ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL
УДК 81’243:372.8:159.923.2
Г.Н. Аралова
ИЗУЧЕНИЕ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
(из опыта работы)
G.N. Aralova
FOREIGN LANGUAGES LEARNING IN SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL AS THE FACTOR OF ACHIEVEMENT OF COMPETITIVE PERSONHOOD (from Work Experience)
Abstract
The article analyzes the problem of learning foreign language in a secondary school. The author examines the teaching of foreign languages as the medium of a competitive person formation. The article describes the particular requirements for teaching Japanese. They are: the formation of pupils’ personal relationship to the content, their needs and motives related to the educational and developmental aspect of teaching the Japanese language.
Языковой плюрализм в нашей стране -следствие произошедших в ней общественнополитических и социально-экономических преобразований. К ним относится все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни. Это способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе.
Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории Российской Федерации. В ян-
варе 2000 г. в Российской Федерации была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. При этом в содержании образования обязательно должны быть иностранные языки -как европейские, так и языки наших ближайших соседей: японский, корейский, китайский и др.
В связи с этим в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Петропавловска-Камчатского, начиная с 2004 г., на основной
АРАЛОВА Г.Н.
Изучение второго иностранного языка в общеобразовательной школе как фактор становления... личности
ступени обучения (5-9-е классы) был введен в учебный план второй иностранный язык -японский (по 3 часа в неделю). Необходимо отметить, что в процессе обучения японскому языку учащихся нашего образовательного учреждения педагоги школы работали в тесной связи с преподавателями кафедры восточных языков КамГУ им. Витуса Беринга.
Важно подчеркнуть, что в содержание уроков японского языка помимо информации, способов деятельности, выраженных устным и (или) письменным текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом и деятельностью усвоения. Необходимо отметить, что эмоциональная деятельность должна быть связана с положительным отношением учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту или процессу усвоения. Учебный материал должен прогнозировать желание учителя и ученика работать с ним, пробуждать интерес к учению и изучению второго иностранного языка. Именно с формированием личностного (положительного) отношения учащихся к усвоению содержания, их потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения японскому языку. В связи с этим в самом содержании учебного предмета были четко репрезентированы желаемые эмоциональнооценочные отношения учащихся к миру, друг к другу и к действительности в процессе освоения японского языка.
Опыт преподавания японского языка в нашей школе достаточно позитивен. Учащиеся систематически принимали участие в школьных, городских, региональных творческих и научных мероприятиях, конкурсах по японскому языку, занимая призовые места. Ученики школы награждены грамотами и дипломами за содержательные доклады на межвузовских студенческих конференциях «Иностранный язык как средство межкуль-турной коммуникации». Кроме этого, нашу школу посещали гости из Японии, встречаясь
с учениками и общаясь с ними на японском языке. Живое и яркое общение учащихся с носителями языка способствовало расширению способов учебной деятельности, что приводило к обогащению стилевой сферы интеллекта учеников.
Необходимо отметить воспитательную и информативную ценность обучения второму иностранному (японскому) языку, которая проявляется в приобщении ученика к общечеловеческой культуре через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры по сравнению с культурами стран изучаемых языков. Важно отметить, что мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью теоретического мышления и рефлексии, что позволяет личности духовно самоопределяться и обеспечивать на основе ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов свое субъективное отношение к миру.
Анализ нашего опыта обучения второму иностранному языку показал следующее:
- овладение учебной программой японского языка не вызывает больших трудностей у школьников;
- отмечается высокая работоспособность и коммуникабельность у тех, кто изучает второй иностранный язык;
- активнее развиваются межпредметные связи (интегрированные уроки), расширяются границы содержания урока за счет внеклассной работы;
- японский язык становится для большинства учащихся любимым учебным предметом;
- успех обучения и отношение учащихся ко второму иностранному языку во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.
Наша практика преподавания второго иностранного языка показала, что в самом
ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 1 (15) 2010 Проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
содержании учебного предмета заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования японского языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся. Действие этих механизмов будет обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответы на следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован японский язык в будущей профессии ученика?
2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере интересов?
3. Каким образом японский язык позволяет приобщиться к научно-техническому и культурному прогрессу, традициям Японии, пополнить знания в области точных или гуманитарных наук?
Можно сказать, что наш опыт преподавания второго иностранного языка продемонстри-
ровал, что японский язык является не только объектом изучения, но и средством получения новых знаний, которые приводят к двойному эффекту - одновременно приобретаются новые социальные знания и языковые навыки, т. е. развиваются ключевые компетенции. Коммуникативно-ориентировочное обучение иностранным языкам тесно связано с интенсивным использованием их как инструмента познания. Преподавание японского языка в школе способствует повышению качества жизни, преодолению разобщенности людей, социальных групп, наций и стран нашего региона. Предоставление возможности учащимся изучать одновременно несколько иностранных языков, в том числе языки соседних стран, решает задачу реализации идеи плюрализма, расширения международных контактов.