Научная статья на тему 'Современный анализ концепции диссинхронии психического развития одаренных'

Современный анализ концепции диссинхронии психического развития одаренных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССИНХРОНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ / THE DYSSYNCHRONY MENTAL DEVELOPMENT OF GIFTED / ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ / DYNAMIC THEORY OF GIFTEDNESS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИИ / INTELLIGENT INTEGRATIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕГРАДЫ / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИССИНХРОНИИ / THE PROCEDURAL MECHANISM OF MANIFESTATION DYSSYNCHRONY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллина Ирина Фагимовна

В статье раскрывается концепция диссинхронии психического развития одаренных; описываются особенности разработки основных положений концепции, результаты экспериментальных исследований, осуществляемых в рамках научной школы, сформированной в Республике Татарстан; характеризуются основные перспективы развития концепции диссинхронии психического развития одаренных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN ANALYSIS OF THE CONCEPT OF DYSSYNCHRONY OF MENTAL DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN

The article reveals the dyssynchrony mental development of gifted, describes the features of the development of the main provisions of the concept, the results of experimental studies carried out in the framework of the scientific school formed in the Republic of Tatarstan; characterizes the main prospects for the development of the concept of dyssynchrony mental development of gifted.

Текст научной работы на тему «Современный анализ концепции диссинхронии психического развития одаренных»

Тувинский государственный университет

УДК 159.928.22

СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ДИССИНХРОНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННЫХ

Сибгатуллина И.Ф. Институт развития образования, Казань

THE MODERN ANALYSIS OF THE CONCEPT OF DYSSYNCHRONY OF MENTAL DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN

Sibgatullina I.F. Institute to promote intellectual development, Kazan

В статье раскрывается концепция диссинхронии психического развития одаренных; описываются особенности разработки основных положений концепции, результаты экспериментальных исследований, осуществляемых в рамках научной школы, сформированной в Республике Татарстан; характеризуются основные перспективы развития концепции диссинхронии психического развития одаренных.

Ключевые слова: диссинхрония психического развития одаренных, динамическая теория одаренности, интеллектуальные интеграции, психологические преграды, процессуальный механизм проявления диссинхронии.

The article reveals the dyssynchrony mental development of gifted, describes the features of the development of the main provisions of the concept, the results of experimental studies carried out in the framework of the scientific school formed in the Republic of Tatarstan; characterizes the main prospects for the development of the concept of dyssynchrony mental development of gifted.

Key words: the dyssynchrony mental development of gifted, the dynamic theory of giftedness, intelligent integrations, psychological barriers, the procedural mechanism of manifestation dyssynchrony.

Основанием для современной концепции диссинхронии психического развития одаренных послужили, с одной стороны труды французских исследователей Терррасье Ж.-Т., Мерша П., с другой стороны - российского исследователя Дружинина В.Н.. Однако, круг научных центров, занимающихся этой проблемой, весьма ограничен, вследствие чего мы имеем недостаточную изученность диссинхронии в общепсихологическом аспекте, отсутствие адекватной теоретической базы, неопределенное место, роль и значение диссинхронии в общей картине психологии одаренности.

В 1993 году на территории Республики Татарстан Российской Федерации в государственном автономном образовательном учреждении «Институт развития образования Республики Татарстан» была сформирована научная школа, которая определила интересы современных исследователей к оценке психического развития интеллектуально одаренных с точки зрения наличия психологических преград, затрудняющих и рассогласовывающих его проявления и приводящих к диссинхронии. В 2002 году в Академии наук Республики Татарстан был начат основной этап определения теоретических положений современной концепции диссинхронии одаренных под руководством автора и при активной поддержке академика Махмутова М.И., который продолжается по настоящее время.

Методологической и теоретической основой концепции послужили теория проблемного обучения академика Махмутова М.И., теория интегрирующей функции эмоций профессора Аболина Л.М., методологические основы организации службы практической психологии образования в Российской Федерации академика Дубровиной И.В., теория критического мышления профессора Шакировой Д.М.

По сравнению с другими теоретическими подходами к изучению одаренности, концепция диссинхронии, сформулированная учеными в Академии наук Республики Татарстан, проявляется не в новых методах количественного измерения одаренности, не в выявлении новых параметров оценки развития одаренных, а в отказе приписывать этим оценкам самодовлеющее значение. Применительно к проблемам идентификации одаренности это означает смену парадигмы. Главным становится анализ конкретных социально-психологических преград, тормозящих психическое развитие, поиск средств их преодоления, анализ качественного своеобразия процесса психического развития, превенция его неравномерности, а не совершенствование определений, психометрических процедур и количественная диагностика одаренных.

В качестве основной цели академических исследований на протяжении указанного времени можно выделить раскрытие динамической сущности интеллектуальной одаренности, экспериментальное выявление специфики процессуального механизма проявления диссинхронии, анализ и описание индивидуальных различий одаренных. Основными задачами являются обоснование и разработка концепции диссинхронии, подтверждение экспериментальных положений российской теории одаренности на материале конкретных исследований, интеграция возможностей теоретического и практического использования всех результатов в социально-общественную сферу жизнедеятельности молодого поколения Татарстана, рекомендации по экспертизе образовательных программ и мероприятий для одаренной молодежи в системе непрерывного образования республики.

В процессе непрерывного общения автора с мэтрами российской педагогической и психологической науки (Махмутовым М.И., Дубровиной И.В) были проведены научные исследования, экспериментально подтверждающие положения динамической теории одаренности Выготского Л.С. в части определения асинхронизмов психического развития, причин их возникновения, сущностного проявления их на разных этапах развития человека и в различных группах людей, обладающих общими и специальными способностями.

Практически одновременно с представителями французской научной школы профессоров Террасье Ж.-Ш., Мерша П. термин диссинхрония вводит Сибгатуллина И.Ф., и предлагает рассматривать диссинхронию как рассогласованное состояние систем взаимосвязанных психических явлений, проявляющееся в несбалансированности личностного, когнитивного, эмоционального, волевого и физического компонентов развития.

Сущность и специфика диссинхронии оказывает влияние на индивидуально-своеобразные психические образования интеллектуальной одаренности и обусловливает качественно различные проявления в психическом развитии и обучении. Ее проявления наблюдаются в личностных особенностях, характеристике эмоционального компонента детско-взрослой общности и детско-родительских конфликтов, в показателях этнокультурной дезинтеграции и психосоматических расстройств интеллектуально одаренных детей и подростков [10].

Интерес вокруг оценки психического развития одаренных с точки зрения наличия психологических преград, затрудняющих (рассогласовывающих) проявления способностей, одаренности и приводящих к диссинхронии, позволил сделать вывод о том, что именно феномен диссинхронии влияет на процесс реализации одаренных и их социализацию в общественно-экономической и социально-культурной среде.

Официальное признание положений концепции диссинхронии психического развития одаренных психологической наукой Российской Федерации состоялось в 2002 году.

В последующий период были выпущены коллективные монографии [15, 18], в которых татарстанские ученые предложили дискуссию о прикладном и практическом значении диссинхронии, установили качественно различные проявления диссинхронии психического развития во взаимосвязи этнокультурных, интеллектуальных и психосоматических параметров в детской, подростковой и взрослой выборке, в личностных характерологических особенностях учащихся с высокими достижениями в учебной деятельности, в характере эмоционального компонента детско-взрослой общности в семьях, в которых воспитываются одаренные школьники.

Тувинский государственный университет

Необходимо отметить, что именно интеллектуальные интеграции ученых разного поколения дали эффективный результат в формировании концепции диссинхронии, получившей свое начало в 2002 году. Под интеллектуальными интеграциями мы понимаем объединение и связывание результатов различных исследований, представленных разными группами разработчиков, в единое целое, их взаимопроникновение и взаимообогащение, разработку и внедрение на этой основе современных комплексных решений в области культуры, образования, науки и других социальных сфер.

Так, представленные в концепции диссинхронии положения послужили основанием для разработки требований к психодиагностике одаренных учащихся, описания подходов к созданию научно-методической лаборатории одареноведения в Институте развития образования Республики Татарстан, создания программы развития одаренных детей в области поликультурной лингвистики, математики, физической культуры, информатики, искусства, описания требований к личностным и профессиональным характеристикам педагогов и тренеров, работающих с одаренной молодежью.

В настоящее время разработка концепции диссинхронии привела к необходимости исследовать психологические детерминанты развития педагогической одаренности в системе непрерывного педагогического образования и профессиональной педагогической практики. Данный предмет исследования вызвал большой интерес российских и зарубежных ученых. Татарстанские ученые (Сибгатуллина И.Ф., Теряева С.А., Исрафилова Г.Ю.) были неоднократно приглашены в Тамбовский государственный педагогический университет им. Г.Р. Державина (Россия), Венский государственный университет (Австрия), Международный университет психоанализа им. З. Фрейда (Австрия), Государственный университет им. Гумбольдтов (Германия) для руководства научной дискуссией вокруг проблем потенциала современной европейской одаренной личности. Интерес австрийских и немецких коллег был вызван дискуссией вокруг содержания и соотношения объемов понятий педагогической одаренности, профессиональной компетентности педагога, акмеологических инвариантов профессионализма личности, так как акмеологический подход (Бодалев А.А., Дергач А.А.) к педагогической одаренности, разрабатываемый в рамках концепции диссинхронии (Теряева С.А.), явился для европейских коллег во многом новым научным понятием и термином. Акмеологический подход в рамках концепции диссинхронии и его обсуждение ведется вокруг понятия «акме» как вершинных достижений личности в деятельности. Подобная дискуссия является актуальной для процессов глобализации в Восточной и Западной Европе и имеет все возможности «выхода» в практическую реализацию. Это касается технологии развития профессионального самосознания молодого поколения и института преемственности в интеллектуальных интеграциях между поколениями одаренных.

Ряд зарубежных публикаций и научных докладов татарстанских ученых на всемирных форумах, конференциях и европейских конгрессах (Франция 2000, Венгрия 2001, Австрия 2002, 2009, 2012, Германия 2005, 2011, США 2007, Италия 2010, Словакия 2011, 2012) способствовал научному прорыву в области педагогики и психологии одареноведения. В ходе научного обсуждения была сформирована транскультурная группа исследователей из Германии, Австрии, Словакии, Италии: проф. Гросс, проф. Хоппе (Университет им. Гумбольдтов, Берлин), Менцен (Католический университет Фрайбурга), Шоттенлоэр (Академия художественного образования Мюнхена), Притц (Университет им. З. Фрейда), Блюменсбергер (Венский государственный университет), Глазова (Братиславский университет им. Коменского), Симилли (Римский государственный университет). Необходимо отметить, что именно татарстанские ученые выступают как лидеры в совместных транскультурных исследованиях, задают общий тон научной дискуссии, представляют экспериментальные данные феномена диссинхронии, основной

симптоматики диссинхронии и ее проявления.

По приглашению Сибгатуллиной И.Ф. и при поддержке Министерства образования и науки, Академии наук Республики Татарстан, все вышеперечисленные ученые в разное время посетили

республику, приняли участие в международных Махмутовских чтениях в г. Казани, международных научно-практических конференциях Института развития образования Республики Татарстан, встречах с молодыми учеными ведущих научных организаций республики.

В период с 2000 г. по настоящее время исследования диссинхронии психического развития одаренных были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), фондом НИОКР Академии наук Татарстана, стипендией Германского фонда академических обменов DAAD (программа «Евгений Завойский»), Словацкого фонда поддержки европейских ученых SAIS, программы грантов Правительства Республики Татарстан «Алгарыш».

Одно из профессиональных кредо Сибгатуллиной И.Ф. - целевая подготовка кадров высшей научной квалификации для университетов и научных организаций Республики Татарстан, воспитание молодых ученых в духе школы преемственности и доверия, командной работы и гражданственности. Сибгатуллина И.Ф., следуя традициям своих Учителей в науке Махмутова М.И., Дубровиной И.В., Аболина Л.М., Сулейманова Д.Ш., Шакировой Д.М., занимается совершенствованием классических форм активного взаимодействия молодых ученых в дружественной академической среде.

В период с 2002 по 2015 год молодыми татарстанскими учеными выполнено 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Все диссертационные работы выполнены в Институте развития образования Республики Татарстан на основе исследований, проведенных в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах, колледжах, вузах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования Республики Татарстан. География исследования представлена такими городами республики, как Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма.

Дадим краткое описание исследований молодых ученых, выполненных под научным руководством Сибгатуллиной И.Ф. в рамках концепции диссинхронии психического развития одаренных.

В диссертационном исследовании Ахметшиной Э.Н. «Формирование профессионального самосознания в процессе подготовки и переподготовки психологов» (г. Нижнекамск) разработано и экспериментально подтверждено положение об особенностях профессионального самосознания на различных стадиях профессиональной подготовки будущих психологов - стадии формальной профессиональной идентификации, стадии первичного кризиса, стадии выравнивания и вторичного кризиса; установлены качественно различные проявления самосознания одаренных студентов во взаимодействии когнитивной, аффективной и поведенческой подструктур соответствия реальных профессиональных предпочтений будущей профессиональной деятельности [1]. Практическую значимость предсталяет новая модель подготовки психологов в негосударственном секторе высшего профессионального образования Татарстана. Исследования поддержаны и продолжены в Институте управления, экономики и права (Нижнекамский филиал).

Диссертационное исследование Чиркиной С.Е. «Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки» (г. Казань) обогатило концепцию диссинхронии психического развития введением коэффициента «неравномерного мотива», характеризующего степень разброса между показателями потребностей в познании, достижении, аффилиации, доминировании и удовлетворенностью учением взрослых в период профессиональной переподготовки и получения новой специальности [8]. Практически значимый результат - реализованная модель получения второй профессии в системе переподготовки кадров Татарстана. Исследования поддержаны и продолжены в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета.

Калачева Н.В. в диссертационном исследовании «Личностный генезис интеллектуально одаренных подростков в учреждениях дополнительного образования разного типа» (г. Казань) экспериментально подтвердила положение психодинамического подхода к изучению взаимодействия и соотношения внутренней и внешней детерминации личностного генезиса интеллектуально одаренных подростков, установлено влияние характеристик типа

Тувинский государственный университет

образовательной среды на личностные характерологические показатели и особенности их взаимодействия с уровнями интеллекта и креативности одаренных. Концепция диссинхронии дополнена введением коэффициента диссинхронии, характеризующим степень разброса показателей личности в диапазоне нормы и за ее пределами [3]. Практическую значимость представляют диагностический инструмент для психологов образования по выявлению затруднений в развитии школьников с математическими способностями в системе дополнительного профессионального образования, реализация модели в системе довузовской подготовки одаренных школьников.

Научая работа Клетенковой Т.А. «Взаимосвязь интеллектуально-личностного развития подростков с внутренней картиной болезни в условиях различной соматической патологии» (г. Казань) экспериментально подтвердила положение психодиагностического подхода к изучению механизма взаимодействия и соотношения внутренней и внешней детерминации интеллектуально-личностного развития в условиях различной соматической патологии, установлено влияние характеристик внутренней картины болезни на личностные особенности и особенности их взаимосвязи с уровнем интеллекта подростка [4]. Практическую значимость представляет интегрированная модель медико-психологического сопровождения подростков, имеющих соматические патологии, реализация модели в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Татарстана.

Диссертационное исследование Васиной В.В. «Особенности коммуникативно-волевого компонента в структуре диссинхронии психического развития одаренных взрослых» (г. Казань) обогатило концепцию диссинхронии описанием ее структуры (строение, внутренняя форма организации «взаиморасположения» уровней, элементы и социальная или внутренняя направленность, зависимость от интенсивности и длительности). В работе доказана применимость концепции диссинхронии к изучению различных психологических явлений (процессов, состояний, свойств), определены особенности проявления диссинхронии одаренных взрослых в зависимости от пола и возраста, разработана и апробирована методика выявления диссинхронии и определения коэффициента диссинхронии [2]. Практическую значимость представляет исследование феномена диссинхронии впервые на выборке взрослых, а также определение вектора исследований в системе формального и информального образования взрослых.

В научной работе Садретдиновой Э.А. «Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля игровой деятельности дошкольников» (г. Казань) экспериментально обосновано, что стиль игровой деятельности дошкольников проявляется в интеллектуальной и эмоциональной сферах активности и в значительной степени отражается на характере и содержании взаимосвязи между их компонентами; доказано, что профилактикой диссинхронии психического развития старших дошкольников в образовательной среде является своевременное адекватное выявление индивидуального стиля игровой деятельности [8]. Практический выход - рекомендации адаптационных программ выявления способностей в игровой деятельности, предупреждения диссинхронии на раннем этапе онтогенеза для системы

дошкольного образования Татарстана.

Лушпаевой И.И. в диссертационном исследовании «Психологические особенности динамических характеристик понятийного мышления студентов» (г. Казань) обоснован психодинамический подход к изучению механизма взаимодействия внутренней и внешней детерминации понятийного мышления на этапе перехода к взрослости. Установлено, что факторы обучения в вузе оказывают влияние на развитие активности мышления студентов, влияние внутренних факторов отмечено изменениями в структуре и качестве таких критериев понятийного мышления, как индуктивное и вербальное мышление, оперирование аналогиями, владение способами абстрагирования, классификации, идентификации [5]. Практическую значимость представляют рекомендации службе практической психологии вузов по применению технологии

развития понятийного мышления студентов с 1 по 5 курс обучения. Продолжение исследования осуществляется в Институте развития образования Республики Татарстан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда РГНФ (2007, 2010), Академии наук Татарстана, международной ассоциации «Человек и окружающая среда» IAPS, программы грантов Правительства Республики Татарстан «Алгарыш».

Потаповой В.В. в работе «Сравнительное исследование показателей диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на примере коренных жителей и переселенцев» (г. Казань) исследованы показатели диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на примере коренных жителей Татарстана и переселенцев из других территорий РФ и СНГ; дано определение культурной диссинхронии, научно описаны виды культурной диссинхронии: маргинальная, монокультурная, глубинная, определяющие «адреса» возникновения показателей диссинхронии. Практическое значение имеют рекомендации педагогам Татарстана (основное и среднее общее образование) по предупреждению культурной диссинхронии учащихся, из числа переселенцев. Исследования продолжены в Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета.

Федоренко М.В. в диссертационном исследовании «Психологическая коррекция личностных свойств больных раком щитовидной железы на этапе реабилитации» (г. Казань) впервые получены данные о психологических свойствах личности больных раком щитовидной железы на этапе реабилитации; исследованы особенности взаимосвязей показателей психологических свойств личности больных, находящихся на этапе реабилитации; разработана модель психологической помощи больным раком щитовидной железы в условиях деятельности психологических служб онкологических и эндокринологических центров, основанная на теоретических положениях концепции диссинхронии и методе резонансного сотворчества. Велико прикладное значение данной научной - реализована программа психологической реабилитации для онкобольных в республиканском онкологическом центре г. Казань. Защита работы проходила во Всероссийском центре восстановительной медицины (г. Москва) и получила признание как интегральная научная работа [19]. К работе проявлен большой интерес со стороны германских и австрийских специалистов в области онкохирургии, реабилиталогии онкобольных в короткие сроки.

Исследование продолжено в Институте развития образования РТ (программы реабилитации и психологической помощи), Институте психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета (исследование латентных свойств личности онкобольных), Казанской медицинской академии (факторный анализ процесса излечения онкобольных после радикального хирургического вмешательства).

В диссертационном исследовании Рябова О.Р. «Психолого-акмеологическая модель преодоления диссинхронии психического развития студентов в период профессиональной подготовки» (г. Казань) на основе концепции диссинхронии представлена модель преодоления диссинхронии студентов творческих вузов в единстве трех компонентов организации образовательной среды: деятельностно-технологического, пространственно-предметного и коммуникативного [7]. Исследования Рябова О.Р. проводились на выборке студентов творческих специальностей. Выводы о динамическом характере диссинхронии психического развития молодежи представляют особую ценность в развитии и научном обогащении концепции диссинхронии.

Особую практическую ценность представляет математическая модель расчетов длительности и интенсивности диссинхронии как «точек риска» психического развития творчески одаренных студентов, а также выделенная зависимость проявления и степени выраженности диссинхронии психического развития творчески одаренных студентов в «явной» и/или «скрытой» форме от коэффициента интенсивности и длительности.

Исследование продолжается в Институте дизайна Казанского архитектурно-строительного университета, поддерживается международной ассоциацией IAPS, Германским фондом академических обменов DAAD (2011).

Тувинский государственный университет

В период с 2009 по 2015 год в продолжение данного исследования (Рябов О.Р., Сибгатуллина И.Ф.) предложена психолого-акмеологическая модель преодоления диссинхронии, что явилось своеобразным прорывом для интеграции теоретической и практико-ориентированной деятельности исследователей данной научной школы.

Основанием психолого-акмеологической модели преодоления диссинхронии послужила образовательная среда, основными структурными компонентами которой являются деятельностно-технологический, пространственно-пердметный и коммуникативный. Исследователи доказали, что данная психолого-акмеологическая модель может носить структурно-функциональный характер, направленный на самостоятельные компоненты структуры диссинхронии (когнитивный, поведенческий, личностный, социально-культурный и др.). Изученные особенности преодоления диссинхронии в профессиональной подготовке позволили выделить первичные и вторичные, «ложные» и «искусственные», «явные» и «скрытые» психологические преграды, определяющие направленность структурных компонентов образовательной среды или их равновесное участие в организации обучения одаренных.

Концепция диссинхронии психического развития одаренных продолжает развиваться. В настоящее время в рамках концепции осуществляются следующие научно-экспериментальные исследования.

В исследовании «Психологические детерминанты развития педагогической одаренности в системе «Педагогический колледж - педагогический ВУЗ - педагогическая практика» (Теряева С.А.) определены психологическое содержание и сущность педагогической одаренности; установлены особенности взаимосвязи компонентов педагогической одаренности; выявлены психологические детерминанты развития (психолого-акмеологические факторы и условия развития) педагогической одаренности; охарактеризованы диссинхронные проявления педагогической одаренности на разных этапах возрастного и профессионального развития педагогов; осуществлено междисцирлинарное исследование педагогической одаренности в сочетании педагогической психологии и акмеологии [9]. Практическим результатом являются психодиагностический комплекс для выявления педагогической одаренности и исследования ее компонентов для педагогических колледжей Татарстана; рекомендации по психолого-акмеологическому сопровождению развития педагогической одаренности на этапе получения профессионального педагогического образования в средних и высших учебных заведениях, дополнительном профессиональном образовании и в процессе профессиональной педагогической деятельности. Исследование носит явно выраженный научно-методический характер. Описанные Теряевой С.А. показатели педагогической одаренности, уровней профессионализма педагогов могут быть включены в аттестационные квалификационные критерии учителей.

Исследователь Исрафилова Г.Ю., работая над темой «Психологические детерминанты и условия преодоления социальной диссинхронии студентов в процессе профессиональной подготовки» с 2010 года, описывает результаты исследования взаимосвязи показателей психического развития успешных и неуспешных студентов технических инженерных специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе. В работе выявлены показатели диссинхронного развития успешных и неуспешных в учебной деятельности студентов технических инженерных специальностей, описание которых обогащает концепцию диссинхронии психического развития и позволяет разработать рекомендации профессорско-преподавательскому составу по формам организации учебной деятельности студентов технических инженерных специальностей [11].

Опыт профессиональной деятельности Сандый А. Д.-Б. в системе профессионального и дополнительного профессионального образования, которая работает над темой «Акмеологические инварианты профессионализма педагогов», позволил обогатить концепцию диссинхронии выводами о некоторых психологических причинах сложности процесса реализации учителями Республики Тыва и Республики Татарстан Федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования (ФГОС ОО) с точки зрения акмеологического подхода. Тувинский исследователь предлагает проанализировать противоречия, тормозящие прогрессивный процесс развития образования в контексте профессиональной готовности педагогов-практиков реализовывать новую образовательную парадигму (диссинхрония деятельности), и провести анализ некоторых скрытых, латентных особенностей акмеологических инвариантов профессионализма учителей, активно включившихся в процесс реализации ФГОС ОО в школах Татарстана и Тывы. Исследование Сандый А.Д.-Б. в определенном смысле стало одной из составляющих реализации трансфера европейского проекта «Обучающийся регион - обучающееся сообщество». Впервые концепция диссинхронии применяется в системе дополнительного профессионального образования и становится востребованной в субъектах Российской Федерации [12].

В настоящее время Рябов О.Р. ведет исследование по теме «Диссинхронные проявления жителей мегаполиса».

Хотим отметить участие татарстанских ученых (Сулейманов Д.Ш., Сибгатуллина И.Ф., Шакирова Д.М.) в разработке республиканской целевой программы поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан, Стратегии развития образования Республики Татарстан в области одареноведения, что является одним из показателей признания концепции диссинхронии психического развития одаренных. Программа имела прикладное значение, позволила обеспечить административные органы власти содержательной научно-обоснованной программой развития одаренных и была передана учеными в Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

Концепция диссинхронии психического развития одаренных нашла применение в прикладных областях наук.

В публикациях периода 2007-2015 года татарстанскими учеными предложен к обсуждению метод «Резонансного сотворчества» (авторы и разработчики метода Сибгатуллина И.Ф. (Россия), Грюссль С. (Австрия) [23]. Являясь практическим методом психопедагогики для воспитательной системы одаренных детей и подростков в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, метод нашел признание среди педагогов, психологов и реабилитологов Республики Татарстан и за ее пределами. Так с 2007 года метод изучается в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров в Институте развития образования РТ, в том числе через содержание образовательных программ Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации. С 2012 года успешно осуществлен научный трансфер этого метода в дальние регионы Российской Федерации (Иркутская область, Республика Тува, Красноярский край).

Дальнейшие перспективы развития концепции диссинхронии психического развития одаренных видятся автору в акмеологических исследованиях диссинхронии психического развития одаренных на разных возрастных этапах, педагогической одаренности, психологической безопасности в контексте реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования (направление педагогическая психология), диссинхронных проявлений поведения человека в различных условиях жизни (направление экологическая психология, безопасность, эргономика).

Статья подготовлена к 25 летию профессиональной деятельности автора

и 50 летию со дня рождения.

Библиографический список:

1. Ахметшина, Э.Н., Сибгатуллина, И.Ф., Попова, Т.А. Исследование влияния специальной переподготовки на профессиональное самосознание // Прикладная психология. 2002. № 4. С. 17-24.

2. Васина, В.В. Исследование коммуникативно-волевого потенциала творческой личности средней взрослости в аспекте концепции диссинхронии // Международный конгресс по креативности и психологии искусства. - Пермь, 1-3 июня, 2005. С. 112-114.

3. Калачева, Н.В., Горохова, Л.Г. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2004. №5.

Тувинский государственный университет

4. Клетенкова, Т.А. Особенности психического развития подростков с бронхиальной астмой и заболеваниями желудочно-кишечного тракта // VII конференция молодых ученых России с международ. участием «Фундаментальные науки и прогресс кинической медицины». М., 2003. С. 103-106.

5. Лушпаева, И.И., Сибгатуллина, И.Ф. Жизнесберегающая среда образования как условие сохранения интеллектуального потенциала учащихся // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление инновационным развитием образовательного учреждения» (16-17 марта 2006 г.) / МОиН РТ. Рос. акад. наук. Казань, 2006. С. 69-73.

6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 368 с.

7. Рябов, О.Р. Результаты экспериментального изучения особенностей диссинхронии психического развития студентов творческих специальностей в период профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. Казань, 2009. № 5. С. 121-130.

8. Садретдинова, Э.А. Философия и психология взаимосвязи интеллектуального и эмоционального в онтогенезе индивидуального стиля // Ученые записки Казанской государственной академии ветиринарной медицины им. Н. Баумана. -Казань, 2006. С. 236-247.

9. Сибгатуллина, И.Ф., Теряева, С.А. Акмеологические инварианты профессионализма педагога и педагогическая одаренность // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы XI Международной научной конференции. Тамбов, 30 апреля 2012 г. / М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т имени Г.Р. Державина; отв. Ред. Н.А. Левина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С.131 -138.

10. Сибгатуллина, И.Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков, автореферат дисс. на соис. уч. степени д.психол.н. Сочи, 2002. 28 с.

11. Сибгатуллина, И.Ф., Исрафилова, Г.Ю. Диссинхрония психического развития студентов технических специальностей // Materialy XI miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztatcenie i nauka bez granic - 2013». 0715 grudnia 2013 roku. Volume 34. Psychologia i socjiologia. Politologija.: Przemysel. Nauka i studia. Str. 15-17.

12. Сибгатуллина, И.Ф., Сандый, А.Д.-Б. Индивидуальная ресурсность и акмеологические инварианты профессионализма татарстанских и тывинских педагогов // Вестник ВЭГУ. - 2013. - №6 (68). - С. 85-92.

13. Сибгатуллина, И.Ф. Психологическая безопасность, культура и качество жизни в мегаполисе. Казань: Новая школа, 2008. 96 с.

14. Сибгатуллина, И.Ф. Социальная диссинхрония студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки / И.Ф. Сибгатуллина, Г.Ю. Исрафилова // Вестник Казанского государственного технологического университета. - 2013. - № 7. - С. 311-315.

15. Сибгатуллина, И.Ф., Гильмеева, Р.Х. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении, или что можно сказать об одаренности сегодня. Казань: Медицина, 1997. 284 с.

16. Сибгатуллина, И.Ф., Махмутов, М.И., Нигматов, З.Г., Вилькеек, Д.В. и др. Актуальные проблемы современного образования. Часть 3.5. О развитии интеллектуально одаренных детей и подростков в аспекте диссинхронии / Под ред. М.И. Махмутова. Казань, 2001. 420 с.

17. Сибгатуллина, И.Ф., Рябов, О.Р., Теряева, С.А., Лушпаева, И.И., Исрафилова, Г.А. Особенности диссинхронии развития и психологическая безопасность одаренных // Образование и саморазвитие. Казань, 2009. №4. С. 186-192.

18. Сибгатуллина, И.Ф., Шакирова, Д.М., Сулейманов, Д.Ш. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии / Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 312 с.

19. Федоренко, М.В., Сибгатуллина, И.Ф., Афанасьева, З.А. Особенности стрессоустойчивости больных раком щитовидной железы на отдаленных сроках поле радикального лечения // Вестник восстановительной медицины. 2010. № 1(35). С. 30-32.

20. Чиркина, С.Е. Социальный аспект мотивации психического развития // Модернизация образования и развитие инновационной деятельности в школе: Материалы Российской научно-практической конференции. Казань, 2005. С. 61-65.

21. Sibgatullina, I. Transcultural mission of psychotherapy: What does transform people of the West and the East? // World Journal Psychotherapy. 2011. Vol. 4. 123-133 p.

22. Sibgatullina, I., Riabov, O. Psychological effects of park "ritrit" under the natural conditions of megapolis // The 6th international Congress on Environmental Modelling and Software (iEMSs), 1-5 July 2012, Leipzig. P. 12-18.

23. Sibgatullina, I., Schottenloer, G., Grüssl, S. Resonante cokreation // Ästhetische Methoden in der Sozialen Arbeit, Kazan, Lüdwigshafen, 20-24 september, 2011. 268-273 s.

Bibliograficheskij spisok:

1. Ahmetshina, E.N., Sibgatullina, I.F., Popova, T.A. Issledovanie vliyaniya spetsialnoy perepodgotovki na professionalnoe samosoznanie // Prikladnaya psihologiya. 2002. № 4. S. 17-24.

2. Chirkina, S.E. Sotsialnyy aspekt motivatsii psikhicheskogo razvitiya // Modernizatsiya obrazovaniya i razvitiye innovatsionnoy deyatelnosti v shkole: Materialy Rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kazan. 2005. S. 61-65.

3. Fedorenko, M.V., Sibgatullina, I.F., Afanasyeva, Z.A. Osobennosti stressoustoychivosti bolnykh rakom shchitovidnoy zhelezy na otdalennykh srokakh pole radikalnogo lecheniya // Vestnik vosstanovitelnoy meditsiny. 2010. № 1(35). S. 30-32.

4. Kalacheva, N.V., Gorokhova, L.G. Dissinkhroniya psikhicheskogo razvitiya intellektualno odarennykh detey i podrostkov // Odarennyy rebenok. 2004. №5.

5. Kletenkova, T.A. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya podrostkov s bronkhialnoy astmoy i zabolevaniyami zheludochno-kishechnogo trakta // VII konferentsiya molodykh uchenykh Rossii s mezhdunarod. uchastiyem «Fundamentalnyye nauki i progress kinicheskoy meditsiny». M.. 2003. S. 103-106.

6. Lushpayeva, I.I., Sibgatullina, I.F. Zhiznesberegayushchaya sreda obrazovaniya kak usloviye sokhraneniya intellektualnogo potentsiala uchashchikhsya // Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Upravleniye innovatsionnym razvitiyem obrazovatelnogo uchrezhdeniya» (16-17 marta 2006 g.) / MOiN RT. Ros. akad. nauk. Kazan. 2006. S. 69-73.

7. Makhmutov, M.I. Problemnoye obucheniye: osnovnyye voprosy teorii. M.. 1975. 368 s.

8. Ryabov, O.R. Rezultaty eksperimentalnogo izucheniya osobennostey dissinkhronii psikhicheskogo razvitiya studentov tvorcheskikh spetsialnostey v period professionalnoy podgotovki // Obrazovaniye i samorazvitiye. Kazan. 2009. № 5. S. 121-130.

9. Sadretdinova, E.A. Filosofiya i psikhologiya vzaimosvyazi intellektualnogo i emotsionalnogo v ontogeneze individualnogo stilya // Uchenyye zapiski Kazanskoy gosudarstvennoy akademii vetirinarnoy meditsiny im. N. Baumana. - Kazan. 2006. S.236-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sibgatullina, I. Transcultural mission of psychotherapy: What does transform people of the West and the East? // World Journal Psychotherapy. 2011. Vol. 4. 123-133 p.

11. Sibgatullina, I., Riabov, O. Psychological effects of park "ritrit" under the natural conditions of megapolis // The 6th international Congress on Environmental Modelling and Software (iEMSs), 1-5 July 2012, Leipzig. P. 12-18.

12. Sibgatullina, I., Schottenloer, G., Grüssl, S. Resonante cokreation // Ästhetische Methoden in der Sozialen Arbeit, Kazan, Lüdwigshafen, 20-24 september, 2011. 268-273 s.

13. Sibgatullina, I.F. Dissinkhroniya psikhicheskogo razvitiya intellektualno odarennykh detey i podrostkov. avtoreferat diss. na sois. uch. stepeni d.psikhol.n. -Sochi. 2002. 28 s.

14. Sibgatullina , I.F. Psikhologicheskaya bezopasnost. kultura i kachestvo zhizni v megapolise. Kazan: Novaya shkola. 2008. 96 s.

15. Sibgatullina, I.F. Sotsialnaya dissinkhroniya studentov tekhnicheskikh spetsialnostey v protsesse professionalnoy podgotovki / I.F. Sibgatullina. G.Yu. Israfilova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2013. -№ 7. - S. 311-315.

16. Sibgatullina, I.F., Gilmeyeva, R.Kh. Odarennyy rebenok v razvitii. obshchenii. uchenii. ili chto mozhno skazat ob odarennosti segodnya. Kazan: Meditsina. 1997. 284 s.

17. Sibgatullina, I.F., Israfilova, G.Yu. Dissinkhroniya psikhicheskogo razvitiya studentov tekhnicheskikh spetsialnostey // Materialy XI miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztatcenie i nauka bez granic - 2013». 07-15 grudnia 2013 roku. Volume 34. Psychologia i socjiologia. Politologija.: Przemysel. Nauka i studia. Str. 15-17.

18. Sibgatullina, I.F., Makhmutov, M.I., Nigmatov, Z.G.. Vilkeyek, D.V. i dr. Aktualnyye problemy sovremennogo obrazovaniya. Chast 3.5. O razvitii intellektualno odarennykh detey i podrostkov v aspekte dissinkhronii / Pod red. M.I. Makhmutova. Kazan. 2001. 420 s.

19. Sibgatullina, I.F., Ryabov, O.R., Teryaeva, S.A., Lushpayeva, I.I. Israfilova, G.A. Osobennosti dissinkhronii razvitiya i psikhologicheskaya bezopasnost odarennykh // Obrazovaniye i samorazvitiye. Kazan. 2009. №4. S. 186-192.

20. Sibgatullina, I.F., Sandyy, A.D.-B. Individualnaya resursnost i akmeologicheskiye invarianty professionalizma tatarstanskikh i tyvinskikh pedagogov // Vestnik VEGU. - 2013. - №6 (68). - S. 85-92.

21. Sibgatullina, I.F., Shakirova, D.M., Suleymanov, D.Sh. Myshleniye. intellekt. odarennost: voprosy teorii i tekhnologii / Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy. 2005. 312 s.

22. Sibgatullina, I.F., Teryaeva, S.A. Akmeologicheskiye invarianty professionalizma pedagoga i pedagogicheskaya odarennost // Potentsial lichnosti: kompleksnaya problema: materialy XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Tambov. 30 aprelya 2012 g. / M-vo obr. i nauki RF. FGBOU VPO «Tamb. gos. un-t imeni G.R. Derzhavina; otv. Red. N.A. Levina. Tambov: Izdatelskiy dom TGU im. G.R. Derzhavina. 2012. S.131-138.

23. Vasina, V.V. Issledovaniye kommunikativno-volevogo potentsiala tvorcheskoy lichnosti sredney vzroslosti v aspekte kontseptsii dissinkhronii // Mezhdunarodnyy kongress po kreativnosti i psikhologii iskusstva. - Perm. 1-3 iyunya. 2005. S. 112-114.

Сибгатуллина Ирина Фагимовна - д. психол.н., профессор, Институт развития образования Республики Республика Татарстан. Директор Института содействия интеллектуальному развитию (Австрия, Вена), E-mail: dr-irena@yandex.ru

S^atuN^ Irina - Doctor of Psychology, Professor, Institute of Development Education of the Republic of Tatarstan (Russia, Kazan). Director of the Institute to promote intellectual development (Austria, Vienna), E-mail: dr-irena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.