Научная статья на тему 'Сравнительный анализ применения аппарата АНМ в процессе консультирования подростков'

Сравнительный анализ применения аппарата АНМ в процессе консультирования подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / АКУСТИЧЕСКАЯ НЕЙРОМОДУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дуванина А.В.

В статье излагаются результаты сравнения влияния аппарата акустической нейромодуляции (АНМ) на процесс психологического сопровождения юношей и девушек «олимпийского резерва» России и подростков, не связанных со спортом высших достижении. В ходе исследования получены данные о влиянии аппарата АНМ на тревожность подростков (семейную, ситуативную, личностную), аспекты межличностного общения (альтруизм, конвенциональность общение, умение работать в команде), мотивацию на достижение успеха и на избегание неудач. Результаты исследования имеют большую практическую ценность для психологов в сфере спорта высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дуванина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ применения аппарата АНМ в процессе консультирования подростков»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АППАРАТА АНМ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

© Дуванина А.В.*

Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

В статье излагаются результаты сравнения влияния аппарата акустической нейромодуляции (АНМ) на процесс психологического сопровождения юношей и девушек «олимпийского резерва» России и подростков, не связанных со спортом высших достижении. В ходе исследования получены данные о влиянии аппарата АНМ на тревожность подростков (семейную, ситуативную, личностную), аспекты межличностного общения (альтруизм, конвенциональность общение, умение работать в команде), мотивацию на достижение успеха и на избегание неудач. Результаты исследования имеют большую практическую ценность для психологов в сфере спорта высших достижений.

Ключевые слова: консультирование, подростки, акустическая нейромодуляция.

В спорте высших достижений остро стоит проблема поиска способов комплексной, эффективной подготовки «олимпийского резерва», позволяющей за краткий временной период (перерыв между соревнованиями) подготовить организм и психику юного спортсмена к предельным физическим и психическим нагрузкам. Ряд отечественных и зарубежных исследователей обращают внимание на применение аппаратов биологической обратной связи (БОС) в сфере спорта высших достижений (Lyle K Sanderson, Dr. James D. Mc Clements, Dr. Robert E. Gander, Ю.Высочин, Ю.Денисенко) [1, с. 84]. Но аналогичных исследований, раскрывающих сущность сочетания процессов психологического консультирования и использования аппаратом акустической нейромодуляции (АНМ) в работе с подростками спортсменами, не существует.

Целью исследования является изучение эффективности использования аппарата акустической нейромодуляции (АНМ) в процессе психологического консультирования подростков.

Объект исследования - особенности процесса консультирования подростков спортсменов.

Предмет исследования - влияние аппаратного воздействия на эффективность процесса консультирования подростков-спортсменов и подростков не связанных с профессиональным спортом.

Аспирант кафедры Психологии имени А.Ц. Пуни.

264

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Новизной исследования является использование аппаратного метода акустической нейромодуляции (АМН) для регуляции эмоциональных состояний подростков.

Задачи исследования:

1. Коррекция психоэмоционального состояния подростков-спортс-менов при помощи аппарата «Акустической нейромодуляции».

2. Определение эффективности консультационного процесса при использовании метода АНМ.

3. Обучение спортсменов базовым навыкам саморегуляции эмоциональных состояний.

Методы исследования:

1. Тестовые методики («Анализ семейной тревоги» (Эйдемиллер, Юс-тицкис), «Личная и ситуативная тревога» (Спилберг), «Мотивация достижения успеха», «Мотивация избегания неудач» (Элерс), «Диагностика межличностных отношений» (Собчик), «САН»).

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Аппарат «акустической нейромодуляции» (АНМ).

Выборку составили 40 подростков (в возрасте 14-16 лет): спортсмены профессионалы, проживающие в закрытых, спортивных школах-интернатах (велоспорт, дзюдо, шорт-трек, бокс, хоккей, легкая атлетика). Уровень спортивной квалификации подростков - КМС, МС. 38 подростков, не имеющих профессионального отношения к спорту. Выборка состояла из экспериментальной и контрольной группы. С экспериментальной группой проводилось консультирование по авторской технологии, в сочетании с применением аппарата АНМ, в контрольной группе проводилось консультирование без использования аппарата. Эксперимент по аппаратному воздействию проходил совместно со специалистами Института Физиологии имени И.П. Павлова РАН.

Ход аппаратного воздействия.

Испытуемому устанавливают 7 датчиков (2 лобные F1, F2 доли, 2 затылочные O1, O2, 2 - мочки ушей), еще один датчик измеряет пульс испытуемого.

I. Экспресс оценка регистрируемых в реальном времени физиологических сигналов ЭЭГ (О1, О2, F1, F2), ЧСС (ВСР).

II. Индивидуальный подбор режима звуковой последовательности АНМ в специфическом для данного человека диапазоне частот, который проводится на основании данных экспресс оценки, выраженности тэта, альфа, бетта1 и бетта2 ритмов.

III. Последующая коррекция (9 мин.) функциональной межполушарной асимметрии головного мозга. Прослушивание звуковой последовательности модулированного звука проводится в трех частотных диапазонах (по 3 мин. каждый) через наушники с одновременным выполнением упражнении по саморегуляции.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

265

IV Оценка эффективности АНМ по регистрируемым параметрам, в тесте открытые (1 мин.) / закрытые (1 мин.) глаза. Диагностика психологических изучаемых показателей. Фиксация динамики показателей [3, с. 39].

Результат использования аппарата АНМ индивидуален и обеспечивается за счет смены «доминанты», возрастания альфа-ритма головного мозга спортсмена и может иметь релаксирующий (синхронизация) или активирующий (десинхронизация) эффект, в зависимости от запроса. То есть происходит появление рациональной активности в деятельности спортсмена.

Эффективность метода АНМ заключается в том, что изменение последовательности предъявляемого звукового сигнала, благодаря его внутренней структуре, организованной по специфическим нелинейным алгоритмам, стимулирует в слуховых зонах ствола головного мозга нейромедиаторный ответ определенного профиля в зависимости от диапазона используемой модулирующей частоты [3, с. 41].

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты сравнения показателей до и после эксперимента в экспериментальной группе подростков спортсменов (n - 40 человек). Представлено в баллах

Показатели Значение статистики Р

ЛТ 2 - ЛТ -3,760 <0,001

СТ 2 - СТ -4,844 <0,001

АСТ 2 - АСТ -4,715 <0,001

ДМО 1 2 - ДМО 1 -1,250 ,211

ДМО 2 2 - ДМО 2 -0,174 ,862

ДМО 3 2 - ДМО 3 -1,918 ,055

ДМО 4 2 - ДМО 4 -2,081 ,037

ДМО 5 2 ДМО 5 -1,620 ,105

ДМО 6 2 - ДМО 6 -4,494 <0,001

ДМО 7 2 - ДМО 7 -4,596 <0,001

ДМО 8 2 - ДМО 8 -4,681 <0,001

УСПЕХ 2-УСПЕХ -4,714 <0,001

НЕУДАЧИ 2 - НЕУДАЧИ -3,152 ,002

САМОЧУВСТВИЕ 2 - САМОЧУВСТВИЕ -5,237 <0,001

АКТИВНОСТЬ 2-АКТИВНОСТЬ -4,471 <0,001

НАСТРОЕНИЕ 2 НАСТРОЕНИЕ -3,505 <0,001

Обозначения: ЛТ_2 - уровень личной тревоги после эксперимента, ЛТ - уровень личной тревоги до эксперимента, СТ_2 - уровень ситуативной тревоги после эксперимента, СТ - уровень ситуативной тревоги до эксперимента,АСТ_2 - уровень семейной тревоги после эксперимента, АСТ - уровень семейной тревоги до эксперимента, ДМО_1_2 властно-лидирующий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_1 властно-лидирующий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_2/2 независимо-доминирующий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_2 независимо-доминирующий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_3/2 - прямолинейно-агрессивный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_3 -прямолинейно-агрессивный октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_4/2 - недоверчиво-

266

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

скептический октант методики ДМО после эксперимента,ДМО_4 - недоверчиво-скептический октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_5/2 - покорно-застенчивый октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_5/2 - покорно-застенчивый октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_6/2 - зависимо-послушный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_6 -зависимо-послушный октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_7/2 - сотрудничающий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_7 - сотрудничающий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_8/2 - ответственно-великодушный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_8/2 - ответственно-великодушный октант методики ДМО до эксперимента, УСПЕХ_2 - мотивация достижения успеха после эксперимента, УСПЕХ - мотивация достижения успеха до эксперимента, НЕУДАЧИ_2 - мотивация избегания неудач после эксперимента, НЕУДАЧИ - мотивация избегания неудач до эксперимента, САМОЧУВСТВИЕ_2 - шкала методики САН после эксперимента, САМОЧУВСТВИЕ - шкала методики САН до эксперимента, АКТИВНОСТЬ_2 - шкала методики САН после эксперимента, АКТИВНОСТЬ - шкала методики САН до эксперимента, НАСТРОЕНИЕ_2 - шкала методики САН после эксперимента, -НАСТРОЕНИЕ - шкала методики САН до эксперимента.

В экспериментальной группе подростков спортсменов значимые изменения под воздействием психологического консультирования (с использованием аппарата АНМ) выявлены по следующим показателям: личная тревога, ситуативная тревога, семейная тревога, зависимо-послушный, сотрудничающий и ответственно-великодушный октанты методики ДМО, мотивация избегания неудач и все шкалы методики «САН» (р < 0,001).

В экспериментальной группе подростков спортсменов отмечена тенденция к снижению прямолинейно-агрессивного октанта методики «Диагностика межличностного общения» (0,055).

Таблица 2

Результаты проведения тестирования до и после эксперимента в экспериментальной группе подростков не спортсменов (n - 38 человек)

Показатели Значение статистики Р

ЛТ 2 - ЛТ -4,942 <0,001

СТ 2 - СТ -4,786 <0,001

АСТ 2 - АСТ -4,811 <0,001

ДМО 1 2 - ДМО 1 -4,914 <0,001

ДМО 2 2 - ДМО 2 -4,545 <0,001

ДМО 3 2 - ДМО 3 -3,942 <0,001

ДМО 4 2 - ДМО 4 -1,303 ,193

ДМО 5 2 - ДМО 5 -3,592 <0,001

ДМО 6 2 - ДМО 6 -2,595 ,009

ДМО 7 2 - ДМО 7 -4,967 <0,001

ДМО 8 2 - ДМО 8 -4,847 <0,001

УСПЕХ 2-УСПЕХ -1,950 ,051

НЕУДАЧИ 2 - НЕУДАЧИ -,900 ,368

САМОЧУВСТВИЕ 2 - САМОЧУВСТВИЕ -3,919 <0,001

АКТИВНОСТЬ 2 -АКТИВНОСТЬ -4,159 <0,001

НАСТРОЕНИЕ 2 - НАСТРОЕНИЕ -4,208 <0,001

Обозначения: ЛТ_2 - уровень личной тревоги после эксперимента, ЛТ - уровень личной тревоги до эксперимента, СТ_2 - уровень ситуативной тревоги после эксперимента, СТ - уро-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

267

вень ситуативной тревоги до эксперимента,АСТ_2 - уровень семейной тревоги после эксперимента, АСТ - уровень семейной тревоги до эксперимента, ДМО_1_2 властно-лидирующий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_1 властно-лидирующий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_2/2 независимо-доминирующий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_2 независимо-доминирующий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_3/2 - прямолинейно-агрессивный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_3 -прямолинейно-агрессивный октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_4/2 - недоверчивоскептический октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_4 - недоверчиво-скептический октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_5/2 - покорно-застенчивый октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_5/2 - покорно-застенчивыйоктантметодики ДМО до эксперимента, ДМО_6/2 - зависимо-послушный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_6 -зависимо-послушный октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_7/2 - сотрудничающий октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_7 - сотрудничающий октант методики ДМО до эксперимента, ДМО_8/2 - ответственно-великодушный октант методики ДМО после эксперимента, ДМО_8/2 - ответственно-великодушный октант методики ДМО до эксперимента, УСПЕХ_2 - мотивация достижения успеха после эксперимента, УСПЕХ - мотивация достижения успеха до эксперимента, НЕУДАЧИ_2 - мотивация избегания неудач после эксперимента, НЕУДАЧИ - мотивация избегания неудач до эксперимента, САМОЧУВСТВИЕ_2 - шкала методики САН после эксперимента, САМОЧУВСТВИЕ - шкала методики САН до эксперимента, АКТИВНОСТЬ_2 - шкала методики САН после эксперимента, АКТИВНОСТЬ - шкала методики САН до эксперимента, НАСТРОЕНИЕ_2 - шкала методики САН после эксперимента, -НАСТРОЕНИЕ - шкала методики САН до эксперимента.

В экспериментальной группе подростков не спортсменов значимые изменения под воздействием психологического консультирования (с использованием аппарата АНМ) выявлены по показателям: значимо снизились показатели (р < 0,001) личная тревога, ситуативная тревога, семейная тревога, октанты методики ДМО (властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, покорно-застенчивый, сотрудничающий, ответственно-великодушный октанты), все шкалы методики «САН».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое консультирование с использованием аппарата АНМ в категории подростков эффективно применять для снижения семейной, ситуативной и личностной тревоги, повышения мотивации к успеху и снижение страха неудачи, для коррекции стиля общения подростка. Например, повышение конвенцио-нальности, альтруистических чувств, стремления к сотрудничеству, большая готовность к работе в команде, снижение нарциссизма. Особенно важным с практической точки зрения представляется нам аспект работы по командообразованию со спортивными командами подростков - повышение навыков работы в команде (велоспорт, хоккей, футбол, бобслей).

Список литературы:

1. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П. Современные представления о физиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. - С. 81-85.

268

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

2. Дуванина А.В. Особенности стиля воспитания детей в семьях спортсменов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. -№ 1 (46), Т. 2. - С. 124-127.

3. Дуванина А.В., Изварина Н.Л., Станиславская И.Г Применение метода акустической нейромодуляций (АНМ) для коррекции эмоциональных состояний спортсменов-борцов греко-римского стиля высокой квалификации // Вестник Курганского государственного университета. - 2013. - № 1 (28). -С. 38-42.

4. Isvarina N.L., Lensman M.V, Murovets VO. & Savoxin A.A. Investigation of antidepressants activity of sound beats created with different algorithms of modulation in comparison with antidepressants in forced swim test (FST) on rats. 8th IBRO World Congress of Neuroscience / Florence-Italy July 14-18, 2011. A493.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ

ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Магомедов А.М.* *, Каялов Б.М.*, Рабаданов М.С.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала

Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами ориентирования на местности в физическом воспитании детей дошкольного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников.

Ключевые слова подвижные игры с элементами ориентирования, произвольность, поведение, дети дошкольного возраста.

Введение

Сегодня большинство школ и дошкольные учреждения пытаются отойти от традиционной системы, частично изменяя формы и содержание образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Происходит переход к инновационному типу образовательного процесса, новым педагогическим технологиям и новому содержанию учебной и воспитательной работы (В.К. Бальсевич, 2000).

* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин ИФКиС ДГПУ, к.п.н.

* Ассистент кафедры Физического воспитания ДГМА.

* Ассистент кафедры Физического воспитания ДГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.