Научная статья на тему 'Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности'

Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕТАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ БЕРЕМЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ / РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ / FETAL ALCOHOL SYNDROME / PREVENTION PROGRAMS / ALCOHOL CONSUMPTION BY PREGNANT FEMALES / DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна, Боннэер Барбара Луис, Исурина Галина Львовна, Регентова Александра Юрьевна, Цветкова Лариса Александровна

Статья посвящена эмпирическому исследованию, осуществленному в связи с разработкой и апробацией информационных материалов в рамках проекта профилактики фетального алкогольного синдрома. В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия женщинами детородного возраста трех типов материалов (с позитивными, негативными и нейтральными представленными утверждениями и изображениями в информационных брошюрах), а также влияния позитивно или негативно окрашенной информации на формирование установок и готовности снизить или прекратить употребление алкоголя в связи с беременностью или ее планированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна, Боннэер Барбара Луис, Исурина Галина Львовна, Регентова Александра Юрьевна, Цветкова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies on the effect of informational materials on women’s attitudes to alcohol consumption during pregnancy

The article is devoted to an empirical research conducted in connection with the development and testing of education materials within the FASD (fetal alcohol spectrum disorders) prevention project. The article presents the results of the research of perception peculiarities of three types of materials (with positive and negative images, positively and negatively designed statements, and brochures given in a neutral way) among women, as well as the infl uence of positively and negatively represented information on attitudes and willingness to reduce or stop drinking alcohol during pregnancy or birth spacing.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 4

Т. Н. Балашова, Барбара Луис Боннэер,

Г. Л. Исурина, А. Ю. Регентова, Л. А. Цветкова

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИН К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ*

С давних пор здоровье человека, как физическое, так и психическое, является несомненной ценностью. По данным ВОЗ уровень здоровья на 50-55% зависит от образа жизни человека, т. е. первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, повседневному поведению и установкам. Особое место в этом контексте занимает отношение к употреблению алкоголя и информированность о возможных последствиях его употребления.

Особые опасения у специалистов вызывает употребление алкоголя беременными женщинами. В настоящее время воздействие алкоголя на плод рассматривается в качестве одной из основных причин врожденных дефектов, умственной отсталости и нарушений развития у детей.

Одним из наиболее серьезных возможных последствий употребления алкоголя во время беременности является алкогольный синдром плода, или фетальный алкогольный синдром — ФАС. Распространенность ФАС, по данным Abel E. [1], составляет 1,9 на 1000 рожденных детей. Исследования, проведенные в России, показали, что от 8 до 15% детей в детских домах и домах ребенка Москвы и Мурманска имеют развернутую клиническую картину ФАС, а нарушения фетального алкогольного спектра разной степени в этих учреждениях могут достигать 45% [2]. По данным А. Б. Пальчика, Л. А. Федоровой и С. В. Легоньковой [3] распространенность ФАС в домах ребенка Санкт-Петербурга составила в 2000 г. — 9,3%; в 2001 г. — 8,7%; в 2002 г. — 9,0%; в 2003 г. — 7,0%; в 2004 г. — 7,3%.

Фетальный алкогольный синдром является неизлечимым заболеванием. Однако ФАС и нарушения фетоалкогольного спектра (ФАСН) можно полностью предотвратить, если избегать употребления алкоголя во время беременности. Опыт западных стран показал, что программы, направленные на профилактику ФАС и ФАСН, оказались весьма эффективными. Существенную роль в этих программах играет фактор информированности.

Исследования 648 женщин и 203 врачей (гинекологи и педиатры), проведенные Санкт-Петербургским государственным университетом, Нижегородским государственным педагогическим университетом и Центром наук о здоровье университета Оклахомы (США), показали, что ни женщины, ни большинство врачей не обладают необходимыми знаниями о ФАС и последствиях употребления алкоголя на плод. Эти

* Работа выполнена при поддержке Национального института по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма и Международного Центра Фогарти Национальных Институтов Здоровья США (Исследовательские гранты R21 TW006745-01 и R01AA016234). Содержание этого материала является ответственностью авторов и не обязательно отражает позицию и положения Международного Центра Фогарти, Национального института по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма или Национальных институтов здоровья.

© Т. Н. Балашова, Барбара Луис Боннэер, Г. Л. Исурина, А. Ю. Регентова, Л. А. Цветкова, 2012

исследования также выявили, что на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности особое влияние могут оказать такие факторы, как мнение врача-гинеколога и наличие доступных информационных материалов [4, 5] Опрос в женских консультациях Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а также анализ существующих материалов (популярная литература, журналы, брошюры, плакаты, листовки) показал, что по этой проблеме не существует доступной, целенаправленной информации для населения.

Потребность в информации является одной из интегративных потребностей человека, которая включается во все сферы и виды человеческой деятельности. Поведение человека во многом зависит от знаний, получаемых через различные источники информации. Если новая информация изменяет установки индивида, то поведенческие изменения более вероятны.

Одним из способов распространения медицинской информации является использование печатных материалов, например, листовок и брошюр, во многих случаях они распространяются в медицинских учреждениях общей практики. Обзор проведенных исследований о влиянии различных информационных материалов (брошюр, плакатов, листовок, надписей на этикетках и т. п.) на поведение людей показал эффективность использования визуальных образов, коротких сообщений крупной и отчетливой печати в брошюрах или этикетках [6]. В связи с этим в рамках проекта «Профилактика ФАС и нарушения нейроразвития у детей» были поставлены следующие цели:

1. Выявление предпочтений в отношении информационных материалов, направленных на профилактику ФАС.

2. Разработка информационных материалов.

3. Изучение эффективности разработанных информационных материалов.

На первом этапе исследования для разработки информационных материалов были проведены фокусные группы для изучения особенностей восприятия женщинами информационных материалов, направленных на профилактику ФАС. Участницам фокусных групп были предложены 13 комплектов брошюр, используемых за рубежом. Все материалы содержали информацию о негативном влиянии алкоголя на плод и ФАС, а также рекомендовали не употреблять алкоголь во время беременности. В материалах использовались «позитивные» и «негативные» зрительные образы: в «позитивных» брошюрах были представлены фотографии или рисунки привлекательных беременных женщин и здоровых детей, в «негативных» —фотографии женщин с бокалами спиртного и неблагополучные дети (например, младенец, подключенный к медицинской аппаратуре).

Анализ обсуждений в фокусных группах позволил выявить общие представления и установки женщин в отношении предпочтений относительно информационных материалов. Наиболее предпочтительными оказались брошюры с позитивными зрительными образами и брошюры с контрастными образами («здоровый ребенок» — «ребенок с ФАС»), содержащие краткую и ясную информацию о ФАС и последствиях употребления алкоголя в форме «вопрос-ответ».

На втором этапе исследования по результатам фокусных групп было разработано три типа брошюр:

• «позитивная» — содержит позитивные визуальные образы и информацию о ФАС, представленную в форме позитивных последствий отказа от употребления алкоголя («Вы поступили правильно, если, планируя беременность, пере-

стали употреблять алкоголь», «Если вы откажетесь от употребления алкоголя во время беременности, вы создадите благоприятные условия для рождения ребенка, развития его мозга и других органов»);

• «негативная» — содержит негативные визуальные образы и информацию о ФАС, представленную в форме негативных последствий употребления алкоголя («Если вы употребляете алкоголь во время беременности, у вашего ребенка может быть поврежден мозг, деформированы черты лица, он может родиться недоношенным или умереть»);

• «нейтральная» — содержит информацию общего характера о здоровом образе жизни во время беременности.

Целью третьего этапа исследования являлось изучение эффективности разработанных информационных материалов. В исследовании приняли участие 210 женщин детородного возраста, которые составили три группы — одну контрольную и две экспериментальные. Контрольной группе предъявлялась «нейтральная» брошюра, первой экспериментальной группе — «позитивная», второй — «негативная». Исследование проводилось в женских консультациях Санкт-Петербурга.

Задачи исследования состояли в изучении отношения женщин детородного возраста к разработанным информационным материалам, а также влияния различных видов этих материалов («позитивных», «негативных» и «нейтральных») на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности и его реальное употребление. Предполагалось, что во время ознакомления с брошюрой женщины смогут сформировать мнение о полученной информации (положительное либо отрицательное), убеждения в отношении употребления алкоголя во время беременности, что впоследствии будет решающим фактором при формировании нового поведения (воздержание или отказ от употребления алкоголя во время беременности).

Процедура исследования включала стандартизованное интервью (направленное на выявление уровня знаний о влиянии алкоголя на плод, знаний о ФАС, изучение реального алкогольного поведения женщин, а также изучение их установок в отношении употребления алкоголя во время беременности), ознакомление женщин с информационными материалами, заполнение опросника для выявления отношения к информационным материалам и повторное стандартизованное интервью через месяц. В конце интервью каждая из участниц получала одну из трех брошюр, доставшуюся ей случайным образом.

Результаты исследования выявили изначально низкую информированность о возможных последствиях употребления алкоголя во время беременности у участниц из всех групп. Всего о ФАС знают примерно 12-14% респондентов в каждой группе. Для выявления степени информированности о ФАС участникам задавался вопрос: «Слышали ли вы когда-нибудь о медицинском диагнозе "Фетальный алкогольный синдром" или "Алкогольный синдром плода"?». На момент первого обследования слышали о ФАС всего 38,6% всех респондентов. Однако далеко не все давали правильные ответы о симптомах, причинах и длительности ФАС.

После ознакомления с информационными материалами при повторном исследовании адекватной информацией о ФАС обладали уже 78,1% участниц. Информационные материалы «позитивного» и «негативного» типа вызвали изменения в представлениях респондентов о типичных проявлениях ФАС. Точность ответов о симптоматике, длительности и причинах появления оказалась выше в 1-й экспериментальной

группе с «положительной» брошюрой: правильный ответ о длительности ФАС дали 76,3%. Во второй экспериментальной группе, где предъявлялась «негативная» брошюра, — 51,9%. Относительно ответов о причине ФАС и его основных симптомах — правильные ответы дали 88,2% в обеих экспериментальных группах. Ответы контрольной группы характеризуются большей дифференцированностью в представлениях о сроках, причинах и симптомах ФАС.

Это может свидетельствовать о том, что информационные материалы скомпонованы и подобраны весьма корректно, информация хорошо запоминается. Г. Эббингауз и многие другие авторы считали, что эмоционально окрашенная информация запоминается лучше. А вот преимущественное запоминание и воспроизведение позитивной или негативной информации связано с личностными особенностями испытуемых, а также с исходным эмоциональным состоянием [7].

Интерес представляло изучение мнений о допустимости потребления алкоголя во время беременности, а также мнений, какой тип алкоголя предпочтительнее во время беременности. По данным предыдущих исследований в рамках нашего проекта было выявлено существующее среди женщин устойчивое мнение о допустимости и даже о пользе употребления красного сухого вина [8]. Такого мнения придерживаются не только женщины, но и значительная часть врачей-гинекологов. Для выявления представлений о допустимости употребления алкоголя беременной женщиной участниц попросили высказать свое мнение по поводу ряда представлений о возможности употребления алкоголя во время беременности, а также попросили оценить степень вредности и полезности для плода различных типов спиртных напитков (крепкие алкогольные напитки, пиво, вино, некачественные, любые).

Данные исследования свидетельствуют о том, что обе экспериментальные брошюры оказали определенное влияние на представления женщин о возможности употребления алкоголя. В табл. 1 представлены результаты исследования мнения женщин о допустимости употребления алкоголя во время беременности до и после предъявления информационных материалов.

Как видно из данных таблицы, информационные материалы вызвали в обеих экспериментальных группах значимые изменения в представлениях о том, может ли беременная женщина иногда употреблять небольшие дозы алкоголя. Этого мнения придерживались при первом обследовании в первой экспериментальной группе — 50,7%, во второй — 53,6% («Согласна» и «Совершенно согласна») и в контрольной группе 40% респондентов. После ознакомления с информационными материалами при повторном обследовании резко возросло количество ответов «Не согласна» и «Совершенно не согласна» в экспериментальных группах: 70,5% в первой экспериментальной, 60,8% — во второй, в контрольной же группе такой динамики не наблюдается. Исходя из этих данных, можем говорить, что для изменения представлений в отношении употребления алкоголя «положительная» брошюра более эффективна.

Что же касается изменения мнения касательно употребления красного вина, результаты проведенного исследования показали, что после ознакомления с разработанными информационными материалами процент женщин, считающих, что красное вино может быть вредным для плода («вредно» и «очень вредно»), составил в первой экспериментальной группе — 80,3% (до ознакомления — 49,3%), во второй экспериментальной группе — 73,9% (40,6%), в контрольной группе соответственно 70% (62,9%). Резко снизилось число женщин, считающих полезным употребление красного

вина: с 23,9% до 5,6 % в первой группе, с 24,6% до 7,2% во второй группе, в контрольной группе после предъявления брошюры процент женщин, считающих употребление красного вина полезным, составил 11,4%. Относительно алкоголя в целом (любых алкогольных напитков) участники стали тяготеть к более строгим оценкам — употребление любого алкоголя «очень вредно».

Таблица 1. Динамика представлений о допустимости употребления алкоголя во время беременности

Утверждение «Беременная женщина может Первое обследование Второе обследование

иногда немного выпить» Валидный процент Валидный процент

Не знаю 1,4

Совершенно не согласна 9,9 25,4

«Положительная брошюра» Не согласна Трудно определить Согласна Совершенно согласна 19,7 18,3 50,7 45,1 11,3 16,9 1,4

Итого 100 100

Совершенно не согласна 18,8 24,6

Не согласна 15,9 36,2

«Отрицательная Трудно определить 11,6 18,8

брошюра» Согласна Совершенно согласна 52,2 1,4 20,3

Итого 100 100

Совершенно не согласна 14,3 17,1

«Нейтральная брошюра» Не согласна Трудно определить Согласна 27,1 18,6 40,0 31,4 24,3 27,1

Итого 100 100

Полученные результаты свидетельствуют о влиянии и убедительности разработанных информационных материалов на формирование мнения о недопустимости употребления алкоголя во время беременности, в том числе и красного вина.

Одной из основных задач исследования являлась оценка готовности изменить свое поведение после предоставления информации о последствиях употребления алкоголя. При повторной встрече женщинам предлагалось оценить степень своей готовности отказаться от алкоголя, если они узнают, что беременны (табл. 2).

Как видно из табл. 2, «негативная» брошюра оказывает несколько более выраженное влияние на решение женщин не употреблять алкоголь во время беременности («Согласна» и «Совершенно согласна») — 59,4%; в группе ознакомившихся с «позитивной» брошюрой — 46,5%, в контрольной группе — 37,1%.

Знакомство с разработанными информационными материалами увеличило число женщин, считающих недопустимым употребление алкоголя во время беременности ни при каких обстоятельствах. В группе женщин, получивших «позитивные» брошюры, — на 21,2%, в группе женщин, получивших «негативные» брошюры, — на 39,2%. Эти данные подтверждают данные исследований Дж. Хэйла и Дж. Дилларда, в которых выявили, что обращения к страху, предоставление пугающей информации является более успешной тактикой, влияющей на эффективность запоминания и изменение установок в отношении здоровья [9].

Таблица 2. Оценка готовности женщин изменить свое алкогольное поведение во время

беременности

«Брошюра повлияла на мое решение употреблять/не употреблять алкоголь во время беременности» «Положительная брошюра» «Отрицательная брошюра» «Нейтральная брошюра»

Не применимо 8,5 8,7 11,4

Совершенно не согласна 4,2 1,4 1,4

Не согласна 23,9 17,4 34,3

Трудно определить 16,9 13 15,7

Согласна 31 40,6 30

Совершенно согласна 15,5 18,8 7,1

Итого 100 100 100

После обработки результатов было выявлено расхождение между принятием жестких предписывающих установок («беременная женщина должна полностью воздерживаться от употребления алкоголя») и намерениями в отношении собственного поведения («я откажусь от употребления алкоголя, если забеременею»). Предписывающую установку поддерживают 58% женщин, а имеют намерения отказаться от употребления алкоголя или уже сделали это в случае беременности 82% участниц. В целом, большинство респондентов готовы отказаться от употребления алкоголя, если будут планировать беременность, беременны или не будут использовать контрацепцию.

Дальнейший анализ результатов исследования показал, что респонденты, получившие «негативные» брошюры, стали жестче придерживаться позиции, что употребление алкоголя будет вредно в любые сроки беременности; респонденты контрольной и позитивной групп менее категоричны и имеют больший разброс в ответах.

Выявлено, что разработанные информационные материалы привели к снижению количества и частоты употребления алкоголя женщинами (рис. 1). Респонденты из группы с «положительной» брошюрой снизили разовую дозу1 употребления алкоголя за день (со среднего значения 2,13 при первом обследовании до 1,71 дозы при втором обследовании). В других группах изменения в числе доз различаются незначимо. Эти данные свидетельствуют о серьезном снижении разового употребления алкоголя под влиянием информационных материалов.

При этом следует подчеркнуть, что результаты второго исследования включают отчет об употреблении алкоголя в течение двух месяцев до предъявления материалов и одного месяца — после. Анализ употребления алкоголя в течение месяца после предъявления материалов на основании ведения календаря употребления алкоголя показал, что среднее разовое употребление алкоголя снизилось до 0,83 дозы.

Подводя итог исследованию, для которого были разработаны три типа брошюр с разной подачей информации и опросники для выявления эффективности их влияния на установки и поведение в отношении употребления алкоголя во время беременности, можно сделать следующие выводы. Результаты исследования показали действенность разработанных материалов: увеличилось информированность участниц о ФАС,

1 Одна доза алкоголя — универсальное понятие меры алкоголя в здравоохранении. Одна доза определена примерно как: 350 мл пива (5% об.), 250 мл джин-тоника (7% об.), 150 мл сухого вина (12% об.), 100 мл крепленого вина (18% об.), 45 мл коньяка или водки (40% об.).

Рис. 1. Динамика употребления доз алкоголя в среднем за день за последние 3 месяца

снизились количество и частота употребления алкоголя, также у участниц повысилась степень готовности отказаться от употребления алкоголя во время беременности или ее планирования. При этом следует отметить, что в отношении информированности о ФАС «позитивная» брошюра лучше влияет на точность запоминания и воспроизведения информации (высокий процент правильных ответов о влиянии алкоголя на плод), более убедительна при формировании мнения о недопустимости употребления алкоголя женщинами во время беременности. «Положительная» брошюра также повлияла на частоту и количество разового употребления алкоголя (снизилось среднее количество доз за один раз), таким образом «положительная» брошюра имеет более эффективное воздействие на реальное алкогольное поведение и намерение отказаться от употребления алкоголя. «Негативная» брошюра оказала большее влияние на формирование установки на воздержание от употребления алкоголя во время беременности, а также на формирование более жесткой позиции о недопустимости употребления алкоголя во время беременности ни при каких обстоятельствах.

Следует отметить, что в контрольной группе повторный опрос выявил также довольно высокий процент правильных ответов в отношении влияния алкоголя на плод. Это может свидетельствовать о том, что само по себе участие в исследовании вызвало интерес у участниц контрольной группы к данной проблеме, и они самостоятельно искали ответы в других источниках.

Литература

1. Abel E. L. Fetal alcohol syndrome in families // Neurotoxicology and Teratology, 1988. Vol. 10, Issue 1, January-February 1988, P. 1-2.

2. Robinson L. K., Jones K. L., Marintcheva G., Matveeva A., Riley E. P. Physician screenings of FAS in Moscow, Russia // Paper presented at Research Society on Alcoholism, Montreal, Canada. 2001.

3. Пальчик А. Б., Федорова Л. А., Легонькова С. В. Фетальный алкогольный синдром: метод. рекомендации, СПб.: Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, 2006. 24 с.

4. Balachova T., Bonner B., Chaffin M., Bard D., Isurina G., Tsvetkova L., Volkova E. Women's alcohol consumption and risk for alcohol-exposed pregnancies in Russia // Addiction. 2012. № 107(1). Р. 109-117.

5. Балашова Т. Н., Волкова Е. Н., Исурина Г.Л., Пальчик А. Б., Цветкова Л. А., Шапкайц В. А. Фетальный алкогольный синдром // Брошюра. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2012. 51 с.

6. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме». 2004. 432 с.

7. Хомская Е. Д., Бытова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 6-67.

8. Исурина Г.Л., Печенежская М. С., Регентова А. Ю. и группа профилактики ФАС в России. Профилактика алкогольного синдрома плода: изучение установок в отношении употребления алкоголя во время беременности // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство. Материалы научного симпозиума. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 38-40.

9. Hale J. L., Dillard J. P. Fear appeals in health promotion campaigns: Too much, too little, or just right? // E. Maibach, R. L. Parrott ^ds). Designing health messages: Approaches from communication theory and public health practice. Thousand Oaks, CA, Ch.4, 1995. P. 65-80.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.