Научная статья на тему 'Изучение возможностей диагностики состояния зрения и его коррекции у дошкольников'

Изучение возможностей диагностики состояния зрения и его коррекции у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
MOTIVATION TO SAVE AND DEVELOP VISUAL FUNCTIONS / DIAGNOSTICS / VISUAL DISABILITIES / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валявко Светлана Михайловна, Лысенкова Алина Сергеевна

Приводится пример адаптации детей с нарушениями зрения по существующей диагностической методике, а также представлены первые результаты изучения общей и специальной мотивации старших дошкольников с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валявко Светлана Михайловна, Лысенкова Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE POSSIBILITIES OF DIAGNOSTICS OF EYESIGHT AND ITS CORRECTION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

This article describes the procedure of adaptation of diagnostic technique for the study of general and special motivation of preschool children with visual disabilities taking into account modern requirements, obtained information about the features of their motivational sphere.

Текст научной работы на тему «Изучение возможностей диагностики состояния зрения и его коррекции у дошкольников»

УДК 159.9:616+376.352

ББК Ч453.09-1 +Ю948.2 ГСНТИ 14.29.25 Код ВАК 13.00.03

С. М. Валявко, А. С. Лысенкова

Россия, Москва ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЗРЕНИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Приводится пример адаптации детей с нарушениями зрения по существующей диагностической методике, а также представлены первые результаты изучения общей и специальной мотивации старших дошкольников с нарушениями зрения.

Ключевые слова: мотивация к сохранению и развитию зрительной функции; диагностика; нарушения зрения; дошкольники.

Сведения об авторе: Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ «Московский городской педагогический университет».

Сведения об авторе: Лысенкова Алина Сергеевна, аспирант ГБОУ «Московский городской педагогический университет», институт психологии, социологии и социальных отношений кафедры клинической и специальной психологии.

Место работы: младший научный сотрудник научно-исследовательского института Дошкольного образования им. А.В. Запорожца, г. Москва.

Контактная информация: E-mail:

Первостепенная роль зрения, его востребованность в познавательной, продуктивной и особенно

S. M. Valyavko, A. S. Lysenkova

Russia, Moscow

STUDY OF THE POSSIBILITIES OF DIAGNOSTICS OF EYESIGHT AND ITS CORRECTION OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Abstract. This article describes the procedure of adaptation of diagnostic technique for the study of general and special motivation of preschool children with visual disabilities taking into account modern requirements, obtained information about the features of their motivational sphere.

Key words: motivation to save and develop visual functions, diagnostics, visual disabilities, preschool children.

About the author: Valyavko Svetlana Mikhailovna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of the Chair of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Pedagogical University.

About the author: Lysenkova Alina Sergeevna, Post-graduate Student of the Chair of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Pedagogical University.

Place of employment: Junior Research Officer of Scientific Research Institute of Pre-school Education named after

A. V. Zaporozhets, Moscow.

valy avko @y andex. ru

в учебной деятельности детей в разные возрастные периоды их жизни обусловливает необходи-

мость изучения факторов и мотивации охраны и развития зрения детей в норме и при патологии.

В работах тифлопедагогов и психологов на протяжении многих лет неоднократно отмечается необходимость адаптации имеющегося и разработки нового зрительно воспринимаемого материала (текстов и изображений), в том числе и диагностических методик, который отвечал бы требованиям, опирающимся на особенности зрительного восприятия детей с недостатками зрительной функции. За последние годы были опубликованы несколько работ, содержащих требования и рекомендации к предъявлению визуальных стимулов к диагностическим методикам детям с нарушениями зрения, в том числе и составленные нами [2, 3, 4, 9, 10].

В. И. Лубовский во многих своих работах, включая последние, говорит о необходимости использования знаний о специфических закономерностях нарушенного психического развития при проведении исследований в области специальной педагогики и психологии. Знание специфических закономерностей дизонтогенеза создают основания для разработки эффективных (т. е. компактных) дифференциально-диагностических методик и разработки новых методик коррекционной работы [5, 6, 7, 8].

В настоящей статье приведено описание адаптации для детей с нарушениями зрения уже существующей диагностической методики. Также представлены первые результаты изучения общей и спе-

циальной (в данном случае мотивации к сохранению зрения, к офтальмологическим занятиям, к занятиям с тифлопедагогом) мотивации старших дошкольников с нарушениями визуальной функции, а также дошкольников группы риска по зрению.

Уровень сформированности мотивации дошкольников оценивался нами при помощи адаптированного теста общей и специальной мотивации (ТОСМ), сконструированного С. М. Валявко для дошкольников с ОНР [1]. Данная методика была адаптирована нами для детей с нарушениями зрения на уровне стимульного материала (как зрительного — изображений, так и вербального — утверждений), инструкции и процедуры проведения. Коррекция зрительных стимулов выполнена членом Московского союза художников (МСХ), художником, работающим в области книжной графики и дизайна П. В. Ильиным в программе обработки изображений Photoshop (произведена нужная коррекция и ретушь) и программе верстки InDesign (добавлены фрагменты — текст, рамки и пр.). Содержание проделанной работы: изображения растрированы для печати (300 точек на 1 кв. дюйм); увеличены (размер каждого животного 6х8см); рамка изображения унифицирована по толщине и размеру; каждое животное на картинке обведено контуром; расстояние между животными на картинке комфортное для глаз ребенка — 2— 2,5 см; проведена тоновая градация, т. е. растяжка по тону, которая под-

биралась индивидуально к каждому рисунку; изображение монохромное1, тоновое, имитирует объем; контрастность индивидуальна для каждой картинки и не менее 70 %.

На рисунке 1 представлен вариант стимульного материала с изображением бобра до адаптации (слева) и после адаптации (справа).

В ходе апробации методики выяснилось, что не все изображения опознаются детьми с нарушениями зрения. Мы заменили сложные для восприятия изображения на другие, более характерные и потому лучше узнаваемые детьми (рис. 2).

Рисунок 2

Для оценки мотива, который возникает у этих детей под влиянием специальной медико-психологопедагогической помощи, были выделены и прошли испытание более 15 характеристик поведения ребенка, мотивированного к сохранению своего зрения, в результате чего 10 из них содержательно вошли в блок утверждений «Мотивация к сохранению зрения».

В исследовании приняли участие 72 ребенка старшего дошкольного возраста. Из них 21 ребенок с нарушениями зрения (амблиопией, косоглазием, астигматизмом, ги-перметропией и миопией) и 21 ре-

бенок из группы риска по этим заболеваниям. Также были обследованы 30 старших дошкольников без зрительных нарушений. Экспериментальной базой исследования являются ГБОУ «детский сад № 224 компенсирующего вида», ГБОУ «детский сад № 2356 компенсирующего вида» и ГБОУ «детский сад № 288 комбинированного вида» (г. Москва).

Полученные данные исследования мотивационной сферы детей трех исследуемых групп представлены в таблице. Как видно из таблицы, среднеарифметические значения (приведенные в баллах) ос-

новных мотивационных показателей детей с нарушением зрения (группа 1) превышают аналогичные показатели других исследуемых групп или являются близкими (дети из группы риска по зрению и дети без зрительной патологии), т. е. общая мотивация дошкольников с нарушенным зрением в условиях специализированных дошкольных учреждений формируется успешно.

Сравнивая специфическую мотивацию, а именно мотивацию к сохранению зрения, которая формируется в результате лечебных и коррекционных психолого-педаго-гических воздействий в условиях специального обучения, мы можем отметить, что ее показатели (среднее арифметическое и стандартное отклонение) у детей с нарушенным зрением превышают аналогичные у дошкольников из группы риска по зрению. Это говорит в пользу того очевидного факта, что сложившаяся система офтальмологического и тифлопедагогического воздействия на детей данной группы влияет эф-

к сохранению зрительной функции, который формируется под влиянием системы лечебно-оздоровитель-

фективнее, чем более редкие профилактические мероприятия, проводимые для детей группы риска по зрительной патологии.

Кроме того, анализируя данные по уровням сформированности мотивации к сохранению зрения, полученные с помощью адаптированного варианта ТОСМ, отмечаем, что количество детей с высоким уровнем мотивации к сохранению зрительной функции в группе 1 (6 детей, или 28,6 %) в два раза больше, чем в группе 2 (соответственно 3 ребенка, или 14,3 %), а дошкольников с низким уровнем мотивации к сохранению зрения в четыре раза меньше (1 и 4 чел., или 4,8 % и 19,2 % соответственно). Достоверность результатов устанавливалась при помощи и-критерия Манна-Уитни на уровне а= 5 %.

Полученные данные позволяет сделать некоторые выводы:

1. В структуре мотивационной сферы старших дошкольников с нарушениями зрения нами выделен в качестве самостоятельного мотив

ной и коррекционно-воспитательной работы с детьми данной группы в условиях специализированных

Таблица

Г руппа 1 2 3 4 5

Фактор Мотивация Мотивация Мотивация Мотивация Стремление

к сохранению достижения к обучению ко взаимодеиствию к лидерству

зрения (в баллах) (в баллах) (в баллах) с окружающими (в баллах) (в баллах)

Дети 6,38 8,24 7,90 6,67 5,10

с нарушениями зрения ±1,50 ±1,18 ±1,48 ±1,20 ±1,70

Дети группы 4,95 6,76 6,57 6,19 5,48

риска по зрению ±1,56 ±2,94 ±2,71 ±1,50 ±2,02

Дети 8 7 7,1 6,9

с нормальным зрением ±1,6 ± 1,5 ± 1,4 ± 2

образовательных учреждений.

2. Адаптированный и апробированный вариант методики ТОСМ позволяет оценить сформирован-ность как общей, так и специальной мотивации детей с нарушениями зрения к сохранению визуальной функции.

3. Впервые получены экспериментальные данные, характеризующие особенности мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

4. Адаптированная методика ТОСМ может быть использована для получения данных о динамике мотивационных процессов старших дошкольников и таким образом служить показателем оценки эффективности тифлопедагогического воздействия.

5. Мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрения в условиях специальных учреждений формируется достаточно успешно. Основные мотивационные параметры (мотивация достижения, мотивация к обучению, мотивация к взаимодействию с окружающими) находятся в диапазоне нормативных, а иногда и превышают их.

6. Сравнение мотивационных показателей старших дошкольников с нарушением зрительной функции с аналогичными показателями детей группы риска по зрению позволяет в очередной раз констатировать превосходство системной, комплексной коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях

специального назначения, которая способствует, кроме своего основного назначения, формированию как общей, так и специальной мотивации.

7. Психолого-педагогическое сопровождение не может существенно повлиять на состояние зрения детей, но может сформировать мотивацию ребенка к его сохранению. Для ребенка с нарушениями зрения важно понимание состояния своих зрительных возможностей, так как это позволяет ему заниматься их сохранением или улучшением.

Первые результаты, полученные с помощью адаптированной методики ТОСМ, являются значимыми и статистически достоверными. Данные о состоянии и динамике мотивации дошкольников с нарушениями зрения позволят тифлопедагогам и психологам с большим успехом строить и направлять коррекционную работу, а также как можно лучше подготавливать своих воспитанников к школьному периоду, где их зрение подвергнется огромной нагрузке. Важно быть уверенными, что усилия дошкольного учреждения и родителей детей с нарушениями зрения не пропадут зря при поступлении детей в школу. Мы планируем продолжить наше исследование на более многочисленной выборке детей с сенсорными нарушениями.

Литература

1. Валявко, С. М. Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи /

С. М. Валявко. — М. : Спутник-плюс,

2009.

2. Валявко, С. М. Изучение мотива-

ционной сферы старших дошкольников с нарушением зрения / С. М. Валявко, А. С. Лысенкова // Мотивация в современном мире : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (24—25 мая

2011 г.) / ГОУ ВПО МГПУ. — ОнтоПринт, 2011.

3. Валявко, С. М. Проблема тифлоп-сихологических требований к диагностическим методикам / С. М. Валявко,

A. С. Лысенкова // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ОВЗ : сб. науч. ст. / под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. — М.,

2010.

4. Лонина, В. А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология лиц с нарушениями зрения» /

B. А. Лонина, М. В. Журавлева. — М. : Спутник-плюс, 2011.

5. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). / В. И. Лубов-ский. — М. : Педагогика, 1981.

6. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6.

7. Лубовский, В. И. Современное понимание проблемы общих и специфических закономерностей нарушенного психического развития. / В. И. Лу-бовский // Специальная педагогика и

специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы 4-й Междунар. теоретико-методологического сем. (4 апр.

2012 г.). — М., 2012.

8. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности нарушенного развития: разнообразие проявлений и динамика / В. И. Лубовский // Современные методы психолого-педагогиче-ской диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия : межвуз. сб. ст. / под ред. С. М. Валявко. — М. : Спутник-плюс, 2012.

9. Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология. — 1998. — № 4.

10. Тупоногов, Б. К. Тифлопедагогические требования к художественному и полиграфическому исполнению учебных пособий для слабовидящих школьников / Б. К. Тупоногов, В. З. Денискина, С. В. Сацевич, М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 2.

11. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения : учеб.-метод. пособие./ Л. В. Фомичева. — СПб. : Каро, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.