз остатков неввезен-ных лекарственных средств и фармацевтических субстанций, на которые письма-согласования выданы в 2007, 2008 и 2009 гг.

Во исполнение приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2004 г.№ 885 «Об утверждении Инструкции по согласованию ввоза и вывоза лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и парафармацевтиков», приказа МЗ РК от 30 марта 2007 г. № 209 «О внесении дополнений и изменений в приказ МЗ Республики Казахстан от 22 декабря 2004 г. № 885 и приказа Председателя Комитета фармацевтического контроля от 25.03.2009 г. № 111 «О делегировании полномочий по согласованию ввоза и вывоза лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения территориальным подразделениям Комитета фармацевтического контроля» Департаментом выдано 2 письма -согласования на ввоз продукции, не относящейся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике, к

товарам, поставляемым в организации здравоохранения и объектам фармацевтической деятельности, подлежащим освобождению от налога на добавленную стоимость.

Таким образом, анализ ввоза ЛС, ИМН и МТ по Карагандинской области за последние годы показал импортозависимость, причем отмечена тенденция к увеличению импорта медикаментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РК «О Концепции лекарственной политики Республики Казахстан» №584 от 29 мая 2002 г., Астана.

2. Широкова А. Аптечный рынок Казахстана: итоги 2009. Ремедиум 2010;5:61.

3. Шишкин А. Таможенный союз: интеграция продолжается. Ремедиум 2009;1:41.

4. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2004 г. №885 «Об утверждении Инструкции по согласованию ввоза и вывоза лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и парафармацевтиков».

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2010 г. №824 «Об утверждении Правил освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров в таможенном союзе и внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 г. №1229 и от 26 января 2009 г. №56».

Поступила 31.08.2011

A. K. Batraliyeva

COMPARATIVE ANALYSIS OF MEDICAL REMEDIES IMPORT, PRODUCTS OF MEDICAL APPOINTMENT AND MEDICAL TECHNIQUES FOR 2009 AND 2010 YY.

There has been carried out the comparative analysis of the medical remedies import, products of medical appointment and medical techniques for 2009-2010 years and in accordance with the results of the given analysis, the quantity of names of medical remedies, products of medical appointment and medical techniques to be imported on the basis of the allowing documents issued by the Department in 2010 year, have increased on more 54 % than they were issued in 2009 year. The sum of the imported medical remedies, products of medical appointment and medical techniques has increased on 75 % in 2010 year in comparison with the imported ones in 2009 year.

А. К. Батралиева

2009-2010 ЖЫЛДАРЫ ШЕТТЕН 6КЕЛ1НГЕН Д6Р1Л1К ЗАТТАРДЫ, МЕДИЦИНАЛЬЩ МАКСАТТАРЫ Б¥ЙЫМДАР МЕН МЕДИЦИНАЛЬЩ ТЕХНИКАЛАРДЫ ЗЕРТТЕУ

2009-2010 жылдарда шеттен экел^ген дэртк заттарды, медициналык максаттары буйымдар мен медициналык техника бойынша етюзтген салыстырмалы талдау нэтижесшде 2009 жылра караранда 2010 жылы Департаментпен дэршк заттарды, медициналык максаттары буйымдар мен медициналык техниканы тасу Yшiн берген руксат кужаттар саны 54% артты. 2009 жылмен салыстырранда 2010 жылы шеттен экел^ген дэрiлiк заттарды, медициналык максаттары буйымдар мен медициналык техника сомасы 75% артты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.