Научная статья на тему 'Изучение внутреннего плана действий у детей с общим недоразвитием речи'

Изучение внутреннего плана действий у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / PSYCHOLOGICAL TOOLS / SPEECH / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / AN INNER ACTION PLAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Галина Александровна

Центральным моментом культурно-исторической теории является именно то, что психическое развитие происходит в процессе превращения элементарных психических функций в культурные (высшие). Этот механизм трансформации Л. С. Выготский связывал с процессом опосредования и речью как основным психологическим средством. В статье представлены эмпирические данные, позволяющие осмыслить проблему трансформации высших психических функций с позиций культурно-исторической теории Л. С. Выготского в случае нарушенного развития (на примере общего недоразвития речи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мишина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examination of Inner Action Plan of Children with General Underdevelopment of Speech

The central moment of cultural-historical theory is the fact that psychological development occurs in the process of transformation of elementary mental functions into cultural. L.Vygotsky linked the mechanism of such transformation with the process of mediation and speech as the main psychological tool. The article presents empirical evidence that helps to understand the problem of transformation of higher mental functions in terms of Vygotsky's cultural-historical theory in case of developmental disabilities (for example, delayed speech development).

Текст научной работы на тему «Изучение внутреннего плана действий у детей с общим недоразвитием речи»

УДК 376.37 ББК Ч437

ГСНТИ 14.29.29 Мишина

Г. А

Москва, Россия

ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Центральным моментом культурно-исторической теории является именно то, что психическое развитие происходит в процессе превращения элементарный психических функций в культурные (высшие). Этот механизм трансформации Л. С. Выготский связывал с процессом опосредования и речью как основным психологическим средством.

В статье представлены эмпирические данные, позволяющие осмыслить проблему трансформации высших психических функций с позиций культурно-исторической теории Л. С. Выготского в случае нарушенного развития (на примере общего недоразвития речи).

Ключевые слова: высшие психические функции, психологические средства, речь, общее недоразвитие речи, внутренний план действий.

Сведения об авторе: Мишина

Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Код ВАК 13.00.03

G. A. Mishina Moscow, Russia EXAMINATION OF INNER ACTION PLAN OF CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Summary. The central moment of cultural-historical theory is the fact that psychological development occurs in the process of transformation of elementary mental functions into cultural. L.Vygotsky linked the mechanism of such transformation with the process of mediation and speech as the main psychological tool.

The article presents empirical evidence that helps to understand the problem of transformation of higher mental functions in terms of Vygotsky's cultural-historical theory in case of developmental disabilities (for example, delayed speech development).

Keywords: higher mental functions, psychological tools, speech, general underdevelopment of speech, an inner action plan.

About the author: Mishina Galina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of Speech Therapy of the Faculty of Special Pedagogy, The Moscow City Teachers’ Training University, Moscow.

Контактная информация: galathera@mail.ru.

В данной статье мы попытались с помощью эмпирических данных частично осмыслить проблему.

© Мишина Г. А., 2011

Связь речи и мышления наиболее отчетливо наблюдается в процессе формирования внутреннего плана действия (ВПД) (мы опи-

рались на предложенный П. Я. Гальпериным, Н. Н. Поддъяковым,

Я. А. Пономаревым, И. А. Кайдановской и др. подход).

Традиционно в психологии принято считать, что внутренний план действий оказывает существенное влияние на интеллектуальную сферу. Однако существует ряд работ, посвященных изучению влияния внутреннего плана действий на личность ребенка, его нравственное поведение, самооценку, общение ребенка со взрослым (А. В. Болбочану; Т. Б. Булыгина; М. И. Воловикова; В. В. Давыдов, А. 3. Зак; Г. И. Катрич; М. А. Коно-ненко, Т. В. Галкина; О. А. Коноп-кин; Е. В. Минаева; У. В. Ульен-кова; В. В. Хромов и др.). В логоп-сихологии данные аспекты представлены недостаточно.

Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида № 1632 СВАО г. Москвы, детского сада № 516 ЦАО г. Москвы. Испытуемые — дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Всего участие принимало 70 человек: 35 детей с нормальным уровнем речевого развития (контрольная группа — КГ) и 35 детей — с общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа — ЭГ). Исследование проводилось в два этапа. На первом изучался уровень развития, внутренний план действий (ВПД) детей с общим недоразвитием речи (ОНР), на втором — особенности личностного развития и поведения испытуемых. В данной статье представлены результаты первого этапа исследования.

Эксперимент проходил вне учебного процесса индивидуально, с каждым ребенком.

Для определения уровня развития внутреннего плана действий была использована методика М. И. Лисиной и Г. И. Капчели для детей дошкольного возраста. В данной методике внутренний план действий рассматривается как действие «в уме» с заместителями реальных объектов. Уровень внутреннего плана действий характеризуется по тому, с каким объектом или его заместителем ребенок действует (конкретный предмет, его плоскостное изображение, графическое изображение, вербальный символ — словесное обозначение) и какие действия осуществляет с ними (мануальное действие, визуальное действие; вербальное действие).

Анализ результатов исследования по определению внутренний план действий включал анализ общего психического состояния дошкольников в процессе исследования; успешность решения задач; влияние символизации, интериори-зации и характера материала на решение задач.

Общее психическое состояние детей в процессе исследования. Все дети с интересом отнеслись к предложенным заданиям. Большинство вели себя раскованно и с удовольствием брались за решение задач. Однако некоторые дети прилагали больше усидчивости и настойчивости при выполнении заданий, другие меньше. При предъявлении более сложных задач дети с нормальным речевым развитием достаточ-

но часто отвечали «не знаю», «сдаюсь», пытались сменить тему. Дети с общим недоразвитием речи прилагали больше усилий и старались выполнить все задания правильно, очень расстраивались, если у них не получалось. Несмотря на ряд безуспешных попыток решить некоторые задачи, дети все-таки снова изъявляли желание участвовать в заданиях. Все это свидетельствовало о том, что задачи вызывали у детей как в контрольной, так и экспериментальной группе стойкий интерес.

Успешность решения задач. В целом испытуемые решили только часть задач (табл. 1). Максимально одним ребенком среди детей с ОНР была решена 21 задача (87,5 % от

общего числа задач), среди детей с нормальным речевым развитием таких детей было двое. На первый взгляд кажется, что дети с ОНР и дети с нормальным речевым развитием справились одинаково, но среди детей с ОНР только 3 ребенка (8,57 % от всех опрашиваемых детей с ОНР) решили 20-21 задачу, остальные решили хуже. А среди детей с нормальным речевым развитием 10 (41,7 %) детей решили 20-21 задачу. Таким образом, видно, что дети с нормальным речевым развитием в среднем лучше справлялись с заданиями, чем дети с общим недоразвитием речи. Это подтвердил и статистический анализ (применялся дисперсионный анализ).

Таблица 1

Индивидуальное количество решенных задач у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием

Количество решенных задач Количество детей с ОНР, решивших столько задач (ЭГ) Количество детей с НРР, решивших задачи (КГ)

21 1(2,86%) 2 (5,71%)

20 2 (5,71%) 8 (22,86%)

19 4(11,43%) 7 (20%)

18 7 (20%) 8 (22,86%)

17 7 (20%) 5 (14,28%)

16 6 (17,14%) 3 (8,57%)

15 4(11,43%) 1(2,86%)

14 0(0%) 1(2,86%)

13 2(5,71%) 0 (0%)

12 1(2,86%) 0 (0%)

11 1(2,86%) 0 (0%)

Всего 35 (100%) 35 (100%)

Далее мы проанализировали успешность решения задач. Условный номер — степень легкости задачи в зависимости от количества справившихся с заданием детей. При этом задачи, решенные одинаковым количеством детей, получали и одинаковый условный номер.

Категория сложности определялась исходя из количества справившихся с заданием испытуемых: I категория — выше 80 % детей решили данный тип задач, II категория — от 53,3 % до 73,3 % детей справились с заданием, III категория — от 26,7 % до 40 % детей смогли справиться с заданием, IV категория — от 6 % до 24 % детей смогли справиться с заданием, решивших, V — 0 % — задания, с которыми не справился никто.

Уровни символизации, инте-риоризации и характер материала обусловили неравномерное возрастание трудности задач. Так, например, задачи № 14, 16 решили практически все дети и в норме и в патологии (32-33 ребенка среди детей с ОНР и 33-34 среди детей с нормальным развитием речи), а задачу № 13 решили 37,14 % (13 человек) детей с ОНР и 48,57 % (17 человек) детей с нормальным речевым развитием.

Условные номера, данные авторами методики, существенно

расходятся с теми, что мы получи-

ли в своем исследовании (например, задача № 24, в нашем исследовании попала в I группу и была решена всеми детьми в норме (35 человек — 100 %), и практически всеми детьми с ОНР (33 человека — 94, 28 %), а у авторов она отнесена к IV уровню сложности). Скорее всего, это связано с тем, что за последние двадцать лет содержание образовательного процесса изменилось.

Отметим, что успешность решения задач детьми зависит от ряда факторов, среди которых и три выделенных выше (уровни символизации, интериоризации и характер материала). Существует определенная закономерность взаимовлияния этих факторов (см. табл. 3).

Мы видим, что в зависимости от символизации в заданиях на се-риацию успешность стабильно падает как в экспериментальной, так и в контрольной группе (см. табл. 4). В задачах на нахождение целого по части у детей с нормальным речевым развитием (КГ) значимых различий не наблюдается, в то время как у детей с ОНР (ЭГ) успешность выполнения задач на нахождение целого по части со схематичным рисунком явно выше, чем решение задач с плоскостным рисунком или словесным символом.

Специальное образование. 2011. № 3

0\

ю

ю ю и> ю ю ю Ю О 40 00 04 С-Л и> ю - О 40 00 04 С-Л и> ю - Номер задачи

| 94,28 % (33) 2,86 % (1) 62,86 % (22) 0 % (0) 88,57 % (31) 2,86 % (1) 94,28 % (33) 28,57 % (10) 94,28 % (33) 54,29 % (19) 91,43 % (32) 37,14 % (13) 77,14% (27) 68,57% (24) 82,86 % (29) 91,43 % (32) 85,71 % (30) 91,43 % (32) 85,71 % (30) 68,57% (24) 94,28 % (33) 91,43 % (32) 94,28 % (33) 100 % (35) Процент (количество) детей с 0НР, решивших задачу

| 100% (35) 8,57% (3) 88,57% (31) 0% (0) 97,14% (34) 8,57% (3) 91,43 % (32) 31,43% (11) 94,28% (33) 45,71% (16) 97,14% (34) 48,57% (17) 100% (35) 71,43% (25) 88,57% (31) 94,28% (33) 97,14% (34) 94,28% (33) 94,28% (33) 00 О 1о 100% (35) 100% (35) 100% (35) 100% (35) Процент (количество) детей с нормальным речевым развитием, справившихся с заданием

ю и> 40 к -1^ и> ю ю ю О и> - 00 04 и> С-Л и> С-Л 00 ю и> ю - Условный номер сравнительно легкой задачи для экспериментальной группы

- - С-Л ю ю - о и> 40 ю 00 - С-Л и> ю и> и> 04 - - - - Условный номер сравнительно легкой задачи для контрольной группы

- Категория сложности (определялась по контрольной группе)

О)

ь

О)

го

Успешность решения задачи

Таблица 3

Влияние символизации в зависимости от характера материала

00 гЯ ю О а £ £ то ьс ^ а. & >< 1 Общее количество заданий, решенных ЭГ(процент от возможного количества задач) Общее количество заданий, решенных КГ (процент от возможного количества задач)

Конкретный предмет Сериация 86,7 % 93,3 %

Часть — целое 91,4 % 98,1 %

Плоскостные одноцветные рисунки Сериация 83,8 % 86,7 %

Часть — целое 81,9 % 95,2 %

Условные пространственные схемы или предмета Сериация 40 % 41,9 %

Часть — целое 93,3 % 94,3 %

Словесные символы предмета Сериация 1,9 % 5,7 %

Часть — целое 81,9 % 95,2 %

Таблица 4

Влияние интериоризации действий в зависимости от характера материала

Действие Характер материала Процент заданий, решенных ЭГ Процент заданий, решенных КГ

Манипулирование предметом Сериация 57, 86 % 62,86 %

Часть — целое 88,57 % 97,14 %

Действие «в уме» с наглядной опорой на предмет Сериация 59,29 % 60 %

Часть — целое 83,57 % 92,86 %

Действие «в уме» без наглядной опоры на предмет Сериация 42,14 % 47,86 %

Часть — целое 87,86 % 96,43 %

Задачи, требующие более высокого уровня интериоризации действий, решаются меньшим числом детей, как в норме, так и в патологии. Однако влияние этого фактора на успешность решения заданий менее выражено, чем уровень символизации объекта. Даже при отсутствии наглядной опоры на предмет, фигурирующий в задании, дошколь-

никам удавалось решать свыше половины всех предложенных задач.

Легче всего дети справлялись с заданиями, основанными на определении целого по части. Так из общего количества задач этого типа было решено 87,14 % детьми с ОНР и 95,71 % задач детьми с нормальным речевым развитием. В то время как задачи на сериацию были реше-

ны 50,71 % детей с ОНР и 56,9 % детей с нормальным речевым развитием. Следовательно, характер материала, так же как и предыдущие два фактора, существенно влияет на успешность выполнения заданий детьми как в норме, так и в патологии.

Далее нами подсчитывалась индивидуальная успешность решения задач. Согласно методике индивидуальная успешность решения задач детьми определяется не только по количеству решенных задач, но и с учетом максимально доступ-

ной для них трудности задач, при этом выделяется 5 групп в зависимости от индивидуально среднего показателя успешности: I группа — дети со средним показателем успешности меньше 0,48; II группа — дети со средним показателем успешности от 0,48 до 0,96; III группа — дети со средним показателем успешности от 0,96 до 1,44;

IV группа — дети со средним показателем успешности от 1,44 до 1,91;

V группа — дети со средним показателем успешности выше 1,91.

Рис. 1. Распределение детей по группам в зависимости от индивидуальной успешности

Таким образом, дети с ОНР достаточно хорошо решают задачи с конкретным предметом, с рисунками и пространственными моделями, если это задачи на определение целого по части, особенно если возможно манипулировать предметом или пользоваться наглядной опорой на предмет. Задачи на се-риацию со схемой могут решить только треть испытуемых. А задачи со словесным символом на сериа-цию практически не доступны им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До сих пор успешность решения задач детьми характеризовалась на основе достигнутых ими результатов. Однако не менее интересен

анализ самого процесса поиска решения, который позволяет выявить функционирование внутреннего плана действий каждого ребенка.

Все зафиксированные действия детей можно разделить на две группы: во-первых, развернутые

вовне действия детей (наружные — НПД) и, во-вторых, свернутые действия (внутренние — ВПД), о наличии которых можно было судить лишь по косвенным признакам. Отметим, что индивидуальные различия в совершаемых действиях по признаку внутреннего плана действий были выражены меньше, чем по признакунаружного плана действий.

0

Ц 0 £ іи о

£ Зі 0

§1 о § ^ о

и о л

1 10 1° 0

Сі

О

Рис. 2. Виды и средняя частота действий, совершаемых детьми во внешнем плане

У всех детей при решении задач преобладали зрительные действия. Наиболее отчетливо «популярность» действий каждого рода выражается в средней частоте действий в расчете на одного ребенка и на один опыт. Мануальное действие (прикосновение) используется в среднем 0,36 раз, в то время как рассматривание — приблизительно в три раза чаще.

Наибольший интерес представляли для нас действия детей во внутреннем плане. Главный путь выявления внутреннего плана действий — это определение успешности решения детьми задач, которые обязательно требуют от них способности действовать во внутреннем плане. Однако в ходе исследования у детей был отмечен и ряд проявлений, которые косвенно свидетельствуют о том, что испытуемые производят какие-то операции «в уме».

Из графика (рис. 3) видно, что у испытуемых были зафиксированы действия разного вида — шевеление губами, неразборчивая речь,

внутренне наполняемые паузы и т. д. Разнообразие действий и их частота во внутреннем плане заметно различаются. Так наиболее часто среди детей с общим недоразвитием речи встречается комментирование плана действий. А среди детей с нормальным речевым развитием чаще всего встречаются внутренне наполняемые паузы.

Далее мы попытались установить, связаны ли зафиксированные у детей действия в наружном и внутреннем плане с успешностью выполнения ими задач. Сравнение индивидуальных индексов успешности решения задач и индивидуальных индексов наружного и внутреннего плана действий позволило вычислить корреляцию между умением детей справляться с заданием и «репертуаром» их действий в наружном и внутреннем планах. Подсчеты показали, что у детей второй группы (с наименьшей успешностью решения задач) средний индекс действий наружного плана наиболее высок, а средний индекс

действий внутреннего плана наиболее низок. По мере нарастания успешности решения задач соответственно отмечается спад индекса действий наружного плана и соот-

ветственно рост индекса действий внутреннего плана. Данная корреляция действительна и для детей с ОНР, и для детей с нарушением речевого развития (НРР).

шевеление губами неразборчивая внутрене коментирование использование

речь наполняемые плана действий вспомогательного

паузы материала

Рис. 3. Виды и средняя частота действий, совершаемых детьми во внутреннем плане

Дисперсионный анализ показал, что значимые различия наблюдаются в использовании «прикосновений» детьми с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием. Успешность выполнения заданий на манипулирование у детей в норме и патологии одинакова, однако дети с ОНР чаще стараются прикоснуться к предмету, провести по нему рукой, даже, когда это запрещено заданием.

Что касается внутреннего плана, то отметим два факта: первый — в задачах со словесными символами предмета дети с общим недоразвитием речи значительно чаще (это подтверждают данные статистики) старались использовать вспомогательный материал (карандаши, ручки, пальцы рук и т. д.), чем дети с нормальным речевым

развитием; и второй — дети с общим недоразвитием речи предпочитают использовать «комментирование плана действии», т. е. внешнее проговаривание, а дети с нормальным речевым развитием чаще используют «внутренне наполняемые паузы».

Также дети с ОНР чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, просили повторить задание (12 человек с ОНР, и всего 2 человека с НРР).

Анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы:

1. Задания на сериацию и на нахождение целого по части вызывают у детей дошкольного возраста стойкий интерес.

2. Дети с нормальным речевым развитием статистически значимо справляются лучше с заданиями на

определение уровня внутреннего плана действий, чем дети с общим недоразвитием речи.

3. Успешность решения задач зависит от ряда факторов — уровня символизации, интериоризации действий, характера материала. Общие закономерности влияния этих факторов одинаковы для нормы и патологии.

4. Дети с ОНР достаточно хорошо решают задачи с конкретным предметом, с рисунками и пространственными моделями, если это задачи на определение целого по части, особенно если возможно манипулировать предметом или пользоваться наглядной опорой на предмет. Значительные трудности испытывают дошкольники с ОНР при решении задач на сериацию со схемой и со словесным символом.

5. Наиболее часто встречаемое действие в наружном плане как в контрольной, так и в экспериментальной группе является рассматривание. Наиболее часто среди детей с общим недоразвитием речи встречается комментирование плана действий. А среди детей с нормальным речевым развитием чаще всего встречаются внутренне наполняемые паузы. Значимые различия наблюдаются в использовании вспомогательного материала.

6. По мере нарастания успешности решения задач отмечается спад индекса действий наружного плана и рост индекса действий внутреннего плана. Данная корреляция действительна и для детей с ОНР, и для детей с нормальным речевым развитием.

7. Зона ближайшего развития для детей с ОНР находится в решении задач с плоскостным рисунком и условной пространственной схемой или моделью предмета на определении сериации.

Литература

1. Конопкин, О. А. Психическая са-

морегуляция произвольной активности человека (структурнофункциональный аспект) /

О. А. Конопкин // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.

2. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, И. К. Капчеля. — Кишинев, 1987.

3. Минаева, Е. В. Формирование

внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Минаева. —

Н. Новгород, 2000.

4. Смирнова, Е. О. Условия перехода от внешних действий к внутренним при решении задач дошкольниками / О. Е. Смирнова // Вопросы психологии. — 1985. — № 6.

5. Троицкая, И. Ю. Особенности внутреннего плана действий у 6летних детей с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / И. Ю. Троицкая. — Н. Новгород, 2000.

6. Фотекова, Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.10 / Т. А. Фотекова. — М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.