Научная статья на тему 'Анализ доступности лекарственных средств сельскому населению в Карагандинской области'

Анализ доступности лекарственных средств сельскому населению в Карагандинской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — А. К. Батралиева

There was defined the accessibility of medicinal remedies for the rural population around the Karaganda region in 2010 year. The accessibility of medicinal remedies for the rural population is lower 30% than for the urban population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А. К. Батралиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACCESSIBILITY OF MEDICINAL REMEDIES FOR RURAL POPULATION IN KARAGANDA REGION

2010 жылы Қарағанды облысы бойынша тұрғындарға дәрілік заттарға қолжеткізу белгіленді. Қаламен салыстырғанда облыс ауыл тұрғындарының дәрілік заттарға қолжеткізуі 30% төмен.

Текст научной работы на тему «Анализ доступности лекарственных средств сельскому населению в Карагандинской области»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А. К. Батралиева

АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ В КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент Комитета фармацевтического контроля МЗ РК по Карагандинской области

Главные цели социальной политики Республики Казахстан - последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг. Повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, жителям удаленных районов - важнейшая задача всех уровней власти.

Следует отметить, что проблемы с организацией медицинской и лекарственной помощи населению, проживающему в отдаленных районах, имеются в большинстве стран и решаются государством и муниципалитетами в зависимости от сложившихся традиций и реалий социально-экономического развития. Во многих европейских странах (Бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.) доступность медицинской помощи обеспечивается благодаря развитой системе общей врачебной (семейной) практики. Врачам разрешено реали-зовывать лекарственные средства пациентам (на долю товарооборота, обеспечиваемого врачами, приходится от 1% (Бельгия, Ирландия) до 20%), что позволяет в какой-то степени решить проблему обеспечения лекарствами. В Великобритании около 4 тыс. врачей, практикующих в сельской местности (12% от общего количества врачей общей практики), имеют право реализовы-вать лекарственные средства своим пациентам. Разрешение получают на основании определенных критериев [1, 2, 3].

В Словении врачи общей практики имеют право реализовывать лекарственные средства в тех населенных пунктах, которые расположены дальше 10 км от ближайшей аптеки. Запасы лекарственных средств поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договоры. В Финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарственные средства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), где можно приобрести лекарственные средства, постепенно уменьшается за счет с новых аптек [1].

Всемирная организация здравоохранения признала лекарственное обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах неудовлетворительными. Пациенты обращаются за медицинской помощью непосредственно к фармацевту, минуя врача, большинство медикаментов распространяется

нелегально без рецепта «продавцами лекарств», не имеющими соответствующих знаний. В связи с этим контроль применения лекарственных средств продолжает ослабевать, растет реализация фальсифицированных, недоброкачественных препаратов.

Международный статистический комитет СНГ отметил, что в Казахстане - самый высокий уровень среднедушевого потребления лекарственных средств (среди всех стран СНГ, не считая России) и наиболее активный его рост, который в 2007 г. составил более 46% [2].

Розничный рынок Казахстана по итогам 2009 г. увеличился на 18% в национальной валюте, сократившись на 4% в долларовом эквиваленте, и составил 727,26 млн. долларов (107, 4 млрд. тенге) [3].

В Республике Казахстан насчитывается более 9 000 объектов фармацевтической деятельности. Однако около 4 000 сельских населенных пунктов в виду своей непривлекательности для развития предпринимательства не имеют аптечных объектов, и лишь в 64% (3 205 объектов) из них организована реализация лекарственных средств через объекты медико-санитарной помощи [4].

Социально-экономические проблемы переходного периода поставили фармацевтическую службу Республики Казахстан в условия необходимости реформирования. Рыночный механизм оказался не в состоянии удовлетворить требования доступности, универсальности и социальной справедливости лекарственной помощи [5].

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что медицинскую и лекарственную помощь сельскому населению следует оказывать в рамках комплексных систем, которые предусматривают особенности развития региона и стратегические направления административной реформы. Формирование и реализация совместных, государственных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем. В связи с этим актуальным является мониторинг доступности лекарственных средств сельскому населению на примере Карагандинской области.

Проведен мониторинг доступности медикаментозных средств населению сельской местности по схеме (рис. 1). Следуя схеме исследования, осуществлен сбор информации, изучены данные статистического анализа (табл. 1).

По результатам анализа, всего по области в сельской местности проживает более 318 тыс. человек в 415 населенных пунктах. В среднем на 1 аптечное учреждение приходится: в городе -1999 человек (городское население 1 063 948 человек), в селе - 3633 человек (сельское население области 290 655 человек на 01.12.2010). Доступность лекарственных средств городскому населению Карагандинской области составляет 100%, сельскому - всего 70%.

Проанализированы показатели обеспечен-

Общая численность населения Карагандинском области

Численность населения в

городской местности Карагандинской области

Численнось населения в

сельской местности Карагандинской области

Количество районов Карагандинской области

Наименование района

Коли чест во жителей района

Общее количество населенных пунктов

Анализ населенных пунктов с ЦРБ, РБ, СУБ, ПМСП (КДП, СВА, МРБП, ФП, ФАП)

Анализ населенных пунктов, в которых имеются аптечные организации

Анализ населенных пунктов, в которых организована реализация лекарственных средств через ПМСП

рез

Доступность лекарственных средств сельскому населению

Сравнительный анализ доступности лекарственных средств населению в городской местности по Карагандинской области

Рис. 1. Схема дизайна исследования

ЦРБ - Центральная районная больница РБ - Районная больница СУБ - Сельская

ПМСП - Пункты медико-санитарной помощи

КДП - Консультативно-диагностическая поликлиника

ности объектами розничной реализации лекарственных средств по Карагандинской области: на 10 000 человек в городе приходится 4,36 аптеки (без права работы с НПП) и 0,12 аптеки (с правом работы с НПП). На 10 000 человек в селе приходится 2,69 аптек (без права работы с НПП), 0,034 (с правом работы с НПП).

Таким образом, доступность лекарственных средств сельскому населению по Карагандинской области оказалась на 30% ниже, чем городскому. Поэтому вопросы доступности и качества медицинской помощи сельскому населению требуют дальнейшей разработки и в первую очередь - изменений нормативно-правовых документов.

Актуальным остается вопрос низкой комплектации кадров в лечебных учреждениях. При

СВА - Семейно-врачебная амбулатория

МРБП - Медицинский работник без помещения

ФП - Фельдшерский пункт

ФАП - Фельдшерско-акушерский пункт

НПП - Наркотические, психотропные препараты

послевузовском и дополнительном обучении врачей и среднего медицинского персонала необходимо внедрять дистанционные технологии, которые доказали высокую эффективность. На сегодняшний день сдерживание этой работы происходит из-за того, что в ряде областей и районов нет соответствующей материально-технической базы. Необходим комплекс программ повышения квалификации специалистов с медицинским образованием для работы в аптечных учреждениях и ФАП в удаленных и труднодоступных районах, а также в сельской местности по направлению «Организация фармацевтического дела»; разработать учебно-методические материалы для специалистов со средним медицинским образованием по принципам оказания и контроля качества медицинской и лекарственной помощи.

Таблица 1.

Доступность лекарственных средств населению сельской местности Карагандинской области

Район Количе-ствово жителей Общее кол-во населенных пунктов Кол-во населенных пунктов с ЦРБ, РБ, СУБ, ПМСП (КДП, СВА, МРБП, ФП, ФАП) Кол-во населенных пунктов, в которых имеются аптечные организации Кол-во населенных пунктов, в которых организована реализация лек-х ср-в ч/з ПМСП Доступность ЛС сельскому населению (%)

Актогайский 17 042 36 34 3 18 56%

Абайский 54 573 37 29 7 17 57%

Бухар-Жырауский 59 370 68 65 2 46 85%

Жанааркинкий 28 686 34 28 3 16 50%

Каркаралинский 38 520 61 56 5 47 82%

Нуринский 28 266 37 32 7 17 68%

Осакаровский 34 425 52 47 8 34 73%

Улытауский 12 352 29 14 2 7 34%

Шетский 45 435 61 57 6 46 80%

Всего 318 669 415 362 43 248 70%

ЛИТЕРАТУРА

1. Юргель Н.В. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению. Здравоохранение 2008; 12: 12-15.

2. Зайченко Е. На пути к стабильности. Фармация Казахстана 2008; 6: 15-18.

3. Широкова А. Аптечный рынок Казахстана: итоги 2009. Ремедиум 2010; 5: 64.

4. Батралиева А. К. Мониторинг фармацевти-

ческих предприятий и маркетинг оригинальных отечественных фитопрепаратов [Автореф. ... канд. фарм. наук]. Караганда, 2009: 22 5. Шертаева К. Д. Организационно-правовые аспекты социальных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения. Фарм. Бюллетень 2005; 1,2: 13.

Поступила 31.08.2011

А. K. Batraliyeva

ANALYSIS OF ACCESSIBILITY OF MEDICINAL REMEDIES FOR RURAL POPULATION IN KARAGANDA REGION

There was defined the accessibility of medicinal remedies for the rural population around the Karaganda region in 2010 year. The accessibility of medicinal remedies for the rural population is lower 30% than for the urban population.

А. К. Батралиева

КАРАГАНДЫ ОБЫЛЫСЫ БОЙЫНША АУЫЛ Т¥РРЫНДАРЫНЬЩ Д6Р1Л1К ЗАТТАРРА КОЛ ЖЕТК1ЗУ1Н ТАЛДАУ

2010 жылы Караганды облысы бойынша туррындарра дэршш заттарра колжетюзу белгшендг Каламен салыстырранда облыс ауыл туррындарыныч дэрiлiк заттарра колжеткiзуi 30% темен.

А. К. Батралиева

ИЗУЧЕНИЕ ВВОЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В КАРАГАНДИНСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗА 2009-2010 гг.

Департамент Комитета фармацевтического контроля МЗ РК по Карагандинской области

Лекарственное обеспечение населения республики является одной из важнейших задач

государства. Лекарственные средства играют ключевую роль в профилактической медицине и лечении болезней. Разработанная ВОЗ «Концепция основных лекарственных средств» (1977 г.) играет определенную роль в улучшении доступа к лекарственным средствам в развивающихся странах. Основные лекарственные средства должны удовлетворять потребности большинства населения, нуждающегося в медикаментозном лечении; они должны быть всегда в достаточном количестве и соответствующих лекарственных формах. Критериями включения в эту группу лекарственных средств являются доказанная безопасность и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.