Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
тревожность / проявления тревожности / подростки / тип семейного воспитания / anxiety / manifestations of anxiety / adolescents / type of family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Е.Д., Чикризова В.Б.

В работе описаны основные аспекты проблемы развития тревожности у подростков и проанализирована взаимосвязь между типом семейного воспитания и проявлением тревожности у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INFLUENCE OF TYPE OF FAMILY EDUCATION ON MANIFESTATION OF ANXIETY IN ADOLESCENTS

The paper describes the main aspects of the problem of anxiety development in adolescents and analyzes the relationship between the type of family education and the manifestation of anxiety in adolescents.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159 Горбунова Е.Д., Чикризова В.Б.

Горбунова Е.Д.

студент 3 курса кафедры Университетский минимум Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Чикризова В.Б.

старший преподаватель кафедры физического воспитания Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в работе описаны основные аспекты проблемы развития тревожности у подростков и проанализирована взаимосвязь между типом семейного воспитания и проявлением тревожности у подростков.

Ключевые слова: тревожность, проявления тревожности, подростки, тип семейного воспитания.

Введение. Семья играет ключевую роль в воспитании ребёнка и формировании его личности. Тип семейного воспитания оказывает значительное влияние на развитие тревожности у подростков. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты этой проблемы и проанализируем взаимосвязь между типом семейного воспитания и проявлением тревожности у подростков.

Подростки. С точки зрения возрастной психологии, подростки — это молодые люди в возрасте от 11-12 до 15-17 лет. Этот период делится на младший подростковый (5-6 классы, 11-13 лет), старший подростковый (7-9 классы, 13-15 лет) и раннюю юность (старшеклассники, 15-17 лет). В это время происходит интенсивное формирование физического и психического здоровья,

главных черт личности, характера и нравственных качеств. Подростки учатся принимать самостоятельные решения, раскрывать свою индивидуальность и обретать своё место в обществе. В это время у них интенсивно развивается тело, формируются половая принадлежность и мозг. Подростковый период также характеризуется эмоциональными колебаниями, связанными с бурными гормональными изменениями и поиском идентичности. В это время подростки стремятся к социальной интеграции и определению своего места в обществе, что может привести к конфликтам с родителями и желанию большей автономии.

Типы семейного воспитания. Кратно типы семейного воспитания можно описать следующим образом:

Авторитарный: родители подавляют инициативу ребёнка, жёстко руководят и контролируют его действия, используют физические наказания и запреты.

Либеральный: родители предоставляют ребёнку свободу действий и выбора, но отсутствует контроль и дисциплина.

Гиперопекающий: родители лишают ребёнка самостоятельности, постоянно находятся рядом и чрезмерно заботятся о нём.

Демократичный: родители поощряют инициативу и самостоятельность ребёнка, осуществляют незримый контроль над его жизнью, обсуждают интересы и поступки.

Отчуждённый: родители проявляют глубокое безразличие к личности ребёнка, избегают общения и держат его на расстоянии.

Хаотичный: родители непоследовательны в своих методах воспитания, демонстрируют разные подходы в зависимости от ситуации.

Тревожность. Индивидуальная психологическая особенность, которая выражается в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Она может быть связана со слабостью нервных процессов, особенностями темперамента или и тем, и другим одновременно.

Проявление тревожности может быть различным у разных людей. Вот некоторые общие признаки:

• Постоянное беспокойство и чувство страха.

• Проблемы с концентрацией внимания.

• Напряжение и нервозность.

• Ожидание худшего.

• Раздражительность.

• Беспокойство.

• Наблюдение за признаками опасности.

• Ощущение пустоты в разуме.

• Кошмары и навязчивые мысли.

• Дежавю и ощущение ловушки в собственном разуме.

Методики. Уровень тревожности у подростков можно определить с

помощью следующих психологических тестов:

1. Опросник Спилбергера — Ханина (STAI): оценивает ситуативную тревогу и личностную тревожность.

2. Шкала тревоги Бека (BAI): измеряет степень тревоги через физиологические, эмоциональные и поведенческие проявления.

3. Шкала Гамильтона (HARS): предназначена для специалистов, используется для диагностики тревожных расстройств.

4. Пенсильванский опросник беспокойства (PSWQ): фокусируется на хроническом беспокойстве и связанном с ним стрессе.

5. Шкала социальной тревожности Либовица (LSAS): измеряет уровень социофобии и социальной тревожности.

Взаимосвязь. Взаимосвязь между типом семейного воспитания и проявлениями тревожности у подростков заключается в следующем:

Авторитарный стиль воспитания связан с более высоким уровнем тревожности и более низким уровнем самооценки у подростков.

Демократический и либеральный стили воспитания способствуют более высокому уровню самооценки и более низкому уровню тревожности у подростков.

Стиль воспитания формируется на основе методов, используемых родителями, и влияет на отношения между ними и детьми.

Взаимосвязь между типом семейного воспитания и проявлениями тревожности у подростков также может быть объяснена через теорию привязанности. Авторитетный стиль воспитания, при котором родители обеспечивают поддержку и заботу, способствует формированию безопасной и надёжной привязанности, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности у подростков. В то же время пренебрежительный стиль воспитания, когда родители не уделяют достаточно внимания потребностям детей, может привести к развитию тревожных состояний.

Заключение. В заключении всего вышеперечисленного важно уточнить, эмоциональное благополучие подростков зависит от стиля семейного воспитания и требует внимания и заботы со стороны родителей и педагогов. Проблемы тревожности и самооценки являются актуальными и требуют коррекции для снижения негативных последствий для развития личности подростков.

Важно отметить, что данная статья носит информационный характер и не является заменой профессиональной консультации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»;

2. Мардахаев Лев Владимирович Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-problemy-i-osobennosti (дата обращения: 22.05.2024)

Gorbunova E.D., Chikrizova V.B.

Gorbunova E.D.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

Chikrizova V.B.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

STUDY OF INFLUENCE OF TYPE OF FAMILY EDUCATION ON MANIFESTATION OF ANXIETY IN ADOLESCENTS

Abstract: the paper describes the main aspects of the problem of anxiety development in adolescents and analyzes the relationship between the type of family education and the manifestation of anxiety in adolescents.

Keywords: anxiety, manifestations of anxiety, adolescents, type offamily.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.