Материалы научно-практической конференции
Крюков А.И., Ильин В.К., Кирюхина М.В., Морозова Ю.А.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОБИОТИКА НА МИКРОБИОЦЕНОЗ ПОЛОСТИ НОСА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ФАКТОРОВ НЕВЕСОМОСТИ
Московский научно-практический Центр оториноларингологии Государственный научный центр РФ -
Институт медико-биологических проблем г. Москва
Известно, что носительство условно-пато-генной микрофлоры в полости носа, (например Staphylococcus aureus) в ряде случаев является фактором риска развития воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей. Работы отечественных и зарубежных авторов в области космической и экстремальной медицины показали, что появлению, или количественному возрастанию микрофлоры условно-патогенной группы могут способствовать экстремальные и непривычные условия обитания (космические полёты, водолазные спуски, модельные исследования).
Основные методы эрадикации носитель-ства условно-патогенной микрофлоры в полости носа связаны с применением антибактериальных агентов. Однако, подобные способы воздействия нежелательны в условиях изменённых параметров среды обитания, так как могут приводить к дисбиотическим сдвигам и изменению лекарственной чувствительности отдельных штаммов.
В современной литературе представлены работы, показывающие, что курсовое применение пероральных пробиотических средств позволяет достичь количественного снижения и даже элиминации условно-патогенной микрофлоры в полости носа.
Целью нашего исследования стала оценка изменений микробиоценоза полости носа у здоровых добровольцев, находящихся в непривычных условиях обитания - имитации факторов невесомости. Эксперимент по имитации факто-
ров невесомости (7-суточная «сухая» иммерсия) проходил на базе ГНЦ РФ ИМБП РАН по принятой методике: в ванну с водой, помещали свободно плавающую водонепроницаемую плёнку, в иммерсионную ванну погружали добровольца, при этом плёнка отделяла человека от воды.
В ходе эксперимента испытуемый находился в условиях гипокинезии, с его тела снималась весовая нагрузка, ликвидировалась опора.
В исследованиях принимало участие 16 человек - практически здоровых добровольцев в возрасте от 24 до 28 лет.
Опытная группа состояла из 6 человек. В ходе 7 суточной иммерсии испытуемые принимали пробиотик «Лактобактерин сухой» по 5 доз 2 раза в сутки.
Контрольная группа состояла из 10 человек. Испытуемым контрольной группы профилактика дисбиотических сдвигов не проводилась.
Микрофлора полости носа у испытуемых группы исследовалась до начала 7- суточной иммерсии и на седьмые сутки иммерсии.
При оценке изменений в микробном пейзаже учитывалась динамика со стороны оппортунистической и условно-патогенной микрофлоры (Staphylococcus aureus, Enterobacteriaceae spp., грибы).
Одновременно с микробиологическими исследованиями полости носа у всех добровольцев проводились исследования анализов кала на дисбактериоз: до начала 7-суточной иммерсии и на седьмые сутки иммерсии.
В ходе эксперимента жалоб со стороны ЛОР-органов ни один из испытуемых обеих групп не предъявлял. Риноскопическая картина у испытуемых после пребывания в «сухой» иммерсии была идентична риноскопической картине до её начала.
Исследование изменений оппортунистической и условно-патогенной микрофлоры полости носа испытуемых контрольной группы выявило её нарастание к седьмым суткам эксперимента (в основном выделялся золотистый стафилококк). Уровень обсеменённости на входе в эксперимент в среднем составил 2,41±0,32LOG КОЕ/тампон (М±т), на выходе из эксперимента 3,97±0,10 LOG КОЕ/тампон (Р<0,05).
При исследовании анализов кала на дисбактериоз у девяти из десяти добровольцев контрольной группы к концу исследования был выявлен дисбактериоз кишечника 1-2 степени, сопровождающийся элиминацией лактобактерий.
Анализ изменений микробиоценоза полости носа испытуемых опытной группы не выявил значимой динамики оппортунистической
и условно-патогенной микрофлоры (в основном представленной золотистым стафилококком) к седьмым суткам эксперимента. Обсеме-нённость условно-патогенной микрофлорой на входе в эксперимент в среднем составила 2,2-5±1,08 LOG КОЕ/тампон (М±т), на выходе из эксперимента - 2,18±0,98 LOG КОЕ/тампон
(Р>0,05). Сопутствующие исследования анализов кала на дисбактериоз не выявили значимых дисбиотических изменений в кишечнике испытуемых опытной группы.
Суммируя полученные данные, можно предположить, что профилактика кишечного дисбактериоза с помощью перорального препарата, содержащего лактобациллы, позволила опосредованно влиять на микробиоценоз слизистой оболочки полости носа. Вероятнее всего оптимизирующий эффект достигался в данном случае за счёт общего иммуномодулирующего действия пробиотика, а также способности лактобацилл к выработке бактериоцинов, которые, распространяясь в организме с биологическими жидкостями, оказывали корригирующее влияние на микрофлору верхних дыхательных путей.
SO