УДК 159.9:618.2 © Котлярова М.Н., 2014 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН НА ХАРАКТЕР ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
© Kotlyarova M.N., 2014 HOW SOCIAL RELATIONS OF THE PREGNANT WOMEN INFLUENCE ON THE CHARACTER OF THEIR PREGNANCY
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности.
Ключевые слова: система отношений, социальные отношения, патологическое протекание беременности, нормальное протекание беременности, удовлетворенность браком, семейные ценности, межличностное доверие.
Abstract. The article considers the problem of the influence of social relationships of pregnant women on the nature of their pregnancy.
Key words: system of relations, social relations, pathological course of pregnancy, normal pregnancy, marital satisfaction, family values, interpersonal trust
В период беременности наиболее ярко проявляется весь спектр социальных проблем, влияющих на репродуктивные установки женщины, состояние ее здоровья, так как именно в данный период изменяется жизненный мир женщины. Все противоречия, обусловленные воздействием социальной среды на женщину, обостряются в период ожидания ребенка: это гендерная дискриминация на рынке труда, вынужденный отказ от участия в общественной жизни, потеря экономической самостоятельности, изменения во внутрисемейных отношениях [10, 215-219].
Значению социальных факторов, в том числе социальных отношений женщины в период беременности посвящены исследования Ю. Н. Поповой, В. Г. Морогина, Г.А. Ариной, Е.Б. Айвазян, Г.Н. Вараксиной, О.Н. Безруковой, С. Ю. Мещеряковой, Т.А. Мироновой и др.
В отечественной психологии личность рассматривается как устойчивая система отношений, а развитие человека анализируется через изменение этой системы [1, 36].
Поэтому все разнородные сдвиги, происходящие в личности беременной женщины, также находят свое выражение в трансформации структуры ее значимых отношений. Таким образом, помогая развитию системы межличностных отношений женщины в период беременности, можно не только обеспечить здоровое течение процесса деторождения, но и существенно улучшить эмоциональные условия развития будущего ребенка [3, 16].
В некоторых исследованиях отмечается, что среди значимых моментов, оказывающих влияние на социальное здоровье беременной женщины, выделяются такие, как семейное положение, доходы семьи, образ жизни во время беременности, оценка самой беременности как события, благоприятного для женщины [2, 24]. Исследование Безруковой О.Н. (1998) показало, что на самочувствие беременной женщины, помимо изменений, происходящих в ее организме, влияют и социальные факторы (устойчивость социального и семейного положения, материальные и жилищные условия семьи, образование), а также, в значительной степени, - социально-психологические (эмоционально-этическая мотивация брака, ровные отношения с мужем и родителями, другими членами семьи). Эмоциональная жизнь беременной женщины испытывает на себе влияние как со стороны своего ближайшего социального окружения: семьи, сослуживцев, друзей и знакомых, медицинских организаций, в которые женщина обращается, пр., так и со стороны общества в целом [8, 220-221].
Значительная роль системы межличностных отношений в благоприятном протекании беременности позволяет предположить, что взаимоотношения со значимыми людьми оказывают сильное влияние на характер протекания беременности. Благоприятное протекание беременности напрямую зависит от наличия комфортной эмоциональной атмосферы в семье женщины и позитивных взаимоотношений с ближайшим окружением [7, 16].
Влияние социокультурного окружения (наличие или отсутствие «поддерживающей среды») на особенности состояния беременной женщины достаточно очевидно. Наиболее значимым оказывается стиль взаимоотношений между супругами. Не менее важно отношение к ситуации со стороны близких родственников [14, 34].
Б.Д. Карвасарский (1980) указывает, что возраст, условия труда и быта, вредные привычки и характер взаимоотношений партнеров являются значимыми психосоциальными факторами, которые могут отрицательно влиять на процесс беременности и могут стать одной из причин возникновения осложнений. Возраст женщины и порядковый номер родов положительно коррелируют с частотой невынашивания беременности. Как отмечает Л.А. Дубисская (1996), на состояние здоровья женщин репродуктивного возраста оказывает влияние ряд медико-социальных и медико-организационных факторов риска, действующих до наступления, во время и после завершения беременности. Наиболее значимы из них: степень социопатизации и социальной незащищенности семьи, социальная неоднородность супружеской пары, изменение семейного положения, производственная, территориальная миграция женщины в период беременности. Отрицательное влияние на течение беременности оказывает строгая регламентация времени и повышенная ответственность на работе [14, 34].
НегшБ V., КиЬе1 Ь. (1978) рассматривают конфликтные отношения между партнерами по браку как хроническую психологическую травму и причину осложнений беременности, фактор риска самопроизвольного аборта [Цит. по
14, 34]. В настоящее время многие авторы считают, что существенную роль в возникновении патологии беременности играют психологические и социально-средовые факторы, которые определяют адаптацию женщины к различным внутренним и внешним воздействиям. Социальные отношения беременной женщины - это отношения между женщиной в период беременности и другими социальными группами или их членами, субъективные связи, возникающие в результате их взаимодействия и сопровождающиеся эмоциональными и другими переживаниями.
Социальные отношения включают в себя три компонента: когнитивный компонент (восприятие и понимание других - адекватность восприятия, идентификация), эмоциональный компонент (межличностная привлекательность - притяжение, симпатии, антипатии; эмпатия; удовлетворенность собой, партнером, работой), поведенческий компонент (взаимодействие и поведение -ролевое поведение, мимика, жесты, речь, действия, выражающие отношения человека к другим людям, к группе в целом).
Существуют несколько моделей, описывающих уровни окружения, с которым взаимодействует диада «мать-дитя» [12, 114]. Все они выделяют собственную семью женщины и ее ближайшее окружение (родительскую семью, друзей, специалистов, работающих с семьей), а так же широкий социокультурный контекст. То есть социальные отношения беременной женщины можно рассматривать на двух основных уровнях: микроуровень, включающий в себя отношения с ближайшим окружением, с супругом, со своей родительской семьей и родительской семьей мужа, с трудовым коллективом; и макроуровень, включающий социокультурный пласт отношений - на уровне социальных институтов, государства, религии, власти и т.д. [13, 214].
Беременность, особый период в жизни женщины, влечет за собой значительные перемены во взаимоотношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности. Женщине предстоит перестройка отношений
с мужем: они перестают быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка. Это требует выработки единой позиции по отношению к нему. Так же серьезными являются изменения в характере отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Бывает так, что уже во время беременности происходят неожиданные вещи, которые резко меняют смысл рождения ребенка для матери: ухудшение материального положения, потеря близких, разрыв отношений с отцом ребенка. Это способствует возникновению новых сомнений, неприятных ожиданий, тревог. Осложнения в переживании беременности чаще всего порождаются тревогой за ее благополучный исход или прогнозом нежелательных для женщины изменений в жизни, с которыми она не сможет справиться.
Для женщины ожидание и рождение ребёнка является не просто новой социальной ситуацией, которая требует реализации специфических поведенческих актов, но и ситуацией, которая запускает процесс переживания, динамики социальных ролей в её жизненном пространстве. Возникновение нового жизненного отношения (с образом будущего ребёнка) приводит к усложнению взаимосвязи женщины с окружающими людьми. Это расширяет круг взаимодействий беременной женщины с миром и способствует возникновению новых отношений с окружающими, развитию новых для нее социальных ролей.
Статус беременных женщин может содержать в себе сразу несколько социальных ролей. Это роль жены, роль дочери, роль домохозяйки, роль профессионального работника, роль пациентки женской консультации, роль современной женщины, роль будущей матери, обязанной уже сейчас проявлять заботу о еще не родившемся ребенке. Часто у беременной женщины возникают межролевые конфликты, связанные, прежде всего, с двойной занятостью на работе и дома, необходимостью выбора между продолжением карьеры и здоровьем малыша. Особенно значимым для женщины является конфликт, между ролью будущей матери и ролью жены, в процессе которого происходит
смещение ролевого набора беременной женщины в пользу роли будущей матери. В результате возникают осложнения внутри малой группы, приводящие к семейному кризису [11, 77-79].
Среди социальных факторов, воздействующих на репродуктивное поведение женщины, ее здоровье и рождение здорового ребенка, можно выделить более и менее значимые. Наиболее значимым для беременной женщины является фактор социальной поддержки со стороны ближайшего окружения, семьи или малой группы, в которой происходит понимание и принятие женщиной ее новой социальной роли - роли матери.
Большое внимание следует уделить следующим компонентам, характеризующим личностную сферу женщины в связи с рождением ребенка: обретение новой социальной роли; изменение социального статуса; изменения в общественной жизни женщины (временная нетрудоспособность, перерыв или отказ от карьеры, снижение материального уровня и т.д.); социальные установки (оценки, суждения, готовность поступать в соответствии с общественными нормами); модель родительской семьи самой женщины; конкретно-культурная модель переживания матерью отношения к ребенку и к своим функциям.
Рассматривая цель материнства как создание оптимальных условий для развития ребенка в социально-культурной подструктуре, выделяются следующие компоненты: характер отношения матери с отцом ребенка и близкими людьми; тип родительской семьи; социально одобряемые модели ценностно-смысловых ориентаций, мотивации достижения, модели привязанности; обычаи, традиции, поверия, связанные с репродукцией населения; конкретно-культурные операциональный состав и технологии ухода за ребенком [6, 34].
Отдельное внимание необходимо уделить тому, что значимые материнские качества, ценностно-смысловые ориентации, родительское отношение и прочие аспекты материнской сферы не просто заданы в культуре на уровне широкого социума, но и развиваются в процессе совместной
деятельности и общения с ближайшим социальным окружением, со значимыми другими. В периоды беременности женщина может выстраивать свою сеть социальных контактов, способную компенсировать влияние негативных факторов, служить «буфером стресса» и способствовать росту удовлетворенности родительством.
В традиционных культурах широко практикуется возвращение в родительскую семью на время беременности и новорожденности ребенка, совместное проживание с родственницами по женской линии и принятие от них помощи [15, 48].
Во время беременности у женщин происходит сужение идентичности к семейному кругу; становится более избирательным отношение к родственникам (отдается предпочтение родителям и свекрови). Женщина выделяет из своего окружения тех людей, которые будут ей реально помогать. Становятся более важными отношения с коллегами. Это может быть связано с особенностями эмоциональных переживаний женщины в связи с близящимся длительным перерывом в работе [5, 93-116].
Так же большое значение имеют группы подготовки к родительству. Во время посещения таких групп будущие матери имеют возможность максимально осознанно формировать сеть контактов. Попадая в подобную группу, семья выходит из изоляции, в которой зачастую оказывается. Группы подготовки к родительству позволяют знакомиться с другими семьями с аналогичными заботами и получать от них поддержку, которая может сохраняться в трудный период первого года жизни ребенка [9, 36-39].
Таким образом, важным фактором, сказывающимся на состоянии беременной женщины, является влияние отношения ближайшего социального окружения, в частности в форме психологической поддержки, получаемой от него. «Мать способна отдаться заботам о младенце, если сама чувствует себя в безопасности; если уверена в любви отца ребенка и всей семьи; если чувствует
себя органично принятой во все более расширяющихся вокруг семьи сферах, которые и составляют общество» [4, 134].
Описание семьи по жестким фиксированным параметрам родства (например, при помощи генограммы) не позволяет учитывать психологическую поддержку и социальную помощь, получаемую беременными женщинами из других источников: от подруг, коллег и т.д. Но и выделение значимых для женщины лиц, которые не являются ее родственниками, не всегда дает полную картину получаемой ею поддержки. Может существовать распределенный субъект поддержки - группа людей, каждый из которых не связан эмоционально близкими отношениями с получателем поддержки, но делает свой вклад в обеспечение его благополучия (соседи, религиозная община).
Однако поддержка, получаемая матерью от социального окружения, может иметь и негативные аспекты. Таковыми могут быть невыполненные обещания, которые приводят к конфликтам, различные формы нарушения психологического пространства личности (непрошенные советы, оценки). Поддержка беременной может оказываться не в той форме, в которой она действительно нужна адресату, что приводит к усугублению стресса. Некоторые типы поддержки могут приносить вред из-за специфики самой социальной сети контактов или из-за того, что поддержка подкрепляет деструктивные формы поведения.
Социальные стрессовые факторы напрямую сказываются на эмоциональном состоянии женщины. А эмоциональное состояние женщины во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, на последующие взаимоотношения с ребенком. Причиной риска акушерских и перинатальных осложнений часто служит высокая тревожность личности. Независимо от срока беременности, максимальное стрессовое воздействие оказывают тревожные опасения за здоровье ребенка, исход беременности в связи с наличием акушерских
осложнений, а также семейные конфликты и материально-бытовое неблагополучие.
Исходя из выше представленных положений, под нашим руководством Симуковой Т.С. в рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности.
Мы предположили, что такие характеристики социальных отношений, как удовлетворенность браком и тип межличностных отношений значимо влияют на характер протекания беременности.
Исследование проводилось на базе ГБУ РО «Городская клиническая больница № 8» г. Рязань. В исследовании приняло участие 120 человек. Из них 60 женщин с патологических течением беременности (пациентки отделения №5 ГБУ РО «Городская клиническая больница №8» г. Рязань) и 60 человек с нормальным течением беременности, состоящие на учете в женской консультации.
В соответствии с гипотезой исследования нами были сформированы две группы: в первую группу вошли 60 беременных женщин с патологическим течением беременности, находящиеся на стационарном лечении в ГБУ РО «Городская клиническая больница №2 8» г. Рязань (средний возраст - 27 лет). Во вторую группу вошли 60 беременных женщин с нормальным течением беременности, состоящие на учете в женской консультации (средний возраст - 23 года).
Для диагностики социальных отношений (микроуровень) беременных
женщин нами были использованы:
- «Тест-опросник удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко);
- «Методика диагностики межличностных отношений» (Лири);
- Анкета «Семейные ценности» (С.С .Носов);
«Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет-
ность)» (А.Н. Волкова).
Для диагностики социальных отношений (макроуровень) - Методика Дж. Б. Роттера «Шкала межличностного доверия».
Применялись методы математической статистики. Статистический анализ результатов проводился с использованием набора функций, реализованных в стандартном пакете STADIA 8.0 (автор - Кулаичев А.П).
При анализе данных, полученных по результатам опроса, было выявлено, что в группе женщин с патологическим течением беременности 96,7% -замужем, 3,3% - сожительствуют с мужчинами; 86,7% - удовлетворены жилищно-бытовыми условиями, 13,3% - не удовлетворены жилищно-бытовыми условиями; 53,3% - удовлетворены материальным положением, 46,7% - не удовлетворены материальным положением; 56,7% - удовлетворены работой, 43,3% - не удовлетворены работой; 26,7% оценивают свое состояние здоровья как улучшившееся, 70% - как ухудшившееся, 3,3% - как не изменившееся; для 86,7% беременность является желанной, для 13,3% - не желанной.
В группе женщин с нормальным течением беременности 83% - замужем, 16,7% - состоят в сожительстве; 86,7% - удовлетворены жилищно-бытовыми условиями, 13,3% - не удовлетворены жилищно-бытовыми условиями; 76,7% -удовлетворены материальным положением, 23,3% - не удовлетворены материальным положением; 76,7% - удовлетворены работой, 23,3% - не удовлетворены работой; 80% оценивают свое состояние здоровья как улучшившееся, 3,3% - как ухудшившееся, 16,7% - как не изменившееся; для 96,7% беременность является желанной, для 3,3% - не желанной.
На основании этих данных можно сказать, что большинство беременных женщин обеих исследуемых групп замужем, удовлетворены жилищно-бытовыми условиями и оценивает беременность как желанную.
В группе женщин с патологическим течением беременности примерно половина испытуемых не удовлетворена материальным положением и работой, а большая часть отмечает ухудшение состояния здоровья.
В группе женщин с нормальным течением беременности большинство испытуемых удовлетворено материальным положением и работой и отмечает улучшения состояния здоровья.
Из этого можно предположить, что неудовлетворенность испытуемых своей работой, материальным положением может наносить отпечаток на состояние здоровья беременных женщин, и как следствие - на течение беременности.
Процентное распределение испытуемых по характеру супружеских отношений в группе беременных с патологическим течением беременности и группе беременных с нормальным течением беременности представлено на рис. 1, где 1 соответствует оценке брака «абсолютно неблагополучный», 2 - «неблагополучный», 3 - «скорее неблагополучный», 4 - «переходный», 5 - «скорее благополучный», 6 -«благополучный», 7 - «абсолютно благополучный».
Рис. 1. Процентное распределение испытуемых по характеру супружеских отношений в группах беременных с патологическим и нормальным течением беременности по методике «Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко
Как видно из рис. 1, в группе женщин с патологическим течением беременности у 10% испытуемых выявлен абсолютно неблагоприятный характер супружеских отношений, у 3,33% испытуемых - неблагоприятный характер супружеских отношений, у 3,33% испытуемых - скорее неблагоприятный характер супружеских отношений, у 6,67% испытуемых -переходный характер супружеских отношений, у 13,33% испытуемых - скорее благополучный характер супружеских отношений, у 33,33% испытуемых -благополучный характер супружеских отношений, у 30% испытуемых -абсолютно благоприятный характер супружеских отношений.
В группе женщин с нормальным течением беременности у 3,33% испытуемых выявлен абсолютно неблагоприятный характер супружеских отношений, у 3,33% испытуемых - неблагоприятный характер супружеских отношений, у 10% испытуемых - скорее неблагоприятный характер супружеских отношений, у 6,67% испытуемых - переходный характер супружеских отношений, у 3,33% испытуемых - скорее благополучный характер супружеских отношений, у 30% испытуемых - благополучный характер супружеских отношений, у 43,33% испытуемых - абсолютно благоприятный характер супружеских отношений.
Т.е., для большинства беременных женщин с патологическим и нормальным течением беременности характерен благополучный и абсолютно благополучный характер супружеских отношений.
Процентное распределение испытуемых по уровню понимания партнера в группе беременных с патологическим течением беременности и группе беременных с нормальным течением беременности представлено на рис. 2.
Рис. 2. Процентное распределение испытуемых по уровню понимания партнера в группах беременных с патологическим и нормальным течением беременности по методике «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова
В группе женщин с патологическим течением беременности у 70% испытуемых отмечается высокий уровень понимания супруга, у 20% испытуемых - средний уровень понимания супруга, у 10% испытуемых -низкий уровень понимания супруга.
В группе женщин с нормальным течением беременности у 73,33% испытуемых отмечается высокий уровень понимания супруга, у 23,33% испытуемых - средний уровень понимания супруга, у 3,33% испытуемых -низкий уровень понимания супруга.
Как видим, по показателю «уровень понимания супруга» для беременных женщин с патологическим и с нормальным течением беременности существенных отличий не выявлено.
Процентное распределение испытуемых по уровню эмоционального притяжения партнера в группе беременных с патологическим течением
беременности и группе беременных с нормальным течением беременности представлено на рис. 3.
Рис. 3. Процентное распределение испытуемых по уровню эмоционального притяжения партнера в группах беременных с патологическим и нормальным течением беременности по методике «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова
Как видно, в группе женщин с патологическим течением беременности у 70% испытуемых выявлен высокий уровень эмоционального притяжения супруга, у 23,33% испытуемых - средний уровень эмоционального притяжения супруга, у 6,67% - низкий уровень эмоционального притяжения супруга.
В группе женщин с нормальным течением беременности у 76,67% испытуемых выявлен высокий уровень эмоционального притяжения супруга, у 23,33% испытуемых - средний уровень эмоционального притяжения супруга, низкий уровень эмоционального притяжения супруга не был выявлен в данной группе.
Таким образом, в двух группах беременных высокий и средний уровень по показателю «эмоционального притяжения супруга» различается не
существенно, низкий уровень выявлен только в группе женщин с патологическим течением беременности.
Процентное распределение испытуемых по уровню авторитетности партнера в группе беременных с патологическим течением беременности и группе беременных с нормальным течением беременности представлено на рис. 4.
низкий средний высокий
Рис. 4. Процентное распределение испытуемых по уровню авторитетности партнера в группах беременных с патологическим и нормальным течением беременности по методике «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова
В группе женщин с патологическим течением беременности у 13,33% испытуемых наблюдается высокий уровень авторитетности супруга, у 83,33% испытуемых - средний уровень авторитетности супруга, у 3,33% испытуемых -низкий уровень авторитетности супруга.
В группе женщин с нормальным течением беременности у 100% испытуемых наблюдается средний уровень авторитетности супруга.
Т.е., для большинства беременных женщин с патологическим и нормальным течением беременности характерен средний уровень
авторитетности партнера. Это говорит об адекватном восприятии партнера испытуемыми, уважении к нему.
Процентное распределение испытуемых по уровню социального доверия в группе беременных с патологическим течением беременности и группе беременных с нормальным течением беременности представлено на рис. 5.
70,00% п 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
низкий ниже средний выше высокий среднего среднего
□ патология
□ норма
Рис. 5. Распределение испытуемых по уровню социального доверия в группах беременных с патологическим и нормальным течением беременности по методике Дж. Б. Роттера «Шкала межличностного доверия»
Как видно из рисунка, в группе женщин с патологическим течением беременности у 23,3% испытуемых отмечается средний уровень социального доверия, у 66,7% испытуемых - уровень социального доверия выше среднего, у 10% испытуемых - высокий уровень социального доверия.
В группе женщин с нормальным течением беременности у 33,3% испытуемых отмечается средний уровень социального доверия, у 3,3%
испытуемых - уровень социального доверия ниже среднего, у 56,7% испытуемых - выше среднего, у 6,7% испытуемых - высокий уровень социального доверия.
То есть, для большинства беременных женщин с патологическим и нормальным течением беременности более характерен уровень социального доверия выше среднего.
На рис. 6 и 7 представлено процентное соотношение семейных ценностей беременных женщин с патологическим и нормальным течением беременности по анкете «Семейные ценности» С.С. Носова.
Рис. 6. Процентное распределение семейных ценностей у женщин с патологическим течением беременности по анкете «Семейные ценности» С.С. Носова
В группе беременных женщин с патологическим течением беременности 56,7% испытуемых выбрали наиболее значимой семейной ценностью «Посвященность семье». Это указывает на важность для большинства беременных женщин этой группы уверенности в том, что их партнер готов посвятить себя семье и детям.
□ Искренности I Прочие открытость
Рис. 7. Процентное соотношение семейных ценностей беременных женщин с нормальным течением беременности по анкете «Семейные ценности» Носова С.С.
В группе беременных женщин с нормальным течением беременности 43,3% испытуемых выбрали наиболее значимой семейной ценностью «Искренность и открытость». Это говорит о важности для большинства беременных женщин этой группы искренних, честных взаимоотношений с партнером в семье.
Далее, в соответствии с эмпирическими задачами исследования на основе данных методик, используемых в работе, нами были составлены усредненные профили женщин с патологическим и нормальным течением беременности (см. рис. 8, 9).
Рис. 8. Усредненный профиль женщин с патологическим характером течения беременности
Рис. 8 демонстрирует усредненные характеристики отдельных показателей некоторых сфер социальных отношений беременных женщин с осложнениями беременности. Так, для женщин с патологией беременности характерна умеренная степень выраженности показателей дружелюбия и доминирования в отношениях, авторитарного, агрессивного, подчиняемого, зависимого, дружелюбного, альтруистического типа отношений; низкая степень выраженности эгоистичного, подозрительного типа отношений; высокий уровень личностной тревожности; высокий уровень удовлетворенности браком, умеренная степень понимания партнера, уважения и его эмоциональной привлекательности, а так же выше среднего уровень социального доверия. Наиболее значимой семейной ценностью для женщин этой группы является посвященность партнера семье.
Рис. 9. Усредненный профиль женщин с нормальным характером течения беременности
Рисунок 9 демонстрирует усредненные характеристики отдельных показателей некоторых сфер социальных отношений беременных женщин с нормальным течением беременности. Так, для женщин с нормальным течением беременности характерна умеренная степень выраженности показателей доминирования в отношениях, авторитарного, эгоистичного, агрессивного, зависимого, дружелюбного, альтруистического типа отношений; низкая степень выраженности дружелюбия в отношениях, подозрительного, подчиняемого типа отношений; средний уровень личностной тревожности; высокий уровень удовлетворенности браком, умеренная степень понимания партнера, уважения и его эмоциональной привлекательности, а так же уровень социального доверия выше среднего. Наиболее значимой семейной ценностью для женщин этой группы является искренность и открытость партнера.
Следующим этапом нашего исследования была проверка наличия или отсутствия статистически значимых различий по вышеуказанным параметрам методик в двух группах женщин: с патологическим и нормальным характером течения беременности с использованием набора функций, реализованных в стандартном пакете STADIA 8.0 (автор Кулаичев А.П).
Для выявления статистической значимости различий между показателями двух выборок по шкалам методик мы используем критерий ф* - угловое преобразование Фишера, %2 - критерий Пирсона. Данные критерии помогают оценить степень статистической достоверности различий между разнообразными показателями, измеренными согласно плану проведения психологического исследования.
Статистически значимые различия были выявлены по следующим шкалам методик:
«Методика диагностики межличностных отношений» (Лири):
- Доминирование (ф*=0,4474, значимость=0,01698),
- Дружелюбие (%2=262,6, значимость=0, 3356),
- Подозрительный тип отношения к людям (%2=44,04, значимость=0,03643),
- Подчиняемый тип (%2=61,01, значимость=0,0004698),
- Дружелюбный тип (%2=44,39, значимость=0,03368),
- Альтруистический тип (%2=65,13, Значимость=0,000144);
«Тест-опросник удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко):
- Удовлетворенность браком (%2=73,76, Значимость=1,639Е-5);
- «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность; А.Н.Волкова):
- Понимание супруга (х2=77,97, Значимость=1,434Е-5).
По таким показателям как уровень эмоционального притяжения, авторитетность партнера, выраженность авторитарного, эгоистичного, агрессивного, зависимого типа отношения к людям, частота выбора семейных ценностей, а так же уровень социального доверия статистически значимых различий выявлено не было.
Таким образом, на основе данных проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что такие характеристики социальных отношений, как удовлетворенность браком, понимание супруга и тип межличностных отношений значимо влияют на характер протекания беременности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
2. Безрукова О.Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременной женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 24 с.
3. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. № 1.
4. Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2005. 400 с.
5. Захарова Е.И., Гроссманн И.Г. Социальные отношения женщины в период ожидания ребенка // Перинатальная психология и психология родитель-ства. 2005. № 1. С. 93-116.
6. Ивакина В.В. Структурно-содержательные основы материнства // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
7. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщин в период беременности и родов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
8. Кулешова К.В. Эмоциональное состояние беременных // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества: «Психология - будущему России» 18-21 сентября 2007. Ростов-на-Дону, 2007. Т. 2. С. 220-221.
9. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка // Материалы Всероссийской конференции 26-28 мая 1999 г., Санкт-Петербург-Иваново, 2000. С. 36-39.
10. Немировская Ю.В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. № 1. С. 215-219.
11. Немировская Ю.В. Особенности социального статуса беременных женщин в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. Вып. 2 (46). С. 77-79.
12. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Ребенок в семье: психологический аспект детского развития. М.: Жизни и мысль, 1999. 286 с.
13. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., Академия, 2006. 368 с.
14. Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен // Вестник Кемеровского Государственного Университета. 2012. №2 (22). С. 34.
15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.