Психология
УДК 159
аспирант кафедры психологии Джабраилова Маликат Магомедовна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Далгатов Магомед Магомедаминович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ
СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей различий проявления агрессивности и тревожности у подростков, воспитывающихся в семьях с разным социальным статусом (полная, неполная и смешанная). Целью исследования являлось изучение особенностей проявления агрессивности и тревожности у подростков, воспитывающихся в неполных, смешанных и полных семьях. В данной работе представленные результаты эмпирического исследования показали наличие различий в проявлении агрессивности и тревожности подростков из неполных, смешанных и полных семей. Подросткам из неполных семей характерны высокие показатели агрессивности и тревожности, по сравнению с полными и смешанными семьями.
Ключевые слова: неполная семья, полная семья, физическая агрессия, вербальная агрессия, тревожность агрессивность, подростки.
Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the differences in the manifestation of aggression and anxiety in adolescents raised in families with different social status (full, incomplete and mixed). The aim of the study was to study the peculiarities of aggression and anxiety in adolescents raised in incomplete, mixed and full families. In this paper, the presented results of an empirical study showed the presence of differences in the manifestation of aggression and anxiety of adolescents from incomplete, mixed and full families. Adolescents from single-parent families are characterized by high rates of aggression and anxiety, compared with full and mixed families.
Key words: incomplete family, full family, physical aggression, verbal aggression, anxiety aggressiveness, adolescents.
Введение. Проблема агрессивности и тревожности давно уже является объектом пристального научного внимания, так как страдают от этих психических проявлений большое количество людей. Особенно это характерно для очень уязвимой и незащищённой категории - детей-подростков. И, по ряду объективных и субъективных причин, данная проблема стоит особенно остро перед подростками из неполных и смешанных семей, а так же семей с низким социальным статусом родителей, ведущих ассоциальный образ жизни.
Изучением проявления тревожности и агрессивности занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые: В.М. Астапов, К. Лоренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Басс и другие. В наибольшей степени эта проблема освящена в трудах отечественного учёного А.М. Прихожан и зарубежного - Ч.Д. Спилберга.
Изложение основного материала статьи. Проявление, а так же возникновение и развитие агрессивности и тревожности связаны с разными причинами - объективными и субъективными.
Как показал теоретический анализ литературы [1-5; 7], во многом причины проявления тревожности и агрессивности у подростков связаны с семьей.
Семья создаёт условия для развития задатков личности, закладывает фундамент человеческих качеств, тем самым закономерен факт, что при благоприятной семейной обстановке этот процесс происходит гармонично и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. И, наоборот, при неблагоприятных семейных обстоятельствах и условиях создаётся колоссальная возможность для активного формирования таких неблагоприятных качеств. Как агрессивность и тревожность.
Наиболее уязвимыми и проблемными являются так называемые смешанные семьи, а так же неполные [7] - табл. 1.
Таблица 1
Характеристика неполных и смешанных семей
Смешанные семьи Неполные семьи
В них воспитываются приемные (или усыновленные) дети, а так же дети, являющиеся родными для одного из родителей. семьи с одним родителем, по причине того, что: родители развелись; Кто-то из родителей умер; родители никогда не вступали в брак.
Неполными называются, смешанными - семьи, в которых. Достаточно широко описаны проблемы неполных и смешанных семей в трудах таких ученых-исследователей, как М.И. Буянов, З. Матейчик и др.
Анализ немногочисленных исследований (Ю.Н. Гут, Н.Н. Доронина, Л.А. Костина, А.С. Кубекова и др.) по вопросу развития ребенка в неполной семье свидетельствуют, что появление развития агрессивности и тревожности связано с нарушением структуры, соответственно полноты функционирования семьи [2; 3].
Стабильность семейной среды является очень важным фактором в формировании гармоничного психически и эмоционально уравновешенного ребёнка.
Семья, которая не может воспитывать ребёнка должным образом и создавать необходимые условиях для этого, является серьёзным барьером в процессе успешной социализации подростка.
Психологический дискомфорт у детей-подростков из неполных семей проявляется следующим образом:
- в повышенной тревожности детей;
- в развитии и усугублении личных проблем вследствие семейного неблагополучия.
Для детей из неполных семей характерно растущее беспокойство о здоровье близких, ребёнка постоянно преследует страх потерять единственного оставшегося с ними родителя. Опасения детей проявляются через переживания несогласия с родителями, а также через трудности в освоении школьной программы [5; 7].
Исходя из этого, осуществлена постановка проблемы данного исследования: выяснить, каковы особенности проявления агрессивности и тревожности подростков, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях.
Цель исследования: изучение особенностей проявления агрессивности и тревожности у подростков, воспитывающихся в неполных и смешанных семьях. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что имеются различия в проявлении агрессивности и тревожности у подростков из неполных и смешанных семей.
Для изучения агрессивности и тревожности подростков из неполных и смешанных семей нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №34» г. Махачкалы. В качестве испытуемых выступили подростки (средний возраст - 12-15 лет) в количестве 150 человек. Из них 50 - подростки из неполных семей, 50 - подростки из смешанных семей и 50 - подростки из полных семей.
В исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (Buss - Durkee Hostility Inventory), методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Для достижения поставленных задач в нашем исследовании были использованы методы первичной описательной статистики: расчет среднего арифметического значения, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации и методы сравнения: непараметрический критерий U-Манна-Уитни для оценки статистической достоверности различий между группами семей, так же для проверки нормальности распределения значений в каждой выборке испытуемых был использован непараметрический критерий Х-Колмогорова-Смирнова.
Результаты данного исследования показали наличие различий в проявлении агрессивности у подростков, воспитывающихся в условиях неполной, смешанной и полной семей.
В таблице 2 и на рисунке 1 представлены основные результаты непараметрического критерия U - Манна - Уитни по методике Басса-Дарки.
По полученным данным, в ходе проведения данной методики по изучению агрессивности, было выявлено, что подростки из неполных семей характеризуются высокими показателями агрессивности, это говорит о том, что неполная семья создает неблагоприятные предпосылки для формирования агрессивности. Обращает внимание тот факт, что показатели характеристик «косвенная агрессия», «обида», «чувство вины» и «вербальная агрессия преобладают у детей из неполных семей. Эти показатели агрессивности говорят о том, что подростки скрывают прямые способы выражения агрессивности, а завышенный показатель «чувства вины» показывает, что дети считают себя причиной своих неудач.
В смешанных семьях мы наблюдаем выраженность агрессивности ниже по сравнению с неполными семьями, но качественно выше, чем в полных семьях. В смешанных семьях установлен высокий уровень выраженности показателя «негативизма», что свидетельствует о сложности принятия неродного родителя для ребенка.
Полная семья является наиболее благоприятной, так как мы видим низкие показатели выраженности показателей агрессивности.
Таблица 1
Различия в уровне выраженности показателей агрессивности подростков в семьях с разным социальным статусом Данные по опроснику агрессивности А. Басса и А. Дарки
Вся выборка: неполная семья - смешанная семья
бдФА бдКА бдР бдН бдО бдП бдВА бдЧВ
U p 1108,00 ,320 654,50 ,000 1143,00 ,456 648,50 ,000 768,50 ,001 1043,00 ,148 868,00 ,008 109,00 ,000
Вся выборка: неполная семья - полная семья
бдФА бдКА бдР бдН бдО бдП бдВА бдЧВ
U 1138,50 669,00 551,50 977,00 18,00 447,00 704,50 64,50
Р_ ,436 ,000 ,000 ,054 ,000 ,000 ,000 ,000
Вся выборка: смешанная семья - полная семья
бдФА бдКА бдР бдН бдО бдП бдВА бдЧВ
U 1208,50 1245,50 755,00 494,00 297,00 482,50 1038,50 1086,00
Р_ ,772 ,975 ,001 ,000 ,000 ,000 ,142 ,219
Рисунок 1. Характеристика агрессивного поведения подростков в семьях с разным социальным статусом
Данные различия агрессивности подростков в семьях с разным социальным статусом являются качественными, то есть статистически достоверными на высоком уровне статистической значимости. Только в показателях физической агрессии различия между ними являются статистически не значимыми, так как во всех трех типов семей наблюдается средний уровень выраженности в поведении подростков физической агрессии.
В таблице 3 и на рисунке 2 представлены основные результаты непараметрического критерия и-Манна-Уитни по методике Айзенка.
Данные исследования тревожности по данной методике подтверждают описанные выше данные. Неполная семья является наиболее стрессогенным фактором, формирующим переживания подростка о себе и своем месте в социальном окружении, так как мы видим, высокие показатели оценивания своей тревожности, по сравнению с полными и смешанными семьями. Заметим, что различия в отношении самооценки тревожности в данном случае носят качественный, то есть статистически достоверный характер.
Хотелось бы отметить, что данные, представленные на рисунке 2, подтверждают сделанный ранее вывод о том, что в смешанных и полных семьях тревожность качественно снижается.
Таблица 3
Различия в уровне выраженности показателей самооценки тревожности подростками в семьях с разным социальным статусом. Данные по Методике диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Вся выборка: неполная семья -смешанная семья
айзТр
и Е 320,000 ,000
Вся выборка: неполная семья - полная семья
айзТр 73,000
_|,000_
Вся выборка: смешанная семья - полная семья
айзТр 325,000
_,000_
16,00
14,00
12,00
10,00
8,00
6,00
4,00
2,00
0,00
Рисунок 2. Самооценка тревожности подростков в семьях с разным социальным статусом
Представленные в таблице 4 и на рисунке 3 результаты изучения самооценки агрессивного поведения позволяют достаточно хорошо их объединить с результатами изучения тревожности подростков воспитывающихся в неполных, смешанных и полных семьях, которые были описаны выше. На рисунке 3 мы видим, что наиболее готовыми к проявлению агрессивного поведения себя ощущают подростки из неполных семей. Наиболее уверенными в собственном стабильном эмоциональном состоянии себя ощущают подростки из полных семей.
и Е.
и
Е
Таблица 4
Различия в уровне выраженности самооценки агрессивности подростков в семьях с разным социальным статусом. Данные по методике диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
неполная - смешанная
айзАг
U 316,000
p ,000
неполная - полная
айзАг
U 62,000
Р ,000
смешанная - полная
айзАг
U 559,500
Р ,000
18,00 16,00 14,00 12,00 10,00 8,00 fi,00 4,00 2,00 0,00
неполная смешанная полная
Рисунок 3. Самооценка агрессивности подростками в семьях с разным социальным статусом
Исходя из полученных результатов, мы можем отметить связь с данными о самооценке тревожности подростков из семей с разным социальным статусом. Мы наблюдаем, что, чем выше оценивают подростки свою тревожность, тем более агрессивными они являются. Здесь можно говорить о взаимосвязи тревожности и агрессивности, о которой упоминается в исследованиях З. Фрейда, А.М. Прихожан, Р. Бэрона, Д. Ричардсона. В их работах отмечается, что под «маской» этой агрессии может быть скрыта тревожность, которая основательно прячет ее не только от окружающего мира, но и от самого ребенка. Также агрессивность рассматривают как реакцию защиты, независимо от того ситуативная или личностная тревожность.
Исходя из этого, можно отметить, что различия между группами подростков из семей с разным социальным статусом носят качественный, статистически достоверный характер, подтверждаемый сравнением измеряемых показателей непараметрическим критерием U-Манна-Уитни. Это позволяет предположить, что статус семьи влияет на выраженность эмоционального состояния, как тревожность и агрессивность.
Выводы. На основе анализа результатов нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. На уровне статистической значимости были установлены различия в показателях агрессивности и тревожности у подростков, воспитывающихся в неполных, смешанных и полных семьях.
2. Дети подросткового возраста из неполных семей характеризуются высокими показателями тревожности и агрессивности, чем дети из смешанных и полных семей. Это говорит о том, что неполная семья является наиболее стрессогенным фактором, который значительно ухудшает эмоциональное состояние подростка. А в смешанных семьях уровень тревожности и агрессивности выше, чем в полных семьях.
3. Приведенные выше данные указывают на то, что необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития детей воспитывающихся в неполной семье, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей - родителей.
Хотелось бы отметить, что неполный состав семьи является предпосылкой, мощным источником для возникновения проблем. Но будущее ребенка зависит только от родителей и других членов семьи.
Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, повзрослев, понимал: прошлое не определяет его как личность, ему не нужно повторять опыт своих родителей, он может создать счастливую полноценную семью и полностью овладеть социальной и гендерной ролью.
Литература:
1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
2. Гут, Ю.Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста / Ю.Н. Гут, М.В. Ланских, Н.Н. Доронина // Вестник Вятского государственного университета «Психологические науки». - 2020. № 3. -С. 135-145.
3. Костина, Л.А. Особенности эмоциональной сферы у юношей и девушек в полных и неполных семьях / Л.А. Костина, А.С. Кубекова, В.П. Мамина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3. - С.183-187.
4. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // «Психологическая наука и образование». - 1998. - № 2. - С. 19-21.
5. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Прайм-Еврознак, 2003. - 480 с.
6. Слепко, Ю.Н. Анализ и интерпретация результатов психологического исследования: учебное пособие / Ю.Н. Слепко, Т.В. Ледовская, А.Э. Цымбалюк. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 290 с.
7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 272 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда);
кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);
кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)
СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка. В сравнении с семьями, воспитывающими ребенка без признаков одаренности, изучаемые семьи отличаются более частой встречаемостью такого стиля воспитания как гипопротекция, меньшим количеством запретов по отношению к ребенку, большей выраженностью уступчивости по отношению родителей к детям. Одаренные дети видят своих отцов более автономными, а матерей менее доминирующими и неустойчивыми.
Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, подростки, детско-родительские отношения.
Annotation. The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the characteristics of child-parent relationships in families raising an intellectually gifted child. In comparison with families raising a child without signs of giftedness, the studied families are characterized by a more frequent occurrence of the hypoprotection style, fewer prohibitions in relation to the child, and a greater degree of compliance in relation to the children of parents. Gifted children see their fathers as more autonomous and their mothers as less dominant and unstable.
Key words: intellectual giftedness, adolescents, child-parent relationships.
Введение. Психологи в настоящее время все чаще отмечают, что семейные отношения имеют огромное значение для формирования личности одаренного ребенка и развития его потенциала. В то же время исследований, посвященному этому вопросу, недостаточно. Психологической теории и практике не хватает детального изучения той специфики в отношениях родителей и детей, которая характеризует семьи, воспитывающие интеллектуально одаренного ребенка.
Семья является главным фактором гармонично протекающего личностного развития интеллектуально одаренного ребенка, его адекватной самореализации. Именно в семье закладываются первоначальные важные качества личности, которые формируют психологическую устойчивость, позитивные взгляды, жизнеспособность и целеустремленность. Из-за трудностей самоактуализации у подростка возникают вторичные расстройства личности, которые проявляются в эмоциональных нарушениях, хроническом чувстве неудовлетворенности собой, что в конечном итоге приводит к трудностям в социальной адаптации. На наш взгляд, современным родителям, воспитывающим интеллектуально одаренных детей, необходима помощь по оптимизации отношений с ними [2, 41.
Целью нашего исследования, таким образом, явилось изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей. Мы предположили, что существуют особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, а именно: у родителей наблюдается более выраженный позитивный интерес по отношению к детям, большая автономность, менее выраженная директивность в воспитании детей в сравнении с семьями, воспитывающими детей без признаков одаренности.
Выборку составили обучающиеся 6-х классов в количестве 60 человек и их родителей в количестве 48 человек. 30 детей были с признаками одаренности (высокий уровень интеллекта, достижения в интеллектуальной сфере, высокая познавательная мотивация и др.), остальные 30 такими признаками не обладали. Исследование проводилось на базе БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» и МОУ «СОШ №1» с углубленным изучением английского языка г. Вологды.
Для диагностики детско-родительских отношений, раскрывающей содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков, нами была использована методика Е.Шафера в модифиции З.Матейчика и П.Ржичана«Подростки о родителях». Следует отметить, что первичной основой данной методики является опросник «Children's Report of Parental Behavior Inventory», который включал в себя 28 шкал по 10 заданий в каждой. Сам автор опросника в качестве основных параметров воспитания рассматривал принятие, опеку и контроль.
Методика «Подростки про родителей» позволяет описать отношения с родителем (отдельно с матерью и отцом) по наиболее общим проявлениям: позитивный интерес, враждебность, автономность, директивность и непоследовательность [1].
Для диагностики различных нарушений процесса воспитания, выявления типа негармоничного (патологизирующего) воспитания и установления психологических причин этих нарушений нами была проведена на родителях методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса «Опросник стиля родительского воспитания» [3].
В результате были собраны эмпирические данные о текущей ситуации детско-родительских отношений с точки зрения подростков, а также в ходе исследования были выявлены типы патологизирующего воспитания в семьях, воспитывающих одаренного ребенка, и в семьях, воспитывающих ребенка без признаков одаренности.