Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПАРЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПАРЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПАРЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штода Марина Леонидовна, Есаулов Михаил Николаевич, Огнева Елена Борисовна, Пармузина Юлия Владимировна, Дегтярева Дарья Илдаровна

В статье раскрыто содержание двух методик (Л. Н. Собчик и Методика «Лидер»), по которым можно определить типы взаимоотношений в танцевальных парах и кто является лидером (мальчик или девочка), а также рассмотрены типы взаимоотношений в паре и их влияние на соревновательный результат в танцевальном спорте. Педагогический эксперимент проводился на базе Детско-юношеской спортивной школы г. Астрахань. Для определения лидера в паре с властно-лидирующим и независимо-доминирующим типом взаимоотношений нами была проведена диагностики межличностных отношений ДМО (Л.Н. Собчик). В нашем исследовании мы сделали предположение о том, что высоким спортивным достижениям в танцевальном спорте будут способствовать взаимоотношения партнеров, характеризующиеся властно-лидирующим или ответственно-великодушным типом межличностных отношений в паре. Выявлено, что танцевальные пары, где юноши являются лидерами, показывают более высокие спортивные результаты и это является одним из доминирующих факторов при формировании танцевальной пары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Штода Марина Леонидовна, Есаулов Михаил Николаевич, Огнева Елена Борисовна, Пармузина Юлия Владимировна, Дегтярева Дарья Илдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF RELATIONSHIPS IN A COUPLE ON THE COMPETITIVE RESULT IN DANCE SPORTS

The article reveals the content of two methods (L.N. Sobchik and the Leader Method), which can be used to determine the types of relationships in dancing couples and who is the leader (boy or girl), and also it considers the types of relationships in a couple and their impact on competitive result in dance sports. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the Children's and Youth Sports School in Astrakhan. To determine the leader paired with the power-leading and independently-dominant type of relationship, we carried out the diagnosis of interpersonal relationships (L.N. Sobchik). In our study, we made the assumption that high sporting achievements in dance sport will be promoted by the relationship of partners, characterized by the imperious-leading or responsible-generous type of interpersonal relationship in a couple. It was revealed that dancing couples, where young men are leaders, show higher sports results and this is one of the dominant factors in the formation of the dancing couple.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПАРЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ»

осмысленность жизни.

Таким образом, в качестве основного результата исследования предложена типология потребителей рекламной продукции наиболее подверженных манипулятивным технологиям в рекламе: подростки с низкой осмысленностью жизни и высоким уровнем ригидности мышления; молодые люди, легко внушаемые и с высокой ригидностью; взрослые люди с низкой самооценкой, низкой осмысленностью жизни и высокой ригидностью мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогородский А. А. Манипулятивные методы в рекламе / А. А. Белгородский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 6 (50). - С. 43-54.

2. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы / К. Мозер.- Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. - 380 с.

3. Поляков В.А. Анализ становления мирового рекламного рынка и рекламы в России / В. А. Поляков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2 (52). - С. 67-74.

4. Adeolu B.A. The Influence of Advertising on Consumer Brand Preference / B.A. Adeolu, A. Taiwo, A. Matthew // Journal of Social Sciences. - 2005. - Vol. 10(1).- P. 9-16.

5. Achilov N. Advertising and Public Relations in Changing Technological Times / N. Achilov. -DOI: 10.4172/2165-7912.S2-001 // J Mass Communication and Journalism. - 2016. - S2. - URL: https://www.hilarispublisher.com/open-access/advertising-and-public-relations-challenges-and-implications-2165-7912-S2-001.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

6. Morwitz V. Consumers' purchase Intentions and Behaviour / V. Morwitz // Foundation and trends in Marketing. - 2012. - Vol. 7(3). - P. 181-230.

7. Pryshchenko S.V. Creative technologies in advertising design / S.V. Pryshchenko. -D0I:10.3846/cs.2019.8403 // Creativity Studies. - 2019. - Vol. 12(1). P.146-165.

REFERENCES

1. Belogorodskii, A.A. (2005), "Manipulative methods in advertising", Journal of Marketing in Russia and Abroad, No. 6 (50), pp.43-54.

2. Mozer, K. (2004), Psychology of Marketing and Advertising, Humanitarian Center, Kharkiv.

3. Polyakov, V.A. (2006), "Analysis of the formation of the world advertising market and advertising in Russia", Journal of Marketing in Russia and Abroad, No. 2 (52), pp. 67-74.

4. Adeolu, B.A. Taiwo A., and Matthew, A. (2005), "The Influence of Advertising on Consumer Brand Preference". Journal of Social Sciences, Vol. 10 (1), pp. 9-16.

5. Achilov, N. (2016), "Advertising and Public Relations in Changing Technological Times", J Mass Communication and Journalism, S2, available at: https://www.hilarispublisher.com/open-access/advertising-and-public-relations-challenges-and-implications-2165-7912-S2-001.pdf, doi: 10.4172/2165-7912.S2-001

6. Morwitz, V. (2012), "Consumers' purchase Intentions and Behavior", Foundation and trends in Marketing, Vol. 7 (3), pp. 181-230.

7. Pryshchenko S. V. (2019), "Creative technologies in advertising design", Creativity Studies, Vol. 12 (1), pp.146-165, D0I:10.3846/cs.2019.8403.

Контактная информация: irinarusa@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2021

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПАРЕ НА

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Марина Леонидовна Штода, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Николаевич Есаулов, кандидат технических наук, доцент, Елена Борисовна Огнева, старший

преподаватель Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, г. Москва; Юлия Владимировна Пармузина, кандидат педагогических наук, старший

преподаватель, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры г. Волгоград

Аннотация

В статье раскрыто содержание двух методик (Л. Н. Собчик и Методика «Лидер»), по которым можно определить типы взаимоотношений в танцевальных парах и кто является лидером (мальчик или девочка), а также рассмотрены типы взаимоотношений в паре и их влияние на соревновательный результат в танцевальном спорте. Педагогический эксперимент проводился на базе Детско-юношеской спортивной школы г. Астрахань. Для определения лидера в паре с властно-лидирующим и независимо-доминирующим типом взаимоотношений нами была проведена диагностики межличностных отношений ДМО (Л.Н. Собчик). В нашем исследовании мы сделали предположение о том, что высоким спортивным достижениям в танцевальном спорте будут способствовать взаимоотношения партнеров, характеризующиеся властно-лидирующим или ответственно-великодушным типом межличностных отношений в паре. Выявлено, что танцевальные пары, где юноши являются лидерами, показывают более высокие спортивные результаты и это является одним из доминирующих факторов при формировании танцевальной пары.

Ключевые слова: взаимоотношения в паре, соревновательный результат, танцевальный

спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p486-490

STUDY OF THE INFLUENCE OF RELATIONSHIPS IN A COUPLE ON THE COMPETITIVE RESULT IN DANCE SPORTS

Marina Leonidovna Shtoda, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Nikolaevich Esaulov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Elena Borisovna Ogneva, the senior teacher, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow; Yulia Vladimirovna Parmuzina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Daria Ildarovna Degtyareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Abstract

The article reveals the content of two methods (L.N. Sobchik and the Leader Method), which can be used to determine the types of relationships in dancing couples and who is the leader (boy or girl), and also it considers the types of relationships in a couple and their impact on competitive result in dance sports. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the Children's and Youth Sports School in Astrakhan. To determine the leader paired with the power-leading and independently-dominant type of relationship, we carried out the diagnosis of interpersonal relationships (L.N. Sobchik). In our study, we made the assumption that high sporting achievements in dance sport will be promoted by the relationship of partners, characterized by the imperious-leading or responsible-generous type of interpersonal relationship in a couple. It was revealed that dancing couples, where young men are leaders, show higher sports results and this is one of the dominant factors in the formation of the dancing couple.

Keywords: relationship in a pair, competitive result, dance sport.

Танцевальный спорт характерен тем, что спортсмен не может выступать один, в отличие от других эстетических видов спорта.

Из этого следует, что высокий спортивный результат танцевальной пары напрямую зависит от взаимоотношений спортсменов-танцоров. В связи с этим цель нашего исследования - определить влияние взаимоотношений в паре на соревновательный результат в танцевальном спорте.

На первом этапе по методике (Л. Н. Собчик) мы определяли тип взаимоотношений в танцевальной паре. Был сделан опрос 8 танцевальных пар (16 человек), 16-18 лет, выступающих в латиноамериканской программе, Молодежь.

На втором этапе мы увеличили количество танцевальных пар и по методике «Лидер» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкого) провели опрос, по выявлению лидера в каждой

паре мальчик или девочка, и как это влияет на спортивный результат [1].

Педагогический эксперимент проводился на базе МБУ ДО ДЮСШ г. Астрахань.

Для определения лидера в паре с властно-лидирующим и независимо-доминирующим типом взаимоотношений нами была проведена диагностики межличностных отношений ДМО (Л.Н. Собчик).

В нашем исследовании мы сделали предположение о том, что высоким спортивным достижениям в танцевальном спорте будут способствовать взаимоотношения партнеров, характеризующиеся властно-лидирующим или ответственно-великодушным типом межличностных отношений в паре.

После того как испытуемые оценили себя и заполнили сетку регистрационного листа, мы подсчитали баллы по восьми вариантам межличностного взаимодействия.

Анализ полученных данных показал следующее: по данным ДМО, преобладает «властный-лидирующий» тип межличностных отношений (I октант), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов, экстравертированностью, активным воздействием на окружение, завоевательной позицией, стремлением вести за собой и подчинять своей воле других.

VIII октант, соответствующий ответственно-великодушному типу межличностных отношений, достигает 10-ти баллов и сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность; стремление к деятельности, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим.

Значительно меньше баллов наблюдается по таким октантам, как сотрудничаю-щий-конвенциальный (VII) и прямолинейный-агрессивный (III) - 4 и 8 баллов соответственно. Умеренные баллы по данным октантам характеризуют стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими (VII). Прямолинейный-агрессивный октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.

Следует отметить, что самоуверенность (I), упрямство (III) способствуют разладу межличностных отношений, а это доминирующие октанты в экспериментальной группе, которая согласно другим методикам, оценивает психологический климат своей пары как более чем благоприятный, в силу умеренности баллов (по 8 баллов) играют положительную роль в достижении высоких спортивных результатов.

Для выявления взаимосвязей между типами межличностных отношений в паре и спортивным результатом на турнире нами был проведен корреляционный анализ.

Из таблицы 1 следует, что первая пара, занявшая пятое место (одно из самых высоких) имеет тип взаимоотношений властный-лидирующий. Вторая пара, занявшая седьмое место, имеет тип независимый - лидирующий. Эти пары имеют сильный характер, что показывают результаты выступления в турнире.

Проведя, корреляционный анализ у третьей пары, занявшей восьмое место и имеющей класс ниже, мы увидели тип взаимоотношений - прямолинейно-агрессивный. Четвертая пара, занявшая семнадцатое место в турнире, имеет тип взаимоотношений независимо-доминирующий.

В пятой и шестой парах, мы увидели тип взаимоотношений зависимо-послушный. По-нашему мнению у них не хватает упорства и борьбы за победу, и поэтому у них ниже результат по сравнению с другими парами.

Таблица 1 - Взаимосвязи межличностных отношений пар со спортивным результатом

Типы отношений Па эы, участвующие в турнире

1 2 3 4 5 6 7 8

1 0,618 0,318 0,219 0,167 0,187 0,127 0,515 0,122

2 0,206 0,516 0,116 0,587 0,117 0,208 0,287 0,303

3 0,111 0,214 0,615 0,261 0,302 0,289 0,398 0,229

4 0,118 0,143 0,119 0,122 0,117 0,209 0,296 0,198

5 0,109 0,176 0,210 0,198 0, 177 0, 303 0,298 0,276

6 0,109 0,265 0,296 0,198 0,526 0,613 0,398 0,276

7 0,208 0,198 0,023 0,089 0,165 0,201 0,301 0,210

8 0,077 0,188 0,154 0,198 0,122 0,045 0,618 0, 717

Примечание: по вертикали: типы отношений: 1 - властный-лидирующий, 2 - независимый-доминирующий, 3 -прямолинейный-агрессивный, 4 - недоверчивый-скептический, 5 - покорный-застенчивый, 6 - зависимый-послушный, 7 - сотрудничающий-конвенциальный, 8 - ответственный-великодушный; по горизонтали - спортивный результат на турнире

Седьмая и восьмая пары, занявшие на турнире одни из последних мест и имеющие самый низкий класс Е, имеют тип взаимоотношений ответственный-великодушный. На тренировочных занятиях они четко выполняют все задания тренера, но также как и 5,6 пар у них не хватает целеустремленности и воли к победе.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующее заключение: корреляционный анализ доказал, что властно-лидирующий тип взаимоотношений в танцевальном спорте имеет прямую зависимость между результатами соревновательной деятельности.

Для выявления лидера в танцевальной паре (юноша или девушка), а также влияния полученных данных на спортивный результат мы провели анкетный опрос по методике «Лидер» среди шестнадцати танцевальных пар. Результаты опроса показали, что шесть пар имеют властно-лидирующий тип взаимоотношений и пять пар имеют независимо-доминирующий тип взаимоотношений. В турнирной таблице эти пары занимают высокие позиции. Остальные пары имеют другие типы взаимоотношений. Далее мы сделали корреляционный анализ исследуемых показателей. Данные представлены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Взаимосвязь лидера в танцевальной паре с властно-лидирующим типом взаимоотношений со спортивным результатом_

Пары, участвующие в турнире Рейтинговое место в турнире

1 2 3 4 5 6

1 0,729 0,217 0,117 0,187 0,196 0,129

2 0,317 0,717 0,319 0,321 0,233 0,204

3 0,319 0,318 0,637 0,231 0,287 0,218

4 0,145 0,187 0,207 0,278 0,299 0,414

5 0,289 0,618 0,328 0,266 0,277 0,347

6 0,245 0,229 0,278 0,381 0,715 0,321

Примечание: по вертикали: номер танцевальной пары; по горизонтали - порядок, занятых мест на турнире

Проведя корреляционный анализ, мы увидели следующие результаты. В паре номер один (юноша является лидером) прослеживается сильная взаимосвязь между типом взаимоотношений и спортивным результатом (0,729). Во второй паре наблюдается аналогичная картина (юноша также является лидером (0, 717)), соответственно рейтинговое место, занятое в турнире высокое. В третий паре взаимосвязь сильная (0,637). В этой паре также главенствующая роль отводится мужскому полу. Результат в четвертой паре значительно отличается от предыдущих пар. В этой паре по полученным результатам опроса именно девушка является лидером (0,414). В пятой и шестой парах юноши являются лидерами (0,618) и (0,715) соответственно. Таким образом, по первому типу взаимоотношений из шести пар только в одной лидером является девушка, что свидетельствует о том,

что приоритетным выбором при комплектовании пары данного типа взаимоотношений должен быть выбор в сторону юноши как лидера. Аналогичную работу мы провели, анализируя взаимосвязь лидера у пар с независимо-доминирующим типом взаимоотношений, таблица 3.

Таблица 3 - Взаимосвязь лидера в танцевальной паре с независимо-доминирующим типом взаимоотношений со спортивным результатом_

Пары, участвующие в турнире Рейтинговое место в ту энире

7 7 7 10 11

1 0,729 0,427 0,288 0,209 0,184

2 0,419 0,593 0,318 0,198 0,176

3 0,404 0,331 0,589 0,207 0,216

4 0,117 0,224 0,247 0,277 0,427

5 0,229 0,427 0,419 0,661 0,207

Примечание: по вертикали: номер танцевальной пары; по горизонтали - порядок, занятых мест на турнире

Проведя корреляционный анализ, среди пар имеющих независимо-доминирующий тип взаимоотношений, мы увидели следующее: в парах, где юноша является лидером -это пары номер 1, 2, 3 и 5 прослеживаются очень сильные взаимосвязи исследуемых показателей: пара 1 (0,729), пара 2 (0,593), пара 3 (0,589) и пара 5 (0,619), в танцевальной паре 4 девушка является лидером, соответственно корреляционная взаимосвязь получилась немного ниже (0,427).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что танцевальные пары, где юноши являются лидерами, показывают более высокие спортивные результаты и это является одним из доминирующих факторов при формировании танцевальной пары.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асламов. - Москва, Издательство МГУ, 1990.

- 367 с.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (1990), Psychology of personality, MSU Publishing House, Moscow.

Контактная информация: Uliyaparmuzina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.