Научная статья на тему 'Изучение влияния культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков в ходе вузовской подготовки будущих педагогов'

Изучение влияния культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков в ходе вузовской подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ ПЕ-ДАГОГОВ / MENTAL DEVELOPMENT / INTELLECTUALLY GIFTED / CULTURE / PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Виктория Васильевна

В статье описано влияние культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подро-стков. Дано научное определение культурной диссинхронии психического развития и ее видов: маргинальная, монокультурная, глубинная. Подчеркивается необходимость подготовки будущих педагогов с учетом динамики современных социокультурных процессов, происходящих в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF CULTURAL INFLUENCE ON MENTAL DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS WHILE TRAINING FUTURE TEACHERS

This article describes the influence of culture on the psychic development of intellectually gifted teenag-ers. We give the definition of the cultural desynchronism of the mental development and its types: mar-ginal, multicultural and deep-laid. We focus on the necessity of training future teachers in the context of contemporary tendencies and social and cultural development.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков в ходе вузовской подготовки будущих педагогов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© В.В.Потапова

В статье описано влияние культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков. Дано научное определение культурной диссинхронии психического развития и ее видов: маргинальная, монокультурная, глубинная. Подчеркивается необходимость подготовки будущих педагогов с учетом динамики современных социокультурных процессов, происходящих в мире.

Ключевые слова: психическое развитие, интеллектуально одаренные, культура, образование педагогов

Пересмотр психологической подготовки будущих педагогов - вот то логическое продолжение, которое неумолимо следует для высшей школы за динамически изменяющимися современными социальными, культурными, экономическими процессами. Наблюдения за перерождением общих социальных основ и динамикой психологического настроя отдельного человека показывают, что "красной нитью" всех современных преобразований является культура. Не культурное или некультурное поведение, а плоть и кровь человеческой жизни - незыблемость либо шаткость тотемов и табу, которые в недавней исторической ретроспективе имели непререкаемый авторитет.

В этих каждодневно меняющихся условиях происходит подготовка современного учителя, традиционная профессиональная установка которого - учить, и самому быть примером. Но так складывается история сегодняшнего дня, что учиться учителю придется каждую секунду своей личной и профессиональной жизни: учиться реагировать, учиться анализировать, учиться изменять и изменяться. Необходимость осознания и учета культуры с тысячей лиц, как комплекса исключительного воздействия, оказывающего неоспоримое влияние на формирование особенностей психики личности - это реальность сегодняшнего дня.

Вместе с тем цели культурных и социальных преобразований современного мира в отношении подростков, представляющих различные культуры, не ограничиваются их общим образованием, языковой и культурной интеграцией, совершенствованием нормативно-правовой базы, способствующей адаптации (Л.С.Выготский, А.В.Сухарев, Н.Пезешкиан, И.Ф.Сибгатуллина, Ж.-П.Мерша, В.Н.Дружинин, Ю.Д.Бабаева, А.Анастази, Р.Мэй, Д.Мацумото, К.Г.Юнг и др.). Личность - это носитель культуры, ее потребитель и житель. Культура, в свою очередь, позволяет не только снимать

психическое напряжение личности, но и постоянно борется с ней. Культурой пропитана жизнь личности в человеческом мире. Вся психическая жизнь - реализация способностей, мотивация, потребности, воля, познавательные процессы, чувства, личностные особенности и проч. - "прошито" культурным воздействием.

Именно поэтому современному педагогу следует придти к пониманию, что в этих сложных условиях складывается эмоциональная и мыслительная жизнь одаренных подростков - интеллектуального потенциала и будущего страны. Одаренным отдана та роль, которую они призваны будут играть не сегодня, а в ближайшей исторической перспективе. Они найдут приложение своей одаренности в научной, общественной, культурной жизни современного общества и создании предпосылок формирования материальных ресурсов и укрепления (или пересмотра) моральных и нравственных ценностей. Одаренный подросток наиболее чутко реагирует на изменения в окружающем мире. Это обусловлено рядом значимых обстоятельств: особенностями роли культуры в ее воздействии на личность во всех проявлениях, возрастными особенностями, неравномерностью психического развития интеллектуально одаренной личности, особой чувствительностью одаренного к нюансам окружающей его действительности.

В рабочей концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.П.Дружинин и др.) В структуре общих способностей интеллектуальная одаренность рассматривается как качество психики целостной личности.

Многие научные исследования в области возрастной психологии и акмеологии по проблеме неравномерности психического развития людей с особыми интеллектуальными способностями, посвящены изучению феномена диссинхро-нии (Ж.-П.Мерша, Ю.Д.Бабаева и др.). В концепции диссинхронии И.Ф.Сибгатуллиной одаренность рассматривается как старт возможной неравномерности психического развития. Дис-синхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений, несбалансированности когнитивного, эмоционального, соматического, культурного и других компонентов психического развития.

Исследования группы казанских ученых под руководством профессора И.Ф.Сибгатуллиной посвящены изучению диссинхронии психического развития: дано определение диссинхронии психического развития одаренных, сделан системно-структурный анализ диссинхронии психического развития одаренных, предложена модель структуры диссинхронии, описаны строение, внутренняя форма организации, социальная и внутренняя направленность, зависимость от интенсивности и длительности. В основании модели диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных расположены уровни, на которых диссинхрония может рассматриваться: детерминантный, психических преград, элементно-видовой, элементно-типовой, элементно-критериальный уровень (И.Ф.Сибгатуллина, В.В.Васина, И.И.Лушпаева, Э.Э.Садретдинова, М.В.Федоренко, С.В.Чиркина, В.В.Потапова).

В исследовании, посвященном влиянию культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков предложена к рассмотрению культурная диссинхрония психического развития (В.В.Потапова). Явление рассогласованности, неравномерности психического развития, то есть диссинхрония функционирования психических процессов, представленная в блоках показателей (личностный, культурный, культурно-психосоматический, культурно-гео-

графический, интеллектуальный), обращает на себя особое внимание при исследовании культуры, оказывающей неоспоримое воздействие на интеллектуально одаренных подростков в зависимости от оседлости, то есть коренного жительства или переселенства.

Культура - определяющая сфера жизни человека и фактор неоспоримого воздействия на все ее составляющие. Отсюда следует определение культурной диссинхронии, которая является топографической моделью личностно- и культурно

зависимых показателей. В ее структуре рассмотрены виды: маргинальная, монокультурная, глубинная.

Маргинальная диссинхрония возникает в ситуации "двукультурия", которая может сложиться при "смешении" разных вариантов культурного мировосприятия. Происходит нечто сходное с тем, как можно успешно собрать "единую карту мира" из кусочков различных "культурных атласов". Возможные варианты при этом: точное сочетание, схождение и дополнение разрозненных культурных блоков; либо невозможность слияния и воссоединения различных "культурных карт" и, как итог, - фрустрация личности, продиктованная внутренним культурным конфликтом, невозможностью его решения.

Монокультурная диссинхрония возникает тогда, когда та или иная культура (например, этническая, местная, конфессиональная субкультура и т.д.), носителем которой является личность, не в состоянии "объяснить" ей мир, помочь личности разрешить ее внутренний конфликт, выдвигая тяжелые, невыполнимые запреты, устанавливая табу в отношении жизненно необходимых, для самореализации конкретной личности, желаний (например, реализации одаренности), при этом не предлагает суррогата, замены, а лишь тотально запрещает, исключая возможность психической разрядки. При этом личность приходит к конфликту со своей собственной культурой (этнической, местной, конфессиональной и т.д.), который может решиться несколькими способами: а) через поиск защиты (например, смена вероисповедания); б) посредством скрытой или открытой конфронтации своей культуре (уход в невынужденную маргинальность, обусловленную психологическим развитием личности, а не социальными условиями); в) через "обман", то есть поиски личностью возможности обхода табу (скрытое несоблюдение установленных культурных рамок, сознательный или неосознаваемый обман значимого социально-культурного окружения); г) попытками объяснить самому себе возможность или "несущественность" некоторых неточностей в выполнении культурных запретов посредством включения механизма психологической защиты - рационализации, с тем чтобы найти возможность разрешения выхода накопившейся в результате регулярного запрета психической энергии. Накопление избыточной психической энергии может привести личность к болезненной невротизации.

Глубинная диссинхрония (или другими словами - архетипическая, ментальная) возникает в результате жизни и воспитания личности в условиях (например, "внеэтничности"), когда в бли-

ПСИХОЛОГИЯ

жайшей доступности отсутствуют системы традиционных культурных ценностей, объясняющие архетипически обусловленный мир и историю. Вместо этого - только "Новая культура" (например, американская, общеевропейская, "городская", субкультура, поп-культура).

Основные теоретические положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (В.Ю.Хотинец) подтверждают роль этнической функции культуры в психическом развитии интеллектуально одаренных подростков. Именно поэтому основания этнической функции культуры как этнокультурно обусловленного этноинтегрирующего и этно-дифференцирующего образа мира личности проанализированы с точки зрения научных взглядов Ю.Бромлей, А.В.Сухарева. В ходе исследования культурной диссинхронии посредством анализа понятия "трансцендентальный" и предположения о существовании личностного пространства одаренного подростка рассматривается третье - эт-нотрансцендентное - основание этнической функции культуры, которое объясняет сознательное освоение Я-личностью собственного бессознательного глубинного архетипического пространства.

Современное общество и, определяемая им культурно-образовательная среда, выйдя на сверхмощный виток развития технологий во всех областях человеческой жизни, оказались в ситуации, когда "отставание нравственных императивов от уровня технологии" стало весьма существенным и определенным. В такой патовой ситуации личность "с растущей скоростью удаляется от равновесия". Это особо присуще личности одаренного подростка, чье психическое развитие, обусловлено наличием факторов, влияющих на его диссинхронные показатели. Именно в этой части развития человеческого сообщества наметились совершенно определенные, по словам С.П.Капицы, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинец-кого, "окна уязвимости" нашей цивилизации. Урбанизация, вступившая в новую фазу развития в XX веке, как отмечают Г.Н.Волков, СИ. Голод, А.В.Репринцев, привела к ослаблению памяти предков, связи между поколениями, игнорированию семейных культурных традиций воспитания. Духовным "ситом", помогающим отделять "зерна от плевел", является культура во всех ее функциях, влияющих на психическое развитие подростка. Г.И.Макарова в этой связи отмечает, что культура оказывает воздействие на субъекта всей совокупностью своих элементов.

Отмечая факт значимости образовательной среды, нацеленной на саморазвитие, самореализацию и самоопределение подрастающего поко-

ления, реализацию его способностей, насыщение экологического пространства общества традициями культуры, носителем которой являются воспитанники, становится понятной та роль, которую образовательная среда играет в развитии одаренных подростков как интеллектуального потенциала современного российского общества. Задача психологии, по мнению А.Анастази, состоит не в сборе описательного материала, в нашем случае - не в описании студентам культур -ных отличий тех или иных этносов, их психологических и культурных особенностей. Необходимо решать вопросы об особенностях психического развития одаренной личности, их зависимостей от того или иного восприятия мира, обусловленности особенностями культуры, возможности реализации одаренности, определения культурных и других факторов, детерминирующих диссинхронию психического развития одаренных.

В ходе подготовки будущих педагогических кадров следует помнить, что особенности дис-синхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков зависят не только от внешнего (социального), а, скорее, от глубинного, внутренне принятого способа приятия мира и тех культурных условий, которые окружают одаренного (конфликтуют ли они с его личностным восприятием культурного мира, либо согласуются).

Психологи, антропологи, проводившие свои исследования в различных культурах, дают огромное количество примеров влияния "системы координат", принятой "в данной (определенной, отдельно взятой) культуре", например, в образовательном учреждении. Для человека, в отличие от животного, "естественный" ответ на стимул становится таковым лишь под влиянием принятых культурных норм и стандартов. Даже ответ на уровне перцепции может быть вызван особой культурно-определенной системой отсчета.

Оценка восприятия человеком объекта как легкого или тяжелого, горячего или холодного, длинного или короткого, приятного или неприятного может зависеть от его предыдущего культурно детерминированного опыта. Примером тому может служить нестандартизированное для всех людей на земле культурно обусловленное восприятие окружающего мира, пищевого вкуса, времени, пространства, памяти событий, эстетики, художественного мировосприятия, музыкальной гармонии, созвучности, темпа, моды, "не-моды", дисгармонии, полового поведения, наивности, психического здоровья и проч.

Целью среднего образования является развитие воспитанников. В психическом развитии ре-

бенка главным процессом является усвоение достижений предшествующих поколений людей, которое, как считает А.Н.Леонтьев, "осуществляется в деятельности человека по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества".

Будущий педагог обязан всякий раз выходить за границы своей собственной культуры, чтобы легко и четко осознавать очевидность сдвига в различных культурных системах координат своих воспитанников, который находит свое отражение в их личностных предпочтениях.

Говоря о конкретизации задач, стоящих перед современным педагогом, следует:

• совершенствовать современное образовательное пространство в соответствии с условиями постоянно изменяющегося мира;

• учитывать влияние оседлости (либо пресе-ленства) и культуры на показатели диссинхронии психического развития, самореализацию и самоопределение одаренных;

• создавать условия учебно-воспитательного процесса, адекватные развитию формирующейся личности и реализации ее способностей и одаренности;

• формировать культуросообразную и человекоцентрическую образовательную среду, учитывающую влияние культуры на показатели дис-синхронии психического развития одаренных;

• активно использовать в своей работе научно-методическое и практическое сопровождение специалистов-практиков среднего образования -педагогов-психологов, социальных педагогов;

• создавать условия психолого-педагогичес-кого просвещения родителей одаренных подростков.

Психическое развитие одаренных, успешность их обучения, профессиональное самоопределение, самореализация, напрямую зависят от научно-методической разработанности и практической реализации психологического сопровождения культурно детерминированного явления.

Однако все сказанное будет иметь неоспоримые смысл и значение для будущего страны только в случае современного планомерного изучения и, главное, личностного постижения влияния культуры на психическое развитие интеллектуально одаренных будущими педагогами на этапе их студенчества и обучения в высшей школе.

THE INVESTIGATION OF CULTURAL INFLUENCE ON MENTAL DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS WHILE TRAINING FUTURE TEACHERS

V.V.Potapova

This article describes the influence of culture on the psychic development of intellectually gifted teenagers. We give the definition of the cultural desynchronism of the mental development and its types: marginal, multicultural and deep-laid. We focus on the necessity of training future teachers in the context of contemporary tendencies and social and cultural development.

Key words: mental development, intellectually gifted, culture, preparation of future teachers

Потапова Виктория Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета

E-mail: potapova_vika@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.