Научная статья на тему 'Исследование культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков'

Исследование культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИССИНХРОНИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХИКА / КУЛЬТУРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / CULTURAL DYSSYNCHRONY / MENTAL DEVELOPMENT / PSYCHE / CULTURE / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Виктория Васильевна

В статье описано проведенное научное исследование влияния культуры, в том числе этнической, на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков. Подчеркивается неоднозначный характер этого влияния: от социализации и психической регуляции до невротизации личности. Дано научное определение культурной диссинхронии психического развития и ее видов: маргинальная, монокультурная, глубинная. Культура рассматривается как определяющая сфера жизни человека. Сделан теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния культуры на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL DYSSYNCHRONY OF MENTAL DEVELOPMENT IN INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS

The article studies the influence of culture, including ethnic culture, on mental development of intellectually gifted teenagers. The ambiguous character of this influence is emphasized: from socialization and mental regulation up to neuroticism in the personality. This article gives a scientific definition of cultural dyssynchrony of mental development and its types: marginal, mono-cultural, deep. Culture is understood as a sphere defining the scope of a person's life. A theoretical analysis of scientific literature on the impact of culture on personality is conducted.

Текст научной работы на тему «Исследование культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИССИНХРОНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© В.В.Потапова

В статье описано проведенное научное исследование влияния культуры, в том числе этнической, на психическое развитие интеллектуально одаренных подростков. Подчеркивается неоднозначный характер этого влияния: от социализации и психической регуляции до невротизации личности. Дано научное определение культурной диссинхронии психического развития и ее видов: маргинальная, монокультурная, глубинная. Культура рассматривается как определяющая сфера жизни человека. Сделан теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния культуры на личность.

Ключевые слова: культурная диссинхрония, психическое развитие, психика, культура, подростковый возраст.

Динамика современных социальных и культурных процессов оказывает существенное и неоднозначное влияние на психическое развитие личности. Цель культурных и социально-психологических преобразований современного мира в отношении подростков, которые представляют различные культуры, определяется необходимостью осознания и учета культуры как комплекса исключительного воздействия, оказывающего неоспоримое влияние на формирование особенностей психики личности (Выготский Л.С. [1], Сухарев А.В. [2], Дружинин В.Н. [3], Бабаева Ю.Д. [4], Анастази А. [5], Мацумото Д. [6], Юнг К Г. [7-8] и др.).

Жизнь личности в человеческом мире пропитана культурой. Все вместе - реализация способностей, мотивация, потребности, воля, познавательные процессы, чувства, личностные особенности - «прошито» культурным воздействием. Личность является одновременно не только носителем культуры, но и ее потребителем и творцом. Культура, в свою очередь, позволяет не только снимать психическое напряжение личности, но и находится в постоянном с ней борении.

Одаренный подросток наиболее чутко реагирует на изменения в окружающем мире. Это обусловлено рядом значимых обстоятельств: особенностями роли культуры в ее воздействии на личность во всех проявлениях, возрастными особенностями, неравномерностью психического развития интеллектуально одаренной личности, ее особой чувствительностью к нюансам окружающей действительности.

В рабочей концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в од-

ном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Дружинин В.П. и др.) [9]. В структуре общих способностей интеллектуальная одаренность рассматривается как качество психики целостной личности [4]. В концепции диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных понятие «одаренность» рассматривается как возможный старт неравномерности психического развития личности. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков проявляется в «рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений, несбалансированности когнитивного, эмоционального, соматического и других компонентов психического развития». (И.Ф.Сибгатуллина) [10-11].

Культурно зависимая диссинхрония психического развития рассматривается в диссертации В.В.Потаповой. Явление рассогласованности, неравномерности психического развития, то есть культурная диссинхрония функционирования психических процессов, представлена в блоках показателей: личностный, культурный, культурно-психосоматический, культурно-географический, интеллектуальный [12].

«Культура как среда, питающая и растящая личность», то есть специфичность культурного влияния на личность, отражена в работах П.А.Флоренского [13]. Концептуально влияние культуры на психическое развитие личности нашло свое отражение в теории детерминации развития личности и личностном подходе в ее изучении С.Л.Рубинштейна [14], в учении о развитии высших психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры Л.С.Выготского [1] и динамической теории одаренности Бабаевой Ю.Д. [4; 9]. Занимаясь про-

блемой субъекта культуры в психологии, Баянова Л.Ф. трактует культуру как систему нормативных ситуаций, с которыми взаимодействует субъект [15-17]. Ныне культура стремительно становится одним из наиболее важных и насущных вопросов психологии (Д.Мацумото) [6], носит характер функционального явления (В.М.Межуев) [18]. В научных исследованиях отмечается и неоднородный характер понимания культуры (Э.Зильберман, В.М.Межуев), а вкупе с ним ее основной ценности - понимание чужой и своей культуры. (Э.Зильберман, В.М.Розин)[13].

Однако в науке все еще остается без ответа ряд значимых вопросов о влиянии культуры, которое она оказывает на психическое развитие интеллектуально одаренной личности. Центром размышлений по данной проблеме являются представления об одаренности как системном, развивающемся в течение жизни качестве психики; о детерминации культуры и психического развития одаренных; о культуре как силе, имеющей не только социальный, но и глубокий личностный смысл для одаренного; о культурной обусловленности культурной диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков.

В результате исследования, в котором культура представлена как определяющая сфера жизни человека и фактор неоспоримого воздействия на все ее составляющие, дано определение культурной диссинхронии, которая рассматривается как топографическая модель личностно- и куль-турнозависимых показателей, рассмотрены виды культурной диссинхронии (маргинальная, монокультурная, глубинная); выделяются функциональные основания (этнодифференцирующее, этноинтегрирующее, этнотрансцендентное); определяются критерии ее характеристики: социокультурный, антропобиологический, климато-географический, оседлость (аллохтоны, автохтоны) (В.В.Потапова) [12; 19-20].

Основания этнической функции культуры как этнокультурно обусловленного этноинтегри-рующего и этнодифференцирующего образа мира личности проанализированы с точки зрения научных взглядов Ю.Бромлей [21], А.В.Сухарева [2]. Основные теоретические положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (В.Ю.Хотинец [22]) подтверждают роль этнической функции культуры в психическом развитии интеллектуально одаренных подростков. Размышления о неравновесных состояниях и прогнозах культурно-психологического будущего одаренных опирались на работы Капицы С.П., Курдюмова С.П., Малинецкого Г.Г. [23].

Общую картину нашего исследования определяют корреляционные связи между эмоционально-вегетативными (фон настроения, тревожность, страхи), сомато-вегетативными (сон, аппетит, опрятность) и вегето-диэнцефальными проявлениями (головные боли, утомляемость), развитием психомоторной сферы (моторика, навязчивые движения, патологические привычки), поведением (культурное, маргинальное и др.), развитием познавательных процессов (память, внимание, мышление). При этом показатели школьной успешности значительно коррелируют с показателями развития памяти и вегето-диэнцефальными проявлениями одаренной личности [12; 19-20].

В исследуемой подгруппе коренных жителей Татарстана выявлены сильные корреляции между показателями культурного блока: маркерами этнической культуры и этнически обусловленными чувствами. В подгруппе переселенцев этот блок показателей корреляционно пассивен, что объясняется неэмоциональным отношением одаренных к проявлениям этнической культуры в повседневной жизни и при переезде в новые культурные условия [12]. Развитие эмоционального интеллекта на основе стабильных культурных образцов актуально для психического развития одаренной личности [24].

Предположение об уникальной архитектуре культурной диссинхронии психического развития одаренных нашло свое подтверждение в проведенном эмпирическом исследовании и пятилетнем лонгитюдном эксперименте. В исследовании приняли участие 412 человек в возрасте 11-17 лет (коренных жителей - 83 человека, переселенцев - 329 человек; представители этносов - арабы, армяне, афганцы, вьетнамцы, грузины, казахи, русские, татары, украинцы, чеченцы), представляющие различные культуры. Основную выборку составили интеллектуально одаренные подростки общеобразовательных школ и гимназий города Казани.

Установлена взаимосвязь этнокультурного блока исследуемых репрезентантов с личностным, психосоматическим и интеллектуальным блоками. Показатели маркеров этнической культуры в семье оказывают влияние на психосоматическое здоровье интеллектуально одаренных

Ранговое зна- Взаимо-

Корреляционная чение в лонги- связь бло-

пара тюдном экспе- ков показа-

рименте телеи

39-44 0,78 II - III

39-45 0,55 II - III

39-48 0,89 II - III

39-51 -0,54 II - III

39-61 0,67 II - IV

40-38 0,67 II - I

40-51 0,56 II - III

41-1 -0,56 II - I

42-1 0,65 II - I

Анализируются: А) репрезентанты: 1 -школьная тревожность, 38 - поведенческие ко-пинг-стратегии, 39 - маркеры этнической культуры в семье, 40 - этнически обусловленные чувства, 41 - источник воспитания, 42- отношение к этнической культуре, 44 - истощение, 45 -желудочные жалобы, 48 - давление жалоб (представляет собой сумму всех психосоматических отклонений), 51 - вегето-диэнцифальные проявления, 61 - школьная успешность; Б) блоки показателей: I - личностный, II - культурный, III -культурно-соматический, IV - интеллектуальный.

Обусловленное культурой требование школьной успешности не решает вопроса полноценной реализации интеллектуальной одаренности подростка: поводом нарушения синхронности и гармоничности психического развития может быть монокультурная или глубинная дис-синхрония. Однако игнорирование возможного положительного эффекта влияния этнической функции культуры на психическое развитие одаренного может стать поводом к развитию маргинальной культурной диссинхронии.

Культура оказывает влияние на характер и содержание показателей диссинхронии психического развития одаренной личности. Характер этого влияния может быть как отрицательным, то есть увеличивающим длительность и интенсивность диссинхронии, и проявляться в невро-тизации, психосоматических расстройствах, неврозах, так и положительным, уменьшающим длительность и интенсивность диссинхронии, способствующим психической регуляции, социализации личности, решающим проблемы некоторых психосоматических расстройств.

1. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. -1008 с.

2. Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психологический журнал, том 17. - 1996. - N 2. - С. 129 - 136.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.

- СПб.: Питер, 2000. - 368с.

4. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // «Начальная школа: плюс /минус». - 2000.

- № 3 . - С. 29 - 35.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении.

- М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. -752 с.

6. Мацумото Д. Психология и культура.- М.: Питер, 2005. - 720 с.

7. Юнг К.Г. Монолог «Улисса» // Юнг К.Г., Ной-ман Э. Психоанализ и искусство. - М.: REFL-book, К.Ваклер - 1996. - С.55 - 85.

8. Юнг К.Г. О психологии бессознательного // Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2001. - С. 9

- 124.

9. Рабочая концепция одаренности // Авторский коллектив: Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В. Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. - 2-е изд., расш. и перераб.

- М., 2003. - 34 с.

10. Сибгатуллина И.Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология. - 1998. - № 3. - С.49 - 54.

11. Сибгатуллина И.Ф. Одаренные интеллектуально ... - Казань:ЦИТ, 2001. - 255с.

12. Потапова В.В. Сравнительное исследование показателей диссинхронии психического развития интеллектуально одаренных подростков на примере коренных жителей и переселенцев: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Казань, 2007. - 18 с.

13. Розин В. М. Введение в культурологию. - М.: ИНФРА-М, Форум, 2001. - 224 с.

14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. - С.264 - 300.

15. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. Philology and СиИиге. - 2012. - №3 (29). - С. 294 -299.

16. Баянова Л.Ф. Образ Гамлета у Л.С.Выготского как отражение психологических особенностей эпохи // Вопросы психологии. - 2011. - №6. -С. 77 - 84.

17. Баянова Л. Ф. Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии XX века: автореф. дис. ... докт. психолог. наук. - М., -2009. - 37 с.

18. Межуев В.М. Классическая модель культуры: Проблема культуры и философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. - М.:[б.и.], 1995.

- 38s.

19. Потапова В.В. Культурная диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных подростков // «Интеграция образования». - 2013.

- № 1 (70). - С. 55 - 59.

20. Потапова В.В. Роль этнической функции культуры и творчества в психическом развитии одаренных // «Вестник Карагандинского университета».

- 2007; Сер.: Педагогика. - Караганда: Изд-во: КарГУ им.Е.А.Букетова. - № 3. - С. 2 - 24.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории эпоса.- М.: Наука, 1983. - 195с.

22. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности // Вестник ПГПУ. - 1995. - Сер.1. «Психология». - С. 32 -44.

23. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: изд-во Едиториал УРСС, 2003. - 290с.

24. Федоренко М.В. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности у студентов творческой специальности // «Казанская наука». - 2014. - №4 (апрель). -С. 270 - 273.

CULTURAL DYSSYNCHRONY OF MENTAL DEVELOPMENT IN INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS

V.V.Potapova

The article studies the influence of culture, including ethnic culture, on mental development of intellectually gifted teenagers. The ambiguous character of this influence is emphasized: from socialization and mental regulation up to neuroticism in the personality. This article gives a scientific definition of cultural dyssynchrony of mental development and its types: marginal, mono-cultural, deep. Culture is understood as a sphere defining the scope of a person's life. A theoretical analysis of scientific literature on the impact of culture on personality is conducted.

Key words: cultural dyssynchrony, mental development, psyche, culture, teenagers.

1. Vygotskij L.S. Psihika, soznanie, bessoznatel'noe // Psihologija. - M.: Jeksmo-Press, 2002. - 1008s. (In Russian)

2. Suharev A.V. Jetnicheskaja funkcija kul'tury i psi-hicheskie rasstrojstva // Psihologicheskij zhurnal, tom 17. - 1996. - N 2. - S. 129 - 136. (In Russian)

3. Druzhinin V.N. Psihologija obshhih sposobnostej. -SPb.: Piter, 2000. - 368s. (In Russian)

4. Babaeva Ju.D. Potencial'naja i skrytaja odarennost' // «Nachal'naja shkola: pljus /minus». - 2000. - № 3. -S. 29 - 35. (In Russian)

5. Anastazi A. Differencial'naja psihologija. Individu-al'nye i gruppovye razlichija v povedenii. - M.: Aprel'-Press, JeKSMO-Press, 2001. - 752 s. (In Russian)

6. Macumoto D. Psihologija i kul'tura.- M.: Piter, 2005. - 720 s. (In Russian)

7. Jung K.G. Monolog «Ulissa» // Jung K.G., Nojman Je. Psihoanaliz i iskusstvo. - M.: REFL-book, K.Vakler - 1996. - S.55 - 85. (In Russian)

8. Jung K.G. O psihologii bessoznatel'nogo // Psihologija bessoznatel'nogo. - M.: AST, 2001. - S. 9 - 124. (In Russian)

9. Rabochaja koncepcija odarennosti. // Avtorskij kollektiv: Bogojavlenskaja D.B. (otvetstvennyj redaktor), Shadrikov V.D. (nauchnyj redaktor), Babaeva Ju.D., Brushlinskij A.V., Druzhinin V.N., Il'ja-sov I.I., Kalish I.V., Lejtes N.S., Matjushkin A.M., Melik-Pashaev A.A., Panov V.I., Ushakov V.D., Ho-lodnaja M.A., Shumakova N.B., Jurkevich V.S. - 2-e izd., rassh. i pererab. - M., 2003. - 34 s. (In Russian)

10. Sibgatullina I.F. Sindrom social'noj dissinhronii oda-rennyh detej // Prikladnaja psihologija. - 1998. - № 3. - S.49 - 54. (In Russian)

11. Sibgatullina I.F. Odarennye intellektual'no... - Ka-zan':CIT, 2001. - 255s. (In Russian)

12. Potapova V.V. Sravnitel'noe issledovanie pokazatelej dissinhronii psihicheskogo razvitija intellektual'no odarennyh podrostkov na primere korennyh zhitelej i pereselencev: avtoref. dis. ... kand. psiholog. nauk. -Kazan', 2007. - 18 s. (In Russian)

13. Rozin V.M. Vvedenie v kul'turologiju. - M.: INFRA-M, Forum, 2001. - 224 s. (In Russian)

14. Rubinshtejn S.L. Problemy obshhej psihologii. - M.: Pedagogika, 1973. - S.264 - 300. (In Russian)

15. Bajanova L.F. K postanovke problemy sub#ekta kul'tury v psihologii. // Filologija i kul'tura. Philology and Sulture. - 2012. - №3 (29). - S. 294 - 299. (In Russian)

16. Bajanova L.F. Obraz Gamleta u L.C.Vygotskogo kak otrazhenie psihologicheskih osobennostej jepohi. // Voprosy psihologii. - 2011. - №6. - S. 77 - 84. (In Russian)

17. Bajanova L.F. Problema vzaimodejstvija sub#ekta i kul'tury v otechestvennoj psihologii XX veka: avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. - M., - 2009. - 37 s. (In Russian)

18. Mezhuev V.M. Klassicheskaja model' kul'tury: Problema kul'tury i filosofii Novogo vremeni // Kul'tura: teorii i problemy. - M.: [b.i.], 1995. - 38 s. (In Russian)

19. Potapova V.V. Kul'turnaja dissinhronija psihicheskogo razvitija intellektual'no odarennyh podrostkov // «Integracija obrazovanija». - 2013. - № 1 (70). - S. 55- 59. (In Russian)

20. Potapova V.V. Rol' jetnicheskoj funkcii kul'tury i tvorchestva v psihicheskom razvitii odarennyh // «Vestnik Karagandinskogo universiteta». - 2007; Ser.: Pedagogika. - Karaganda: Izd-vo: KarGU im. E.A. Buketova. - № 3. - S. 21- 24. (In Russian)

21. Bromlej Ju.V. Ocherki teorii jeposa. - M.: Nauka, 1983. - 195s. (In Russian)

32S

22. Hotinec V.Ju. Jetnicheskoe samosoznanie i ego rol' v razvitii individual'nosti // Vestnik PGPU. - 1995. -Ser.1. «Psihologija». - S. 32 - 44. (In Russian)

23. Kapica S.P., Kurdjumov S.P., Malineckij G.G. Siner-getika i prognozy budushhego. - M.: izd-vo Editorial URSS, 2003. - 290s. (In Russian)

24. Fedorenko M.V. Sravnitel'nyj analiz pokazatelej jemocional'nogo intellekta, agressivnosti i tre-vozhnosti u studentov tvorcheskoj special'nosti // «Kazanskaja nauka». - 2014. - №4 (aprel') - S. 270 - 273. (In Russian)

Потапова Виктория Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: potapova_vika@mail.ru

Potapova Victoria Vasilievna - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: potapova_vika@mail.ru

Поступила в редакцию 20.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.