Научная статья на тему 'Об организации аптеки в поликлинике'

Об организации аптеки в поликлинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2551
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC HEALTH / PHARMACY / PHARMACEUTICAL OUT-PATIENT INSTITUTIONS / MEDICINAL PREPARATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова В. Н., Солонинина А. В.

The necessity of working out new approaches to organization of pharmaceutical services for out-patient population as well as regulation of accounting, storage and use of medicinal preparations at outpatient-and-polyclinical institutions has been grounded in the present paper. Solution of these problems by means of pharmacies at polyclinics has been suggested. Mission and strategic problems of pharmacies at polyclinics were determined, different types of pharmacies depending on volume of work and facilities were suggested and recommendations to opening of pharmacies at polyclinics were given. The following actions were singled out: choice of apartments meeting the requirements, equipment, organization of storage and accounting of medicinal remedies and other goods, determination of personnel quantity, selection of personnel, provision of qualitative medicinal preparations at pharmacies. The investigations performed formed the basis of methodical recommendations entitled «Organization of pharmacy at polyclinic».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ORGANIZATION OF PHARMACY AT POLYCLINIC

The necessity of working out new approaches to organization of pharmaceutical services for out-patient population as well as regulation of accounting, storage and use of medicinal preparations at outpatient-and-polyclinical institutions has been grounded in the present paper. Solution of these problems by means of pharmacies at polyclinics has been suggested. Mission and strategic problems of pharmacies at polyclinics were determined, different types of pharmacies depending on volume of work and facilities were suggested and recommendations to opening of pharmacies at polyclinics were given. The following actions were singled out: choice of apartments meeting the requirements, equipment, organization of storage and accounting of medicinal remedies and other goods, determination of personnel quantity, selection of personnel, provision of qualitative medicinal preparations at pharmacies. The investigations performed formed the basis of methodical recommendations entitled «Organization of pharmacy at polyclinic».

Текст научной работы на тему «Об организации аптеки в поликлинике»

В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ

УДК 615.12:614.21

В.Н. Михайлова, А.В. Солонинина

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АПТЕКИ В ПОЛИКЛИНИКЕ

Одна из основных задач приоритетного национального проекта «Здоровье» -совершенствование медицинской помощи населению на амбулаторном этапе путем улучшения профилактики заболеваний, оснащения поликлиник необходимым оборудованием, повышения квалификации медицинского персонала, увеличения их заработной платы, дальнейшего развития ста-ционарозамещающих технологий и др.

В то же время сохраняется тенденция снижения числа дорогостоящих стационарных коек и развитие стационарозамещаю-щих технологий - дневных стационаров, стационаров «на дому», хирургических манипуляций «одного дня» и др. В ходе реализации проекта происходит разделение функций больниц и поликлиник. При этом стационарозамещающие технологии, согласно Программе государственных гарантий, отнесены к амбулаторно-поликли-нической помощи. Расширение функций поликлиник, связанных с развитием ста-ционарозамещающих технологий, требует новых подходов к организации фармацевтического обслуживания населения, получающих лечение в амбулаторных условиях, а также регламентации учета, хранения, использования лекарств в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Решение

этих вопросов возможно путем организации аптеки в поликлиниках, применяющих ста-ционарозамещающие технологии. Миссия такой аптеки - удовлетворение потребностей лечебного процесса и населения, получающего амбулаторно-поликлиническую помощь, в фармацевтических товарах и услугах. Лечебный процесс в поликлинике в настоящее время заключается в оказании бесплатной медицинской помощи всем гражданам территории в рамках государственных гарантий (обращающихся к врачам поликлиники в случае недомоганий, получающих лечение в дневных стационарах и стационарах «на дому»); оказании бесплатной дополнительной медицинской помощи гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь; оказании бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках государственных социальных программ), а также оказании платных медицинских услуг.

Исходя из изложенного, стратегические задачи аптеки поликлиники:

- обеспечение лекарственными средствами (ЛС) лечебного процесса (в т.ч. при применении стационарозамещающих технологий);

- обеспечение ЛС пациентов, имеющих право на бесплатное получение лекарств

или со скидкой при амбулаторном лечении (в рамках ДЛО, региональных льгот, социально значимых заболеваний);

- обеспечение ЛС лечебного процесса при оказании платных медицинских услуг;

- удовлетворение потребностей пациентов поликлиники в фармацевтических товарах и услугах.

Кроме того, пациентам при получении медицинской помощи в рамках стационаро-замещающих технологий не требуется оставаться на ночь, но часто необходимо более интенсивное лечение на дому. В результате возрастает роль амбулаторного обслуживания, оказываемого аптекой поликлиники, в которое должно входить консультирование пациентов относительно принимаемых ими лекарств в домашних условиях. В этой связи аптека должна также обеспечивать ЛС пациентов дневных стационаров, стационаров «на дому» и больных, которым требуется медикаментозное лечение после выписки.

Несмотря на декларированное бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в рамках стационарозамещающих технологий, зачастую они вынуждены приобретать ЛС сами, при этом должна быть гарантия качества тех ЛС, которые приобрели больные, т.е. целесообразно предоставить возможность этим пациентам приобрести нужные ЛС в аптеке поликлиники, что позволит гарантировать их качество и облегчит процесс покупки.

Целесообразность организации аптеки в поликлинике подтверждает также необходимость закупок ЛС путем проведения конкурсов либо котировок цен и правомерность участия в этих конкурсах производителей ЛС и организаций оптовой торговли ЛС, которые, согласно действующему зако-

нодательству, имеют право поставлять ЛС лечебно-профилактическим учреждениям только через аптечные организации.

Таким образом, в каждой поликлинике, применяющей стационарозамещающие технологии, целесообразно организовывать аптечные подразделения для организации закупок ЛС для нужд поликлиники в соответствии с требованиями законодательства, обеспечения качественной и доступной лекарственной терапии в дневных стационарах и стационарах «на дому», обеспечения доступности лекарственной помощи населению.

По нашему мнению, аптечные подразделения поликлиник могут быть организованы трех типов в зависимости от объема работы и функций:

1. Аптека, выполняющая функции лекарственного обеспечения нужд поликлиники.

2. Аптека, выполняющая функции лекарственного обеспечения нужд поликлиники и дополнительно обеспечивающая ЛС население, имеющее право на получение ЛС бесплатно и со скидкой.

3. Аптека, выполняющая функции лекарственного обеспечения нужд поликлиники, обеспечивающая ЛС население, имеющее право на получение ЛС бесплатно и со скидкой, и дополнительная розничная реализация ЛС населению.

По нашему мнению, целесообразно в поликлинике открывать аптеку готовых лекарственных форм (ГЛФ) с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН и наркотическими средствами и психотропными веществами. Для выполнения функций обеспечения ЛС населения, имеющего право на получение

ЛС бесплатно и со скидкой, а также розничной реализации ЛС населению возможна организация аптечного пункта.

Решение о выборе типа аптечного подразделения принимает руководитель поликлиники (по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением), которое оформляется приказом. Необходимо также разработать и утвердить руководителем поликлиники Положение об аптечном подразделении, в котором должны быть отражены цель создания аптечного подразделения, его статус, основные задачи и виды деятельности, организационная структура, месторасположение, режим работы, имущество и средства, штаты и оплата труда, порядок учета, отчетности, контроль деятельности и т.д.

С целью обеспечения контроля за движением лекарственных и финансовых средств по платным услугам в аптеке необходимо предусмотреть организацию отдела платных услуг с изолированным хранением, учетом движения используемых товаров, раздельным учетом финансовых средств и составлением отдельной отчетности. Организация платных услуг должна быть регламентирована Положением о платных услугах аптечных подразделений, а платные услуги аптечных подразделений должны быть включены приказом руководителя в перечень платных медицинских услуг поликлиники.

Численность персонала аптечного подразделения поликлиники определяется штатным расписанием, утверждаемым руководителем поликлиники. По нашим расчетам, при 5-дневной рабочей неделе с 12-часовым рабочим днем (с 8.00 до 20.00 часов) минимальный штат аптеки ГЛФ по-

ликлиники составляет 4 человека, включая руководителя аптеки, 2 провизоров (фармацевтов), уборщицу.

Возглавляет аптеку заведующий, который находится в непосредственном подчинении главного врача и осуществляет лекарственное обеспечение в тесном контакте с руководителями других подразделений поликлиники.

Режим работы аптечного подразделения устанавливает руководитель поликлиники. С целью снижения запасов ЛС в отделениях поликлиники и своевременного лекарственного обеспечения целесообразно установить режим работы аптечного подразделения по режиму работы поликлиники.

Правовым основанием для работы аптеки являются лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставленные в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзором) либо ее территориальными органами. При лицензировании фармацевтической деятельности должна быть предусмотрена возможность открытия аптеками своих подразделений - аптечных пунктов, через которые можно осуществлять отпуск лекарств населению бесплатно или со скидкой, а также розничную продажу посетителям поликлиники необходимые им товары аптечного ассортимента (в т.ч минеральные воды, парафармацевтические товары, включая косметические средства, лечебное питание и др).

Помещения и оборудование аптеки. Для организации аптеки поликлиника должна располагать определенным набором

помещений. В составе помещений аптеки 1-го типа целесообразно предусмотреть помещение (зону): для приемки и распаковки ЛС; для комплектации и отпуска ЛС отделениям поликлиники; для хранения ЛС; для хранения ЛС, относящихся к НС и ПВ либо к сильнодействующим и ядовитым веществам; для администрации и других сотрудников аптеки; санузел. Помещения хранения, для приемки и распаковки ЛС, для комплектации и отпуска ЛС целесообразно объединить в единый блок. В целях экономии использования площадей возможно рациональное совмещение некоторых помещений, например, кабинет заведующего аптекой может быть совмещен с комнатой персонала. Санитарно-бытовые помещения могут быть общими с поликлиникой.

В соответствии с нормативными документами, аптечные учреждения должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализацию, приточно-вытяжную вентиляцию. Допускается естественная вентиляция без централизованной подачи приточного воздуха. Помещения аптеки должны иметь как естественное, так и искусственное освещение (люминесцентные лампы и лампы накаливания).

Отделка внутренних поверхностей стен и потолков помещений аптеки должна соответствовать санитарным правилам и позволять проведение влажной уборки (т.е. не допускается побелка потолков и стен, наклейка простых обоев; возможна покраска водоэмульсионной краской). Полы помещений хранения должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих

средств. Отделка административно-бытовых помещений допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т. п.

Аптечное подразделение поликлиники должно иметь вывеску с указанием вида организации, организационно-правовой формы, месторасположения юридического лица, режима работы аптеки. В случае размещения аптеки на одном из этажей поликлиники, вывеску необходимо устанавливать около входа в помещение для приемки и распаковки ЛС, в холле поликлиники рекомендуется предусмотреть наличие указателей с надписью «Аптека».

Помещения аптеки должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением, а также противопожарной сигнализацией, проект которой согласовывается с органами Гос-пожнадзора.

Аптека должна быть оснащена оборудованием, соответствующим планируемому объему и характеру деятельности. Помещения для приемки и распаковки, для комплектации и отпуска ЛС, для хранения лекарственных препаратов оснащаются оборудованием (шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками), позволяющим обеспечить их надлежащее хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств и из материалов, допускающих влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Стеллажи и шкафы рекомендуется устанавливать следующим образом: от стен - 0,6-0,7 м; от потолка - 0,5 м; от пола - 0,25 м; проходы между стеллажами - 0,75 м. Рекомендуемая высота подтоварников 14,5 см. Помещения

хранения термолабильных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения, в холодильных шкафах необходимо иметь термометры для постоянного контроля температурного режима. Показания термометров ежедневно рекомендуется регистрировать установленным способом, например, в «Карте учета температурного режима в холодильнике». Необходимо предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей - жалюзи, которые можно подвергать влажной уборке. Все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени их эксплуатации.

В соответствии с правилами пожарной безопасности двери в помещениях хранения должны быть выполнены с минимальным пределом огнестойкости 0,6 часа. Качество и предел огнестойкости дверей подтверждаются сертификатом соответствия. Светильники в помещениях хранения оснащаются противопожарными плафонами. Запрещается наличие электророзеток и электровыключателей в помещениях хранения, они должны быть демонтированы и перенесены наружу из помещений хранения.

Все помещения хранения должны быть оснащены приборами (гигрометрами) для регистрации параметров воздуха (температуры и влажности), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов, на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Гигрометры должны быть сертифицированы, калиброваны и поверены в установленном порядке в Центре стандартизации и метрологии (обычно поверка

проводится 1 раз в 2 года). Показания гигрометров должны ежедневно регистрироваться

в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

В помещении для персонала аптеки необходимо выделить зону для раздельного хранения верхней и санитарной одежды.

В аптеке должно быть выделено специальное место (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке инвентаря. Уборочный материал должен быть промаркирован. Необходимо также наличие моющих и дезинфицирующих средств с инструкциями по их приготовлению и применению.

Правомерность использования оборудования аптеки необходимо подтвердить документами о его приобретении или сведениями о постановке его на учет.

Организация хранения ЛС и других товаров в аптеке. При хранении ЛС рекомендуется использовать следующие способы систематизации: по токсикологическим и фармакологическим группам; по способу применения. Принятый способ хранения ЛС и ИМН должен быть утвержден приказом (распоряжением) по аптечной организации и доведен до сведения персонала аптечной организации. В аптеке необходимо вести учет ЛС и ИМН с ограниченным сроком годности на бумажном носители или в электронном виде с архивацией на твердом носителе. Режим архивации устанавливается руководителем аптечной организации.

При подготовке к лицензированию в аптеке необходимо предусмотреть соблю-

дение правил хранения лекарственных средств списков «А» и «Б», в частности: металлический шкаф с замком для хранения ЛС списка «А»; деревянные шкафы с замками для хранения ЛС, список «Б».

На всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.

Организация учета движения товар-но--материальных ценностей. Учет товарно-материальных ценностей в аптеке осуществляется в соответствии с межотраслевыми требованиями, а также в соответствии с формами учетных документов, утвержденными отраслевым приказом МЗ (приказ МЗ №14 от 08.01.19988 г.). Перед началом осуществления фармацевтической деятельности необходимо предусмотреть наличие образцов следующих документов: приемные акты; журналы регистрации или реестр приемных актов; журнал регистрации счетов поставщиков; товарный отчет. Приказом по поликлинике должна быть назначена комиссия по приемке товаров в аптеке.

Требования к персоналу. В соответствии с лицензионными требованиями и условиями заведующий аптекой, работа которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском лекарственных средств, должен иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации». Специалисты аптеки также должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат по специальности «Технология лекарственных средств». Фармацевтический персо-

нал должен повышать квалификацию на сертификационных курсах не реже 1 раза в 5 лет. Кроме этого в аптеке должна быть предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников. Планы и темы занятий утверждаются заведующим аптекой.

С целью обеспечение санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Пермской области № 7 от 02.04.2004 «Об организации обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций» сотрудники аптек должны проходить медицинские осмотры с участием следующих врачей-специалистов: терапевта - при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год; дерматовенеролога - при поступлении на работу, и с проведением следующих исследований: крупнокадровая флюрогра-фия - при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в год; на гельминтозы -копроовоскопия (яйца глист) при поступлении и в дальнейшем один раз в год.

В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области № 6-р от 10 января 2003 сотрудники аптек подлежат обязательному профессиональному гигиеническому обучению и аттестации в ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». Сведения о прохождении сотрудниками аптеки медицинских осмотров и обязательного профессионального гигиенического обучения вносятся в личные медицинские книжки установленного образца.

Организация работы сотрудников. В аптеке должны быть разработаны правила

внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются руководителем организации. При приеме на работу проводят ознакомление сотрудников с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации проводится ежегодно. На каждого сотрудника должны быть разработаны и утверждены руководителем аптеки должностные инструкции. Сотрудники изучают закрепленные за ними функциональные обязанности и делают отметку об ознакомлении в инструкции.

Все сотрудники аптеки должны быть обеспечены спецодеждой (из расчета 2 халата на 3 года). Смена санитарной одежды должна проводиться не реже 2 раз в неделю, а при необходимости и чаще. Для персонала аптеки должны быть разработаны и укреплены в нужных местах правила личной гигиены.

Организация работы по охране труда и пожарной безопасности. Все сотрудники, в том числе и руководитель аптеки, обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Приказом по поликлинике назначается ответственный по охране труда в аптеке, который в установленном порядке должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда на специальных курсах и получить удостоверение. При приеме на работу сотрудников аптеки ответственный по охране труда проводит вводный инструктаж по программе, разработанной отделом охраны труда с учетом правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденных руководителем. О проведении вводного инструктажа делают запись в «Журнале регистрации

вводного инструктажа» с подписью инструктируемого и инструктирующего. К самостоятельной работе сотрудники допускаются после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. О проведении первичного инструктажа делают запись в «Журнале регистрации первичного инструктажа» с подписью инструктируемого и инструктирующего.

По характеру и времени проведения инструктажи могут быть также повторными (1 раз в полгода), внеплановыми и целевыми. Их проведение подтверждается записями в «Журнале регистрации первичного инструктажа».

Инструкции по охране труда разрабатываются по всем видам работ и по должностям на основании межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда и требований безопасности. Инструкции должны быть утверждены руководителем организации. У заведующего аптекой должен храниться комплект действующих инструкций по охране труда, а также перечень этих инструкций. Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки (под расписку) либо вывешены на рабочих местах, либо храниться в ином месте, доступном для сотрудников.

Приказом руководителя поликлиники должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе: назначен ответственный за пожарную безопасность в аптеке; определен порядок обес-точивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определены порядок и сроки прохож-

дения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

В аптеке должна быть также разработана «Инструкция по правилам пожарной безопасности». Все сотрудники аптеки допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа. Проведение противопожарного инструктажа осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в аптеке. Проведение противопожарного инструктажа при приеме на работу подтверждается записями в «Журнале регистрации вводного инструктажа по пожарной безопасности». Отметки о проведении первичных, повторных инструктажей по пожарной безопасности делают в «Журнале регистрации инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте».

Приказом руководителя назначается лицо, ответственное за электробезопасность в аптеке, которое разрабатывает инструкцию по технике безопасности при эксплуатации электрооборудования не электротехническим персоналом и проводит инструктаж с сотрудниками аптеки с отметкой в «Журнале проверки знаний по электробезопасности у персонала».

Организация обеспечения качества ЛС в аптеке. Для обеспечения качества ЛС в аптечной организации должна быть сформирована система управления качеством и назначен приказом уполномоченный по качеству. Необходимо определить и утвердить частоту проведения внутренних проверок на соответствие требованиям аптеки установленным нормам и правилам. Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации, независимыми от

лиц, непосредственно осуществляемых проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами. Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, заведующего аптекой и руководства поликлиники.

Система обеспечения качества аптеки должна предусматривать постоянное повышение профессионального образования сотрудников в соответствии с планами и темами занятий, утвержденными заведующим аптекой (помимо обязательного повышения квалификации персонала 1 раз в 5 лет).

В аптечном учреждении необходимо предусмотреть наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность аптеки поликлиники, и справоч-но-информационного фонда.

В заключение необходимо отметить, что открытие аптеки в поликлинике - реальный путь совершенствования фармацевтического обслуживания населения и повышения доступности лекарственной помощи населению при оказании первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Проведенные нами исследования положены в основу методических рекомендаций «Организация аптеки в поликлинике».

V.N. Mikhailova, A.V. Soloninina

ON ORGANIZATION OF PHARMACY AT POLYCLINIC

The necessity of working out new approaches to organization of pharmaceutical services for out-patient population as well as regulation of accounting, storage and use of medicinal preparations at outpatient-and-polyclinical institutions has been grounded in

the present paper. Solution of these problems by means of pharmacies at polyclinics has been suggested. Mission and strategic problems of pharmacies at polyclinics were determined, different types of pharmacies depending on volume of work and facilities were suggested and recommendations to opening of pharmacies at polyclinics were given. The following actions were singled out: choice of apartments meeting the requirements, equipment, organization of storage and accounting of medicinal remedies and other goods, determination of personnel quantity, selection of personnel, pro-

vision of qualitative medicinal preparations at pharmacies. The investigations performed formed the basis of methodical recommendations entitled «Organization of pharmacy at polyclinic».

Keywords: public health, pharmacy, pharmaceutical out-patient institutions, pharmacy, medicinal preparations.

Пермская государственная фармацевтическая академия Материал поступил в редакцию 16.11.06 © Михайлова В.Н., Солонинина А.В., 2006

УДК 615.252.349

Н.Ю. Рожкова, Г.П. Вдовина, А.А. Спасов, Л.А. Чекрышкина

ДИАБЕНОЛ - НОВОЕ ПРОТИВОДИАБЕТИЧЕСКОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО

Распространенность эндокринных заболеваний является одной из центральных проблем современной медицины. Около 4 % населения мира страдают сахарным диабетом (СД), который приводит к значительному ухудшению качества жизни, ранней инвалидности и смерти. Только в России СД болеют 8 млн. чел., причем СД типа 2 встречается в 8 - 10 раз чаще, чем СД типа 1.

Медикаментозная терапия больных СД типа 2 осуществляется лекарственными препаратами с различным механизмом действия: производными сульфонилмочевины, бигуанидами, производными аминокислот, ингибиторами альфа-глюкозидаз, тиазоли-диндионами. Однако все классы гипоглике-мических средств имеют ряд недостатков, что ограничивает их использование в клинической практике.

В НИИ Физической и органической химии Ростовского государственного университета синтезировано новое биологически активное вещество с гипогликемиче-ским и антиагрегантным действием - диа-бенол. Его фармакологическая активность установлена в Волгоградском государственном медицинском университете под руководством профессора А.А. Спасова.

Антигипергликемическое действие, оказываемое диабенолом на модели латентного стрептозотоцинового диабета, связано с восстановлением физиологического профиля секреции инсулина. Профили утилизации глюкозы под влиянием диабенола и гликлазида, для которого установлена способность восстанавливать первую фазу секреции инсулина, совпадают [1].

Диабенол усиливает секрецию саха-роснижающего гормона, увеличивая более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.